Ранжирование испытуемыми членов группы (включая и самих себя) по конструкту «является лидером»
Часть 1. Личность, мотивация, потребность лить, насколько восприятие себя данным испытуемым совпадает с его восприятием другими, надо лишь сравнить ранговое положение, приписываемое им себе, с ранговым положением, приписываемым ему остальными. В таблице 15 приведены результаты ранжирования 8 членов группы. Элементы (от А до И) ранжировались по конструкту Похож на лидера. Для каждого испытуемого одним из ранжируемых элементов оказывался он сам. Эти случаи отмечены звездочкой. Так, испытуемый 5 (элемент А) видит себя лидером группы, лидером его видят и почти все остальные испытуемые. Не обнаруживается больших различий и между тем, как воспринимает себя испытуемый 6 (элемент Ж), и тем, как воспринимают его остальные. В отличие от этого испытуемый 7 считает его лидером. Было бы интересно выяснить, как это влияет на поведение внутри группы. Для подсчета общего балла надо из среднего значения ранга элемента (1,1 для элемента А) вычесть номер того ранга, который испытуемый приписал себе сам (1,1 – 1 = 0,1). Данные, получаемые в результате ранжирования, можно анализировать и множеством иных способов. Более того, несомненно, будут появляться все новые и новые методы анализа. Однако, ка- кой бы метод анализа вы ни использовали, он не дает вам права считать само собой разумеющимся то, что ранжируемые элементы располагаются между полюсами равномерно. Контрастирующий полюс часто можно определить только предположительно.
ОЦЕНОЧНАЯ РЕШЕТКА В настоящее время интерес к оценочной решетке сильно возрастает. Вместо того чтобы ранжировать элементы по отношению к конструктам, испытуемый оценивает каждый элемент по шкале, заданной 2 полюсами конструкта. Этот метод допускает гораздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод ранговой решетки. Опишем один из способов заполнения оценочной решетки. Шкалы (конструкты) наносятся на чистый лист бумаги. Каждый такой лист служит для оценки 1 элемента (рис. 2). Матрица оценок имеет 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теории личности». После того как испытуемый оценит все элементы, данные объединяются в единую матрицу (см. элементы табл. 10).
Рис. 2. Пример оценки элемента Д. Келли по восьми 11-балльным шкалам-конструктам оценочной решетки Глава 2. Психодиагностика: практика
Часть 1. Личность, мотивация, потребность Приводимая здесь решетка позаимствована из психологии личности оценивались по 8 параметрам, книги Л. Хелле и Д. Зиглера, посвященной анализу представляющим собой теоретические допущения, теорий личности. Ведущие специалисты в области лежащие, по мнению авторов книги, в основе тео- Таблица 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|