Пищева Т.Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации
Политический образ — понятие сложное и многозначное, и именно с этим связана проблема его изучения. Специалисты кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ занимаются проблемой исследования политических образов с начала 1990-х годов. Политический образ представляет собой, как и любой образ, с одной стороны, отражение реальных характеристик объекта восприятия, а с другой стороны — проекцию ожиданий субъекта восприятия, т. е. граждан. Предметом нашего изучения должно стать отражение власти, партии, личности лидера и пр. в массовом и индивидуальном сознании граждан. В коммуникативном пространстве существует сконструированное отражение личности политика, которое принято называть имиджем. Факторы оказывающие решающее воздействие на формирование политических образов: - политико-культурные особенности - региональная специфика - исторический контекст - политический опыт - текущая социально-экономическая и политическая обстановка - конкретные события Важным элементом процесса восприятия является субъект восприятия. Люди думают, что элиты располагают большим объемом информации чем народ, которым эти самые элиты и манипулируют. Хотя зачастую представления элит мало отличаются от существующих в массовом сознании. Но при этом нельзя отрицать, что полит элита обладает более ясным пониманием своих целей и задач. При анализе политического образа также необходимо учесть особенности политических коммуникаций. У СМИ обладает огромным влиянием на массовое и элитарное сознание. Хотя представленный в СМИ образ далеко не всегда совпадает с тем, что формируется в сознании граждан.
В полит образе закрепляется ряд характерных признаков, которые его стереотипизируют. С одной стороны, эта структура препятствует изменениям в сознании граждан. Этот стержень не только сохраняет структуру образа, но и формирует рамки для дальнейшего его восприятия. С другой стороны, этот образ становится мало подверженным ситуативным влияниям. Полит образы сильно зависят от природы объекта восприятия. Например, образ политика имеет конкретную основу в отличие от образа власти. В представлениях избирателей образ политика обладает набором характеристик. Он должен быть серьезным, волевым, стрессоустойчивым, умным, уверенным в себе. Отношение к морально-этическим качествам политика определяется сквозь призму его отношения к избирателям. Не всегда негативные характеристики приводят к отказу от голосования, и позитивные не всегда играют решающую роль. Природа образа страны обладает большой абстрактностью. В массовом сознании представления о стране носят очень сложный и разнонаправленный характер. Образы страны в ответах респондентов практически не пересекались и не повторялись. На рациональном ровне позитивные представления связаны с русской историей, прошлыми научными и культурными достижениями. Негативные образы связаны с текущей ситуацией в социальной, экономической и политической сферах. Противоречивые представления связанны с российским народом и его менталитетом. С одной стороны позитивные — представления о скрытых возможностях и чертах русского народа, таких как толерантность, доброта, способность к объединению. Но в настоящее время эти способности не используются. С другой стороны, респонденты отмечают лень. На бессознательном уровне восприятия образ России включает ряд таких позитивных характеристик, как природа, национальная культура и научные достижения. И ряд негативных, таких как политические, экономические и социальные границы между гражданами и элитами.
Предлагаемая теоретическая модель изучения политических образов в ходе политико-психологического исследования включает в себя следующие параметры: 1) Политико-культурный аспект, который опирается на мифы, этнонациональные и ценностные особенности образа, сравнение идеальных и реальных представлений о стране, которые выявляют желанный образ. 2) Пространственный аспект, учитывающий политико-географические особенности образа. 3) Темпоральный аспект, позволяющий рассмотреть ретроспективный, современный и перспективные срезы политического образа. То есть при анализе представлений граждан о прошлом, будущем и настоящем России различается фундамент, на котором строится современный образ России, а также связанные с ним ожидания относительно будущего. 4) Субъектный аспект — зависимость образа от субъекта восприятия, образы в массовом сознании, в представлениях групп элит или в СМИ. 5) Политико-психологический аспект — рассмотрение образов на рациональном (оценки и установки) и бессознательном (несознаваемые установки) уровнях восприятия и в 3-х измерениях: эмоциональном (знаки отношения к стране в индивидуальном сознании, сравнение себя с другими), когнитивном (стереотипность суждений о стране, интерес к их обсуждению, уровень их когнитивной сложности, ясности) и поведенческом (готовность поддерживать власть, участвовать в различных формах полит деятельности)
Белановский С.А. Глубокое интервью. Белановский С.А. Глубинное интервью - неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Для начала интервью необходимо решить для себя ряд вопросов: выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью, определение способа записи. В том случае, если совокупность обследуемых индивидов рассматривается как однородная, наиболее целесообразная численность респондентов составляет около 20 человек. Вопросник интервью Структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Тема представляет собой обладающее смысловым единством изложение какого-либо вопроса.
Центральной проблемой при составлении вопросников является определение последовательности тем и степени их детализации. Последовательности тем по характеру смысловых связей. В зависимости от типа смысловой связи темы подразделяются на повествования, описания и рассуждения. Повествование - это изложение хода событий во времени или последовательное отображение частей сложного события. Описание - это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Порядок перечисления элементов описания в идеальном случае должен иметь определенную логическую последовательность. Рассуждение (обычно ставится в конец интервью) это мысль, движущаяся от посылок к выводу(в форме умозаключения, доказательства, опровержения). Вопросник принято формировать по ряду характеристик. 1)Степень логической детализации вопросника. 2)Степень логической разветвленности вопросника. На одном конце шкалы план интервью напоминает линию, а на другом - ветвистое дерево. «Дерево» нужно строить, если при разделении темы на части встает проблема «логических развилок»- т.е. ситуации, при которой исследователь прогнозирует, что в зависимости от ответа на опр. вопрос выборка респондентов распадется на несколько различающихся по своим свойствам частей,каждая из которых потребует свой опросник.А теперь немного наиболее актуальных советов по глубокому интервью. - по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти, дискуссионные вопрос-только с середины -сначала простые вопросы,потом сложные -личные вопросы ближе к концу интервью. Язык интервью. Осн. критерием для выбора языка вопросника-необходимость донести информация от интервьюера к респонденту и обратно. Сложность вопроса=уровню респондента,потому как он сразу оценивает,близок к нему интервьюер или нет(от этого зависят и результаты интервью).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|