Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранжирование испытуемыми членов группы (включая и самих себя) по конструкту «является лидером»




 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Члены группы    
                   
А         1*      
Б               8*
В   8*            
Г 8*              
Д     4*          
Е             3*  
Ж           7*    
З       4*        


Часть 1. Личность, мотивация, потребность


лить, насколько восприятие себя данным испытуе­мым совпадает с его восприятием другими, надо лишь сравнить ранговое положение, приписывае­мое им себе, с ранговым положением, приписывае­мым ему остальными.

В таблице 15 приведены результаты ранжирова­ния 8 членов группы. Элементы (от А до И) ранжи­ровались по конструкту Похож на лидера. Для каж­дого испытуемого одним из ранжируемых элементов оказывался он сам. Эти случаи отмече­ны звездочкой. Так, испытуемый 5 (элемент А) ви­дит себя лидером группы, лидером его видят и поч­ти все остальные испытуемые. Не обнаруживается больших различий и между тем, как воспринимает себя испытуемый 6 (элемент Ж), и тем, как воспри­нимают его остальные. В отличие от этого испытуе­мый 7 считает его лидером. Было бы интересно вы­яснить, как это влияет на поведение внутри группы. Для подсчета общего балла надо из среднего значе­ния ранга элемента (1,1 для элемента А) вычесть но­мер того ранга, который испытуемый приписал себе сам (1,1 – 1 = 0,1).

Данные, получаемые в результате ранжирова­ния, можно анализировать и множеством иных способов. Более того, несомненно, будут появлять­ся все новые и новые методы анализа. Однако, ка-


кой бы метод анализа вы ни использовали, он не да­ет вам права считать само собой разумеющимся то, что ранжируемые элементы располагаются между полюсами равномерно. Контрастирующий полюс часто можно определить только предполо­жительно.

ОЦЕНОЧНАЯ РЕШЕТКА

В настоящее время интерес к оценочной решетке сильно возрастает. Вместо того чтобы ранжировать элементы по отношению к конструктам, испытуе­мый оценивает каждый элемент по шкале, заданной 2 полюсами конструкта. Этот метод допускает го­раздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод ранговой решетки.

Опишем один из способов заполнения оценоч­ной решетки. Шкалы (конструкты) наносятся на чи­стый лист бумаги. Каждый такой лист служит для оценки 1 элемента (рис. 2).

Матрица оценок имеет 8 элементов по 8 кон­структам из книги «Теории личности».

После того как испытуемый оценит все элемен­ты, данные объединяются в единую матрицу (см. элементы табл. 10).


 

  КЕЛЛИ  
Свобода х —— — — — — — — — — — — — — Детерминизм
Рациональность х —— — — — — — — — — — — — — Иррациональность
Холизм х —— — — — — — — — — — — — — Элементаризм
Наследственность х —— — — — — — — — — — — — — Окружающая среда
Субъективность х —— — — — — — — — — — — — — Объективность
Активность неприложимо —— — — — — — — — — — — — — Реактивность
Гомеостаз неприложимо —— — — — — — — — — — — — — Гетеростаза
Познаваемость х —— — — — — — — — — — — — — Непознаваемость

Рис. 2. Пример оценки элемента Д. Келли по восьми 11-балльным шкалам-конструктам оценочной решетки


Глава 2. Психодиагностика: практика


Рис. 3. Размещение конструктов и элементов таблицы 10 в пространстве двух измерений, вычисленных с помощью метода главных компонентов, в соответствии с факторными нагрузками конструктов и элементов

 

 

Таблица 16 Матрица оценок 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теория личности»
  Фрейд Эриксон Мюррей Скиннер Олпорт Келли Маслоу Роджерс
Свобода                
Рациональность                
Холизм                
Наследствен­ность                
Субъективность                
Проактивность                
Гомеостаз                
Познаваемость                


Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Приводимая здесь решетка позаимствована из психологии личности оценивались по 8 параметрам, книги Л. Хелле и Д. Зиглера, посвященной анализу представляющим собой теоретические допущения, теорий личности. Ведущие специалисты в области лежащие, по мнению авторов книги, в основе тео- Таблица 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...