5.Соотношение разума и веры в средневековой философии.
5. Соотношение разума и веры в средневековой философии. В Средневековье при абсолютном идеологическом господстве церкви и понимании человека как раба Божьего европейская метафизика находится в лоне теологии. При этом ключевой особенностью средневекового мировоззрения является теоцентризм - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Господствующим типом средневековой теологической философии являлась схоластика (от латинского " schola" - " школа" ), отличающаяся отрывом от реальной действительности, замкнутостью, консерватизмом, крайним догматизмом, полным и беспрекословным подчинением религиозным идеям, схематичностью и назидательностью. Познание в теоцентризме подчинено задачам спасения человеческой души, укрепления веры. Согласно принципам средневековой философии, весь мир и любая его часть указывают на Создателя; при этом, чем глубже человек познает мир, тем тверже убеждается в истинности вероучения. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являются Август Блаженный, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Тертуллиан Карфагенский. Теоцентризм в средневековой философии органически тесно связан с теизмом. Концепция теизма заключается в вере в Единого, всемогущего, всеведущего Бога (принцип монотеизма). Бог - есть некая личность (принцип персонализма), пребывающая вне мира, вне пространства и времени (принцип трансцендентности). Он сотворил мир из ничего в акте свободной воли (принцип креационизма) и распоряжается им всецело, открывая человеку свою волю через Писание.
Для философии Средневековья характерны определенные признаки: 1. символизм: любое природное явление - есть знак, символ, сообщение; 2. Писание и природа имеют единого Создателя; 3. познание мира и, в том числе, природы возможно через познание Бога посредством беспрекословной веры; 4. универсализм - тяга к всеобъемлющему, завершенному, вечному знанию; 5. энциклопедизм и дидактизм: подчиненность науки задачам образования, нацеленность не столько на открытие нового, сколько на систематизацию знаний, разъяснение и понимание вечных божественных истин; 6. традиционализм: подражание предшествующим поколениям, слабая выраженность авторского начала; неготовность к критическому переосмыслению основ вероучения, церковных и научных авторитетов; 7. тесная связь с антропоцентризмом, человек занимает центральное место в природе (стоит над природой) и объявляется творением Бога, что подчеркивает божественную сущность человека; 8. провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; 9. сглаживаются противоречия между материализмом и идеализмом; 10. провиденциализм: история рассматривается как осуществление промысла Бога, плана по спасению человечества; 11. господство догматов - истин, не требующих доказательств (основные положения веры); 12. превалирование, в итоге, рационалистической тенденции, что обусловлено необходимостью подготовки церковных кадров, способных вести проповедническую деятельность, управлять передовым монастырским хозяйством и активно участвовать в жизни общества. Особенно остро в средневековой философии стояла проблема соотношения веры и разума. Главной задачей средневековой гносеологии является познание Бога. Философия Средних веков ставит перед собой важнейшие вопросы: " Возможно ли познание Создателя с помощью человеческого разума? ", " Достижимо ли познание с помощью веры? "
Вера и разум в Средневековье могут определяться несколькими типами взаимоотношения: - разум отрицается верой; - разум освящается верой; - разум обосновывает веру; - разум и вера растворены в мистическом опыте. В целом, средневековая философия придерживается следующих положений в вопросе соотношения веры и разума: 1. вера, в целом, ставится выше разума; 2. Бог не познаваем средствами разума; 3. вера, сама по себе, не нуждается в знании, так как она - есть откровение; 4. характерно единство веры и знания (особенно в раннем Средневековье); 5. начиная с XIII века, существует убеждение о возможности одновременного сосуществования знания и веры, поскольку у них разные источники: знание замыкается на разум, вера - на откровение; 6. познание Бога и мира, как творения Создателя, возможно только посредством веры; 7. вера - отправная точка философии, разум же только растолковывает откровения веры (Аквинский).
6. Философская мысль эпохи Возрождения (натурфилософия, пантеизм, гуманизм ). Эпоха Возрождения начинается с XIV в и заканчивается в XVI в. Эпоха Возрождения связана с разложением феодального строя, формированием буржуазного общества, периодом ранней индустриализации и наступлением городов. Значительные изменения, которые происходили в окружающей жизни людей, должны были сказаться и на развитии философской мысли. Догматическая христианская философия тормозила общественное развитие и движение научной мысли и не могла идти в ногу со временем. В результате развития городов феодализм подходит к вершинам своего развития. В городах активно развиваются ремесла, строятся первые мануфактуры, население обогащается и начинается накопление капитала. Формируется новый социальный слой - буржуазия, которая больше не находится под гнетом феодалов и не нуждается в религиозной философии как средстве утешения и спасения. Именно этот новый слой является последователем и носителем новой более свободной и светской идеологии Ренессанса. Буржуазия стремилась к дальнейшему обогащению, а церковная идеология и феодальный строй ей мешали. Философия Эпохи Возрождения является анти-феодальной. Богатые мещане, церковная интеллигенция, аристократы стали развивать философскую мысль в новом перспективном направлении, которая повлияла не только на историю философии, но и на весь общественно-исторический процесс. Философия Ренессанса является воплощением анти-феодальной борьбы против дворянства, церкви и феодалов.
