Рекламно-информационное оформление магазина
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Одним из средств, способствующих повышению культуры обслуживания населения, является правильно организованная реклама и информация. При разработке проекта рекламного оформления магазина необходимо ознакомиться с расположением здания, его архитектурно-строительными особенностями, технологической планировкой торгового зала, организацией торгового процесса. Приступая к работе по комплексному рекламному оформлению магазина, необходимо придерживаться принципов типового для кооперативных предприятий стиля рекламного оформления. Внешняя информация торгового предприятия, как правило, включает вывеску, состоящую из названия магазина, отвечающего типу предприятия («Продукты»), фирменного знака «кооп», а также указателя времени работы магазина. Художнику-проектанту на практике чаще всего приходится иметь дело с готовыми фасадами, которые не всегда выполнены на должном уровне. И все же художник путем графического оформления, использования шрифта, цвета, света и т. д. в состоянии изменить порой непривлекательное общее впечатление от фасада. Выбор гарнитуры шрифта, его читаемость зависят от ряда факторов: формы, величины и типа шрифта, расположения его на плоскости и в пространстве, контраста красок, условий освещения, возможного движения. В общем и целом от графически оформленной надписи на вывеске требуется, чтобы ее исполнение имело опрятный вид и чтобы она — в соответствии с использованным материалом — была не блеклой, не разрушенной и просто покрашенной и т. д. и, наконец, чтобы она была технически исправной. Предложенное в данных рекомендациях решение вывески для магазинов по торговле продовольственными товарами состоит из отдельных коробов, на которые наносится изображение фирменного знака и букв. Размер короба — 500x500 мм.
Он изготавливается из металлического каркаса, на котором укреплена крышка из белого полистирола с наклеенной буквой красного цвета. Для изготовления букв применяется материал АСТ-Т. Металлические короба окрашиваются нитроэмалевыми красками (ГОСТ 663174). Короба вывески крепятся на фасаде зданий магазинов при помощи костылей, изготовленных из прута 8 мм (рис. 8—9). Переход предприятий розничной торговли на преимущественное использование тары-оборудования предъявляет определенные требования к разработке технологических решений и диктует новые подходы к рекламно-информационному оформлению интерьеров магазина. Ориентация покупателей в магазине в первую очередь осуществляется с помощью рациональной расстановки тары-оборудования, торговой мебели и других видов оборудования, а затем – средствами внутримагазинной информации. С помощью этих средств необходимо акцентировать внимание покупателей на обозначении зон расположения различных ассортиментных групп, на расчетно-кассовую зону, зону «входа- выхода». Технология доставки и продажи товаров в таре-оборудовании приводит иногда к изменению его месторасположения в торговом зале, а это в свою очередь, затрудняет решение внутримагазинной информации. Поэтому уже на стадии разработки технологической планировки следует четко определить зоны, отводимые под ту или иную товарную группу. Внутри же этой зоны тара-оборудование с различными видами товаров может менять свое месторасположение. Такой подход значительно облегчает решение средств информации и размещение их в торговом зале. Элементы рекламы и информации могут располагаться по периметру торгового зала вдоль линии размещения тары-оборудования. Над островным оборудованием информационные элементы располагаются перпендикулярно линиям, а отдельные элементы крепятся также и вдоль линий (рис. 10—11).
