Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекламно-информационное оформление магазина




Одним из средств, способствующих повыше­нию культуры обслуживания населения, являет­ся правильно организованная реклама и инфор­мация.

При разработке проекта рекламного оформ­ления магазина необходимо ознакомиться с рас­положением здания, его архитектурно-строи­тельными особенностями, технологической пла­нировкой торгового зала, организацией торго­вого процесса.

Приступая к работе по комплексному рек­ламному оформлению магазина, необходимо придерживаться принципов типового для кооперативных предприятий стиля рекламного оформления.

Внешняя информация торгового предприятия, как правило, включает вывеску, состоящую из названия магазина, отвечающего типу пред­приятия («Продукты»), фирменного знака «кооп», а также указателя времени работы ма­газина.

Художнику-проектанту на практике чаще всего приходится иметь дело с готовыми фасадами, которые не всегда выполнены на должном уровне. И все же художник путем графического оформления, использования шрифта, цвета, света и т. д. в состоянии изме­нить порой непривлекательное общее впечатле­ние от фасада.

Выбор гарнитуры шрифта, его читаемость за­висят от ряда факторов: формы, величины и ти­па шрифта, расположения его на плоскости и в пространстве, контраста красок, условий освещения, возможного движения. В общем и целом от графически оформленной надписи на вывеске требуется, чтобы ее исполнение име­ло опрятный вид и чтобы она — в соответствии с использованным материалом — была не блек­лой, не разрушенной и просто покрашенной и т. д. и, наконец, чтобы она была технически ис­правной.

Предложенное в данных рекомендациях ре­шение вывески для магазинов по торговле про­довольственными товарами состоит из отдель­ных коробов, на которые наносится изображе­ние фирменного знака и букв. Размер короба — 500x500 мм.

Он изготавливается из металлического кар­каса, на котором укреплена крышка из белого полистирола с наклеенной буквой красного цве­та. Для изготовления букв применяется мате­риал АСТ-Т. Металлические короба окрашива­ются нитроэмалевыми красками (ГОСТ 663174).

Короба вывески крепятся на фасаде зданий магазинов при помощи костылей, изготовленных из прута 8 мм (рис. 8—9).

Переход предприятий розничной торговли на преимущественное использование тары-оборудования предъявляет определенные требования к разработке технологических решений и дикту­ет новые подходы к рекламно-информационному оформлению интерьеров магазина.

Ориентация покупателей в магазине в первую очередь осуществляется с помощью рациональной расстановки тары-оборудования, торговой мебели и других видов оборудования, а затем – средствами внутримагазинной информации. С помощью этих средств необходимо акцентировать внимание покупателей на обозначении зон расположения различных ассортиментных групп, на расчетно-кассовую зону, зону «входа- выхода».

Технология доставки и продажи товаров в таре-оборудовании приводит иногда к изменению его месторасположения в торговом зале, а это в свою очередь, затрудняет решение внутримагазинной информации. Поэтому уже на стадии разработки технологической планировки следует четко определить зоны, отводимые под ту или иную товарную группу. Внутри же этой зоны тара-оборудование с различными видами товаров может менять свое месторасположение. Такой подход значительно облегчает решение средств информации и размещение их в торговом зале.

Элементы рекламы и информации могут располагаться по периметру торгового зала вдоль линии размещения тары-оборудования. Над островным оборудованием информационные элементы располагаются перпендикулярно ли­ниям, а отдельные элементы крепятся также и вдоль линий (рис. 10—11).

В магазинах по торговле продовольственны­ми товарами в основу рекламно-информацион­ного оформления закладывается принцип про­порционального соотношения ее элементов с размерами торгового оборудования и тарой-оборудованием. Общим модулем для всех эле­ментов информации является квадрат с разме­ром сторон 300X300 мм. Каждый последующий модуль составляется из исходной модульной величины путем многократного ее повторения и соответствует плоскостям с соотношением сторон 1:1, 1:2, 1:3, 2:4, 1:5, 1:6. В мо­дульный ряд введен дополнительный модуль с соотношением сторон 1:0,5, рассчитанный на расширение возможностей решения графиче­ской информации. Каждому модулю присвоен шифр, состоящий из трехзначной цифры (рис. 12). На основе модулей базируются основ­ные средства внутримагазинной информации: указатели групп товаров, пиктограммы, ценни­ки, ценники-плакаты (рис. 13—15).

