Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.Трансцендентально-критическая философия И. Канта.




Иммануил Кант (1724 - 1804) - один из общепризнанных " величайших философов всех времен", родоначальник " немецкой классической философии", основатель философского критицизма - теории, выявляющей предельные возможности человеческого разума и научающей мыслить-познавать в этих пределах и за пределами (то есть трансцендентально).

В докритический период (до 1769 г. ) Кант верил в объективность человеческого познания и в качестве профессионального математика создавал математическую модель самопроизвольного происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кроме того, выдвинул оригинальные теории:

- единственно возможного основания для доказательства бытия Божьего (возврат к т. н. " отологическому доказательству": мол, без " первоосновы всяческого бытия, т. е. Бога" не было б ничего);

- классификации животных и человеческих рас по порядку происхождения;

- пламени (горения);

- вращения Земли;

- геологического старения планеты;

- землетрясений.

Под влиянием Д. Юма (юмовского анализа " причинности" ) убедился в ограниченности познавательных способностей человека. Результаты собственных размышлений на эту тему изложил в серии взаимосвязанных произведений, в том числе самые важные:

- " Критика чистого разума" (1781);

- " Критика практического разума" (1788);

- " Критика способности суждения" (1790).

Главные выводы " критики" таковы:

1) " Два ствола человеческого познания": чувственный опыт и умозрение имеют разные объекты изучения (единичные вещи и суждения всеобщего характера соответственно), причем " пространство и время" - формы умозрения, независимые от эмпирических вещей.

2) Опыт не может объять все явления и стать основанием для высказываний всеобщего характера (верных для всех фактов соответствующего рода). А между тем, всеохватывающие обобщения имеются и успешно применяются. Кант полагал, что подобные обобщения даны нам вне опыта (априорно), а " синтетические" связи между ними создаются разумом по собственным схемам (" идеям чистого разума" ) для упорядочения хаоса ощущений; порождаемого чем-то абсолютно неизвестным, сущим вне нас.

 

Уточнение: По Канту, разум наводит порядок (раскладывает хаос по схемам) где-то за пределами сознания, поэтому нам и кажется, что наши восприятия от нас не зависят.

3) Внешний мир - неисчерпаемое множество " ноуменов" (" вещей в себе" ) - недоступен познанию, заполненному только явлениями вещей - " феноменами". Но что-то объективное, наверняка, существует - по крайней мере, без такого предположения объяснить познание невозможно. Отсюда не правы идеалисты (солипсисты), думающие, что есть только их ощущения, и заблуждаются реалисты (материалисты), уверенные, что познают нечто помимо ощущений.

Кант категорически запрещает переносить на " вещь в себе" все то, что находит разум в явлениях. Ибо нет никаких способов проверить насколько умозрительное соответствует реальному. Однако, действовать исходя из умозрительного можно. Пусть оно даже ничему и не соответствует - лишь бы, руководствуясь умозрениями, мы достигали желанного, а, в конечном итоге, - должного, уготованному нам Пастырем Небесным.

4) Всеобщие формы сознания (включая пространство-время, причинность, все категории и т. д. ) и всякая согласованность внешнего с внутренним - априорна. Все это может проникнуть в наш разум только трансцендентальным (" перешагивающий пределы", сверхчувственным) образом. Проверить истинность " трансцендентального" мы не можем, можем лишь верить, что Всеблагой Бог все это устроил для нашего блага.

5) Разум не в силах мыслить " бесконечное" не запутываясь во взаимоисключающих высказываниях (" антиномиях" ), кажущихся ему одинаково истинными. Типа: " мир конечен в пространстве и времени" - " мир беспределен и вечен"; " существует лишь целое" - " существуют лишь бесконечно делимые части" и т. п.

6) Нас ведет по жизни " абсолютно априорное моральное чувство", внушаемое нам, как всем порядочным людям хотелось бы надеяться, самим Богом. И Его основной нравственный закон - " категорический императив": " Поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства" (впрочем, поэтичнее по-христиански: " Не делай ближнему того, чего себе не хочешь" ). Этот императив проявляется в чистом виде только тогда, когда мы действуем по велению долга вопреки собственным желаниям. Впрочем, люди не автоматы, и для них " императив" лишь требование, а не абсолютная неизбежность. Зато " достижение единства общеобязательной добродетели и личного счастья - высшее благо".

