Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

30.Основные методы и формы научного познания.




30. Основные методы и формы научного познания.

Мельчайшей структурной единицей организации научного знания выступает факт – это фрагмент бытия, включенный в систему научного знания. К факту предъявляются два основных требования:

1 ) это должно быть действительное событие;

2) факт должен быть надлежащим образом удостоверен, зафиксирован исследователем.

Добывание, а также в известной мере обработка фактов производятся на эмпирическом уровне познания.

Все остальные формы научного познания можно представить как формы организации фактического материала. К ним в первую очередь относится проблема. Проблему определяют как сложный вопрос или группу вопросов, сложную задачу, а также как знание о незнании. Каждая проблема заключает в себе противоречие между известным и неизвестным, между различными концепциями и т. д.

Промежуточным пунктом на пути от проблемы к теории выступает гипотеза – более или менее обоснованное предположение. Теория - это система строго доказанных научных положений,

обладающая объяснительностью и предсказательной силой. Итак, осн. этапы науч. поиска: проблема-гипотеза-теория. Существуют и др. формы науч. познания: идея – форма концентрации знания, нацеливающая на дальнейшее познание и практическую деятельность, выступающая как ядро гипотезы или теории; концепция

– точка зрения, подход к предмету, воплощающая замысел или организующее начало теории.

 

 

31. Общество как предмет философского анализа

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека.

Понятие " общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.

Существенный поворот в осмыслении общественной жизни произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Они создали материалистическое понимание истории. Вся сложность формирования

материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, такую область, которая существовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общественное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокупность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное бытие обусловливает содержание общественных идей, воззрений, чувств. Решающее значение в осмыслении общественной жизни в рамках концепции материалистического понимания истории придается, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями

жизни людей. Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества. Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или отказаться от существующей денежной системы. Индивид вынужден подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т. п. Субъективистский подход к проблеме " человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное действие - это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, т е. направлен о на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...