Все элементы информации подвесные. Это дает возможность беспрепятственно передви­гать тару-оборудование в торговом зале. План­шеты указателей групп товаров и пиктограмм подвешиваются к металлической трубке, кото­рая опущена с потолка на двух прутах (рис. 16).

Планшеты изготавливаются из древесно-волокнистой плиты (ДВП). Для прочности и до­стижения гладкости сторон достаточно склеить между собой два листа ДВП. Изображения на планшеты наносятся масляными или типограф­скими красками по шаблонам или способом шелкографии. Планшеты имеют ряд отверстий с шагом 180 мм для подвески ценников с по­мощью S-образного крючка (рис. 17).

Важную роль в оформлении торгового зала играют ценники и ценники-плакаты. С их по­мощью можно выделить отдельные товары, то­вары-новинки или те, которые способствуют рациональному питанию населения.

Для указания цены на товары, находящиеся в таре-оборудовании, используются ценники, графическое решение которых предусматривает возможность нанесения цены товаров мелом и при необходимости быстро изменять ее. Раз­меры ценников — 300X150 мм.

Для рекламирования товаров и информации о новых товарах применяются рекламно-инфор­мационные плакаты размером 300X300 мм. Они предназначены для акцентирования внимания покупателей на отдельных товарах, имеющихся в продаже.

Содержанию информации в ценниках-плакатах целесообразно придавать рекламный характер. При составлении рекламного текста или аннотации, которая размещается на них, необходимо всю информацию о товаре расчленить на факты, выявить отличительные черты данного товара, например, потребительские (продукты с содержанием повышенного количества витаминов, продукты, не требующие тепловой обработки и др.). Только после этого необходи­мо приступить к составлению текста и сделать так, чтобы покупатель воспринял все свойства товаров в отдельности и все вместе, как единое целое.

Изготовление ценников, рекламно-информа­ционных плакатов, их цветовое решение идентично художественно-конструктивному решению основных информационных элементов (шриф­товые наименования групп товаров, знаковая информация, пиктограммы).

На рис. 18—19 приведены графические сим­волы и гарнитура шрифта, которые рекомен­дуется использовать для изготовления знаковой и текстовой информации.

 

 

Рис. 8. Общий вид фасада магазина

 

Рис. 9. Оформление вывески для магазина «Продукты»

 

 

* - пиктограммы 82,83 смотреть по каталогу «Графические рекламные символы групп товаров». Москва, 1979 г.

х – места крепления подвесных элементов

 

Рис. 10. План-схема и вид сверху размещения средств рекламы и информации в торговом зале

 

 

Рис. 11. Фрагмент интерьера магазина

 

 

Рис. 12. Модульная система элементов информации

 

Рис. 13. Графическое решение элементов информации

 

 

Рис. 14. Графическое решение элементов информации

 

 

Рис. 15. Фрамент информационных линий

 

Рис. 16. Конструкции крепления подвесных информационных элементов

 

Рис. 17. Схема расположения отверстий на планшетах

 

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Одним из основных направлений повышения эффективности работы продовольственных мага­зинов является рациональная организация тру­да продавцов, контролеров-кассиров и других работников. Высокий уровень организации тру­да позволяет повысить его производительность, улучшить использование торговых площадей и оборудования, сократить затраты времени на­селения на покупку товаров, повысить культуру обслуживания населения и создать благоприят­ные условия труда для работников торговых предприятий.

Основные мероприятия по совершенствова­нию организации труда в продовольственных магазинах разрабатываются по следующим направлениям:

— совершенствование форм разделения и ко­операции труда;

— нормализация численности работников и структуры штатов;

— улучшение организации и обслуживания зон приложения труда;

— улучшение условий труда.

