Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

32. Основные подходы к анализу истории общества (формационный, цивилизационный,




32. Основные подходы к анализу истории общества (формационный, цивилизационный,

культурологичесикй).

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

Общественно-экономическая формация-это: тип общества, основанный на определенном способе производства Цивилизация-исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.

Цивилиация:

1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер

2) совокупность проявлений культуры

3) система ценностей общества

В марксизме под «экономической структурой общества»

Цивилизация    — это совокупность уникальных проявлений общественного порядка, отличающая одну историческую общность людей от других Цивилизация – устойчивое культурно-историческое образование, отличающееся общностью:

а) духовно-нравственных ценностей

б) культурных традиций

в) материально-производственной и социально-политическойжизни

г) образа жизни и типа личност

Спартак – раб, вождь восстаниярабов.

Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека. Формационный подход к историческому процессу предполагает

1) абсолютизацию законов истории

2) учет решающей роли экономического базиса

3) необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает

изучение и учет самобытности истории каждого региона

Формационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение

1) интерес к познанию классовой борьбы

2) выявление форм эксплуатации

3) исследование различных

Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания форм собственности

Достоинство формационного подхода к изучению истории состоит в том, что он..

1) утверждает решающую роль материальных факторов развития общества

2) связывает критерии прогресса с формами собственности

3) рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки

Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что

он.. исследует своеобразие и уникальность исторического развития.

Формационный подход общественного развития предусматривает

1) интенсивное производство

2) объективность законов общественного развития

3) экономическое развитие

Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов: Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути с разной скоростью. Историческое развитие происходит в разных формах и различными путями. В основу формационной теории развития общества положены критерии:

1 ) деления общества на классы

2) развития производительных

В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии: уровень развития культуры сил

3) отношения собственности базис Локальная цивилизация надстройка Стадиальная цивилизация производительные силы менталитет. Тип общественно-экономической формации определяют элементы производственные отношения. Культурно – исторический тип. Производительные силы и производственные отношения соотносятся с понятием способ производства Общественное бытие – определяет общественное сознание (материализм) средства труда - важнейшее из

них – орудие труда. Марксистскому учению соответствует характеристика: 1) народные массы являются движущей силой истории 2) роль народных масс более всего проявляется в развитии

производительных сил 3) народ - это трудящиеся, создающие материальные ценности

Цивилизационный подход акцентирует внимание на социокультурных факторах, а формационный - на экономических СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД экономика и культура КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Наиболее широкий подход. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности называются:

Культурой. Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа») определяется как культура. Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятельности человека.

 

 

33. Природа и общество

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т. д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя " кухня" ), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете – в существование Вселенной. Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти

вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития

человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем, о которых будет идти речь. Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические, и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающихся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др. ) как биосоциальные. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства. Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т. д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются так-же недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества - от микромира до макро- и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества. Географический детерминизм выступил вначале как антирелигиозное учение, стремившееся доказать земное происхождение общественных порядков. Однако со временем он переродился в так называемую геополитику, т. е. теорию и политическую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Такой подход сближает геополитику с расистскими и фашистскими доктринами.

Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее роль природы во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается. Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. В этом проявляется усиление влияния человеческого разума на разные области природы - от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия человеческого разума - ноосферой (от греческого noos - ум, разум). Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума. Надо сказать, что понятие ноосферы ввел в 20-е гг. нашего столетия

французский ученый Э. Леруа (1870-1954). У истоков же концепции ноосферы - работы великого русского ученого В. И. Вернадского(1863-1945) и французского мыслителя П. Тейяра де Шардена

(1881-1955). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический

компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает. Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель – определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между обществом и природой. На основе использования энергии и вещества природы, практического применения ее законов создан мир современной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют " второй природой", ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой материал природы, подвергшийся

воздействию человеческого труда. Б результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удовлетворять потребности людей. Современная цивилизация, будучи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это. однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.

Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т. д. На этой основе развивались охота, рыболовство,

приручение животных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенно их влияние на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все более основательному воздействию в их производственной деятельности. По мере развития производительных сил - орудий труда, технологии различных производств, знаний и навыков людей - все более возрастало их господство над окружающей природой, за счет которой удовлетворялось

все большее количество их потребностей. В этом и заключается диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. Речь идет прежде всего о материальном обеспечении развития общества и его культуры. Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на пер-

вый план и особенно обострилась во второй половине нынешнего века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...