Лекция 1. Звучащее и незвучащее в музыке.
1) Парадокс музыки 2) Пение и инструментальная игра - пение (касс. 1-4, 26, 30) - инструментальная игра (касс. 7, 8, 10, 11, 15, 20) 3) Музыкальный звук - реальный и идеальный - реальный звук; из истории фальцета (касс. 1 5, 9, 11, 28, 29) - идеальный звук: шкала высот параметр длительности (касс. 9: принцип деления наибольших; 15: принцип суммирования наименьших) параметр громкости (касс. 22, 23, 24: дифференциация континуума «тихо-громко») параметр тембра (касс. 33: дифференциация тембровых плотностей по массе и окраске) различное упорядочение параметров одного звука в сериализме (касс. 31) Лекция 2. Звуковая структура как смысл и ценность 1) ЧТО и КАК в искусстве 2) Специфика музыкального языка и его понимания 3) Правила техники и качество произведения 4) Системность музыкальных норм - в рамках одного параметра: «если, то...»; «зачем? — чтобы»; «вдруг!»; «потому, что» (касс. 22) - метасистема норм: отсутствие проблемы (касс. 12, 13, 16) «рядом, но не вместе» (касс. 9, 15, 32) «вместе» (касс. 17, 20, 23) от «вместе» к «вместо» (касс. 24, 25) «вместо как вместе» (касс. 31, 33) Лекция 3. Гармония 1) Термин «гармония» 2) Лад 3) Экмелика (касс. 3, неоэкмелика - 32, 33) 4) Звукоряд - ангемитоники (касс. 1, 2, 4) - диатоника (касс. 5, 7, 8, 9, 13, 16.-25, 27, 30) - миксодиатоники (касс. 10, 12, 14, 15) - гемитоника (касс. 28, 29, 31) и микрохроматика (касс. 14, 15, 33) - равномерная темперация 5) Интервал - совершенные консонансы (касс. 16A) - несовершенные консонансы (касс. 17, 18) - мягкие и острые диссонансы (касс. 28) 6) Аккорд - зарождение чувства аккорда (касс. 18, 19) - аккорд как регулятор музыкальной ткани (касс. 20-25, 29, 30) 7) Ладовые системы и функции - модальность (касс. 1, 2, 4-9, 12-18) - тональность (касс. 19: переход от модальности к тональности; 20-27, 29, 30)
- неомодальность (касс. 10, 11, 31-35) 8) Ладовые системы и образы движения - пребывание (касс. 1, 2, 4-6, 10, 11, 35) - проявление (касс. 12-17) - развитие (касс. 19: от проявления к развитию, 20-30) - самодовлеющие трансформации (касс. 26: переход от развития к самодовлеющим трансформациям; 31-34) 9) Координатоника (касс. 1-18, 31-35) и субординатоника (касс. 19: переход от координатоники к субординатонике; 23: координатоника в синтезе с субординатоникой, 20-22, 24-27, 29, 30) Лекция 4. От гармонии к форме, или как абстрактные законы лада превращаются в конкретное произведение 1) Гармония и форма 2) Фактура - монодия (касс. 3, 4, 7, 12-14) - гетерофония (касс. 2, 5, 6, 32, 34) - полифония: многотемная (касс. 9); однотемная (касс. 16, 17, 23); гомофония (касс. 19, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30) - тема и общие формы движения (касс. 18, 19: зарождение темы из эффектного мотива; 22, 24: сонатно-симфоническая тема; 20, 21: общие формы движения) - аккордовая и аккордово-фигурационная фактура (касс. 10, 11, 20-22, 25) - пуантилизм (касс. 31) и сверхмногоголосие (касс. 33) 3) Ритм - респираторный ритм (касс. 1-6, 12, 13, 16А-В) - квантитативный ритм (касс. 14, 15, 16Г, 17, 18, 19: переход к квалитативному ритму) - квалитативный ритм (такт) (касс. 8, 10, 11, 20-25, 26: кризис такта, 27, 29, 30) - неореспираторный ритм (касс. 28, 32, 33, 35) и неоквантитативный ритм (касс. 31, 34) 4) Композиционные типы - гетерономные (текстомузыкальные и песнеплясовые: касс. 1-8, 12-15) - ротация и периодичная ротация (касс. 7) - автономные завершенные: простые двух- и трехчастные (касс. 21, 25) сложные трехчастные (касс. 30) рондо (касс. 20) сонатная форма (касс. 22, 24) монотемные развивающие формы серийного типа (касс. 31) - автономные открытые: вариабельные формы (касс. 32) вариации (касс. 27) форма-процесс постепенных изменений (касс. 34) - функциональная дифференцированность частей: вариации (касс. 27) главная тема Пятой симфонии Бетховена (касс. 24) открытые формы Новой музыки XX века (касс. 32, 34, 35)
Лекция 5. Типы музыки 1) Музыка и «музыки» 2) Типы музыкального творчества - фольклорное творчество (касс. 1-6) - профессиональная развлекательная музыка (менестрельство) (касс. 7-11) - каноническая импровизация (касс. 12-15) - профессиональная европейская композиция (опус-музыка) (касс. 16-35) 3) «Обочины»(?) и «магистрали» (?) музыкальной истории. Исторически «медленное» и исторически «быстрое» Литература к части первой Часть 2. Традиционалистские (исторически «медленные») музыкальные культуры Лекция 6. Музыкальный фольклор 1) Многообразие народной музыки (касс. 1. 2) 2) Общие черты фольклорного музицирования - телесность и космичность - жанры музыкального фольклора 3) Фольклорно-музыкальные пласты 4) Архаичный фольклор (касс. 1-3) 5) Классический фольклор (касс. 4-6) 6) Поздний и вырожденный фольклор 7) Фольклор и профессиональная музыка (касс.27) Лекция 7. Менестрельство 1) Устойчивое и мимолетное в развлекательной музыке - константы увеселений - фактор моды 2) Метаисторические константы музыкальных увеселений - танцевальность - личное чувство - смех - яркость и пестрота 3) Музыкальные увеселения в Средние века - жонглеры: тип «соттили» (касс. 7, в письменной адаптации - касс. 9); тип «гросси» (касс. 8) - скоморохи 4) Городская развлекательная музыка XVIII-XIX веков - вырождение средневековых форм. Цыгане - «демократизация» аристократических музыкальныхувеселений. Салонная лирика. Оперетта - шантанная эстрада конца XIX века - формирование шлягера 5) Мировые тенденции и особые варианты поп-музыки XX века - фоноиндустрия и шлягер - имидж - «любовь». Сладкая пассивность и терпкая активность - «южное» и «западное» в шлягере - советский шлягер - шлягер и рок-н-ролл - проповедь, протест, кайф (касс. 11) - бодрая дрема 6) Поп музыка в аранжировке видеоклипа Лекция 8. Каноническая импровизация 1) Фольклор, менестрельство и культуры канонической импровизации 2) Каноническая импровизация и письменная композиция 3) «Типологические винегреты» джаза и рок-музыки (касс. 10,11) 4) Основные черты «большой» канонической импровизации 5) Древнегреческая идея музыки и ее влияние на европейские, ближне- и средневосточные традиции
6) Христианская монодия - византийское пение - пение средневековой русской церкви (касс. 12) - пение католической церкви (григорианский хорал) (касс. 13) 7) Макомат (касс. 14) 8) Рага (касс. 115) Литература к части второй
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|