Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические ценности-ядро важнейших компонентов политики, а именно идеологии ,политической культуры и системы.




(Селезнёва) Политические ценности-политические и цели индивидуума или общества,отражающие в их сознании устойчивую положительную значимость тех или иных смыслов,принципов и явлений и являющихся ориентирами в мире политики.

Ценности бывают: 1)групповые-выработаны общественным сознанием; 2)индивидуальным(персональные)-когнитивные конструкты у личности,определяющие её отношение к политике итд.

Ценности имеют двойственную природу:1)социальны,тк человека испытывает нас ебе влияние общества,воспитание итд. 2)индивидуальны,тк включают непосредственный жизненный опыт человека,собственную переработку всего воспринимаемого из общества.

Политические Ценности-наиболее фундаментальные образования для конструирования гос.идеологии,разделяемой большинством граждан.

Политические Ценности существуют в виде системы,но в то же время это подситтема ценностей личности.Ценности определяют установки,они первичны по отношению к установкам и представлениям. Ценности напрямую не измеримы. Политические установки,ценности и представления даются не с рождения, а приобретуются в ходе социализации. Происходит не зеркальное усвоение общественных ценностей личностью, а их индивидуальное преломление в собственный опыт,ценности итд.

Ценность(Рокич)- устойчивое убеждение,что специфичный вид поведения или конечная цель существования является личностно или социально более предпочтительной,чем противоположный или обратный вид поведения или конечная цель существования.Система ценностей-устойчивая организация убеждений.

Шварц считал,что это убеждения и понятия,которые относят к желаемым конечным или поступкам,которые выходят за пределы конкретных ситуаций,управляют выбором и оценкой поведения и событий и упорядочены относительной важностью.Характерно:обобщённость,абстрактность,иерархичная упорядоченность.

(о ценностях как компонентах сознания в политической психологии)

В науке есть одна относительно целостная концепция полит ценностей Рональда Инглхарта. Он изучал именно полит ценности, создал теорию и провел множество исследований. Основывался на пирамиде потребностей Маслоу. Он считал, что ценности напрямую связаны с потребностями. То, чего нам не хватает, ценно для нас. Двум низшим уровням соответствуют материалистические ценности; а всем высшим – постматериалистические. Выдвинул две гипотезы:

- гипотеза ценностной значимости недостающего

- гипотеза социализационного лага (промежутка) – соц-эконом условия и ценностные приоритеты соотносятся между собой (те условия, в которых он взрослел, оказывают влияние на ценности человека).

Инглхард разработал специальную методику исследования ценностей (карточки с 4 индикаторами – материалист и постматериалист, человек должен был выбрать). Он провел исследования в 43 странах. По итогу он сделал вывод, что сдвиг от материализма к постматериализму произошел, система ценностей меняются.

В России в 1991 г. проводилось это исследование – чем поколение моложе, тем постматериалист ценности приоритетней. В 2000 г. – материалистические ценности на первом плане.

Исследователь Милтон Рокич – психолог. «Природа человеческих ценностей» - 1971 г. Считал, что количество ценностей у человека определено; набор ценностей один и тот же, но иерархия их разная. Он сформировал список ценностей (36) – разбил на 2 группы – ценности цели (терминальные) и ценности средства (инструментальные). Сформировал опросник для изучения этих ценностей. Был доработан советскими психологами. Д.А. Леонтьев доработал опросник и выделил дополнительно новые виды ценностей –ценностные стереотипы как обобщенные представления о ценностях людей; ценностные идеалы (какими должны обладать люди); ценностная ретроспектива и ценностная перспектива.

Ценности обладают след особенностями:

- центральный элемент политич сознания, системообразующий

- наиболее устойчивы к внешнему воздействию (ценности могут кардинально измениться – социо-культурный кризис)

- существуют не изолированно, а виде некой системы

- они немногочисленны

- обобщенные и абстрактные

- очень трудно выразить словами

Для изучения полит представлений используется комплекс полученных данных.


 

26.


