Организация дополнительного обслуживания покупателей
Важным направлением повышения культуры торговли и экономии времени населения является расширение и совершенствование дополнительных торговых услуг. Они положительно влияют на удовлетворение спроса населения, способствуют увеличению розничного товарооборота магазинов, нагрузки на единицу торговой площади, повышению культуры торговли, экономят время покупателей. По степени значимости дополнительные торговые услуги, оказываемые в продовольственных магазинах, классифицируются на основные и вспомогательные. Основные услуги непосредственно связаны с покупкой товаров. К ним относятся организация зон обслуживания инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, уголков информации для покупателей, консультаций по вопросам, связанным с покупкой товаров, оказанием помощи покупателям в совершении покупки (размол кофе по желанию покупателей и др.). Вспомогательные услуги направлены на культурно-бытовое обслуживание покупателей, например, устройство вблизи магазина стоянок для мотоциклов, велосипедов, крытых площадок для детских колясок. Предоставляемые покупателям торговые услуги могут быть платными и бесплатными. К бесплатным услугам относятся организация покупательских конференций, выставок-продаж новых товаров, выездная торговля в места проведения сельскохозяйственных работ, различные консультации в магазине. Затраты на оказание таких видов услуг несут торговые предприятия. Некоторые торговые услуги являются платными. Они предоставляются покупателям по утвержденным в установленном порядке, прейскурантам. Платными в большинстве случаев являются услуги, связанные с организацией торговли по предварительным заказам, зарядка сифонов, комплектация и продажа подарочных наборов по заказам покупателей.
При организации дополнительных торговых услуг следует учитывать, что виды применяемых услуг зависят от конкретных условий работы торгового предприятия, его месторасположения, размера, структуры ассортимента реализуемых товаров. Наиболее полный комплекс торговых услуг должен предоставляться покупателям в продовольственных магазинах, расположенных в районных и кустовых центрах. Перечень рекомендуемых дополнительных услуг, предоставляемых покупателям в продовольственных магазинах с различной торговой площадью, дан в табл. 5.
Таблица 5
Приведенный перечень дополнительных услуг уточняется с учетом особенностей работы конкретного магазина и утверждается вышестоящей организацией, после чего становится обязательным для данного торгового предприятия. Одной из разновидностей дополнительных услуг является торговля по предварительным заказам. Этот вид услуг применяется в целях создания наибольших удобств для покупателей и сокращения затрат времени на приобретение покупки. Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам осуществляется через столы заказов или специализированные отделы при продовольственных магазинах как городского, так и районного значения. При этом на видном месте помещаются выписка из правил торговли продовольственными товарами по предварительным заказам, объявление об оказываемых дополнительных услугах, тарифы на эти услуги, перечень имеющихся товаров и прейскурант цен на них. Прием предварительных заказов от населения производится в часы, установленные администрацией, на все товары, имеющиеся в продаже в момент оформления заказа. Товары в заказах и наборах продаются с соблюдение норм отпуска на одного покупателя. Заказы на продовольственные товары, принятые от покупателей в магазине (отделе), выполняются в тот же день, в часы, согласованные с заказчиком. При приеме заказов следует учесть пожелания заказчика: нарезка товара или отпуск его куском, упаковка в специальную тару и т. д. Учет заказов, выполняемых магазином (отделом), производится в специальном журнале регистрации поступаемых заказов, одновременно ежедневно составляется реестр на выполненные заказы. Наряду с приемкой предварительных индивидуальных заказов осуществляется также прием коллективных заказов от работающих на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, на местах проведения сельскохозяйственных работ. Прием заказов с последующей их доставкой по месту работы покупателей может производиться работниками магазина (отдела) а также через уполномоченных профсоюзных организаций.
Заказы, приуроченные к проведению семейных торжеств (свадеб, юбилеев и др.), принимаются не позднее, чем за два дня до их выполнения. Одной из важных услуг, предоставляемых в продовольственных магазинах, является организация зон обслуживания инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда. При этом следует учитывать степень загруженности отдела, обслуживающего инвалидов, ветеранов войны и труда и в случае необходимости направлять туда одного из работников этого магазина. Указанные зоны должны быть обеспечены всей необходимой информацией, для чего на видном месте помещаются объявления «Здесь производится обслуживание инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и труда» и правила обслуживания. Важное значение в улучшении обслуживания покупателей имеет организация торговли прохладительными напитками, кофе, чаем, бутербродами, пирожками, пирожными, изделия собственного производства предприятий общественного питания. Эффективность такого вида услуг зависит от размера магазина, структуры ассортимента реализуемых товаров. Эти зоны наиболее целесообразно организовывать в продовольственных магазинах с торговой площадью 250 м2 и более. При этом рекомендуется площади для этих зон отводить в стороне движения основных потоков покупателей с целью предупреждения образования встречных потоков. При необходимости рекомендуется оборудовать зоны холодильным прилавком, шкафом, стаканомойкой, а также оборудованием для приготовления кофе, чая и других напитков. В месте расположения зоны по продаже прохладительных напитков, кофе, чая и других товаров устанавливаются столики для обслуживания посетителей. Организация приема стеклянной тары от населения является одной из наиболее важных услуг. Прием посуды осуществляется путем организации стационарных приемных пунктов и непосредственно в магазинах. Расчет площадей для приема стеклотары определяется с учетом постановления Правления Центросоюза от 17.04.79 г. № 78, п. 2 «О примерных нормативах площадей для приема стеклянной тары от населения». Основными показателями для определения площади приема стеклопосуды являются тип населенного пункта, численность обслуживаемого населения и годовой товарооборот на душу населения по продовольственным товарам.
Примерные нормы площади приема стеклянной тары для различных населенных пунктов даны в табл. 6. Наиболее эффективной формой организации приема стеклянной тары от населения является создание стационарных приемных пунктов. Учитывая необходимость обеспечения рентабельности их работы, эти пункты целесообразно создавать в населенных пунктах, где потребность в площадях для приема стеклотары составляет более 50 м2. При этом они должны размещаться на пути движения основных потоков населения в отдельно стоящих помещениях или совмещаться со зданиями продовольственных магазинов. Приемные пункты обязаны принимать от населения всю без исключения стеклотару, имеющую залоговую стоимость. Они должны быть обеспечены необходимой информацией, включающей прейскуранты цен на стеклопосуду, реквизиты вышестоящих торговых организаций. Для создания удобств населению и работникам приемных пунктов в процессе сдачи-приема стеклотары рекомендуется организовать самообслуживание с применением тары-оборудования. Сдатчик укладывает принесенную посуду на тележку и подвозит ее к узлу расчета, где работник приемного пункта производит подсчет стоимости и оплату стеклопосуды. По желанию сдатчика стоимость посуды может возмещаться имеющимися в продаже товарами. После расчета сдатчик подвозит и выкладывает стеклопосуду в тару-оборудование в соответствии с образцами, размещенными на видном месте. Таблица 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|