Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация дополнительного обслуживания покупателей




Важным направлением повышения культуры торговли и экономии времени населения яв­ляется расширение и совершенствование допол­нительных торговых услуг. Они положительно влияют на удовлетворение спроса населения, способствуют увеличению розничного товаро­оборота магазинов, нагрузки на единицу торго­вой площади, повышению культуры торговли, экономят время покупателей.

По степени значимости дополнительные тор­говые услуги, оказываемые в продовольствен­ных магазинах, классифицируются на основные и вспомогательные.

Основные услуги непосредственно связаны с покупкой товаров. К ним относятся организа­ция зон обслуживания инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, уголков информации для покупателей, консультаций по вопросам, связанным с покупкой товаров, ока­занием помощи покупателям в совершении по­купки (размол кофе по желанию покупателей и др.).

Вспомогательные услуги направлены на куль­турно-бытовое обслуживание покупателей, на­пример, устройство вблизи магазина стоянок для мотоциклов, велосипедов, крытых площа­док для детских колясок.

Предоставляемые покупателям торговые ус­луги могут быть платными и бесплатными. К бесплатным услугам относятся организация покупательских конференций, выставок-продаж новых товаров, выездная торговля в места про­ведения сельскохозяйственных работ, различ­ные консультации в магазине. Затраты на ока­зание таких видов услуг несут торговые пред­приятия.

Некоторые торговые услуги являются платны­ми. Они предоставляются покупателям по ут­вержденным в установленном порядке, прейску­рантам. Платными в большинстве случаев явля­ются услуги, связанные с организацией торгов­ли по предварительным заказам, зарядка сифо­нов, комплектация и продажа подарочных набо­ров по заказам покупателей.

При организации дополнительных торговых услуг следует учитывать, что виды применяе­мых услуг зависят от конкретных условий ра­боты торгового предприятия, его месторасполо­жения, размера, структуры ассортимента реа­лизуемых товаров.

Наиболее полный комплекс торговых услуг должен предоставляться покупателям в продо­вольственных магазинах, расположенных в рай­онных и кустовых центрах.

Перечень рекомендуемых дополнительных услуг, предоставляемых покупателям в продо­вольственных магазинах с различной торговой площадью, дан в табл. 5.

 

Таблица 5

Виды дополнительных торговых услуг Торговая площадь магазина, м2
до 70 70-100 100-150 150-250
         
Организация столов заказов и отделов в магазинах по при­ему и выполнению заказов на­селения - - + +
Комплектование и продажа наборов продуктов к юбилей­ным датам, семейным торже­ствам и праздникам + + + +
Выездная торговля (вода, квас, кондитерские изделия, штуч­ные товары и др.) в места проведения сельскохозяйствен­ных работ + + + +
Организация консультаций по­купателей специалистами дие­тологами, товароведами, кули­нарами и др. - - + +
Организация зон обслужива­ния инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и труда + + + +
Организация приемки пунктов стеклопосуды - - + +
Организация приема стеклопо­суды в магазинах + + + +
Организация зоны продажи прохладительных напитков, чая, кофе, закусочных блюд и бутербродов - - + +
Организация пунктов зарядки сифонов при магазине - - + +
Проведение покупательских конференций и выставок-про­даж новых видов продоволь­ственных товаров - - - +
Организация уголков инфор­мации для покупателей + + + +
Консультация покупателей по вопросам выбора и потребле­ния продуктов, их взаимозаме­няемости и питательных свой­ствах + + + +
Размол кофе по желанию покупателей - + + +
Организация мест упаковки товаров, купленных в магазине + + + +
Устройство вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мо­тоциклов, автомашин, крытых площадок для детских коля­сок + + + +

 

Приведенный перечень дополнительных услуг уточняется с учетом особенностей работы кон­кретного магазина и утверждается вышестоя­щей организацией, после чего становится обя­зательным для данного торгового предприя­тия.

Одной из разновидностей дополнительных услуг является торговля по предварительным заказам. Этот вид услуг применяется в целях создания наибольших удобств для покупателей и сокращения затрат времени на приобретение покупки.

Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам осуществляется через столы заказов или специализированные отделы при продовольственных магазинах как городского, так и районного значения. При этом на видном месте помещаются выписка из правил торговли продовольственными товарами по предварительным заказам, объявление об оказываемых дополнительных услугах, тарифы на эти услуги, перечень имеющихся товаров и прейскурант цен на них.

Прием предварительных заказов от населения производится в часы, установленные администрацией, на все товары, имеющиеся в продаже в момент оформления заказа. Товары в заказах и наборах продаются с соблюдение норм отпуска на одного покупателя.