 

27. 27. Нетрадиционные социальные общности (толпа, масса) в политике.

{Vadik production}

 

Мы выделяем три нетрадиционные социальные общности:

Толпа. Она существует в конкретное время в конкретном месте.

Масса. Она рассредоточена.

Общественность (публика)

 

Толпа и масса отличаются по одному признаку. Толпа собирается в определённом пространстве и в определённое время; минимальный признак толпы - центр внимания.

Масса объединяется единым настроением. В ней есть массовая коммуникация.

 

Первые исследования - Гюстав Лебон "Психология масс".

 

Гюстав Лебон впервые попытался анализировать эти общности и эти два термина он применял синонимично. Фактически, он исследовал толпу.

 

Разделение понятий происходит в работах представителей психоаналитического направления, которые исследовали специфику германского фашизма. Вильгельм Райх, Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности".

Толпа находится всегда в одном пространстве, и участники толпы друг друга видят. Масса никогда не находится в одном пространстве, масса рассредоточена по большому пространству. Люди могут там друг друга никогда не знать и никогда не встречаться друг с другом. Их объединяют одинаковые настроения.

 

Настроение.

Оно имеет либо знак плюс, либо минус.

Настроение определяют ожидания. Чем выше ожидания, тем быстрее формируется настроение неудовлетворённости. Если ожидания низкие, а реальность выше, то наблюдается эффект удовлетворённости.

Скопление людей, объединённых одним и тем же настроением, называется массой.

Ожидания и, соответственно, настроения связанные с политикой называются массовыми политическими настроения.

Канализирование - процесс направления общественных ожиданий.

С помощью СМИ можно направлять настроения, превращая людей в толпы и выводить их на улицы.

 

Толпа в политике.

Сегодня с разными целями используют толпу в своих политических интересах. Это явление возникло не сегодня, Лебон говорил, что Толпа является важной с 19 века.

 

Во Франции появляется школа Сержа Московичи. Работа "Век Толп". Он называет 20 век веком толп. Он говорил, что с 20 века политику уже делают толпы, а не личности, а в 19 веке толпой управляли личности.

Если мы управляем толпой, то мы управляем политикой.

 

Фильм "Триумф Воли". Он снят в Нюрнберге. Фильм посвящён слёту национал-социалистической партии в 1934 году. Суть фильма как происходит управление толпой.

 

Исследования Лебона начинаются с трёх проблем:

1. Психологические механизмы, которые действуют в толпе. Почему человек абсолютно нормальный и рациональны, способный контролировать своё поведение, попадая в толпу перестаёт себя контролировать и совершает действия, которые никогда бы ранее не совершил. Он отвечает на этот вопрос на двух уровнях: в толпе человек теряет ощущение контроля над ситуацией. Чем более эмоциональна толпа, тем более теряется ощущение контроля. Если я не контролирую происходящее, то я и не отвечаю за результаты. Я не убивал, убила толпа.

 

Психологические механизмы, приводящие к этому поведению:

Эмоциональное заражение

Подражание

Внушение.

 

Эти группы нетрадиционные, потому что мы не можем выявить их общие признаки. У толпы есть лишь общий центр внимания. Однако, когда толпа начинает выражать эмоции. человек заражает своими эмоциями своего соседа, а тот заражает в ответ. Так растут эмоции. Наступает момент, когда появляется потребность выразить эмоции. И здесь работает механизм подражания. Один что-то делает и другой копирует. Появляется вожак. Человек, который почувствовал эмоции толпы, либо обладает харизмой. Он предлагает что-то толпе.

 

Лебон выделяет три вида движущейся толпы:

1. Агрессивная толпа.

2. Паническая толпа.

3. Стяжательская толпа. Люди чего-то ждут долго. Её специфика в том, что в этой толпе каждый мне враг.

 

У толпы всегда есть ядро и периферия.

С ядром бесполезно работать, они идейны и сплочены. Если толпа движущаяся, то ядро находится вначале, а периферия ближе к концу.

