23. Понятие сознания и его структура
23. Понятие сознания и его структура При рассмотрении стороны сознания необходимо обращать внимание на 2 момента: 1) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга. Мозг составляет материальную основу психологических явлений. Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция человеческого мозга. Мозг дифференциал на различные участки обладающих функциональным многообразием. 2) Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот тезис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального сознания это воск, который способен принимать различные формы под воздействие из вне. Основной деятели материализма полагали, что отражение внешнего мира происходит в материальной деятельности людей. Более того материальная деятельность определяет структуру сознания. В отражении внешнего мира человеком и животным существует как общее так и различное. Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникновения сознания требуется факторы социального порядка – трудовая коллективная деятельность людей. Сознание формируется благодаря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих факторов не будет, то у ребенка не возникает сознание. Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельности. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличительной чертой является самосознание, осознание своего личного Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй сигнальной системы. Общее связано с чувственным отражением действительности. Кроме того, животные обладают сознательным планомерными действиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез и. т. д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир. Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволяет отождествлять сознание с физиологическими материальными процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, поскольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты материальной действительности. Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание -является одной из составляющих психики.
Структура психики (сознание) 1) чувственное. Отражение действительности. 2) Абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, суждений. 3) Эмоции - это субъективные реакции человека и животного на воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции отражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к человеку. 4) Воля - способность человека к выбору цели и ее реализации 5) Бессознательное - совокупность психологических процессов не представленных в сознание человека. - сновидение - интуиция - случай мгновенного решения задачи Бессознательное представлено широким кругом явлений. В первые научному анализу явлений бессознательного были подвергнуты З. Фрейдом (1856-1939) Фрейд показал, что поведения человека не определяется полностью его разумом как думали на протяжении многих столетий. По мнению Фрейда позади разума и логики стоят некие скрытые, но подданные властелины: инстинкт, эгоизм и. т. д Основополагающим в жизни по мнению Фрейда является половой инстинкт. Все перечисленные пять элементов являются структурой человеческой психики. Первые 4 элемента выражают структуру сознания. Человеческая психика представляет собой единство сознательного и бессознательного. Все элементы человеческой психик органически связаны между собой.
Особый интерес представляет проблема взаимодействия сознательного и бессознательного. 24. Проблема человека в философии и науке. 25. Соотношение биологического, психического и социального в человеке Антропосоциогенез. Проблема происхождения человека стала актуальной уже в естествознании ХIХ в., когда эволютная теория вплотную подошла к ней. Однако объяснить происхождение чел-ка чисто биологическими причинами не удавалось. Решающий шаг был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом, подчеркнувшим роль материального производства. В соврем. науке считается общепризнанным, что очеловечивались не отдельные особи, а более или менее значительные популяции. Человек и общество возникли одновременно. Биологическая организация сменялась социальной. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) – две стороны единого процесса - антропосоциогенеза, длящегося в течение 3-4 млн. лет. Трудовая гипотеза Энгельса: «труд создал человека». Под влиянием труда сформировались качества чел-ка: сознание, язк, творч. способности. Идеи Энгельса поддержаны философами, антропологами, археологами. Природное и социальное в человеке. Чел-к является частью природы и вместе с тем существом социальным. Соотношение природного и социального очень сложно. В науке сложились крайние точки зрения: биологизаторство (роль природного начала в человеке) и социологизаторство (преувеличивающее роль социального начала). Проблема жизни и смерти. Вопрос жизни и смерти дискутируется не только в плане права на жизнь. Стал обсуждаться и вопрос о праве самого чел-ка решать, стоит ли ему жить дальше. Ранее этот вопрос по сути решался в духе христианской религии(в духе безоговорочного осуждения самоубийства). Сейчас все это оценивается неоднозначно. Проблема жизни и смерти традиционно связана с традиционным вопросом о смысле жизни. Большинство философов согласны, что нравственный аспект смысла жизни состоит в развитии способностей человека, совершенствовании соц. сущности и дух-х оснований жизни. Сложнее со смыслом жизни для человечества. Ранее здесь господствовал безоглядный оптимизм. На смену ему приходят требования реализма. Остро стоит проблема выживания человечества. Проблема познаваемости мира в философии
Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.
Сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|