В магазинах по торговле продовольственными товарами в основу рекламно-информационного оформления закладывается принцип пропорционального соотношения ее элементов с размерами торгового оборудования и тарой-оборудованием. Общим модулем для всех элементов информации является квадрат с размером сторон 300X300 мм. Каждый последующий модуль составляется из исходной модульной величины путем многократного ее повторения и соответствует плоскостям с соотношением сторон 1:1, 1:2, 1:3, 2:4, 1:5, 1:6. В модульный ряд введен дополнительный модуль с соотношением сторон 1:0,5, рассчитанный на расширение возможностей решения графической информации. Каждому модулю присвоен шифр, состоящий из трехзначной цифры (рис. 12). На основе модулей базируются основные средства внутримагазинной информации: указатели групп товаров, пиктограммы, ценники, ценники-плакаты (рис. 13—15). Все элементы информации подвесные. Это дает возможность беспрепятственно передвигать тару-оборудование в торговом зале. Планшеты указателей групп товаров и пиктограмм подвешиваются к металлической трубке, которая опущена с потолка на двух прутах (рис. 16). Планшеты изготавливаются из древесно-волокнистой плиты (ДВП). Для прочности и достижения гладкости сторон достаточно склеить между собой два листа ДВП. Изображения на планшеты наносятся масляными или типографскими красками по шаблонам или способом шелкографии. Планшеты имеют ряд отверстий с шагом 180 мм для подвески ценников с помощью S-образного крючка (рис. 17). Важную роль в оформлении торгового зала играют ценники и ценники-плакаты. С их помощью можно выделить отдельные товары, товары-новинки или те, которые способствуют рациональному питанию населения. Для указания цены на товары, находящиеся в таре-оборудовании, используются ценники, графическое решение которых предусматривает возможность нанесения цены товаров мелом и при необходимости быстро изменять ее. Размеры ценников — 300X150 мм. Для рекламирования товаров и информации о новых товарах применяются рекламно-информационные плакаты размером 300X300 мм. Они предназначены для акцентирования внимания покупателей на отдельных товарах, имеющихся в продаже.
Содержанию информации в ценниках-плакатах целесообразно придавать рекламный характер. При составлении рекламного текста или аннотации, которая размещается на них, необходимо всю информацию о товаре расчленить на факты, выявить отличительные черты данного товара, например, потребительские (продукты с содержанием повышенного количества витаминов, продукты, не требующие тепловой обработки и др.). Только после этого необходимо приступить к составлению текста и сделать так, чтобы покупатель воспринял все свойства товаров в отдельности и все вместе, как единое целое. Изготовление ценников, рекламно-информационных плакатов, их цветовое решение идентично художественно-конструктивному решению основных информационных элементов (шрифтовые наименования групп товаров, знаковая информация, пиктограммы). На рис. 18—19 приведены графические символы и гарнитура шрифта, которые рекомендуется использовать для изготовления знаковой и текстовой информации.
Рис. 8. Общий вид фасада магазина
Рис. 9. Оформление вывески для магазина «Продукты»
* - пиктограммы 82,83 смотреть по каталогу «Графические рекламные символы групп товаров». Москва, 1979 г. х – места крепления подвесных элементов
Рис. 10. План-схема и вид сверху размещения средств рекламы и информации в торговом зале
Рис. 11. Фрагмент интерьера магазина
Рис. 12. Модульная система элементов информации
Рис. 13. Графическое решение элементов информации
Рис. 14. Графическое решение элементов информации
Рис. 15. Фрамент информационных линий
Рис. 16. Конструкции крепления подвесных информационных элементов
Рис. 17. Схема расположения отверстий на планшетах
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Одним из основных направлений повышения эффективности работы продовольственных магазинов является рациональная организация труда продавцов, контролеров-кассиров и других работников. Высокий уровень организации труда позволяет повысить его производительность, улучшить использование торговых площадей и оборудования, сократить затраты времени населения на покупку товаров, повысить культуру обслуживания населения и создать благоприятные условия труда для работников торговых предприятий.
Основные мероприятия по совершенствованию организации труда в продовольственных магазинах разрабатываются по следующим направлениям: — совершенствование форм разделения и кооперации труда; — нормализация численности работников и структуры штатов; — улучшение организации и обслуживания зон приложения труда; — улучшение условий труда. При выборе форм разделения и кооперации труда следует учитывать торговую площадь, взаимосвязь и очередность операций технологического процесса, приемы и методы выполнения отдельных видов работ, численность работников магазина и уровень их квалификации. В продовольственных магазинах применяется функциональное, технологическое и квалификационное разделение труда. В зависимости от характера выполняемых функций весь персонал магазина разделяется па функциональные группы: основные работники (продавцы, контролеры, кассиры и контролеры-кассиры), административно-управленческие работники (директор, заведующий, зам. директора, зав. отделом) и вспомогательные работники (рабочие, грузчики, уборщики). При разработке и совершенствовании форм разделения труда необходимо установить рациональное соотношение в численности функциональных групп и подгрупп работников. При разделении труда по технологическому признаку производится специализация работников по выполнению торгово-технологического процесса: продавцы зала самообслуживания, консультирующие покупателей; продавцы зон индивидуального обслуживания покупателей, контролеры-кассиры. Квалификационное разделение труда существует внутри каждой из функциональных групп и предполагает распределение работников в соответствии с их квалификацией, например, старшие продавцы, младшие продавцы. Оптимальные соотношения между работниками различных функциональных групп и квалификаций дают возможность увеличить товарооборот в однотипных магазинах, способствуют росту производительности труда и нагрузки на единицу торговой площади.