 

Технологии управления толпой:

Возможность превратить толпу из одного вида в другой. Агрессивную или потенциально агрессивную превратить в паническую. Можно сказать, что в толпе две террористки-смертницы и готовят бомбу. Далее из паникующей толпы нужно убежать. Тогда многие последуют за тобой.

 

Для массы интересно только то, что касается её. Говорить нужно о ней и о её проблемах.

Трудно объединить ЗА что-то, но легко объединить ПРОТИВ. Масса готова сделать всё, но только если ей уделить внимание.

 

Также нужно наговорить бла-бла про то, как толпы (можно на примере митингов 2011/2012 года) влияют на реальную политику. Мол, это привлекло внимание общественности, после чего был создан координационный совет оппозиции. Другой пример с Останкинской телебашней, Ельциным и парламентом.

 

 


 

28.Понятие «поколение»: (по Семеновой В. «Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию поколение»)

1) биологическое поколение, как форма одного организма, различающиеся по строению, образу жизни, способу размножения, сменяющиеся в процессе его жизненного цикла;

2) генеалогическое, как группа особей, одинаково отдаленная от общих предков;

3) демографическое, как родившиеся на протяжении одного года (когорта) и составляющие возрастную структуру населения;

Ч) историко-культурное, где понятие имеет скорее символический смысл, характеризуя участников одного события или современников важных исторических событий, людей с общими ориентациями или настроениями.

5) символическое – общность людей, чья жизнь непосредственно связана с каким-либо важным историческим событием и которым приписывается некая духовная, символическая общность, «дух времени».

В науке существует несколько подходов к изучению поколений. В рамках социологии поколения изучаются в двух аспектах:

1.Межгенерационный - изучается каким образом в обществе происходит смена поколений. В рамках данного подхода очень широко разработана теория конфликта между поколениями - Даррендорф, Маркузе. В России Лисовский, Чупров.

2.Внутригенерационный – изучает вопросы: Что происходит внутри поколения? Каким образом выстраиваются отношения между поколениями предков и потомков. Можно отнести исследования Маргарет Мид - концепция культуры. В зависимости от того, каков тип семейной цивилизации, она выделила три типа культур в обществе: 1.Постфигуративная культура – дети перенимают опыт у родителей. 2.Конфигуративная культура – дети учатся у своих сверстников. 3.Префигуративная культура – родители учатся у своих детей.

В рамках социологии разработана концепция Карла Мангейма. Мангейм считал, что все политические поколения относятся к типу символических поколений. Выделить политические поколения можно только по тем переломным политическим событиям, свидетелями которого эти люди явились. Портрет поколения зависит от того, какие политические исторические переломные события пришлись на период социализации данного поколения. Наиболее важным представлялся Мангейму период от 17 до 25 лет.

Отечественные социологические исследования - Юрий Левада. Он опирался на Мангейма. Выделил значительные политико-исторические события: 1)Революционный перелом (до 1930 гг), 2)Сталинская мобилизация 1930-х гг., 3)Военный и послевоенный период(1941-1953), 4)Застой (1964-1985 гг.). 5) Годы перестройки (1985 – нач. 90х). Особенность именования поколений по историческим событиям является одной из основополагающих черт нашей науки.

 

В рамках политико-психологический подхода:

Исходит из теории Мангейма о том, что политическое сознание поколения зависит от опыта периода первичной политической социализации. Классификация политических поколений

(Шестопал)

