Время, место и способ записи.
Время проведения интервью. Оптимального времени нет.Важно,чтобы время интервьюирования вписывалось в распорядок дня,респондент никуда не спешил,не был слишком уставшим.Интервью не должно совмещаться с любыми другими занятиями респондента.Типичная продолжительность интервью составляет от 40 минут до 2 часов.(В случае краткости темы или если нельзя разговорить респодента:10-15 минут).Если тема велика или респондент сам желает его проведения-время неограничено,однако нужно делать перерывы.Объективная(в реальности)и субъективная(как кажется респонденту)продолжительность интервью.Она зависит от уровня интереса респондента,который,в свою очередь,зависит от того,как сможет интервьер его заинтересовать(больше интерес-меньше субьективное время). Можно уменьшить заявленную продолжительность,если нужно(В.Донохью рекомендует, чтобы реальнре время интервью не превышала заявленную более чем на 50 минут),но убедившись,что у респондента нет реальных встреч,из-за которых он полюбому прервёт интервью. Место проведения интервью. Должно быть тихое и уединённое место,без "третьих лиц".Нужно,чтобы ничего не мешало установления контакта. Способ записи интервью. Существуют три способа записи: 1)Магнитная звукозапись,Наилучший способ. При использовании диктофона интервьюер должен: – привыкнуть к нему настолько, чтобы забыть о его; – уметь с ним обращаться – проверить возможность работы диктофона перед интервью; – во время записи внимательно следить за его работой с целью своевременной фиксации остановки движения пленки. 2)Запись от руки в процессе интервью.Вд анном способе сочетаются записи от руки в процессе интервью с последующим восстановлением полного текста по памяти. Делаются краткие заметки,которые потом могут восстановиться по памяти.Можно очень хорошо восстановить текст.Основным недостатком данного метода является то, что обрабатывать такой материал может только сам интервьюер.Проще,когда сразу двое берут интервью таким способом.
-запись по памяти.Худший способ,многое можно забыть.Используется в случае запрета на любую запись. Начало интервью Начальная стадия интервью состоит из предварительной договорённости(если есть) и первых вопросов.На этой стадии важно установление психологического контакта с респондентом. Качества для установления контакта(Роджерс,психотерапевт из США): 1)Теплота и отзывчивость со стороны интервьюера, которая выражается в интересе к респонденту и в принятии его как личности. 2)Второе качество-позволение выражать свои чувства,отсутствие негативных реакций на любые слова. 3)Третья характеристика - это свобода от любого типа давления или принуждения. Основная часть интервью начинается с согласия на интервью.Главная цель интервьюера-информативная. Основная часть интервью. Раскрытие темы
Целью глубокого интервью является не получение от респондентов односложных ответов типа «да» или «нет», а подробное раскрытие предусмотренных вопросником тем. Раскрытие темы – процесс, длящийся во времени и предполагающий спонтанность речевого потока респондента. Спонтанность речи выражается в том, что респондент, не побуждаемый дополнительными вопросами интервьюера, дает длинные и связные тексты ответов, иначе говоря, раскрывает тему. Показателями нарушения спонтанности являются короткие односложные формулировки ответов, паузы, появляющиеся в беседе, ответы-междометия и т.д. Приёмы для раскрытия: 1. Пауза или молчание. 2. Подбадривание или номинальная поддержка.
3. Отражение или «эхо». Суть этого приема заключается в повторении с вопросительной интонацией последней фразы респондента. 4. Вопросы-синонимы. 5. Прямая просьба расширить ответ. Это вопросы типа: «Что случилось потом?», «Что Вы имеете в виду?», «Расскажите об этом подробнее...» 6. Парафраза. Вопрос этого типа похож на отражение («эхо»), но с той разницей, что в нем не используются слова, сказанные интервьюируемым. 7. Суммирующий вопрос. Заключает в себе на языке интервьюера главную мысль какой-либо темы или совокупности высказываний. С 8. Прямая просьба разъяснить ответ. 9. Конкретизирующие вопросы. 10. «Мутация» или изменение темы. Переходы в темах. Интервьюер должен усвоить правило: не переходить к новой теме до тех пор, пока предыдущая не будет полностью исчерпана.Таким образом переходить к новой теме нужно после завершения предыдущей, не раньше, но и не позже.Переход от темы к теме должен предваряться утверждением, информирующим респондента, что одна тема завершена и начинается другая. Контроль над темой - степень, в которой интервьюер проявляет инициативу, направляя ход интервью.Следующие методы контроля: усилия по фокусировке, контроль релевантности, контроль полноты, конкретизация тем, логический контроль.
