Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияющих на межличностные отношения





 


Ключ

 

Соперни­чество Сотруд­ничество Компро­мисс Избега­ние Приспо­собление
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
           
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
  А       Б
        Б А
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
      А Б  

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженно­сти у него тенденции к проявлению соответствую­щих форм поведения в конфликтных ситуациях.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ (ОПРОСНИК «БАССА—ДАРКИ»)

Термин «агрессия» чрезвычайно часто употреб­ляется сегодня в самом широком контексте и по­этому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-раз­ному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты зани­маемой территории» (Лоренд; Ардри); как стремле­ние к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действитель­ность (Хорни, Фромм). Очень широкое распрост­ранение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструк­тивных тенденций, в основном в области субъект-но-субъектных отношений. Вероятно, деструктив­ный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с не­избежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодо­лению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количе­ственную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного разви­тия. Каждая личность должна обладать определен­ной степенью агрессивности. Отсутствие ее приво­дит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликт­ной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, су­ществующая связь между агрессивностью и агрес­сией не является жесткой, а с другой — сам акт аг­рессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании аг-



Часть 3. Общение, лидерство,


Межличностные отношения


 


рессивность является синонимом злонамеренной активности. Однако само по себе деструктивное поведение злонамеренностью не обладает, таковой его делают мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность ра­зворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компо­ненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на 2 основных типа: первый — мотива-ционная агрессия как самоценность, второй — ин­струментальная как средство (подразумевая при этом, что та и другая могут проявляться как под конт­ролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмо­циональными переживаниями — гневом, враждеб­ностью). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрес­сия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических про­цедур является опросник Басса—Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «... ре­акцию, развивающую негативные чувства и нега­тивные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрес­сии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1) физическая агрессия — использование физиче­ской силы против другого лица;

2) косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

3) раздражение — готовность к проявлению негатив­ных чувств при малейшем возбуждении (вспыль­чивость, грубость);

4) негативизм — оппозиционная манера в поведе­нии от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и зако­нов;

5) обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеж-


дения в том, что другие люди планируют и при­носят вред;

7) вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

8) чувство вины, выражающее возможное убежде­ние субъекта в том, что он является плохим че­ловеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на кото­рые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Опросник

 

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, ко­торых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю того, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет


Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


15. Я часто бываю не согласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, то я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет

 

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60. Я ругаюсь только со злости да нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
72. В последнее время я стал занудой да нет
73. В споре я часто повышаю голос да нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет


Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


При составлении опросника использовались следующие принципы:

1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние обще­ственного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим

образом:

1) физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; «нет» = 1; «да» = 0: 9, 7;

2) косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» = 1, «да» = 0: 26, 49;

3) раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» = 1;«да» = 0: 11, 35, 69;

4) негативизм:

«да» = 1; «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 «нет» = 1; «да» = 0: 36;

5) обида:

«да» = 1; «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58;

6) подозрительность:

«да» = 1; «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» = 1; «да» = 0: 33, 66, 74, 75;

7) вербальная агрессия:

«да» = 1; «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» = 1; «да» = 0: 33, 66, 74, 76;

8) чувство вины:

«да» = 1; «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 и 6, а индекс агрессивности (прямой и мотива-ционный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее ин­декса, равная 21 + 4, а враждебности — 6,5 – 7 + 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показываю­щей степень проявления агрессивности.


Пользуясь данной методикой, необходимой помнить, что агрессивность как свойство личности, и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотива-ционно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностны­ми тестами психических состояний (Кэттел, Снил-бергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.

ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ)

Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессив­ным, набрасывающимся как тигр из засады, челове­ком неприятно общаться.

Тест А. Ассингера позволяет определить, доста­точно ли человек корректен в отношении с окружаю­щими и легко ли общаться с ним. Для большей объек­тивности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Подчеркните ответ

I. Склонны ли вы искать пути к примирению по­сле очередного служебного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда.

II. Как вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

III. Каким считают вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и независтливым.

IV. Как вы отреагируете, если вам предложат от­
ветственную должность?

1. Примите ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь от нее ради собственного спокой­ствия.



Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


V. Как вы будете себя вести, если кто-то из кол­
лег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему по первое число.

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

VI. Какими словами вы встретите мужа (жену),
если он (она) вернулся(лась) с работы позже обыч­
ного?

1. Что это тебя так задержало?

2. Где ты торчишь допоздна?

3. Я уже начал(а) волноваться.

VII. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь обогнать машину, которая показа­ла вам хвост?

2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал вас.

VIII. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

IX. Что вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как вы отреагируете на фельетон о случаях
распущенности среди современной молодежи?

1. Пора бы уже запретить им такие развлече­ния.

2. Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать

3. И чего мы столько с ними возимся?

XI. Что вы ощущаете, если место, которое вы хо­
тели занять, досталось другому?

1. И зачем я только на это нервы тратил?

2. Видно, его физиономия шефу приятнее.

3. Может быть, мне это удастся в другой раз.

XII. Как вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.


XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздыва­
ете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность парт­неров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как вы относитесь к своим спортивным ус­
пехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как вы поступите, если вас плохо обслужи­
ли в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замеча­ние.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресто­
рана.

XVI. Как вы себя поведете, если вашего ребенка
обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям малолетнего пре­ступника.

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по-вашему, вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVIII. Что вы ответите подчиненному, с кото­
рым столкнулись в дверях учреждения, если он на­
чал извиняться перед вами?

1. Простите, это моя вина.

2. Ничего, пустяки.

3. А повнимательней вы быть не можете?.

XIX. Как вы отреагируете на статью в газете
о случаях хулиганства среди молодежи?

1. Когда же, наконец, будут приняты конкрет­ные меры?

2. Надо бы ввести телесные наказания.

3. Нельзя все валить на молодежь, виноваты
и воспитатели.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


XX. Представьте, что вам предстоит заново ро­диться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

3. Медведя.

Теперь внимательно просмотрите подчеркну­тые ответы. Суммируйте номера ответов.

Результаты

45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и жесто­ким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собствен­ные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы ста­раетесь их за это наказать.

36—44 очка. Вы умеренно агрессивны, но впол­не успешно идете по жизни, поскольку в вас доста­точно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности вам не помешает!

Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам — по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушитель­ный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дис­куссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по 7 и более вопросам вы получите по 1 очку и менее, чем по 7 вопросам — по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавля­ете их уж слишком тщательно.

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА «ДИЛЕММА УЗНИКА»

Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узни-


ка». Название возникло от ситуации, которую предлагается представить играющим. Она заклю­чается в том, что двоих заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в от­дельные камеры. У каждого есть возможность со­общить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат незначительное наказание; если один скажет, а дру­гой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры можно пред­ставить в таблице, с которой обычно знакомят участников перед игрой (см. табл.).

В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и конку­рентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального ре­зультата игрока А ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет ис­ходить из той же позиции, они оба получат относи­тельно мало очков. А исходя из максимума обоюдно­го результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием.

Таблица

 

 

 

 

    Выбор участника Б
б (молчать) г (сказать)
Выбор участника А б 3, 3 –1,5
г 5, –1 1, 1

Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не вступая в контакт, в других слу­чаях разрешается общаться (изучается как раз воз­действие коммуникации на выбор). Игра может проигрываться многократно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока мо­жет выступить не один человек, а команда с лиде­ром или без него.



Глава 2. Диагностика индивидуальных


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...