1 .Ровестники революции и Гражданской войны. Среди факторов, воздействующих на их восприятие происходящего, наиболее значимым оказалось семейное положение. Из шести респондентов только у одного есть семья, остальные — вдовы и вдовцы. Все, кроме одного, признают над собой власть государства и законов, но не приемлют ни власти начальства, ни власти отдельных людей. Откуда этот протест? Связан ли он с пенсионной свободой в повседневной жизни или это реакция на авторитарное подавление, которая прорвалась в старости? Во всех случаях данная возрастная группа не желает более личной зависимости, хотя и привыкла быть законопослушной. Стремление к независимости представителями этой группы не осознается, о чем свидетельствует тот факт, что личная независимость как ценность демократии стоит у них на последнем месте. Старшее поколение мало интересуется политикой, но представляет себе политическую ситуацию достаточно верно, получая сведения из средств массовой информации. Среди них нет ни одного, чьи взгляды не вписывались бы в этатистские и эгалитаристские формы. Эмоциональное отношение к политике формируется в группе на общем пессимистическом фоне оценки собственной жизни и будущего России. Это не мешает респондентам проявлять позитивные установки в отношении Президента, государственных институтов, власти как таковой. Они негативно воспринимают анархию, распад государства, слабость армии, разрушение авторитетов, спекулятивную экономику.

Дети войны - шестидесятники. Прежде всего представление о несправедливости резкого обнищания большинства населения, которое коррелирует с тем, что богатое меньшинство и в политике управляет бедным большинством. Наши респонденты полагают, что резкое экономическое расслоение несовместимо с такими демократическими ценностями, как свобода, личная независимость и сильное государство. Эмоциональное отношение к власти основано на большем доверии, чем у предыдущих групп. Для когорты характерна негативная установка к настоящему и позитивная — к прошлому, но они до сих пор не утратили прежней веры в реформы. Это во многом объясняется детскими образами власти, которые эмоционально доминируют в сознании респондентов и перенесены на большую политику. Поведенческие реакции данной группы характеризуются замкнутостью и конформизмом. Респонденты не всегда уверены в себе (у них самый длинный, по сравнению с другими группами, список тех, с кем они будут советоваться, принимая сложные жизненные решения).

Послевоенное поколение. Время детская картина мира, как она воссоздается из интервью, состоит из устойчивых и позитивных установок по отношению к системе, включая самые нелепые стереотипы пропаганды. Эмоциональное настроение тех лет во многом определялось победой над фашизмом. В современных политиках их возмущают рвачество, хамелеонство, потворство преступлениям, национализму. При общей негативной установке к политике эта возрастная группа сохраняет общую поддержку системе. Поразителен их оптимизм в отношении будущего демократии в России на фоне малого интереса к политике в сочетании с высоким уровнем субъективного контроля. Это означает, что перед нами — люди, опирающиеся на себя, не ждущие помощи от государства. В то же время их оптимизм основан не на рациональном расчете, а на вере, на политическом «идеализме и романтизме». Поведенческие реакции. Три четверти респондентов готовы участвовать в политике в качестве избирателей.

4.Дети хрущевской«оттепели». Однако в сознании этой возрастной группы отпечатался и страх, связанный с прошедшей войной и ее возможным повторением в ядерном варианте. Когнитивный срез характеризуется более выраженным интересом к политик. Однако информированность о политике не связана напрямую с точной политической идентификацией. Из всех эмоциональных реакций на политику выделяются недоверие к политическим институтам и лидерам и недовольство современными властями. Корреляционный анализ показал, что эти негативные политические эмоции коренятся в восприятии режима как слабого.

5.Поколение брежневской эпохи. Нынешние политические взгляды. Когнитивный срез. Представления о политике данной когорты отличаются значительной адаптивностью к новым официальным ценностям. Об этом свидетельствует тот факт, что респонденты признают вполне справедливым имущественное неравенство, как, впрочем, и неравенство социальное. Первое в их сознании коррелирует с допустимостью власти над ними отдельных людей, второе — с терпимостью в отношении граждан других национальностей. То, что государство не заботится должным образом о социально незащищенных слоях населения, их не беспокоит. Очевидно, сами себя они к таким слоям не причисляют, во всяком случае, принимая жизненно важное решение, не пойдут ни с кем советоваться. Респонденты данной возрастной группы гораздо более, чем предыдущие когорты, опираются на самих себя, принимая эталоны антиэтатизма и элитаризма, которые были предложены им официальной идеологией последних лет. Отношение большей части данной группы к политике — безразличное или отрицательное. Только у одного респондента была позитивная установка. Отношение к власти с возрастом становится более спокойным и менее эмоциональным. Власть ругают за слабость, некомпетентность, но, как правило, — все равно признают. Примечательно, что рациональные и эмоциональные оценки политики как института и личностей политических деятелей у наших респондентов не совпадают. Другое противоречие в восприятии обнаруживается при сравнении тех, к кому наши респонденты испытывают доверие и симпатию. Оказалось, что объекты этих чувств не совпадают.