Противоречия не обязательно ложь.Психологический механизм включает в себя два компонента. Первый из них – это о сложность сообщаемой респондентом информации. Второй компонент заключается в ограниченности операциональных способностей человеческого интеллекта.Противоречия могут быть разделены на контактные и дистантные. К первым относятся такие, стороны которых непосредственно контактируют, являются двумя соседними высказываниями. Ко второй группе следует отнести противоречия, стороны которых разделены во времени и, возможно, включены в состав разных подтем.
Ошибки в повествованиях. Основные ошибки в повествованиях – это пропуски в хронологии и хронологическая путаница. Ошибки в описаниях. Описание представляет собой перечисление составных частей сложного объекта. Описание может быть многоступенчатым: каждая составная часть сама может рассматриваться как сложный объект, требующий перечисления его составных частей.
Ошибки в рассуждениях. Если ответ респондента имеет форму рассуждения, интервьюер должен мысленно придать ему форму силлогизма и проверить, правильно ли он построен. Ошибки индукции и дедукции. В ходе интервью некоторые респонденты предпочитают сначала высказать основную идею, а затем подкрепить ее примерами-дедуктивный подходу. Другие пприводят примеры, а затем сделать основной вывод, заключение. Это индуктивный подходод. Поддержание мотивации Незаинтересованность респондента в продолжении беседы проявляется в краткости ответов, нарушениях спонтанности речи, отказе отвечать на отдельные вопросы, прямых просьбах поскорее завершить интервью.Мы разделили мотивации респондента на позитивные и негативные, иными словами, на содействующие и препятствующие общению. В соответствии с этим падение мотивации к сотрудничеству может быть следствием как ослабления позитивных мотиваторов, так и усиления негативных. Поддержание позитивных мотиваций не возникает само собой, оно зависит от поведения интервьюера и от природы вопросов. В поведении интервьюера основными факторами поддержания позитивных мотиваций являются искренний интерес к высказываниям респондента, который выражается мимикой лица и возгласами одобрения, а также уместные дополнительные вопросы, которые свидетельствуют о хорошем понимании интервьюером того, что говорит респондент, и помогают последнему полнее раскрыть свою мысль.Ослабление позитивных мотивов у респондента (без активизации негативных) может принимать форму усталости или скуки. Усталость является предупреждением о том, что энергетический запас опрашиваемого исчерпан, а скука отражает отсутствие интереса к предмету интервью.
Искажения в интервью. Искажениями мы будем называть те высказывания респондентов, которые не соответствуют их подлинным представлениям.
Ошибки интервьюеров. 1. Высказывание личных мнений интервьюера. Учитывая все это, начинающим интервьюерам могут быть даны следующие рекомендации:
а) запрещается произносить какие-либо фразы, которые не заканчиваются знаком вопроса. Лишь в некоторых случаях, когда заданный вопрос сложен, допускается высказывание нескольких разъясняющих повествовательных предложений, после которых обязательно должно следовать вопросительное; б) интервьюеру вообще следует стремиться как можно меньше говорить. Запрещается высказывать свое личное мнение, произносить монологи. 2. Чрезмерная активность интервьюера. 3. Ограничение ответов. 4. Навязывание тем. 5. Ошибка, состоящая в быстрых переходах. Глубина раскрытия тем важнее широты их охвата. Поверхностное рассмотрение тем редуцирует интервью к набору банальных суждений. Некоторые рекомендации 1.Использование личных качеств. 2. Фиксация главной мысли 3. Рефлексия чувств. 4. Комментарии не для записи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|