При выборе форм разделения и кооперации труда следует учитывать торговую площадь, взаимосвязь и очередность операций технологи­ческого процесса, приемы и методы выполнения отдельных видов работ, численность работников магазина и уровень их квалификации.

В продовольственных магазинах применяется функциональное, технологическое и квалифика­ционное разделение труда.

В зависимости от характера выполняемых функций весь персонал магазина разделяется па функциональные группы: основные работни­ки (продавцы, контролеры, кассиры и контро­леры-кассиры), административно-управленче­ские работники (директор, заведующий, зам. директора, зав. отделом) и вспомогательные работники (рабочие, грузчики, уборщики).

При разработке и совершенствовании форм разделения труда необходимо установить ра­циональное соотношение в численности функ­циональных групп и подгрупп работников.

При разделении труда по технологическому признаку производится специализация работни­ков по выполнению торгово-технологического процесса: продавцы зала самообслуживания, консультирующие покупателей; продавцы зон индивидуального обслуживания покупателей, контролеры-кассиры.

Квалификационное разделение труда суще­ствует внутри каждой из функциональных групп и предполагает распределение работников в со­ответствии с их квалификацией, например, стар­шие продавцы, младшие продавцы.

Оптимальные соотношения между работника­ми различных функциональных групп и квали­фикаций дают возможность увеличить товаро­оборот в однотипных магазинах, способствуют росту производительности труда и нагрузки на единицу торговой площади.

 

Рис. 18. Графические символы продовольственной группы товаров

 

 

Рис. 19. Рекомендуемая гарнитура шрифта

 

 

Примерные экономические показатели работы продовольственных магазинов различных торго­вых площадей при полуторасменном режиме работы магазина без выходного дня приведены в табл. 7.

Таблица 7

Показатели При торговой площади, м2
     
Среднемесячный розничный товарооборот, тыс. руб. 20-35 50-60 90-110
Численность работников, человек, всего      
в том числе работников торгового зала      
Розничный товарооборот, тыс. руб. в среднем на:      
1 работника магазина 9,1 6,9 6,7
1 работника торгового зала 9,1 9,1 9,1
1 м2 торговой площади 0,4 0,4 0,4

 

Численность работников продовольственных магазинов с различной торговой площадью устанавливается на основании постановления Правления Центросоюза от 28 июня 1977 г. № 119, п. 2 «Об утверждении типовых нормати­вов численности работников магазинов по тор­говле продовольственными товарами, хлебом и хлебобулочными изделиями».

При этом учитываются объем розничного то­варооборота, размер торговой площади и ре­жим работы магазина.

Данные о численности работников продоволь­ственных магазинов с полуторасменным режи­мом работы различной торговой площади при­ведены в табл. 8.

Таблица 8

Торговая площадь магазина, кв. м Среднемесячный товарооборот магазина, тыс. руб. Количество выходных дней Численность работников, всего, человек в том числе
директор (заведующий) заместитель директора зав. отделами (старшие освобожденные продавцы) продавцы, контролеры, кассиры, контролеры-кассиры уборщтки, грузчики, рабочие
  20-35     - - -   -
-   - -     -
  50-60       -      
-     -      
  90-110              
-            

 

Рациональная структура штатов позволяет определить круг обязанностей каждого работ­ника, установить объем работ, обеспечивающих равномерную загрузку в течение рабочего дня. Важное значение в работе продовольственных магазинов имеет правильное соотношение числа работников различной квалификации. Количе­ство продавцов в зависимости от размеров тор­говой площади магазинов дано в табл. 9 в %.

Таблица 9

Работники торгового зала Для магазинов с торговой площадью, м2
     
Старшие продавцы      
Контролеры-кассиры      
Младшие продавцы -    

 

Критерием рациональности выбора форм раз­деления труда в продовольственных магазинах является удельный вес затрат рабочего време­ни на основную работу в общих трудозатратах. Опыт показывает, что основное рабочее время должно быть на 30—35% больше, чем вспомо­гательное. Только в этом случае повышается производительность труда и культура обслужи­вания покупателей.