 

6.Поколение позднего «застоя». Представление о власти, закрепившееся в ходе первичной социализации этой когорты, вписывается в рамки авторитарной модели. Власть признается ими чаще, чем более молодыми людьми. Женщины в целом более послушны. Число тех, кто готов признать над собой власть государства, начальства и закона, в пять раз превышает число тех, кто не подчинится. Нынешние политические установки и ценности. Когнитивный срез. Политические ориентации в этой возрастной группе опрошенных разделились между демократами, консерваторами и социалистами-анархистами. Большая часть респондентов определила себя как аполитичные. Отношение к политике — отрицательное или безразличное, интерес слабый. Молодость респондентов объясняет их оптимистичное видение перспектив демократии в России, что не мешает им считать В. Жириновского одним из вероятных претендентов на пост Президента. Многим опрошенным не кажется несправедливым, что меньшинство управляет большинством, однако они усматривают несправедливость в том, что меньшинство не соблюдает законы. Следует отметить, что у респондентов либеральные ценности, в частности индивидуализм, находят живой отклик. Поведенческие реакции этой группы респондентов связаны преимущественно с избирательной активностью, как и в целом по выборке. Негативное эмоциональное отношение к политике опрошенные демократической ориентации мотивируют ошибками правительства, отсутствием у власти твердости, несправедливостью и ложью политиков. Вообще, моральные основания в отношении респондентов к власти доминируют и в этой группе, и в младшей по возрасту. Так, обнаружилась связь между представлением о слабости власти и ее корыстности

7. «Дети Перестройки». Их первичная политическая социализация совпала с годами перестройки. О них трудно сказать, что они ресоциализировались в последнее время, их первичные ценности практически совпадают с нынешними официальными. У них нет четкого принятия (или неприятия) системы, режима. Их представления о власти и на когнитивном, и на эмоциональном уровнях колеблются. Это связано не только с незрелостью политической картины мира, понятной в их возрасте, но и с тем, что она изначально складывалась как неустойчивая. Вне семьи политическая социализация также была не слишком успешной, хотя в отдельных случаях, будучи детьми и подростками, наши респонденты встречали учителей, которые стали для них авторитетами. Однако общественные организации оставили крайне негативные воспоминания. «Большую политику» запомнили как скучную («лозунги, как бельмо в глазу», «речи лидеров похожи на звук тарахтящего трактора»), не имеющую к ним никакого отношения, за исключением смертей престарелых вождей. Момент начала перестройки с появлением нового лидера М. Горбачева вспоминают как положительный. В целом и школа как агент политической социализации оставила нечеткий, довольно тоскливый след в их политической картине мира

8.Постсоветские дети, (рожденные после 1982). (см. Молодежь)

 

*(Семенова)

1. Околовоенное поколение -время рождения 1920-19Ч0е

2. Доперестроечное поколение (рождение 1940-60е).

3. Поколение переходного периода (рождение 1960-70е).

Ч. Послеперестроечное поколение - ремя рождения после середины 80-х.

Молодежь – самая активная часть населения, не обременена обязательствами перед семьей, не имеет жизненного опыта, неверия, недоверия, цинизма и пассивности. Поэтому ее активно изучают, а именно такие аспекты:

1.Условия, в которых проходила социализации, т.е. тип семейной социализации (напр., демократический).

2.Какие ключевые идеи, образы, символы, ценности в нашем политическом сознании присутствуют. Насколько они отличаются от ценностей родителей.

3.Какие формы социально-политической активности выбирает молодежь для демонстрации своей жизненной и социальной позиции.

Факторы социализации:

1.Семья. Особенность и тип семьи – демократический.

