2.Основной вопрос философии. Дилемма материализма и идеализма в истории философии.
2. Основной вопрос философии. Дилемма материализма и идеализма в истории философии. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования. Этот вопрос является основным ещё и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии становится средством ориентировки человека в мире. Основной вопрос имеет две стороны: Первая – Что первично, - материя или сознание, материя определяет сознание или наоборот? Вторая – Познаваем ли мир и, если да, то насколько? В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии, в философских учениях сложились два противоположных направления: материализм и идеализм. Идеализм – это такой тип и способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу. Он не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия, - не как творческое, а как вторичное (сотворённое) начало. Субъективный идеализм считает, что мир «создается» субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир – комплекс человеческих ощущений). Объективный идеализм считает, что мир «творит» некое объективное сознание, некий «мировой дух», «абсолютная идея». Материализм есть, в конечном счете, ничто иное, как убеждённость познающего сознания в его производности (то есть вторичности) от природной и социальной реальности, которая существует вечно.
По ответам на вторую сторону основного вопроса философии можно выделить направления познавательного оптимизма и пессимизма. В познавательном оптимизме: Материализм считает, что объективный мир познаваем и это познание безгранично. Субъективный идеализм считает, что мир познаваем, но человек познаёт не объективную реальность, а собственные мысли и переживания. Объективный идеализм считает, что мир познаваем, но человек познаёт «абсолютную идею». В познавательном пессимизме: Агностицизм считает, что мир полностью, или частично, не познаваем. Он не отрицает сам факт познания, а делает акцент на трудностях познавательного процесса. Скептицизм считает, что возможность познания объективной действительности сомнительна. Материализм и идеализм – это монистические направления в философии. Еще существуют: Дуализм – философское учение о существовании двух независимых друг от друга начал: материального и духовного. Эклектика – (от греческого экледо –выбираю) беспринципное смешение различных философских взглядов. Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире.
3. Учения философских школ Древнего Востока ( йогачара, буддизм, конфуцианство, даосизм ) о человеке и его предназначении. Философия появилась примерно 2, 5 тысячи лет назад в трёх культурно независимых регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Становление философской мысли в Китае связано с двумя наиболее известными и сохраняющими до сих пор своё влияние школами — даосизмом и конфуцианством. Основателем первой считается легендарный мудрец Лао-Цзы; вторая же названа по имени своего главы Конфуция (кит. Кун-Цзы). Первые философские идеи Индии появляются с возникновением особого слоя ведической литературы — упанишадами. Формируясь на протяжении нескольких тысячелетий в первую очередь как собрание религиозных текстов, Веды порождают собственно философскую традицию примерно в третьем веке до н. э.
Основы европейской рефлексии были заложены милетской и пифагорейской школами. Милетская школа возникла на побережье Малой Азии, там ирасполагался греческий город Милет. Именно на этой территории широкий обмен культурнымидостижениями вызвал появление учений Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена о вещественном первоначале вселенной. Пифагорейская школа имела своим центром южную Италию и прилегающие острова. Пифагорейцы впервые начали оперировать с числами как с абстрактными величинами. Это объединение мыслителей носило достаточно закрытый характер и напоминало скорее мистико-религиозный орден, чем, скажем, университет. Основоположником школы считался Пифагор, однако его роль в развитии математического и философского знания не представляется определить точно, так как его ученики свои открытия приписывали учителю. В Китае основными философскими школами стали конфуцианство и даосизм. Конфуцианство (от имени легендарного мыслителя Конфуция) представляло собой этическую систему, направленную на воспитание идеального человека — начальника и подчинённого. Человеческая природа, учил Конфуций, изначально плоха, поэтому её надлежит исправить. Наиболее действенным методом исправления природного человека он полагал систему ритуалов: подчиняясь системе ритуалов в течение всей своей жизни, человек приучается мыслить нравственно, и «неправильные» желания у него попросту не могут возникнуть. Правильные поступки, подчёркивал Конфуций, должны основываться не на ра-зумности или сердечной доброте, но на следовании тому, что предписывают закон и ритуал. Основателем даосизма (от кит. «дао» — путь) считается Лао Цзы, автор «Книги о Пути и Добродетели» («Дао Де Цзин»). В противоположность конфуцианству, Лао Цзы считал, что человеческая природа изначально блага, но испорчена культурой. «Культурный» человек действует таким образом, что становится поперёк течения бытия — Дао, — что приводит к болезням и ранней смерти. Человека необходимо вернуть в поток Дао, считал Лао Цзы. При этом невозможно понять, что же такое Дао, если объясняться на «испорченном» языке человеческой культуры. Дао можно постичь только интуитивно, не пользуясь редствами разумного мышления.
В Индии к VI в. до н. э. сформировалось несколько философских школ. Брахманизм был философией, основанной на древнейших религиозно-мифологических взглядах. Брахманизм признаёт началом мира Брахмана —единое непостижимое существо, проявляющееся в многообразных формах, которые составляют наш мир. Сущность всех вещей составляет Атман — единая вечная и неуничтожимая субстанция. Живые существа, являющиеся частью Брахмана, не умирают, но только переходят из одной телесной формы в другую. Философия йога учит о том, что человек есть природное существо, сознание которого «загрязнено» принципом удовольствия. Психофизическая практика йоги ведёт к отрешению от мира и освобождению индивидуальной души. Наиболее значительной философской школой Древней Индии стал буддизм, основателем которого был Сиддхарта Гаутама, более известный как Будда (букв. «пробудившийся»). Будда изложил основы своего учения в виде четырёх тезисов, которые он назвал благородными истинами: 1) всё человеческое бытие есть страдание; 2) причина страдания — жажда бытия; 3) уничтожение страдания заключается в угашении жажды бытия; 4) к угашению жажды бытия ведёт благородный восьмеричный путь (правые взгляды, правая решимость, правая речь, правое поведение, правый образ жизни, правое усилие, правое направление мысли, правое созерцание).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|