Рис. 18. Графические символы продовольственной группы товаров
Рис. 19. Рекомендуемая гарнитура шрифта
Примерные экономические показатели работы продовольственных магазинов различных торговых площадей при полуторасменном режиме работы магазина без выходного дня приведены в табл. 7.
Таблица 7
Численность работников продовольственных магазинов с различной торговой площадью устанавливается на основании постановления Правления Центросоюза от 28 июня 1977 г. № 119, п. 2 «Об утверждении типовых нормативов численности работников магазинов по торговле продовольственными товарами, хлебом и хлебобулочными изделиями». При этом учитываются объем розничного товарооборота, размер торговой площади и режим работы магазина. Данные о численности работников продовольственных магазинов с полуторасменным режимом работы различной торговой площади приведены в табл. 8. Таблица 8
Рациональная структура штатов позволяет определить круг обязанностей каждого работника, установить объем работ, обеспечивающих равномерную загрузку в течение рабочего дня. Важное значение в работе продовольственных магазинов имеет правильное соотношение числа работников различной квалификации. Количество продавцов в зависимости от размеров торговой площади магазинов дано в табл. 9 в %. Таблица 9
Критерием рациональности выбора форм разделения труда в продовольственных магазинах является удельный вес затрат рабочего времени на основную работу в общих трудозатратах. Опыт показывает, что основное рабочее время должно быть на 30—35% больше, чем вспомогательное. Только в этом случае повышается производительность труда и культура обслуживания покупателей. В табл. 10 приведена сравнительная структура затрат рабочего времени основных категорий работников продовольственных магазинов на выполнение отдельных операций до внедрения тары-оборудования (в % к фонду рабочего времени). Разделение труда в продовольственных магазинах предусматривает взаимосвязь и согласованность действий работников в торговом процессе, т. е. кооперацию труда. Рациональная кооперация труда должна обеспечивать непрерывность торгово-технологического процесса, сокращение затрат времени покупателей на формирование и приобретение покупок, наиболее эффективное использование рабочего времени на основе обеспечения наибольшей согласованности действий работников, выполняющих различные процессы и операции торгово-технологического процесса. Такой формой кооперации является бригадная организация труда с коллективной материальной ответственностью. При этом следует учитывать, что бригадная форма организации труда более эффективна в тех торговых предприятиях, где по условиям работы плановое задание не может быть расчленено на отдельные технологические элементы и распределено между исполнителями. Наиболее прогрессивной формой кооперации труда в продовольственных магазинах является комплексная бригада, состоящая из кассиров, контролеров-кассиров, продавцов зон самообслуживания, продавцов зон индивидуального обслуживания и вспомогательного персонала. Бригадиром такой комплексной бригады может являться заведующий магазином. Численность бригад в каждом конкретном случае устанавливается правлениями кооперативных организаций, количество бригад определяется с учетом площади торгового зала, размещения товарных групп и направления движения товаров с момента их поступления до реализации. При формировании бригад материально ответственных лиц в магазине следует руководствоваться постановлением Правления Центросоюза № 341 от 12 ноября 1981 года «О постановлении Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 14 сентября 1981 г. № 259/16-59 «Об утверждении перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий ее применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности». В последнее время в крупных магазинах получила распространение бригадная материальная ответственность ограниченного круга лиц. В состав бригады включаются заведующие отделами, ст. продавцы и контролеры-кассиры, связанные с приемом товаров, подачей их в торговый зал, составлением товарно-денежных отчетов, расчетами с покупателями. Остальные продавцы в состав бригады не включаются и с ними не заключается договор о материальной ответственности. Положительной стороной этого варианта бригадной организации труда является освобождение части продавцов от материальной ответственности, что дает возможность остальным работникам торгового зала уделять больше времени и внимания покупателям, более качественно осуществлять торгово-технологический процесс. При комплектовании бригад материально ответственных лиц должен соблюдаться принцип добровольности и взаимного доверия. Взаимная обязанность сторон оформляется договором, который составляется в двух экземплярах за подписью администрации и всех членов бригады. Рекомендуемая численность бригад материально ответственных лиц для магазинов по торговле продовольственными товарами с полуторасменным режимом работы в зависимости от размеров торговой площади и объема товарооборота (без выходных дней) дана в табл. 12. Таблица 12