2.Образовательные институты. Школа не оказывает особого влияния на формирование политического сознания российского человека.

3.СМИ и Интернет. Самая главная и вредоносная роль в формировании политического сознания.

4.Появление молодежных формальных и неформальных молодежных общественно-политических организаций и движений. Их функция в том, что они завершают определенный этап политической социализации.

5.Психологические особенности. По результатам исследований. Из всего российского общества, наше поколение – поколение наиболее довольных жизнью и оптимистичных молодых людей. Базовые ценности: друзья, интересные занятия или работа, семья. С точки зрения политических ценностей – мы материалисты. На 2011 г.: 1.Мир и справедливость. Далее - суверенитет, порядок, свобода, патриотизм, законность и безопасность.


 

29.


 

30.


 

31.Механика политического поведения.

Чтобы разобраться в функционировании политики,которая становится всё более хаотичной и менее предсказуемой,лучше всего рассматривать её как спектакль, в которой есть сценаристы,плохо исполняющие свои роли и актёры, которые вынуждены импровизировать в рамках своих ролевых возможностей.

Исследуя политическое поведение абсолютно разных субъектов(гражданин,лидер итп),нужно исходить из понимания того,что политическое поведение это причинно обусловленный и направленный на достижение определённых целей процесс. Можно с уверенностью сказать,что именно различные цели,мотивы,установки и потребности являются ориентирами для человека в политической сфере жизни, а именно руководят им при выборе конкретного типа действий,занятия определённой позиции пот отношении к политике итд. Для начала можно прояснить,что определяет политическое поведение,определяет его как изнутри,так и снаружи: макросоциальная и политическая система ялвяются непосредственными предпосылками политического поведения. Также аспекты непосредственного социального и политического окружения, с детства и до сегодняшнего момента формирующие личность,определяют те элементы личностной структуры,которые непосредственно направлены на поведение.

Можно выделить основные факторы,воздействующие на поведение, а также его основные элементы:

1)внешняя среда,посылающая стимулы субъекту поведения

2)потребности индивида или группы, учавствующих в деятельности

3)мотивы,которыми руководствуется субъект

4)установки,ценности,ориентации,убеждения и цели субъекта

5)личностные особенности роли,стиля принятия решений,стиля межличностных отношений,когнитивного стиля

6)Собственно действия и поступки

7)обратная связь между поведением и условиями,его сформировавшими.

Всё начинается с внешней среды,посылающей стимулы субъекту, сама политическая система,отдельные её институты предъяваляют требования к поведению граждан(например,в одних условиях от граждан может требоваться высокая политическая активность,другие условия отнюдь не поощряют активности). Стимулами для политического поведения могут служить общий политический контекст и конкретные события(напр, запуск первого космического корабля).

Стремление баллотироваться в депутаты является отличным примером и разновидностью политического поведения, которым движут у разных людей разные мотивы и потребности: от обеспечения себя материальными средствами до стремлений принести пользу обществу.

К политическому поведению стимулируют внешнесредовые воздействия,но эффект они дают лишь будучи пропущенными через внутренний мир личности. Здесь то и выдвигаются на первый план внутриличностные факторы,являющиеся ориентирами для человека в политическом поведении:потребности,мотивы,роли(статус,ождидание,я –концепция).

В основе политического поведения лежат самые обыкновенные человеческие потребности,среди которыз можно втсретить стремление к свободе,необходимость удовлетворить материальные нужды итд. Р.Инглхарт свёл все потребности в материалистические(владние домом,автомобилем,одеждой итд) и постматериалистические(самореализация,самоактуализация,любовь итд).

Если мы рассмотрим исследование,которое связано с выявлением образов власти у российских граждан(анализ требований граждан к власти).Отношение граждан к власти определяют психологичесие причины,в список которых входили потребности Маслоу(в безопасности,любви,самореализации,самоактуализации). Выявилось,что ведущую роль у российских граждан в требованиях занимает потребность в безопасности,что показывает отношение к власти через чувства тревожности,страха,его неспособности защищать граждан.