В табл. 10 приведена сравнительная структу­ра затрат рабочего времени основных категорий работников продовольственных магазинов на выполнение отдельных операций до внедрения тары-оборудования (в % к фонду рабочего времени).

Разделение труда в продовольственных мага­зинах предусматривает взаимосвязь и согласо­ванность действий работников в торговом про­цессе, т. е. кооперацию труда.

Рациональная кооперация труда должна обес­печивать непрерывность торгово-технологиче­ского процесса, сокращение затрат времени по­купателей на формирование и приобретение по­купок, наиболее эффективное использование рабочего времени на основе обеспечения наи­большей согласованности действий работников, выполняющих различные процессы и операции торгово-технологического процесса. Такой фор­мой кооперации является бригадная организа­ция труда с коллективной материальной ответ­ственностью. При этом следует учитывать, что бригадная форма организации труда более эф­фективна в тех торговых предприятиях, где по условиям работы плановое задание не может быть расчленено на отдельные технологические элементы и распределено между исполните­лями.

Наиболее прогрессивной формой кооперации труда в продовольственных магазинах являет­ся комплексная бригада, состоящая из касси­ров, контролеров-кассиров, продавцов зон само­обслуживания, продавцов зон индивидуального обслуживания и вспомогательного персонала. Бригадиром такой комплексной бригады может являться заведующий магазином.

Численность бригад в каждом конкретном случае устанавливается правлениями коопера­тивных организаций, количество бригад определяется с учетом площади торгового зала, раз­мещения товарных групп и направления движе­ния товаров с момента их поступления до реа­лизации.

При формировании бригад материально от­ветственных лиц в магазине следует руковод­ствоваться постановлением Правления Центро­союза № 341 от 12 ноября 1981 года «О поста­новлении Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 14 сентября 1981 г. № 259/16-59 «Об утверждении перечня работ, при выполне­нии которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий ее применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной от­ветственности».

В последнее время в крупных магазинах по­лучила распространение бригадная материаль­ная ответственность ограниченного круга лиц.

В состав бригады включаются заведующие отделами, ст. продавцы и контролеры-кассиры, связанные с приемом товаров, подачей их в тор­говый зал, составлением товарно-денежных от­четов, расчетами с покупателями. Остальные продавцы в состав бригады не включаются и с ними не заключается договор о материальной ответственности.

Положительной стороной этого варианта бри­гадной организации труда является освобожде­ние части продавцов от материальной ответ­ственности, что дает возможность остальным работникам торгового зала уделять больше времени и внимания покупателям, более каче­ственно осуществлять торгово-технологический процесс.

При комплектовании бригад материально от­ветственных лиц должен соблюдаться принцип добровольности и взаимного доверия. Взаимная обязанность сторон оформляется договором, ко­торый составляется в двух экземплярах за под­писью администрации и всех членов бригады.

Рекомендуемая численность бригад матери­ально ответственных лиц для магазинов по тор­говле продовольственными товарами с полуторасменным режимом работы в зависимости от размеров торговой площади и объема товаро­оборота (без выходных дней) дана в табл. 12.

Таблица 12

 

Наряду с бригадной применяется также ин­дивидуальная форма материальной ответствен­ности, которая основана на договоре, заключен­ном с администрацией одним работником. Эта форма материальной ответственности рекомен­дуется для продавцов зон индивидуального об­служивания покупателей.

На эффективность работы продовольствен­ных магазинов существенное влияние оказывает улучшение организации зон приложения труда. Зоны приложения труда должны быть закреп­лены за конкретными работниками, в торговых залах необходимо четко определить места рас­положения товарных групп и узлов расчета. Размеры зон приложения труда необходимо устанавливать с учетом частоты покупок, объе­ма товарооборота и особенностей реализуемых товаров. Такими зонами являются: узел расче­та; площадь, отведенная для реализации кули­нарных, гастрономических товаров и сельхозпродуктов; зоны самообслуживания, где выло­жены хлебобулочные, кондитерские, бакалей­ные товары, консервация, фрукты, овощи, без­алкогольные напитки и сопутствующие товары (см. рис. 4).

