Психодиагностика: практика
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. МОТИВАЦИЯ занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, а также отождествляется с потребностью. Плодотворным является изучение мотивов в связи с исследованиями структуры человеческой деятельности и сознания. В рассматриваемом подходе мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В мотиве конкретизируются, опредмечиваются потребности. Последние не только определяют собой мотив, но изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Одновременно происходит развитие способов удовлетворения потребностей. Особенно отчетливо роль мотивации проявляется в формировании человеческих потребностей при возникновении мотивов, которые не встречаются у животных и впервые появляются лишь в сообществе людей. Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их относительную независимость от глубинных инстинктивных влечений. Человек не марионетка в «руках» инстинктов. Удовлетворение любого влечения всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоциональные переживания определяют сферу мотивации, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.
Если под мотивом понимается опредмеченная потребность, т. е. потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мотивов будут вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. В процессе развития мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей (мотивы-цели). Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие — подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный и личностный смысл. Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действия. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще и тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнару- Часть 1. Личность, мотивация, потребность живают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотивов — в выделении главных жизненных мотивов личности. Последние придают смысл частным различным проявлениям человеческой активности, они определяют основное направление потока жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека — НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — через понятие мотива. Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и форматировать неслучайную последовательность целей. В содержании направленности можно выделить 2 основных образования: 1) потребности и их модификации — мотивы, установки, идеалы, мечты; 2) отношения личности и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания. Сложность структуры направленности личности определяет многообразие форм и способов диагностики этого важнейшего образования человеческой психики. Используя разные методы, следует помнить, что далеко не все потребности и их модификации входят в структуру направленности личности, а лишь те, которые обрели в процессе становления личности характер самодвижения, саморазвития. Именно они побуждают и поддерживают инициативность, избирательность человеческого поведения. Не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее направленность, а лишь отношения, связанные с наиболее обобщенными мотивами деятельности индивида. Совершенно верно подчеркивают авторы руководства по психодиагностике, что в содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповторимое, определенное конкретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую.
Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т. е. устойчивых мотивов личности и характеристик непосредственной ситуации (т. е. ситуативных детерминант). Мотивы общения с относительно устойчивым содержанием можно назвать обобщенными мотивами в отличие от конкретных мотивов, предметное содержание которых узкоспецифично. Обобщенные мотивы выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамическими образованиями и при взаимодействии с ситуационными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее. Активизация мотива создает определенную тенденцию действия — разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения этого мотивационного отношения. В ходе реализации этого мотивационного отношения человек превращает исходную ситуацию в желательную. ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким Глава 2. Психодиагностика: практика уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы — небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
Суждения 1. Думаю, что успех в жизни скорее всего зависит от случая, чем от расчета. 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. 3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. 6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым. 11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее всего обстоятельства, чем я сам. 12. Терпения во мне больше, чем способностей. 13. Мои родители слишком строго контролировали меня. 14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. 15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. 17. Я усердный человек. 18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. 19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее всего об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях. 20. Мои близкие обычно не разделяют моих 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем 22. Мне кажется, что настойчивости во мне В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы (табл. 1): Таблица 1
Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20. ШКАЛА ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ В отличие от мотивации достижения уровень мотивации одобрения — стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет она на нечто другое, также весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.
