4.Проблематика и основные этапы развития античной философии.
Философская мысль античности прошла через четыре основных этапа, на каждом из которых она, сохраняя свою идентичность, общие характерные моменты, вместе с тем приобретала и специфические черты. На первом из этих этапов, досократовском (VII-V вв. до н. э. ), античная философия развивается в основном на окраинах античного мира, в греческих колониях: вначале на востоке – в ионийских городах Малоазийского побережья (Милет, Эфес и др. ), затем на западе – в Южной Италии и на Сицилии. Несколько философских школ в это время возникают и на севере Греции (здесь, к примеру, сложилась школа стихийного материализма, представленная Левкиппом и Демокритом). На этом этапе, часто называемом натуралистическим, основным объектом исследования является природа, в связи с чем философские проблемы выступают главным образом как космологические. Первые философынатуралисты пытались дать ответ на следующие вопросы: как возник мир, каковы фазы его развития и изначально действующие в нем силы или первоэлементы? Проблемы человеческого бытия и общественной жизни в этот период, хотя и затрагиваются, еще не играют такой весомой роли, как это будет иметь место на последующих этапах развития античной философии. Основные идеи этого периода представлены в философских школах ионийцев, диалектиков, пифагорейцев, элеатов и атомистов. Второй, классический, этап в развитии античной философии (IV в. до н. э. ) начинается с т. н. гуманистического или антропологического периода, основные представители которого (софисты и Сократ) важнейшей сферой философских поисков объявляют исследование человеческой личности, а завершается созданием всеохватывающих универсальных систем двух гениев античности – Платона и Аристотеля, в трудах которых «схвачены» все области действительности – природа, общество, человек и его мышление. На этом этапе общепризнанным центром философской мысли становятся Афины – город, в котором провел практически всю свою жизнь Сократ и с которым связаны наиболее плодотворные годы в творчестве Платона и Аристотеля.
На третьем, эллинистическом этапе (конец IV-II вв. до н. э. ) античная философия развивается в условиях, когда Греция теряет политическую независимость и подчиняется власти эллинистических монархий, образовавшихся на просторах распавшейся империи Александра Македонского. Философская мысль теперь концентрируется в основном в целом ряде школ, из которых одни (перипатетики, академики, киники) возникли в предшествующий период, а другие (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и эклектизм) появились именно в это время. Последний, четвертый этап, называемый римским (I в. до н. э. - VI в. н. э. ), приходится в основном на время, когда решающей силой античного мира становится Рим. На этом этапе философская мысль античности, с одной стороны, продолжает и развивает традиции прежних школ, появившихся в классический период или еще раньше, в доклассическую эпоху, а также школ, оформившихся непосредственно в примыкающий к римскому эллинистический период. С другой стороны, в это же время в недрах античной философии зарождается философская мысль христианства. На ее виднейших представителях еще лежит печать римского универсализма. Влияние идей неоплатонизма в большей или меньшей степени сказывается на творчестве Августина (354-430), Иеронима Блаженного (340-420), Амвросия Майланского (340-397), Боэция (480-524) и других христианских авторов. Однако их философское мышление лишь формально, чисто внешне связано с античными традициями. По своему же духу и содержанию оно уже выходит за рамки этих традиций и восходит к традициям зарождающейся средневековой философии. Категории и понятия античной философии используются этими мыслителями не по прямому назначению – не в чисто философских целях, а в качестве вспомогательного, дополнительного средства для рационального обоснования веры и догматов новой религии.
В общем ходе развития античной философии решающее значение имело творчество греческих мыслителей, начиная с представителей ионийской школы и заканчивая Плотином (205-270), последним самобытным голосом грекоязыческой античности. К важнейшим факторам, предопределявшим характер, существенные особенности и направленность философского творчества, следует в первую очередь отнести воздействие социально-экономических и политических условий, постоянное изменение которых накладывало неизгладимый отпечаток на образ мышления различных поколений греческих мыслителей. Тот факт, что греческая философия зародилась в колониях (на востоке Малой Азии, в Милете, а затем сразу же в западной части южной Италии) и лишь потом ее центр переместился в метрополию, главным образом в Афины, объясняется теми важными социально-экономическими процессами, которые происходили в древнегреческом обществе с VII по IV вв. до н. э. Первоначально именно Милет и другие греческие колонии были основными центрами ремесленной и торговой деятельности в античном мире. В борьбе за преобразование старых аристократических форм правления в новые республиканско-демократические пробудились и окрепли прогрессивные силы общества, общественная жизнь сделала решительный шаг в сторону науки. Ощущение свободы рождало у греков чувство гордости за свое отечество, поднимало их самосознание. При этом, естественно, не мог не активироваться и человеческий разум. Сначала в отдалении от центра процветающие колонии создавали свободные институты, достигшие позже небывалого роста в Афинах, когда столица греческой философии стала и столицей греческой свободы. Завоеванный Афинами еще в классический период статус общепризнанного философского центра удается им сохранять и в эллинистическую эпоху. Но утрата Грецией политической независимости не прошла бесследно. Это не могло не отразиться и на содержании философской мысли. Отныне в ней все более настойчиво звучат восточные мотивы, голоса уроженцев Востока, пытающихся соединить греческую мудрость с восточной. Помимо этого, на Востоке возникают новые центры образованности, начинающие успешно конкурировать с «философской столицей мира».
Расширение географической области философского творчества сопровождается значительными переменами и в самой философии. Она утрачивает былую мощь и разносторонность. Под философией теперь понимается не аристотелевская «первая философия», охватывающая своим анализом всю реальность, включая природу, общество и человека, а преимущественно «философия жизни», основной задачей которой становится освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от влияния окружающей социальной среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|