Список персонажей для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли
1. Напишите в первой графе свое имя. 2. Напишите имя вашей матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя. 3. Напишите имя вашего отца. Если вы росли с отчимом, напишите его имя. 4. Напишите имя вашего брата (наиболее близкого вам по возрасту). Если у вас не было брата, напишите имя мальчика примерно одного возраста с вами, который был вам за брата в подростковом периоде. 5. Напишите имя вашей сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, напишите имя девочки примерно одного возраста с вами, которая была вам за сестру в подростковом периоде. Начиная с шестого пункта, подставляйте имена знакомых вам людей, но не повторяйтесь, выбирайте каждый раз нового человека. 6. Ваша жена (муж) или, если вы не женаты (не замужем), ваша возлюбленная (возлюбленный). 7. Ваша возлюбленная (возлюбленный), непосредственная предшественница той, которую назвали выше. 8. Наиболее близкий в настоящее время друг одного с вами пола. 9. Человек одного с вами пола, которого вы считали близким другом, но в котором вы разочаровались.
10. Министр, священник или раввин, с которым вы бы хотели поделиться интимными религиозными чувствами. 11. Ваш врач. 12. Ваш сосед в настоящее время, которого вы знали лучше других. Часть 1. Личность, мотивация, потребность Продолжение табл. 8 13. Человек, с которым вы были связаны, но который по каким-то необъяснимым причинам невзлюбил вас. 14. Человек, по отношению к которому вы испытываете чувство жалости или которому вам бы очень хотелось помочь. 15. Человек, в присутствии которого вы испытываете неудобство. 16. Человек, с которым вы недавно познакомились и которого вам хотелось бы узнать получше.
17. Учитель, который оказал на вас наиболее сильное влияние, когда вы были подростком. 18. Учитель, чьи взгляды вызывали у вас возражение. 19. Работодатель, управляющий или офицер, под чьим руководством вы пережили тяжелые времена. 20. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично. 21. Самый счастливый человек из всех, кого вы знаете лично. 22. Самый высоконравственный человек из всех, кого вы знаете лично. Решетка Конструкты выявляются следующим образом: испытуемых спрашивают, чем двое из троих людей, отмеченных кружками в первой строке (см. решетку в табл. 7), «сходны между собой и тем самым отличны от третьего человека». Когда испытуемый примет решение, его просят поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум людям, которые сходны между собой. Кружок, соответствующий третьему, отличному от них человеку, остается пустым. Затем испытуемому предлагается написать в графе «Конструкты. Выявленный полюс» (см. решетку в табл. 9) слово или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти люди сходны между собой. Противоположные по смыслу характеристики записываются под заголовком «Подразумеваемый полюс». После этого испытуемый отмечает галочкой всех других лиц, обладающих этой важной характеристикой (по выявленному полюсу). Подобным же образом заполняются и остальные строки решетки. Анализ В таблице 3 представлен образец решетки Д. Келли. На ее примере мы проиллюстрируем некоторые из предложенных им вариантов анализа. Д. Келли предлагал до проведения статистической обработки изучить решетку «невооруженным глазом» и выяснить, что же испытуемый сообщает нам непосредственно. Д. Келли отмечал, что в данной решетке (табл. 9) иногда встречаются ситуационные по своей приро- де, а не только психологические или социальные конструкты. Несмотря на это, вполне вероятно, что испытуемый применяет их в более общем смысле. Возможно также, что то, что мы считаем повторяющимися конструктами, для испытуемого имеет различное значение. Хотя при описании, например, триад 14 и 15 он применяет один и тот же вербальный ярлык, но использует его по-разному. Мать в триаде 14 относится к полюсу «не девушка» (возможно, испытуемый имеет в виду, что она немолода), а в триаде 15 она объединяется с другим лицом по принципу «обе девушки» (возможно, испытуемый имеет в виду ее пол). Необходимо учесть также, что в качестве сестры испытуемый выбрал мужчину, игравшего роль сестры в его жизни.
Не обращаясь за помощью к ЭВМ, можно также подсчитать меру совпадения каждой пары строк. Если вы возьмете лист бумаги, поместите его под первой строкой решетки и отметите на нем все галочки и крестики, а затем сдвинете этот лист на одну строку вниз, то вы сможете подсчитать количество совпадений галочек (крестиков) в строках 1 и 2. Учитывая то, что количество случайных совпадений равно половине всех возможных совпадений (19 в данном случае), можно подсчитать вероятность совпадения или несовпадения. Сопоставив все строки, можно выяснить, как именно конструкты связаны между собой. Этот же метод дает возможность выявить, каким испытуемый видит данного человека по сравнению с другими людьми. Д. Келли описывает метод непараметрического фактора анализа для выявления основных измерений, используемых испытуемым для упорядочения социального мира. Однако можно ограничить- Глава 2. Психодиагностика: практика ся изучением матрицы баллов совпадения для выяснения, например, того, какой конструкт имеет максимальный балл совпадения со всеми другими конструктами или какой элемент имеет максимальный балл совпадения со всеми другими элементами. Много информации можно получить при помощи простой арифметики. Однако если вы хотите изучить, скажем, факторную структуру решетки или проанализировать большое количество решеток, то вам лучше всего обратиться к помощи ЭВМ. При работе с решеткой этого типа Д. Келли столкнулся со следующей проблемой: иногда испытуемый характеризует почти всех людей при помощи только одного полюса конструкта. Обратите внимание на конструкт 12 (табл. 9) — только 3 человека не
особенно верят в образование. Д. Келли предложил при статистической обработке исключать такие конструкты из решетки. Однако Д. Баннистер разработал альтернативный метод: испытуемому предлагается относить элементы поровну к выявленному и подразумеваемому полюсам. Это позволяет включить в обработку все конструкты, однако, существенно ограничивает свободу испытуемого. РАНГОВАЯ РЕШЕТКА Этот метод предложила Филлида Салмон, а впервые описал Д. Баннистер. Он позволяет снять проблему несимметричности конструкта, и многие Таблица 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|