Важное значение для организации зоны при­ложения труда имеет протяженность выставоч­ного оборудования в расчете на одного работ­ника торгового зала.

Предельно максимальная длина зоны прило­жения труда в магазинах, торгующих продо­вольственными товарами, с различной торговой площадью дана в табл. 13.

Таблица 13

Показатели Торговая площадь магазинов, м2
     
Численность работников торгового зала, человек      
Общая протяженность торгово-технологического оборудования, пог. м. 31,5 55,8 82,7
Фронт выстаочного оборудования на одного работника торгового зала, пог. м. 10,5 9,3 7,5

 

Одним из важных направлений научной ор­ганизации труда в продовольственных магази­нах является разработка мероприятий по улуч­шению условий труда. Из различных факторов, влияющих на состояние условий труда, работо­способность торговых работников и качество обслуживания покупателей, следует выделить температуру окружающего воздуха, его влаж­ность, наличие шума, уровень освещенности. Действующими строительными нормами и пра­вилами предусматривается расчетная температу­ра воздушной среды в торговых залах продо­вольственных магазинов не ниже 12° С при от­носительной влажности воздуха 50—70%, уро­вень шума должен быть в пределах 60 дБ, уро­вень освещенности магазинов — 40 лк.

Во всех магазинах оборудуются форточки и открывающиеся фрамуги, а для уменьшения избыточного солнечного тепла — инсоляции — специальные солнцезащитные средства (жалю­зи, шторы, козырьки на окнах и др.). В зим­нее время теплоснабжение зданий магазинов осуществляется от централизованных источни­ков тепла, тепловых сетей ТЭЦ, районных ко­тельных.

С учетом местных климатических условий, потоков покупателей, наличия внутренних теп­ловыделений и размеров магазинов применяют­ся различные виды кондиционеров, что позво­ляет создать и автоматически поддерживать постоянные, пли изменяющиеся по заданной программе, температуру и влажность воздуха, производить его фильтрацию, сокращать до ми­нимума проникновение пыли и бактерий. Это способствует снижению процента заболеваемо­сти среди торгового персонала и текучести кадров, повышению производительности труда и то­варооборота.

В тесной связи с температурой и относитель­ной влажностью находится движение воздуха, которое может вызывать сквозняки, увеличивая число простудных заболеваний, или приводить к его застою в помещении.

Для предотвращения сквозняков и поддержа­ния стабильной температуры воздуха магазины следует оборудовать автоматическими прибора­ми закрывания, в проемах — воздушными теп­ловыми завесами или тамбурами различной конструкции с учетом архитектурно-строитель­ных особенностей здания и требований дей­ствующих СНиП.

Значительное влияние на уровень условий труда оказывают повышенные производствен­ные шумы (норматив — 60 дБ). Для снижения уровня шума в продовольственных магазинах следует осуществлять различные мероприятия по выявлению и устранению причин, порождаю­щих шумы. Основными из них являются разме­щение источников шума в изолированных по­мещениях или на территории двора магазина. Снижению уровня шума способствует также устройство воздушных подушек, щитов, звуко­изолирующих прокладок, применение кожухов, капотов из войлока, шлаковаты, древесно-волокнистого, асбестового и другого пористого материала, монтаж шумообразующих агрегатов на виброизолирующем фундаменте, использова­ние звукопоглощающей облицовки для стен и потолков.

Важный фактор оптимальных условий тру­да — освещение. Наиболее благоприятно есте­ственное освещение, обеспечивающее равномер­ную освещенность торгового зала и других по­мещений магазина.

Учитывая, что продолжительность работы большинства продовольственных магазинов вы­ходит за пределы светового дня, особенно в хо­лодный и переходной периоды года, их следует оснащать источниками искусственного освеще­ния.

Количество люминесцентных ламп для дости­жения требуемой СНиПом освещенности (Ткл) определяется по формуле:

где Птз — площадь торгового зала, м2;

Удм — удельная мощность света на едини­цу площади, вт/м2 (определяется по справочникам для проектирова­ния электрического освещения);

Рл — мощность применяемых источников освещения, вт.