Наряду с бригадной применяется также индивидуальная форма материальной ответственности, которая основана на договоре, заключенном с администрацией одним работником. Эта форма материальной ответственности рекомендуется для продавцов зон индивидуального обслуживания покупателей. На эффективность работы продовольственных магазинов существенное влияние оказывает улучшение организации зон приложения труда. Зоны приложения труда должны быть закреплены за конкретными работниками, в торговых залах необходимо четко определить места расположения товарных групп и узлов расчета. Размеры зон приложения труда необходимо устанавливать с учетом частоты покупок, объема товарооборота и особенностей реализуемых товаров. Такими зонами являются: узел расчета; площадь, отведенная для реализации кулинарных, гастрономических товаров и сельхозпродуктов; зоны самообслуживания, где выложены хлебобулочные, кондитерские, бакалейные товары, консервация, фрукты, овощи, безалкогольные напитки и сопутствующие товары (см. рис. 4). Важное значение для организации зоны приложения труда имеет протяженность выставочного оборудования в расчете на одного работника торгового зала. Предельно максимальная длина зоны приложения труда в магазинах, торгующих продовольственными товарами, с различной торговой площадью дана в табл. 13. Таблица 13
Одним из важных направлений научной организации труда в продовольственных магазинах является разработка мероприятий по улучшению условий труда. Из различных факторов, влияющих на состояние условий труда, работоспособность торговых работников и качество обслуживания покупателей, следует выделить температуру окружающего воздуха, его влажность, наличие шума, уровень освещенности. Действующими строительными нормами и правилами предусматривается расчетная температура воздушной среды в торговых залах продовольственных магазинов не ниже 12° С при относительной влажности воздуха 50—70%, уровень шума должен быть в пределах 60 дБ, уровень освещенности магазинов — 40 лк. Во всех магазинах оборудуются форточки и открывающиеся фрамуги, а для уменьшения избыточного солнечного тепла — инсоляции — специальные солнцезащитные средства (жалюзи, шторы, козырьки на окнах и др.). В зимнее время теплоснабжение зданий магазинов осуществляется от централизованных источников тепла, тепловых сетей ТЭЦ, районных котельных. С учетом местных климатических условий, потоков покупателей, наличия внутренних тепловыделений и размеров магазинов применяются различные виды кондиционеров, что позволяет создать и автоматически поддерживать постоянные, пли изменяющиеся по заданной программе, температуру и влажность воздуха, производить его фильтрацию, сокращать до минимума проникновение пыли и бактерий. Это способствует снижению процента заболеваемости среди торгового персонала и текучести кадров, повышению производительности труда и товарооборота. В тесной связи с температурой и относительной влажностью находится движение воздуха, которое может вызывать сквозняки, увеличивая число простудных заболеваний, или приводить к его застою в помещении. Для предотвращения сквозняков и поддержания стабильной температуры воздуха магазины следует оборудовать автоматическими приборами закрывания, в проемах — воздушными тепловыми завесами или тамбурами различной конструкции с учетом архитектурно-строительных особенностей здания и требований действующих СНиП. Значительное влияние на уровень условий труда оказывают повышенные производственные шумы (норматив — 60 дБ). Для снижения уровня шума в продовольственных магазинах следует осуществлять различные мероприятия по выявлению и устранению причин, порождающих шумы. Основными из них являются размещение источников шума в изолированных помещениях или на территории двора магазина. Снижению уровня шума способствует также устройство воздушных подушек, щитов, звукоизолирующих прокладок, применение кожухов, капотов из войлока, шлаковаты, древесно-волокнистого, асбестового и другого пористого материала, монтаж шумообразующих агрегатов на виброизолирующем фундаменте, использование звукопоглощающей облицовки для стен и потолков. Важный фактор оптимальных условий труда — освещение. Наиболее