Отсюда вытекают основные черты философской мысли Эпохи Возрождения -Переход от теоцентрической философии к антропоцентрическому принципу. Превознесение способностей человека, признание безграничного творческого потенциала человека -Вместо теократии приходит идеал наукократии и технократии -Отказ от сакрализации знания и над-индивидуальных истин. Стремление к популяризации знания -Принцип утилитаризма. Ориентации на реальный мир, чем внеземные реальности -Признание " божественной сущности" человека Однако недостатком философии Эпохи Возрождения является элитарность. Если приобщиться к христианской религиозной философии могли все, даже самые бедные слои населения, то для того, чтобы воплощать в жизнь идеи Ренессанса нужно было обладать хорошими научно-теоретическими знаниями, которые в то время были доступны далеко не всем. Центральной категорией философии Ренессанса является понятие " гуманизм ". В переводе с латыни humanus - человеческий, человечный. Следуя строгому формальному определению, гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношения между людьми. Принцип гуманизма исходил из необходимости создания хороших условий жизни для человека, в которых мог бы полностью раскрываться творческий потенциал. Философская мысль за много веков впервые обращается к человеку, его внутреннему миру, потребностям, желаниям, возможности творческой самореализации. Так если в средневековье господствовала мысль, что земная жизнь не имеет такой ценности, как загробная жизнь в Горнем Мире. Человеческое существование на Земле рассматривалось как испытание души, которое надо выдержать с достоинством, чтобы вступить в истинное царство божие. Ренессанс смотрит на ситуацию иначе. Сама жизнь и человек становятся непреклонной ценностью. Жизнь - это редкий удивительный шанс для воплощения своей мечты, своего творческого потенциала, божественной сущности, которой обладает каждый от природы. Человек - центральная категория философии Ренессанса.
В период Ренессанса возрождается интерес к философии Платона и неоплатонизму. Это связно с необходимостью и большим желанием мыслителей Ренессанса опровергнуть схоластику, которая базировалась на трудах Аристотеля. Так итальянский мыслитель Георгиос Гелистос в стремлении низвергнуть христианскую теологию обращается к неоплатонизму и пантеону Богов. Пантеон Богов противопоставлялся христианскому монотеизму и был главным ударом по христианской идеологии. Главным Богом в его пантеоне был Зевс. Зевс воплощал абсолютное бытие. Мир был всегда, и не было начала или конца этого мира. Марсилио Фичино ( 1433-1499 ) также обращается к идеям политеизма античности в начале своего творчества, однако затем выходит на концепцию пантеизма. Бог, по мнению Фичино, содержит в себе весь мир. Когда-то давно бог сотворил мир, а теперь он растворен в природе. Бог постоянно проявляет себя через силы природы. Так, Фичино хотел преодолеть христианский дуализм, который объективизировал бога и отделял его от окружающего мира, помещая в мир Горний. Идею пантеизма развивает итальянский философ Пико делла Мирандола (1463-1494). Наиболее его известный философский труд " Речь о свободе и достоинстве человека". Он выделяет иерархию в построении мира, где высшей сферой было божественное и ангельское бытие, а низшей телесный материальный мир. Основой бытия является, по мнению Мирандолы, высшее бестелесное божественное начало. Из этого начала возник весь мир. Мир возник в начале времен из хаоса, который потом был упорядочен божественным принципом. Бог постоянно присутствует в природе, он растворен в природе, Бог является образующей и завершающей сущностью мира. В этических взглядах Мирандола постулировал принцип гуманизма. Судьба человека - это результат естественной свободной активности человека. Человеческое существование определено только его поступками и его мыслями. Целью человеческой жизни должно быть стремление к божественному совершенству. Большое место в философии Эпохи Возрождения уделено натурофилософии. К этому времени естественные науки достигли определенного успеха в познании. Натурофилософия Ренессанса опирается на научное знание и делает новые шаги к объяснению сущности мира, которые существенно отличаются как от античной философии, так и от средневекового знания. Основными идеологами натурофилософского знания являются Николай Кузанский, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Леонардо Да Винчи, Б. Телезео, Франческо Патрицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|