Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине
Развитие шкал интеллекта. Исходные шкалы Бине—Симона, опубликованные во Франции в 1905, 1908 и 1911 гг., вкратце уже были охарактеризованы в главе 2. Напомним только, что среди многочисленных переводов и адаптации ранних тестов Бине, появившихся в США, самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд—Бине.2 Первая стэнфордская редакция шкал Бине—Симона, подготовленная Л. М. Тёрменом и его коллегами в Стэнфордском университете, была опубликована в 1916 г. (Terman, 1916). В ней было введено так много изменений и дополнений, что фактически она Представляла собой новый тест. Более трети заданий были заменены новыми, а ряд старых или переделан, или перераспределен по другим возрастным уровням, или отброшен. Вся шкала была заново стандартизована на национальной выборке, состоявшей приблизительно из 1000 детей и 400 взрослых. Были подготовлены подробные инструкции по проведению теста и подсчету баллов, и впервые был использован пока- Отличный обзор многих тем, обсуждаемых в части 3 учебника, можно найти в книге Contemporary intellectual Assessment (Flanagan, Genshaft, & Harrison (Eds.), 1997). Подробный разбор шкал Бине—Симона и сводку данных о развитии, использовании и клинической Интерпретации шкал Стэнфорд—Бине можно найти у Sattler (1982, 1988). 230 Часть 3. Тестирование способностей затель IQ,. Вторая стэцфордская редакция теста, появившаяся в 1937 г., состояла из двух эквивалентных форм L и М (Terman, & Merrill, 1937). В этом варианте шкала была значительно увеличена в объеме и полностью рестандартизована на новой выборке населения США. Однако несмотря на все усилия получить срез, адекватно представляющий структуру населения, выборка из 3184 обследованных оказалась несколько выше по социально-экономическому уровню, чем все население США, содержала избыток городских жителей и включала только представителей коренного белого населения.
Опубликованная в 1960 г. третья редакция предусматривала единственную форму (L - M), объединившую в себе лучшие задания двух форм 1937 г. (Terman, & Merrill, 1960). При подготовке шкалы Стэнфорд—Бине 1960 г. ее авторы столкнулись с общей дилеммой психологического тестирования. С одной стороны, частые переделки теста желательны, поскольку позволяют воспользоваться новыми наработками в конструировании тестов и накопленным опытом применения теста, а также постоянно обновлять содержание теста. Последнее особенно важно для заданий на осведомленность и для используемого в тесте наглядного материала, содержание которого подвержено влиянию моды: изменению фасонов одежды, домашней утвари, машин и других бытовых предметов. Использование теста с устаревшим содержанием может серьезно нарушить раппорт между тестируемым и тестирующим и повлиять на уровень трудности заданий. С другой стороны, пересмотры теста могут привести к тому, что значительная часть накопленных данных окажется неприменимой к его новой форме. По тестам, широко применявшимся многие годы, накапливается большой материал по интерпретации их результатов, значимость которого необходимо тщательно взвесить относительно потребности в пересмотре теста. По этим соображениям создатели шкалы Стэнфорд—Бине предпочли свести две прежние формы в одну, выбирая тем самым золотую середину между опасностью устаревания и нарушения преемственности теста. Утрата параллельной формы не была слишком большой платой за достижение этой цели. В 1960 г. необходимость во взаимозаменяемой форме ощущалась менее остро, чем в 1937 г., когда не существовало иных достаточно надежных индивидуальных шкал интеллекта. Редакция Стэнфорд—Бине 1960 г. не предусматривала рестан-дартизации нормативной шкалы. Новые выборки были использованы только для того, чтобы выявить изменения в трудности заданий, происшедшие за истекший период. В результате, показатели умственного возраста и /Q в форме L - M 1960 г. по-прежнему выражались на основе нормативной выборки 1937 г.
Следующей стадией была рестандартизация формы L - M, проведенная в 1972 г. (Terman, & Merrill, 1973, Pt. 4). На этот раз содержание теста осталось практически неизменным, а нормы были получены на новой выборке, состоявшей приблизительно из 2100 человек, протестированных в 1971/72 учебном году. По сравнению с нормами 1937 г. нормы 1972 г. основывались на более репрезентативной выборке и, будучи более современными, отражали влияние происшедших за это время культурных перемен на выполнение теста. Интересно отметить, что эти нормы показали некоторое улучшение в выполнении теста во всех возрастных группах. Существенное улучшение наблюдалось в дошкольном возрасте, в среднем на 10 единиц IQ Авторы теста относят это улучшение на счет воздействия на маленьких детей средств массовой информа" ции, роста грамотности и общего образовательного уровня родителей, равно как И других изменений в культуре. Наблюдалось также несколько меньшее, но заметное повышение уровня выполнения теста в возрасте 15 лет и старше, что, как полагаю1" Глава 8. Индивидуальные способности 231 авторы, может быть связано с увеличением в 1970-х гг. (по сравнению с 1930-ми) доли учащихся, продолжающих свое образование в средней школе до конца. На основе сравнения данных, полученных как методом поперечных срезов, так и в лонгитюд-ных исследованиях, Р. Л. Торндайк (R. L. Thorndike, 1977) изучил эти изменения норм в более широкой вре'менной перспективе и высказал предположение о действии ряда других факторов, включая введение специальных телепрограмм для стимулирования интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Повышение тестовых норм в период с 1930-х или 1940-х гг. по 1970-е гг. было обнаружено и в других тестах, используемых для оценки общего интеллектуального уровня (Flynn, 1984,1987). С точки зрения пользователя теста важным следствием из таких данных будет то, что отдельные люди или группы, обследуемые с помощью ранних и поздних тестовых форм, обнаружат снижение способности, поскольку выполнение ими теста оценивается относительно более высокого стандарта поздней формы. Проводящий обследование должен иметь в виду этот возможный артефакт при интерпретации показателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|