благоприятно естественное освещение, обеспечивающее равномерную освещенность торгового зала и других помещений магазина. Учитывая, что продолжительность работы большинства продовольственных магазинов выходит за пределы светового дня, особенно в холодный и переходной периоды года, их следует оснащать источниками искусственного освещения. Количество люминесцентных ламп для достижения требуемой СНиПом освещенности (Ткл) определяется по формуле: где Птз — площадь торгового зала, м2; Удм — удельная мощность света на единицу площади, вт/м2 (определяется по справочникам для проектирования электрического освещения); Рл — мощность применяемых источников освещения, вт. Расчетное количество светильников для торговых залов продовольственных магазинов с различной торговой площадью дано в табл. 14. Большое внимание в магазинах «Продукты» следует уделять бытовым помещениям, оснащая их соответствующим оборудованием, инвентарем и наглядной агитацией. Таблица 14
Важным фактором улучшения условий труда является правильно установленный режим работы магазина, труда и отдыха торгового персонала. От того, насколько правильно выбраны часы работы магазина, в значительной степени зависит качество обслуживания покупателей и уровень организации торгово-технологического процесса. Рациональные режимы работы продовольственных магазинов должны отвечать следующим основным требованиям: — учитывать особенности населенного пункта, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, контингент обслуживаемого населения, сезонность торговли; — соответствовать интенсивности движения потока покупателей; — способствовать повышению качества торгового обслуживания. Режим работы продовольственных магазинов может быть односменным, полуторасменным и двухсменным. В магазинах, работающих в полторы и две смены, время последних часов работы первой смены должно совпадать со временем первых часов работы второй смены на 0,5—1,0 часа. В предпраздничные дни продолжительность работы продовольственных магазинов по согласованию с профсоюзными организациями может увеличиваться на 1—2 ч (кроме магазинов с одним работником). Часы торговли продовольственных магазинов в большинстве случаев устанавливаются наиболее удобными для покупателей. Обеденный перерыв для работников магазина не должен совпадать с перерывом на предприятиях, стройках и в учреждениях, находящихся в зоне деятельности магазина. Режимы работы нескольких однотипных магазинов по продаже продовольственных товаров одного населенного пункта должны быть увязаны между собой таким образом, чтобы время начала работы и закрытия магазина, а также перерывы не совпадали. При этом один из них должен работать до 21—22 ч. На входной двери магазина устанавливается табличка с указанием начала и окончания работы, обеденного перерыва и наличия выходного дня. Примерные режимы работы продовольственных магазинов с торговой площадью 150 м2 даны в табл. 15.
Таблица 15
* Режим работы «дежурного» магазина. В каждом конкретном случае режим работы уточняется по согласованию с местными Советами народных депутатов.
Согласованность режима работы магазина и режима труда его работников обеспечивается применением рациональных графиков выхода на работу, которые разрабатываются заведующим магазином исходя из годового фонда рабочего времени на один месяц (с учетом очередного отпуска, отпуска по учебе, на выполнение общественной работы и т. п.). Утверждаются графики администрацией по согласованию с профсоюзной организацией и доводятся до сведения работников за две недели до их введения, а в последующем — не позднее, чем за три дня до начала месяца. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 41 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы при пятидневной рабочей неделе должна составлять 8 ч 12 мин, при шестидневной — 7 ч. Работникам магазина при пятидневной рабочей неделе предоставляется два выходных дня, как правило подряд, при шестидневной — один выходной день. Перерывы для приема пищи и отдыха устанавливаются не позднее, чем через 4 ч после начала работы, они не включаются в рабочее время. При неравномерной интенсивности покупательских потоков в различные часы дня рекомендуется применять ленточные (ступенчатые) графики выхода на работу. Примерные графики сменности торгового персонала для продовольственных магазинов приведены в приложении 5. В этих графиках предусматривается, что в наиболее, интенсивные часы работы магазина в торговом процессе участвует наибольшее количество обслуживающего персонала, а в часы наименьшего потока — минимальное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|