Влияющих на межличностные отношения
Ключ
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ (ОПРОСНИК «БАССА—ДАРКИ») Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд; Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-но-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой — сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании аг- Часть 3. Общение, лидерство, Межличностные отношения
рессивность является синонимом злонамеренной активности. Однако само по себе деструктивное поведение злонамеренностью не обладает, таковой его делают мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на 2 основных типа: первый — мотива-ционная агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1) физическая агрессия — использование физической силы против другого лица; 2) косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; 3) раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 4) негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; 5) обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; 6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеж- дения в том, что другие люди планируют и приносят вред; 7) вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 8) чувство вины, выражающее возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Опросник
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения При составлении опросника использовались следующие принципы: 1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии; 2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом: 1) физическая агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; «нет» = 1; «да» = 0: 9, 7; 2) косвенная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» = 1, «да» = 0: 26, 49; 3) раздражение: «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» = 1;«да» = 0: 11, 35, 69; 4) негативизм: «да» = 1; «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 «нет» = 1; «да» = 0: 36; 5) обида: «да» = 1; «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58; 6) подозрительность:
«да» = 1; «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» = 1; «да» = 0: 33, 66, 74, 75; 7) вербальная агрессия: «да» = 1; «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» = 1; «да» = 0: 33, 66, 74, 76; 8) чувство вины: «да» = 1; «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 и 6, а индекс агрессивности (прямой и мотива-ционный) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + 4, а враждебности — 6,5 – 7 + 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Пользуясь данной методикой, необходимой помнить, что агрессивность как свойство личности, и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотива-ционно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттел, Снил-бергер), проективными методиками (Люшер) и т. д. ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ) Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, человеком неприятно общаться. Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Подчеркните ответ I. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? 1. Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда. II. Как вы ведете себя в критической ситуации? 1. Внутренне кипите. 2. Сохраняете полное спокойствие. 3. Теряете самообладание. III. Каким считают вас коллеги? 1. Самоуверенным и завистливым. 2. Дружелюбным. 3. Спокойным и независтливым. IV. Как вы отреагируете, если вам предложат от 1. Примите ее с некоторыми опасениями. 2. Согласитесь без колебаний. 3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия. Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения V. Как вы будете себя вести, если кто-то из кол 1. Выдадите ему по первое число. 2. Заставите вернуть. 3. Спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь. VI. Какими словами вы встретите мужа (жену), 1. Что это тебя так задержало? 2. Где ты торчишь допоздна? 3. Я уже начал(а) волноваться. VII. Как вы ведете себя за рулем автомобиля? 1. Стараетесь обогнать машину, которая показала вам хвост? 2. Вам все равно, сколько машин вас обошло. 3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал вас. VIII. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь? 1. Сбалансированными. 2. Легкомысленными. 3. Крайне жесткими. IX. Что вы предпринимаете, если не все удается? 1. Пытаетесь свалить вину на другого. 2. Смиряетесь. 3. Становитесь впредь осторожнее. X. Как вы отреагируете на фельетон о случаях 1. Пора бы уже запретить им такие развлечения. 2. Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать 3. И чего мы столько с ними возимся? XI. Что вы ощущаете, если место, которое вы хо 1. И зачем я только на это нервы тратил? 2. Видно, его физиономия шефу приятнее. 3. Может быть, мне это удастся в другой раз. XII. Как вы смотрите страшный фильм? 1. Боитесь. 2. Скучаете. 3. Получаете искреннее удовольствие. XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздыва 1. Будете нервничать во время заседания. 2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров. 3. Огорчитесь. XIV. Как вы относитесь к своим спортивным ус 1. Обязательно стараетесь выиграть. 2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым. 3. Очень сердитесь, если не везет. XV. Как вы поступите, если вас плохо обслужи 1. Стерпите, избегая скандала. 2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание. 3. Отправитесь с жалобой к директору ресто XVI. Как вы себя поведете, если вашего ребенка 1. Поговорите с учителем. 2. Устроите скандал родителям малолетнего преступника. 3. Посоветуете ребенку дать сдачи. XVII. Какой, по-вашему, вы человек? 1. Средний. 2. Самоуверенный. 3. Пробивной. XVIII. Что вы ответите подчиненному, с кото 1. Простите, это моя вина. 2. Ничего, пустяки. 3. А повнимательней вы быть не можете?. XIX. Как вы отреагируете на статью в газете 1. Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры? 2. Надо бы ввести телесные наказания. 3. Нельзя все валить на молодежь, виноваты Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения XX. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете? 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя. Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов. Результаты 45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать. 36—44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности вам не помешает! Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам — по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по 7 и более вопросам вы получите по 1 очку и менее, чем по 7 вопросам — по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА «ДИЛЕММА УЗНИКА» Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узни- ка». Название возникло от ситуации, которую предлагается представить играющим. Она заключается в том, что двоих заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат незначительное наказание; если один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры можно представить в таблице, с которой обычно знакомят участников перед игрой (см. табл.). В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и конкурентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального результата игрока А ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат относительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием. Таблица
Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не вступая в контакт, в других случаях разрешается общаться (изучается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может проигрываться многократно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока может выступить не один человек, а команда с лидером или без него. Глава 2. Диагностика индивидуальных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|