Пример социоматрицы для группы численностью n-членов
Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения Социограмма Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (щите) с помощью специальных знаков. — объект связей в группе (i-член) — субъект связей в группе (j-член) — совмещение объекта и субъекта в поведении одной личности (ij-член) — положительный выбор, совершенный А-членом — отрицательный выбор, совершенный В-членом — взаимная положительная связь А- и В-членов — взаимная отрицательная связь А- и В-членов — уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С — во вторую) Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов. Социометрические индексы Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ являются:
индекс социометрического статуса i-члена; индекс эмоциональной экспансивности j-члена; индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i — выбираемый; j — он же выбирающий; ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле: Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений
ского суммирования числа полученных выборов i-члена, N — число членов группы. Социометрический статус Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Сi — положительного и Ci — отрицательного статуса в группах малой численности (N). Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле: где Еj — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+, –). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении. Из ГСИ наиболее важными являются: где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы). Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле: где G — взаимность в группе по результатам положительных выборов, A+ij — число положительных взаимных связей в группе, N — число членов группы. Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 минут). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения ВНЕШНЕГРУППОВАЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она (и в прямом контакте, и мысленно) соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях. В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за пределами наиболее привычной и для учеников, и для учителей группы — школьного класса. Для этого учащимся предлагаются 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б). Инструкция: нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее 2 человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы меньшей степени, чем первое лицо. Тест А 1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город? 2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете? 3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете? 4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени? 5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете? 6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его? 7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом? 8. Кто может быть для вас примером в жизни? 9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем вы больше всего откровенны? Б 1. Родители (отец, мать). 2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра. 4. Взрослый знакомый. 5. Знакомый родителей. 6. Друзья. 7. Лучший друг (подруга). 8. Компания, приятели. 9. Знакомая девушка, знакомый юноша.
10. Товарищи по учебе, работе. 11. Товарищи по клубу, секции, студии и т. п. 12. Историческая личность. 13. Известный всем человек. 14. Человек, о котором ты знаешь от других. 15. Литературный персонаж. Порядок обработки После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2—3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу. ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ Помимо референтности, существует еще 1 параметр, описывающий отношения человека с другими людьми, — так называемая психологическая близость. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее-то мы предлагаем определить с помощью немного модифицированной шкалы симпатической дистанции Д. Фелдса. Предложите юношам и девушкам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и непреложно общаются в течение последних нескольких месяцев. После того как эта работа будет закончена предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения. Тест 1. Он мог бы быть моим лучшим другом. 2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми. 3. Я мог бы открыть ему свою душу. 4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время. 5. Я мог бы провести с ним отпуск. 6. Я мог бы пригласить его к себе в гости. 7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем. 8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий. 9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним.
10. Я не выпускал бы его в общество. 11. Я запретил бы ему иметь детей. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Тест
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|