Поэтому именно неудовлетворённые потребности влияют на поведение индивида,формируют его.Потребности побуждают человека действовать,создавая определённое анпряжение внутри организма.Однако смысл действию придаёт лишь особый мотив. Мотив выполняет функцию вербализации цели и программы,дающую возможность человеку начать определённую деятельность. В политическом поведении мы можем встретить широкий набор мотивов,как побуждающих к активному участию в политике,так и обусловливающих пассивность.

Классификация мотивов(Д.Маклелланда и Дж.Аткинсона): 1)Мотив к власти- нацеленность на влияние и престиж,ведёт как к формальной социальной власти, как и к расточительным импульсивным действиям. 2)Мотив достижения –нацеленность на превосходство и уникальный результат(активная деятельность,умеренный риск). 3)Мотив аффилиации -подразумевает нацеленность на тесные отношения с другими людьми,тут более значимо одобрение со стороны партнёра во время переговоров,наличие единомышленников,дружественный климат.

В основе стремления к власти и политического поведения могут лежать также и комплексы,сформировавшиеся в детстве(низкая самооценка,страх пассивности,слабости), а также развитие агрессивных и деструктивных черт личности. Человек может стремиться к завоеванию власти,чтобы доминировать над другими людьми,или чтобы другие не доминировали над ним. Модификацией мотива власти является мотив к к контролю над людьми и ситуацией. Также существует мотив достижения, который проявляется в политическом поведении в заботе о совершенстве,мастерстве, в стремлении добиться поставленных целей с максимальным эффектом,такой мотив может принадлежать и карьеристу и бескорыстному политику.Люди,стремящиеся к достижениям,нередко ищут власти,чтобы достичь своей цели.Они более спокойно относятся к изменениям во внешнем мире. У людей с высокой потребностью во власти проявляется тенденция к сильной ориентацию на задачу,причём неуспех делает задачу ещё более привлекательной. Мотивация может быть направлена как на избежание провала, так и на достижение успеха.(Второе- принцип реальных лидеров).

Один из важнейших компонентов политического поведения является политическая роль, что означает набор прав и обязанностей,статус,реальные функции,связанные с местом личности в политической системе. Все участники политического процесса одинаково признают распределение ролей между ними. Разные формы политических ролей привлекают исполнителейс различными психологическими складами и ориентациями. Так можно выделить простого избирателя, за ним активиста(член партии), за ним «гладиаторы»,лидеры,формирубщие политическую элиту. В роль входит политический статус,положение которое занимает каждый субъект в политической системе,от которого зависит полиическая активность и поведение. Следующим компонентом политической роли являются ожидания,надежды,представения окружающих о том,что он должен и чего не должен делать.(Зачастую выступает как сдерживающий фактор для поведения политика). Послдним компонентом роли выступает Я-концепция,самосознание,которая определяет выполнение одной и той же политческой роли разными политиками по-разому(Влияние собственных представлений о том, как и что нужно делать).


 

32.


 

31.Механика политического поведения.

Чтобы разобраться в функционировании политики,которая становится всё более хаотичной и менее предсказуемой,лучше всего рассматривать её как спектакль, в которой есть сценаристы,плохо исполняющие свои роли и актёры, которые вынуждены импровизировать в рамках своих ролевых возможностей.

Исследуя политическое поведение абсолютно разных субъектов(гражданин,лидер итп),нужно исходить из понимания того,что политическое поведение это причинно обусловленный и направленный на достижение определённых целей процесс. Можно с уверенностью сказать,что именно различные цели,мотивы,установки и потребности являются ориентирами для человека в политической сфере жизни, а именно руководят им при выборе конкретного типа действий,занятия определённой позиции пот отношении к политике итд. Для начала можно прояснить,что определяет политическое поведение,определяет его как изнутри,так и снаружи: макросоциальная и политическая система ялвяются непосредственными предпосылками политического поведения. Также аспекты непосредственного социального и политического окружения, с детства и до сегодняшнего момента формирующие личность,определяют те элементы личностной структуры,которые непосредственно направлены на поведение.

