Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностны




ОТНОШЕНИЯ


МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Са-зеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном Я, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в само­оценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются 2 фактора: «доминиро­вание — подчинение» и «дружелюбие — агрессив­ность». Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличност­ного восприятия. Они названы М. Аргайлом в чи­сле главных компонентов при анализе стиля ме­жличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с 2 из 3 главных осей семантиче­ского дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом амери­канскими психологами под руководством Б. Бейл-за, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: «доминирование — подчинение», «друже­любие — агрессивность», «эмоциональность — аналитичность».


Для представления основных социальных ори-ентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на сектора. В этом круге по го­ризонтальной и вертикальной осям обозначены че­тыре ориентации: «доминирование — подчине­ние», «дружелюбие — враждебность». В свою очередь, эти секторы разделены на 8 — соответ­ственно более частных отношений. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но ча­ще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно 2 главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее оказывается взаимосвязь этих 2 переменных. Сумма баллов каждой ориента­ции переводится в индекс, где доминируют верти­кальная («доминирование — подчинение») и гори­зонтальная («дружелюбие — враждебность») оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экс­тремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образу­ются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суж­дения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а осо­бым образом: они группируются по 4 и повторяют­ся через равное количество определений. При об-



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


работке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. пове­дения в оценке окружающих (со стороны), для са­мооценки, оценки близких людей, для описания идеального Я. В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определять тип личности, а также сопоставлять дан­ные по отдельным аспектам, например «социальное Я», «реальное Я», «мои партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном поряд­ке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому челове­ку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отноше­ния:

Таблица 63

 

0—4 балла — низкая 5—8 баллов — умеренная Адаптивное поведение
9—12 баллов — высокая 13—16 баллов — экстремальная Экстремальное поведение до патологии

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального ключа к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются пока­затели по основным факторам: «доминирование» и «дружелюбие».

Доминирование = (I – V) + 0,7 (VIII + II – VI) Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 (VIII – II – IV + VI).

Качественный анализ полученных данных про­водится путем сравнения дискограмм, демонстри­рующих различие между представлениями разных людей. С В. Максимовым приведены индексы точ-


Рис. 64

ности рефлексии, дифференцированности восприя­тия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать пробле­му психологической совместимости и часто исполь­зуется в практике семейной консультации, группо­вой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13—16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мне­ние, не умеет принимать советы других. Окружаю­щие отмечают эту властность, но признают ее.

9—12 — доминантный, энергичный, компетент­ный, авторитетный лидер, успешный в делах, лю­бит давать советы, требует к себе уважения.

0—8 — уверенный в себе человек, но не обяза­тельно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13—16 — стремится быть над всеми, но одновре­менно в стороне от всех, самовлюбленный, расчет-



Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


ливый, независимый, себялюбивый. Трудности пе­рекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодо­вольный, заносчивый.

0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13—16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения

9—12 — требовательный, прямолинейный, от­кровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окру­жающих, насмешливый, ироничный, раздражи­тельный.

0—8 — упрямый, упорный, настойчивый и энер­гичный.

IV. Подозрительный

13—16 — отчужденный по отношению к враж­дебному и злобному миру, подозрительный, обид­чивый, склонный к сомнению во всем, злопамят­ный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9—12 — критичный, необщительный, испыты­вает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербаль­ной агрессии.

0—8 — критичный по отношению ко всем со­циальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13—16 — покорный, склонный к самоуничиже­нию, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осу­ждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущает­ся, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоцио­нально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.


VI. Зависимый

13—16 — резко неуверенный в себе, имеет на­вязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мне­ния.

9—12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивления, искренне счита­ет, что другие всегда правы.

0—8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9—16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобре­ние, стремится удовлетворить требования всех, быть хорошим для всех без учета ситуации, стре­мится к целям микрогрупп, имеет развитые меха­низмы вытеснения и подавления, эмоционально ла­бильный (истероидный тип характера).