Заказы на продовольственные товары, принятые от покупателей в магазине (отделе), выполняются в тот же день, в часы, согласованные с заказчиком. При приеме заказов следует учесть пожелания заказчика: нарезка товара или отпуск его куском, упаковка в специальную тару и т. д.

Учет заказов, выполняемых магазином (отделом), производится в специальном журнале регистрации поступаемых заказов, одновременно ежедневно составляется реестр на выполненные заказы.

Наряду с приемкой предварительных индивидуальных заказов осуществляется также прием коллективных заказов от работающих на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, на местах проведения сельскохозяйственных работ. Прием заказов с последующей их доставкой по месту работы покупателей может производиться работниками магазина (отдела) а также через уполномоченных профсоюзных организаций.

Заказы, приуроченные к проведению семейных торжеств (свадеб, юбилеев и др.), принимаются не позднее, чем за два дня до их выполнения.

Одной из важных услуг, предоставляемых в продовольственных магазинах, является организация зон обслуживания инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда.

При этом следует учитывать степень загруженности отдела, обслуживающего инвалидов, ветеранов войны и труда и в случае необходимости направлять туда одного из работников этого магазина. Указанные зоны должны быть обеспечены всей необходимой информацией, для чего на видном месте помещаются объявления «Здесь производится обслуживание инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и труда» и правила обслуживания.

Важное значение в улучшении обслуживания покупателей имеет организация торговли прохладительными напитками, кофе, чаем, бутербродами, пирожками, пирожными, изделия собственного производства предприятий общественного питания. Эффективность такого вида услуг зависит от размера магазина, структуры ассортимента реализуемых товаров. Эти зоны наиболее целесообразно организовывать в продовольственных магазинах с торговой площадью 250 м2 и более. При этом рекомендуется площади для этих зон отводить в стороне движения основных потоков покупателей с целью предупреждения образования встречных потоков.

При необходимости рекомендуется оборудо­вать зоны холодильным прилавком, шкафом, стаканомойкой, а также оборудованием для приготовления кофе, чая и других напитков. В месте расположения зоны по продаже про­хладительных напитков, кофе, чая и других то­варов устанавливаются столики для обслужи­вания посетителей.

Организация приема стеклянной тары от на­селения является одной из наиболее важных услуг. Прием посуды осуществляется путем организации стационарных приемных пунктов и непосредственно в магазинах. Расчет площа­дей для приема стеклотары определяется с уче­том постановления Правления Центросоюза от 17.04.79 г. № 78, п. 2 «О примерных норма­тивах площадей для приема стеклянной тары от населения». Основными показателями для определения площади приема стеклопосуды являются тип населенного пункта, численность обслуживаемого населения и годовой товаро­оборот на душу населения по продовольствен­ным товарам.

Примерные нормы площади приема стеклян­ной тары для различных населенных пунктов даны в табл. 6.

Наиболее эффективной формой организации приема стеклянной тары от населения является создание стационарных приемных пунктов. Учи­тывая необходимость обеспечения рентабельности их работы, эти пункты целесообразно соз­давать в населенных пунктах, где потребность в площадях для приема стеклотары составляет более 50 м2. При этом они должны размещать­ся на пути движения основных потоков населе­ния в отдельно стоящих помещениях или сов­мещаться со зданиями продовольственных ма­газинов.

Приемные пункты обязаны принимать от на­селения всю без исключения стеклотару, имею­щую залоговую стоимость. Они должны быть обеспечены необходимой информацией, вклю­чающей прейскуранты цен на стеклопосуду, реквизиты вышестоящих торговых организа­ций.

Для создания удобств населению и работни­кам приемных пунктов в процессе сдачи-приема стеклотары рекомендуется организовать само­обслуживание с применением тары-оборудова­ния.

Сдатчик укладывает принесенную посуду на тележку и подвозит ее к узлу расчета, где ра­ботник приемного пункта производит подсчет стоимости и оплату стеклопосуды. По желанию сдатчика стоимость посуды может возмещаться имеющимися в продаже товарами. После расче­та сдатчик подвозит и выкладывает стеклопо­суду в тару-оборудование в соответствии с об­разцами, размещенными на видном месте.

Таблица 6

Товарооборот на душу населения по продовольственным товарам за год, руб. Площадь приема стеклотары для населенных пунктов различных типоразмеров, м2
для райцентров с числом жителей 10 тыс. человек для кустовых центров с числом жителей 3 тыс. человек для рядовых сел с числом жителей 1 тыс. человек
по нормативам на 1000 жителей расчетная площадь по нормативам на 1000 жителей расчетная площадь по нормативам на 1000 жителей расчетная площадь
до 150 - -        
151-200 - -        
201-300            
301-400            
401-500            
501-600            
свыше 600            

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...