Можно выделить основные факторы,воздействующие на поведение, а также его основные элементы:

1)внешняя среда,посылающая стимулы субъекту поведения

2)потребности индивида или группы, учавствующих в деятельности

3)мотивы,которыми руководствуется субъект

4)установки,ценности,ориентации,убеждения и цели субъекта

5)личностные особенности роли,стиля принятия решений,стиля межличностных отношений,когнитивного стиля

6)Собственно действия и поступки

7)обратная связь между поведением и условиями,его сформировавшими.

Всё начинается с внешней среды,посылающей стимулы субъекту, сама политическая система,отдельные её институты предъяваляют требования к поведению граждан(например,в одних условиях от граждан может требоваться высокая политическая активность,другие условия отнюдь не поощряют активности). Стимулами для политического поведения могут служить общий политический контекст и конкретные события(напр, запуск первого космического корабля).

Стремление баллотироваться в депутаты является отличным примером и разновидностью политического поведения, которым движут у разных людей разные мотивы и потребности: от обеспечения себя материальными средствами до стремлений принести пользу обществу.

К политическому поведению стимулируют внешнесредовые воздействия,но эффект они дают лишь будучи пропущенными через внутренний мир личности. Здесь то и выдвигаются на первый план внутриличностные факторы,являющиеся ориентирами для человека в политическом поведении:потребности,мотивы,роли(статус,ождидание,я –концепция).

В основе политического поведения лежат самые обыкновенные человеческие потребности,среди которыз можно втсретить стремление к свободе,необходимость удовлетворить материальные нужды итд. Р.Инглхарт свёл все потребности в материалистические(владние домом,автомобилем,одеждой итд) и постматериалистические(самореализация,самоактуализация,любовь итд).

Если мы рассмотрим исследование,которое связано с выявлением образов власти у российских граждан(анализ требований граждан к власти).Отношение граждан к власти определяют психологичесие причины,в список которых входили потребности Маслоу(в безопасности,любви,самореализации,самоактуализации). Выявилось,что ведущую роль у российских граждан в требованиях занимает потребность в безопасности,что показывает отношение к власти через чувства тревожности,страха,его неспособности защищать граждан.

Поэтому именно неудовлетворённые потребности влияют на поведение индивида,формируют его.Потребности побуждают человека действовать,создавая определённое анпряжение внутри организма.Однако смысл действию придаёт лишь особый мотив. Мотив выполняет функцию вербализации цели и программы,дающую возможность человеку начать определённую деятельность. В политическом поведении мы можем встретить широкий набор мотивов,как побуждающих к активному участию в политике,так и обусловливающих пассивность.

Классификация мотивов(Д.Маклелланда и Дж.Аткинсона): 1)Мотив к власти- нацеленность на влияние и престиж,ведёт как к формальной социальной власти, как и к расточительным импульсивным действиям. 2)Мотив достижения –нацеленность на превосходство и уникальный результат(активная деятельность,умеренный риск). 3)Мотив аффилиации -подразумевает нацеленность на тесные отношения с другими людьми,тут более значимо одобрение со стороны партнёра во время переговоров,наличие единомышленников,дружественный климат.

В основе стремления к власти и политического поведения могут лежать также и комплексы,сформировавшиеся в детстве(низкая самооценка,страх пассивности,слабости), а также развитие агрессивных и деструктивных черт личности. Человек может стремиться к завоеванию власти,чтобы доминировать над другими людьми,или чтобы другие не доминировали над ним. Модификацией мотива власти является мотив к к контролю над людьми и ситуацией. Также существует мотив достижения, который проявляется в политическом поведении в заботе о совершенстве,мастерстве, в стремлении добиться поставленных целей с максимальным эффектом,такой мотив может принадлежать и карьеристу и бескорыстному политику.Люди,стремящиеся к достижениям,нередко ищут власти,чтобы достичь своей цели.Они более спокойно относятся к изм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...