0—8 — склонный к сотрудничеству, коопера­ции, гибкий и компромиссный при решении проб­лем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людь­ми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и лю­бовь, общительный, проявляет теплоту и дружелю­бие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9—16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и со­страдать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружаю­щим, неадекватно принимает на себя ответствен­ность за других (может быть только внешняя ма­ска, скрывающая личность противоположного типа).

0—8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отно­шение к людям проявляет в сострадании, симпа­тии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Текст опросника

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

I

1. Другие думают о нем благосклонно.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

II

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

III

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

IV

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявить недоверие.

16. Часто разочаровывается.

V

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

VI

21. Благородный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

VII

25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.


VIII

29. Деликатный.

30. Одобряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

I

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением у других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

II

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловит и практичен.

40. Любит соревноваться.

III

41. Строгий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

IV

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

V

49. Легко смущается.

50. Неуверен в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

VI

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

VII

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.



Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


VIII

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Бескорыстный, щедрый.

I

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значимости.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

II

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый и расчетливый.

III

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Своекорыстный.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

IV

77. Озлобленный.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

V

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

VI

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

VII

89. Легко попадает под влияние друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбору.

92. Всем симпатизирует.


VIII

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

I

97. Стремится к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

II

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным ка­чествам).

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

III

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злобный, жестокий.

107. Часто гневливый.

108. Бесчувственный, равнодушный.

IV

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

V

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Отличается чрезмерной готовностью.

116. Мягкотелый.

VI

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Ненавязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

VII

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


VIII

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА«

Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опубликован в 1958 г.

Испытуемому предлагается набор карточек, со­держащих утверждения или названия свойств лич­ности. Их необходимо распределить по группам от наиболее характерных до наименее характерных для него. Задания могут быть приготовлены в соот­ветствии с цепями диагностики. Достоинством ме­тодики является то, что при работе с ней испытуе­мый проявляет свою индивидуальность, реальное Я, а не соответствие — несоответствие статистиче­ским нормам и результатам других людей. Возмож­на и повторная сортировка того же набора карто­чек, но в других отношениях:

— социальное Я (каким меня видят другие);

— идеальное Я (каким бы я хотел быть)

— актуальное Я (какой я в разных ситуациях);

— значимые другие (каким я вижу своего партнера);

— идеальный партнер (каким бы я хотел видеть свое­го партнера).

Методика позволяет определить 6 основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необ­щительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Тенденция к зависимости определена как внутрен­нее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей — социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетель­ствует о контактности, стремлении образовать эмо­циональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к борьбе — активное стре­мление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе меж­личностных взаимоотношений; в противополож­ность этой тенденции избегание борьбы показыва­ет стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая


из этих тенденций имеет (на наш взгляд) внутрен­нюю и внешнюю характеристику, т. е. зависи­мость, общительность и борьба могут быть истин­ными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие борьбы — избегание борьбы) приближает­ся к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей ин­дивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утвержде­ний и предлагается ответить «да», если оно соответ­ствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противо­речит его представлению, и только в исключитель­ных случаях разрешается ответить «сомневаюсь», т. е. требуется разложить карточки на 3 группы от­ветов. Ответы испытуемого разносятся по соответ­ствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количе­ственное определение для каждой из перечислен­ных тенденций. Для сведения результатов в грани­цы от +1 до –1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положитель­ный знак, а ответ «нет» — отрицательный. 3—4 от­вета «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рас­цениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других слу­чаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гиб­кости, стеничности. Эти качества можно верифи­цировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы отве­тов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положе­ние может явиться источником внутреннего кон­фликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тен­денций.



Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


Определенный интерес представляет использо­вание данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мне­нием каждого о каждом внутри группы.

Текст опросника

1. Критичен к окружающим товарищам.

2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен создавать слишком близкие отно­шения с товарищами.

5. Нравится дружественность в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к 1—2 членам группы.

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравится похвала лидера.

 

10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним-двумя друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении враждеб­ности со стороны членов группы.

