Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список персонажей для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли




1. Напишите в первой графе свое имя.

2. Напишите имя вашей матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя.

3. Напишите имя вашего отца. Если вы росли с отчимом, напишите его имя.

4. Напишите имя вашего брата (наиболее близкого вам по возрасту). Если у вас не было брата, напишите имя маль­чика примерно одного возраста с вами, который был вам за брата в подростковом периоде.

5. Напишите имя вашей сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, напишите имя де­вочки примерно одного возраста с вами, которая была вам за сестру в подростковом периоде.

Начиная с шестого пункта, подставляйте имена знакомых вам людей, но не повторяйтесь, выбирайте каждый раз нового человека.

6. Ваша жена (муж) или, если вы не женаты (не замужем), ваша возлюбленная (возлюбленный).

7. Ваша возлюбленная (возлюбленный), непосредственная предшественница той, которую назвали выше.

8. Наиболее близкий в настоящее время друг одного с вами пола.

9. Человек одного с вами пола, которого вы считали близким другом, но в котором вы разочаровались.

 

10. Министр, священник или раввин, с которым вы бы хотели поделиться интимными религиозными чувствами.

11. Ваш врач.

12. Ваш сосед в настоящее время, которого вы знали лучше других.


Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Продолжение табл. 8

13. Человек, с которым вы были связаны, но который по каким-то необъяснимым причинам невзлюбил вас.

14. Человек, по отношению к которому вы испытываете чувство жалости или которому вам бы очень хотелось по­мочь.

15. Человек, в присутствии которого вы испытываете неудобство.

16. Человек, с которым вы недавно познакомились и которого вам хотелось бы узнать получше.

17. Учитель, который оказал на вас наиболее сильное влияние, когда вы были подростком.

18. Учитель, чьи взгляды вызывали у вас возражение.

19. Работодатель, управляющий или офицер, под чьим руководством вы пережили тяжелые времена.

20. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично.

21. Самый счастливый человек из всех, кого вы знаете лично.

22. Самый высоконравственный человек из всех, кого вы знаете лично.


Решетка

Конструкты выявляются следующим образом: испытуемых спрашивают, чем двое из троих людей, отмеченных кружками в первой строке (см. решет­ку в табл. 7), «сходны между собой и тем самым от­личны от третьего человека». Когда испытуемый примет решение, его просят поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум людям, кото­рые сходны между собой. Кружок, соответствую­щий третьему, отличному от них человеку, остается пустым. Затем испытуемому предлагается написать в графе «Конструкты. Выявленный полюс» (см. ре­шетку в табл. 9) слово или короткую фразу, разъяс­няющую, чем именно эти люди сходны между со­бой. Противоположные по смыслу характеристики записываются под заголовком «Подразумеваемый полюс». После этого испытуемый отмечает галочкой всех других лиц, обладающих этой важной характе­ристикой (по выявленному полюсу). Подобным же образом заполняются и остальные строки решетки.

Анализ

В таблице 3 представлен образец решетки Д. Келли. На ее примере мы проиллюстрируем не­которые из предложенных им вариантов анализа. Д. Келли предлагал до проведения статистической обработки изучить решетку «невооруженным гла­зом» и выяснить, что же испытуемый сообщает нам непосредственно.

Д. Келли отмечал, что в данной решетке (табл. 9) иногда встречаются ситуационные по своей приро-


де, а не только психологические или социальные конструкты. Несмотря на это, вполне вероятно, что испытуемый применяет их в более общем смысле. Возможно также, что то, что мы считаем повторяю­щимися конструктами, для испытуемого имеет раз­личное значение. Хотя при описании, например, триад 14 и 15 он применяет один и тот же вербаль­ный ярлык, но использует его по-разному. Мать в триаде 14 относится к полюсу «не девушка» (воз­можно, испытуемый имеет в виду, что она немоло­да), а в триаде 15 она объединяется с другим лицом по принципу «обе девушки» (возможно, испытуе­мый имеет в виду ее пол). Необходимо учесть так­же, что в качестве сестры испытуемый выбрал муж­чину, игравшего роль сестры в его жизни.

Не обращаясь за помощью к ЭВМ, можно также подсчитать меру совпадения каждой пары строк. Если вы возьмете лист бумаги, поместите его под первой строкой решетки и отметите на нем все га­лочки и крестики, а затем сдвинете этот лист на од­ну строку вниз, то вы сможете подсчитать коли­чество совпадений галочек (крестиков) в строках 1 и 2. Учитывая то, что количество случайных совпа­дений равно половине всех возможных совпадений (19 в данном случае), можно подсчитать вероят­ность совпадения или несовпадения. Сопоставив все строки, можно выяснить, как именно конструк­ты связаны между собой. Этот же метод дает воз­можность выявить, каким испытуемый видит дан­ного человека по сравнению с другими людьми. Д. Келли описывает метод непараметрического фактора анализа для выявления основных измере­ний, используемых испытуемым для упорядоче­ния социального мира. Однако можно ограничить-



Глава 2. Психодиагностика: практика


ся изучением матрицы баллов совпадения для вы­яснения, например, того, какой конструкт имеет максимальный балл совпадения со всеми другими конструктами или какой элемент имеет максималь­ный балл совпадения со всеми другими элемента­ми. Много информации можно получить при помо­щи простой арифметики. Однако если вы хотите изучить, скажем, факторную структуру решетки или проанализировать большое количество реше­ток, то вам лучше всего обратиться к помощи ЭВМ. При работе с решеткой этого типа Д. Келли стол­кнулся со следующей проблемой: иногда испытуе­мый характеризует почти всех людей при помощи только одного полюса конструкта. Обратите внима­ние на конструкт 12 (табл. 9) — только 3 человека не


особенно верят в образование. Д. Келли предложил при статистической обработке исключать такие конструкты из решетки. Однако Д. Баннистер раз­работал альтернативный метод: испытуемому пред­лагается относить элементы поровну к выявленно­му и подразумеваемому полюсам. Это позволяет включить в обработку все конструкты, однако, су­щественно ограничивает свободу испытуемого.

РАНГОВАЯ РЕШЕТКА

Этот метод предложила Филлида Салмон, а впер­вые описал Д. Баннистер. Он позволяет снять про­блему несимметричности конструкта, и многие


Таблица 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...