Определить уровень мотивации одобрения мы предлагаем с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суж- Часть 1. Личность, мотивация, потребность дений, на которые возможны 2 варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 19) говорит о выраженности мотивации одобрения. Суждения 1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. 3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. 4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой. 5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии. 6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах. 7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был. 9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека. 11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же. 12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему. 13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. 14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему. 15. Перед длительной поездкой я всегда тща 16. Были случаи, когда я завидовал удаче других. 17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой. 18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам. 19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. Код: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9,10, 11, 12, 16, 17, 18. МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество его вариантов. Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). Инструкция «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами». Бланк теста 1. Думаю, что мой отец редко ___________________ 2. Если все против меня, то _____________________ 3. Я всегда хотел _____________________________ 4. Если бы я занимал руководящий пост __________ _____________________________________________ 5. Будущее кажется мне _______________________ 6. Мое начальство ____________________________ 7. Знаю, что глупо, но боюсь ___________________ 8. Думаю, что настоящий друг __________________ 9. Когда я был ребенком _______________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является 11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _____ 12. По сравнению с большинством других семей моя семья Глава 2. Психодиагностика: практика 13. Лучше всего мне работается с _______________ 14. Моя мать и я _____________________________ 15. Сделал бы все, чтобы забыть ________________ 16. Если бы мой отец только захотел _____________ 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___ _ 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы __ ___ 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством 20. Надеюсь на ______________________________ 21. В школе мои учителя ______________________ 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь 23. Не люблю людей, которые __________________ 24. Когда-то ________________________________ 25. Считаю, что большинство юношей (девушек) __ 26. Супружеская жизнь кажется мне ______________ 27. Моя семья обращается со мной, как с _________ 28. Люди, с которыми я работаю ________________ 29. Моя мать ________________________________ 30. Моей самой большой ошибкой было __________ 31. Я хотел бы, чтобы мой отец __________________ 32. Моя наибольшая слабость заключается в том __ 33. Моим скрытым желанием в жизни ____________ 34. Мои подчиненные _________________________ 35. Наступит тот день, когда ___________________ 36. Когда ко мне приближается мой начальник _ __ 37. Хотелось бы мне перестать бояться ___________ 38. Больше всех люблю тех людей, которые 39. Если бы я снова стал молодым _______________ _____________________________________________ 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) ___ 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь 42. Большинство известных мне семей ____________ _____________________________________________ 43. Люблю работать с людьми, которые __________ _____________________________________________ 44. Считаю, что большинство матерей ___________ _____________________________________________ 45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
46. Думаю, что мой отец ______________________ 47. Когда мне не везет, я _______________________ 48. Больше всего в жизни я хотел бы _____________ _____________________________________________ 49. Когда я даю другим поручение ______________ _____________________________________________ 50. Когда буду старым ________________________ 51. Люди, превосходство которых над собой 52. Мои опасения не раз заставляли меня _________ _____________________________________________ 53. Когда меня нет, мои друзья __________________ _____________________________________________ 54. Моим самым живым воспоминанием детства 55. Мне очень не нравится, когда женщины 56. Моя половая жизнь ________________________ 57. Когда я был ребенком, моя семья _____________ _____________________________________________ 58. Люди, которые работают со мной ____________ _____________________________________________ 59. Я люблю свою мать, но _____________________ 60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой: Большинство известных мне семей: 1) несчастливые, недружные........................... — 2; 2) нервные, не очень дружные......................... — 1; 3) все одинаковы................................................. 0. Будущее кажется мне: 1) мрачным, плохим, странным....................... — 2; 2) туманным, неприглядным............................ — 1; 3) неясным, неизвестным........................................... 0. Ключ Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений. Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений. ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (А. Г. Шмелев, А. С. Бабина) Тест юмористических фраз (ТЮФ) — оригинальная компактная методика диагностики моти-вационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Релевантной практической задачей ТЮФ является (по мнению авторов) прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов — юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретенции усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных). Основные темы 1) агрессия — самозащита; 2) взаимоотношения полов; 3) пагубные пристрастия (пьянство); 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость. Набор ТЮФ 1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев. 2. Чем дальше хочется прыгнуть, тем ниже нужно согнуться. 3. Счастье не в деньгах, а в их количестве. 4. Крик моды понятнее всего на чужом языке. 5. Без женщины жить нельзя на свете, тем более в темноте. 6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть. 7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым. 8. С кем поведешься, с тем и наберешься. 9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь. 10. Инициатива скандала принадлежала мужу, 11. «Терпение и труд все перетрут», — напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды. 12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше и не жить. 13. Не брал за горло никого, кроме бутылки. 14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило. 15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь. Глава 2. Психодиагностика: практика 16. И фиговый листок отпадает. 17. Одежда! Мой компас земной, а удача — награда за смелость. 18. Не было ни гроша, и не будет. 19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда поднимаешься по служебной лестнице. 20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа. 21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист. 22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды. 23. Выпился в алкоголики. 24. «Семь раз отмерь — один отрежь», — объяснял старый палач молодому. 25. Брала от жизни все, что входило в моду. 26. Деньги тем большее зло, чем их меньше. 27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется. 28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла. 29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет. 30. Она шипела на мужа, как газированная 31. Я пью не больше 100 г, но, выпив 100 г, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много. 32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная. 33. Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. 34. «Не хлебом единым жив человек», — кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом. 35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин! 36. Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий. 37. «Нелегок писательский труд», — говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег. 38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол. 39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой. 40. Любимая поговорка военных: «Призвание 41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.