15. Склонен поддерживать настроение своей
группы.

16. Не придает значения личным качествам чле­нов группы.

17. Склонен отвлекать группу от ее целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоста­вляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает оставаться нейтральным в
споре.

21. Нравится, когда лидер активен и хорошо ру­ководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать раз­ногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремится сплотить вокруг себя единомы­шленников.

25. Недоволен слишком формальными отноше­ниями.

26. Когда обвиняют, теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными на­правлениями.


 

28. Привязан к группе в целом больше, чем к оп­ределенным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремится быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группи­ровки.

32. Склонен к компромиссам.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям товари­щей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Испытывает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя от­ветственность при планировании работ.

 

40. Не склонен отвечать на проявление друже­любия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против лидера.

43. Легко находит знакомства за пределами
группы.

44. Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию
группировок в группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Испытывает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

 

50. Пытается не показывать своих истинных чувств.

51. Становится на сторону лидера при группо­вых разногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов в об­щении.

53. Избегает критиковать товарищей.

 

54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55. Не нравится, что отношения в группе слиш­ком фамильярны.

56. Любит затевать споры.

57. Стремится удерживать свое высокое поло­жение в группе.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


2)
3) 4)
5)

58. Склонен вмешиваться в контакты товари­
щей и нарушать их.

59. Склонен к перепалкам, задиристый.

60. Склонен выражать недовольство лидером.

Ключ

 

1. Зависимость 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
2. Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
3. Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
4. Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
5. Принятие борьбы 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
6. Избегание борьбы 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ К. ТОМАСА

В нашей стране тест адаптирован Н. В. Гриши­ной для изучения личностной предрасположенно­сти к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явле­ний К. Томас делал акцент на изменении тради­ционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко исполь­зовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать, или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бескон­фликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специали­стов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по мень­шей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конф­ликтов и увеличением числа исследований, указы­вающих на позитивные функции конфликтов.


Отсюда по мысли автора ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях ха­рактерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким об­разом возможно стимулировать продуктивное по­ведение.

Для описания типов поведения людей в кон­фликтных ситуациях К. Томас считает приемлемой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой явля­ются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в кон­фликт, и напористость, для которой характерен ак­цент на защите собственных интересов. Соответ­ственно этим 2 основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конф­ликтов:

1)

соревнование (конкуренция) как стремление до­биться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

приспособление, означающее в противополож­ность соперничеству принесение в жертву соб­ственных интересов ради другого; компромисс;

избегание, для которого характерны как отсут­ствие стремления к кооперации, так и отсут­ствие тенденции к достижению собственных целей;

•Cоревнование

сотрудничество, когда участники ситуации при­ходят к альтернативе, полностью удовлетворяю­щей интересы обеих сторон.

Сотрудничество

•Компромисс •Избежание •Приспособление

Напорис­тость (внимание к своим интересам)

Кооперация (внимание к другим интересам)

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха при таких



Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


формах поведения, как конкуренция, приспособле­ние и компромисс, или один из участников оказы­вается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суж­дениями о поведении индивида в конфликтной си­туации. В различных сочетаниях они сгруппирова­ны в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое явля­ется наиболее типичным для характеристики его поведения.

Опросник

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорно­го вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я ста­раюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не со­гласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными ин­тересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напря­женности.


6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприят­ностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопро­са с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, что­бы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохранить наши отношения.

12.

А. Часто я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спра­шиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преиму­щества моих взглядов.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бес­полезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного во­проса, с тем чтобы со временем решить его оконча­тельно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз­ногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находит­ся посредине между моей позицией и точкой зре­ния другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.


23.

А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить жела­ния каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорно­го вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его жела­ниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

25.

А. Я пытаюсь доказать другому логику и преиму­щества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовле­творить желания каждого из нас.

27.

А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь най­ти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересо­ванным человеком могли добиться успеха.



Глава 2. Диагностика индивидуальных


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...