Кантианство (неокантианство) до сих пор мощное течение философской мысли. Сегодня при изучении работ Канта акцентируют внимание на его:

- агностицизме - непознаваемости " вещи в себе" (а также Бога и всего бесконечного);

- гуманизме, проявленном в обостренном интересе Канта к поискам ответов на общечеловеческие вопросы (" что я могу знать? ", " что я должен делать? ", " на что я могу надеяться? ", " что такое человек? " ), а также в проповеди индивидуального духовного самосовершенствования и мирного добрососедства между отдельными людьми и целыми народами;

- последовательном либерализме (свободолюбии), отводящем свободе выбора роль основы индивидуальной нравственности и человеческого общежития в целом.

К сведению: Таблица (квадрат) категорий Канта это:

1) категории количества (единство, множественность и целокупность);

2) категории качества (реальность, отрицание, ограничение);

3) категории отношения (субстанция-акциденция, причина-действие, взаимодействие);

4) категории модальности (возможность-невозможность, существование-несуществование, необходимость-случайность).

По Канту, критика разума приводит к науке, а некритичный догматизм, сталкиваясь с противоположными догматами, доводит до скептицизма. Вывод: будем предельно критичными и изучим сам разум, а не знания, его заполняющие. Цель - построение " системы чистого разума".

Этот разум определяется Кантом как " способность, дающую нам принципы априорного знания".

Начальная стадия новой критической науки - не расширение познаний, а очищение разума от заблуждений ради последующего построения трансцендентальной философии - системы понятий, охватывающей все виды (способы) нашего априорного познания.

Следующая стадия - составление основанного на принципах, полного и надежного " архитектонического плана" научной философии.

И завершающая стадия - заполнение системы анализом всех априорных познаний - создание полной системы трансцендентальной философии. теология диалектика идеализм материализм

Что получится: расширение ли, ограничение ли знаний - будет видно, но в любом случае нечто не очень объемное, поскольку изучаем лишь часть наших внутренних, весьма ограниченных способностей, а не внешнее - неисчерпаемое.

В ходе " критики" Кант не намерен отвлекаться на:

- теории предшественников;

- целостную систему трансцендентальной философии;

Разъяснение: Сначала, мол, каркас истинной метафизики, потом его заполнение и сравнение с другими.

- все, что имеет эмпирические, чувственные и практические примеси.

А посему в " Критике чистого разума" будут излагаться только:

1) учение о началах чистого разума;

2) учение о методе чистого разума.

Архитектоника чистого разума (третья из четырех глав заключительного Учения о методе " Критики чистого разума" ):

1. Под архитектоникой Кант подразумевает искусство построения системы и говорит, что для этого нужны:

- не отрывки, а объединение многообразных знаний одной идеей;

- общая схема, основанная на идее, дающая очертание целого и его деление на части.

2. После нагромождения вспомогательных рассуждений о делении чистого разума и априорных науки на всевозможные разновидности, Кант определяет:

- в качестве главной связующей идеи - " высшее предназначение человека, заключенное в стремлении к высокой нравственности";

- в качестве схемы построения новейшей, критической метафизики - деление ее на четыре главные части:

1) онтологию (об общих принципах разума);

2) рациональную физиологию (о чувственном содержании разума = основы физики (природоведение) + основы физиологии (человековедение));

3) рациональную космологию (о мироустройстве в целом);

4) рациональную теологию (о Боге).

Кроме того, допускает различные виды прикладной философии, применяемой в конкретных научных отраслях.

3. Кант полагает, что нельзя научиться метафизике (исчерпывающему законодательству разума), а из абстрактных (чисто разумных) наук можно научиться только:

- математике, знающей свои принципы и умеющей ими оперировать;

- истории философии, содержащей изложение ранее созданных доктрин;

- искусству философствования (творческому обретению чистых априорных знаний своим умом).

4. Кант призывает тщательно очищать метафизику от всего чужеродного, особенно от эмпирического. Дескать, только чистое априорное знание должно стать достояние философии, иначе туда все протащат, ибо все взаимосвязано.

5. В конце главы Кант исполняет несколько дифирамбов в адрес метафизики, основанной на критике разума. Называет ее " завершением всей культуры человеческого разума", " цензурой, обеспечивающей общий порядок и согласие", ориентиром, который " не позволяет отвлекаться от достижения всеобщего блаженства".

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...