Расчетное количество светильников для тор­говых залов продовольственных магазинов с раз­личной торговой площадью дано в табл. 14.

Большое внимание в магазинах «Продукты» следует уделять бытовым помещениям, оснащая их соответствующим оборудованием, инвента­рем и наглядной агитацией.

Таблица 14


 

Важным фактором улучшения условий труда является правильно установленный режим ра­боты магазина, труда и отдыха торгового пер­сонала. От того, насколько правильно выбраны часы работы магазина, в значительной степени зависит качество обслуживания покупателей и уровень организации торгово-технологического процесса.

Рациональные режимы работы продоволь­ственных магазинов должны отвечать следую­щим основным требованиям:

— учитывать особенности населенного пунк­та, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, контин­гент обслуживаемого населения, сезонность тор­говли;

— соответствовать интенсивности движения потока покупателей;

— способствовать повышению качества тор­гового обслуживания.

Режим работы продовольственных магазинов может быть односменным, полуторасменным и двухсменным. В магазинах, работающих в полторы и две смены, время последних часов работы первой смены должно совпадать со вре­менем первых часов работы второй смены на 0,5—1,0 часа.

В предпраздничные дни продолжительность работы продовольственных магазинов по согла­сованию с профсоюзными организациями может увеличиваться на 1—2 ч (кроме магазинов с од­ним работником).

Часы торговли продовольственных магазинов в большинстве случаев устанавливаются наибо­лее удобными для покупателей. Обеденный пе­рерыв для работников магазина не должен сов­падать с перерывом на предприятиях, стройках и в учреждениях, находящихся в зоне деятель­ности магазина.

Режимы работы нескольких однотипных мага­зинов по продаже продовольственных товаров одного населенного пункта должны быть увя­заны между собой таким образом, чтобы время начала работы и закрытия магазина, а также перерывы не совпадали. При этом один из них должен работать до 21—22 ч.

На входной двери магазина устанавливается табличка с указанием начала и окончания ра­боты, обеденного перерыва и наличия выходно­го дня.

Примерные режимы работы продовольствен­ных магазинов с торговой площадью 150 м2 да­ны в табл. 15.

 

Таблица 15

Рекомендуемый номер графика работы Продолжительность работы магазина, ч Численность работников торгового зала, человек Режим работы магазина, ч
начало окончание обеденный перепыв выходной день
      13*               10-12 15-17 14-16 14-15 10-12 15-16 14-15 без перерыва без выходных то же >>   понедельник то же >>

 

* Режим работы «дежурного» магазина. В каждом конкретном слу­чае режим работы уточняется по согласованию с местными Советами народных депутатов.

 

Согласованность режима работы магазина и режима труда его работников обеспечивает­ся применением рациональных графиков выхо­да на работу, которые разрабатываются заве­дующим магазином исходя из годового фонда рабочего времени на один месяц (с учетом оче­редного отпуска, отпуска по учебе, на выпол­нение общественной работы и т. п.). Утвержда­ются графики администрацией по согласованию с профсоюзной организацией и доводятся до сведения работников за две недели до их введе­ния, а в последующем — не позднее, чем за три дня до начала месяца.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 41 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы при пя­тидневной рабочей неделе должна составлять 8 ч 12 мин, при шестидневной — 7 ч. Работни­кам магазина при пятидневной рабочей неделе предоставляется два выходных дня, как прави­ло подряд, при шестидневной — один выходной день.

Перерывы для приема пищи и отдыха уста­навливаются не позднее, чем через 4 ч после начала работы, они не включаются в рабочее время.

При неравномерной интенсивности покупа­тельских потоков в различные часы дня реко­мендуется применять ленточные (ступенчатые) графики выхода на работу. Примерные графи­ки сменности торгового персонала для продо­вольственных магазинов приведены в приложе­нии 5. В этих графиках предусматривается, что в наиболее, интенсивные часы работы магазина в торговом процессе участвует наибольшее ко­личество обслуживающего персонала, а в часы наименьшего потока — минимальное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...