42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король. 43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой. 44. «Душит — значит, любит» (Дездемона). 45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе. 46. Нашел место в жизни — найди жене. 47. Писал с принципиальных кассовых позиций. 48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2—3 ч до ее начала. 49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин. 50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей? 51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель — тоже. 52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован. 53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», — признался он ей... за 3 дня до зарплаты. 54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают. 55. Мясник строил свое благополучие на чужих костях.
56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой. 57. «Пить — здоровью вредить», — сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ее ласками.
58. И на пегасах порой гарцуют всадники без головы. 59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами. 60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк. 61. «Удивительное — ядом!», — сказал Сальери. 62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных. 63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них. 64. Жена шефа много симпатичнее, чем шеф 65. Если у тебя умная жена, будешь есть Часть 1. Личность, мотивация, потребность 66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком. 67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком. 68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей. 69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке. 70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов. 71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги. 72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой. 73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт. 74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка. 76. В этой столовой можно не только червячка заморить. 77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку. 78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка. 79. Если все время мыслить, на что же существовать? 80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна рука тут, другая — там. 81. Мода на форму черепа стоила ей многого. 82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник. 83. Ломал голову, а сломал шею. 84. «А здесь я работаю для потомства», — гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван. 85. Закон всеобщего тяготения к шаблону. 86. Всем модам Отелло предпочитал декольте. 87. Интеллигенты умирают сидя. 88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит. 89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности! 90. Забытый писатель искал забвения в вине.
91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету. 92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.
93. Не лещ без бутылки. 94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность. 95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным. 96. Перед злоупотреблением не разбалтывай! 97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить. 98. Не всякая кучка могучая. 99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание. 100. Графомания — это потребность души или Процедура проведения Испытуемому предлагается расклассифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на одну тему». Подсчет тестового балла Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. 10 полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизованных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля, выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т. д. МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич) Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни. Глава 2. Психодиагностика: практика Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориента-ций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает 2 класса ценностей: 1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция. Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию. Стимульный материал Список А (терминальные ценности): 1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 3) здоровье (физическое и психическое); 4) интересная работа; 5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 8) наличие хороших и верных друзей; 9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 15) счастливая семейная жизнь; 16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 17) творчество (возможность творческой деятельности); 18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): 1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 2) воспитанность (хорошие манеры); 3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 4) жизнерадостность (чувство юмора); 5) исполнительность (дисциплинированность); 6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 7) непримиримость к недостаткам в себе и других; 8) образованность (широта знаний, высокая общая культура); Часть 1. Личность, мотивация, потребность 9) ответственность (чувство долга, умение держать слово); 10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; 13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 16) честность (правдивость, искренность); 18) чуткость (заботливость). Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы. 1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) 2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали? 3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях? 4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей? 5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад? 6....через 5 или 10 лет? 7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди? Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориента-ций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА) Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентацион-ная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие 3 видам направленности личности. Респондент должен выбрать 1 ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще 1, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|