Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана ( KAIT )
Сущность и построение. KAIT (Kaufman, & Kaufman, 1993) разрабатывался как средство измерения интеллекта в возрастном диапазоне от 11 до 85 лет (или даже старше). При его создании была сделана попытка интегрировать теорию текучего и кристаллизованного интеллекта, сформулированную Хорном и Кэттеллом (Horn, & Cattell, 1966), с представлениями других теоретиков об интеллекте взрослых людей (Golden, 1981; Luria, 1980; Piaget, 1972). Глава 8. Индивидуальные способности 251 Данная батарея составлена из двух шкал. Шкала «Кристаллизованный интеллект» (Crystallized Scale) измеряет представления и понятия, приобретенные в процессе школьного обучения и аккультурации, тогда как шкала «Текучий интеллект» оценивает способность решать новые задачи. В состав «Основной батареи» (Core Battery) входит по три субтеста из каждой шкалы. Кроме того, может использоваться «Расширенная батарея» (ExpandedBattery), предназначенная для обследования пациентов с подозрением на локальные поражения мозга, которая образуется добавлением любого из четырех специализированных субтестов. Наконец, KAIT включает краткий тест Психического статуса (MentalStatus) для оценки внимания и ориентации в обстановке у тех, кто в когнитивном отношении слишком слаб, чтобы пройти обследование с помощью полной батареи. Общая оценка. С точки зрения своих технических характеристик KAIT, по-видимому, в той же степени отвечает психометрическим стандартам, как и любая другая из основных интеллектуальных шкал современного поколения. Его нормативная выборка вполне адекватна, а приводимые в руководстве данные о надежности и валидности выглядят многообещающе. KAIT отличается относительно легкой процедурой проведения. Кроме того, руководство к нему содержит крайне полезную информацию, касающуюся осложнений при проведении и подсчете показателей (например, что делать, когда тестируемый отвечает не на английском языке).
Однако, что действительно отличает KAIT от других шкал интеллекта взрослых, — это та тщательность, с какой разрабатывались и проверялись более 2500 заданий, входивших в исходную совокупность. Эти задания должны были быть привлекательными для взрослых испытуемых. Предполагалось, что для их выполнения потребуются процессы решения задач, типичные для мышления на уровне формальных операций (по Пиаже), и оценочные функции планирования, которые, согласно Luria (1980) и Golden (1981), характеризуют мышление взрослых. В результате, большинство отобранных заданий оказались довольно необычными и интересными. Многие субтесты носят занимательный характер, что отражено даже в их названиях, — например, «Знаменитые лица» (FamousFaces), «Тайные коды» (Mystery Codes) и «Двусмысленности» (Double Meanings). Другие субтесты отличаются новыми задачами, например, субтест «Обучение ребусам» (Rebus Learning). В этом субтесте тестируемые выучивают слова, связанные с конкретным ребусом (рисунком), и затем «читают» устойчивые словосочетания или предложения, составленные из таких ребусов (см. пример на рис. 8-4). Решающее испытание для KAIT, как и для любого нового инструмента, заключается в том, будет ли его привлекательность достаточной, чтобы вызвать к нему интерес исследователей и практиков, работа которых только и может привести к созданию богатой базы данных длительного пользования. Краткий тест интеллекта Кауфмана (K - BIT) Краткий тест интеллекта Кауфмана (K - BIT — Kaufman, & Kaufman, 1990) создавался как быстрый инструмент отсеивания, оценивающий уровень интеллектуальной деятельности. Данный тест, хотя и относится к категории индивидуальных, настолько Прост, что его может проводить специалист среднего звена (technician). K - BIT охватывает возрастной диапазон от 4 до 90 лет. Нормирован одновременно с KAIT примерно на 20 % выборки стандартизации последнего, состоявшей из 2000 испытуемых.
252 Часть 3. Тестирование способностей Стимул: Тестирующий: Каждый из этих рисунков что-то означает (по очереди показывает на каждый ребус). Этот означает автобус, этот — самолет, этот — определенный артикль (the), а этот — и. Стимул:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|