Методики изучения внутрисемейных отношений
МЕТОДИКА PARI Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — о родительско-дет-ских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с двумя методиками: первая — это взгляд на семью глазами ребенка (проективная методика Рене Жиля) и вторая — семейная жизнь глазами матери (методика PARI). Методика PARI (parental attitude research instru-ment) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рем-бовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1 — оптимальный эмо- циональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Отношение к семейной роли Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23: 1) ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3); 2) ощущение самопожертвования в роли матери (5); 3) семейные конфликты (7); 4) сверхавторитет родителей (11); 5) неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
6) безучастность мужа, его невключенность в дела семьи (17); 7) доминирование матери (19); 8) зависимость и несамостоятельность матери (23). Отношение родителей к ребенку 1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21): 1) побуждение словесных проявлений, вербализаций (1); Глава 4. Методики изучения Внутрисемейных отношений
2) партнерские отношения (14); 3) развитие активности ребенка (15); 4) уравнительные отношения между родителями и ребенком (21). 2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребен 1) раздражительность, вспыльчивость (8); 2) суровость, излишняя строгость (9); 3) уклонение от контакта с ребенком (16). 3. Излишняя концентрация на ребенке (описы 1) чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2); 2) преодоление сопротивления, подавление воли (4); 3) создание безопасности, опасение обидеть (6); 4) исключение внесемейных влияний (10); 5) подавление агрессивности (12); 6) подавление сексуальности (18); 7) чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20); 8) стремление ускорить развитие ребенка (20). Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.
Инструкция: « Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей». На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет вам в голову. Рядом с каждым положением находятся буквы А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения: А — если с данным положением согласны полностью; а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б — если с данным положением полностью не согласны. О себе сообщите: Возраст Пол Образование Профессия Количество и возраст детей Тест 1. Если дети считают свои взгляды правильными, А а б Б 2. Хорошая мать должна оберегать своих детей А а б Б 3. Для хорошей матери дом и семья — самое А а б Б 4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их А а б Б 5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что А а б Б 6. Маленького ребенка всегда следует крепко А а б Б Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения 7. Люди, которые думают, что в хорошей семье 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем А а б БА а б Б 8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благода- 21. Если бы родители больше интересовались де- А а б БА а б Б 9. Пребывание с ребенком целый день может 22. Большинство детей должны самостоятельно
А а б Б с 15 месяцев. А а б Б 10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей. 23. Самое трудное для молодой матери — оста- А а б Б ваться одной в первые годы воспитания ребенка. А а б Б 11. Родители должны воспитывать в детях пол они считают, что жизнь в семье неправильная. 12. Ребенка следует учить избегать драк незави- А а б Б А а б Б 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь свое- го ребенка от разочарований, которые несет жизнь. 13. Самое плохое для матери, занимающейся А а б Б от своих обязанностей. 26. Женщины, которые ведут беззаботную А а б Б жизнь, не очень хорошие матери. А а б Б 14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. 27. Надо обязательно искоренять у детей прояв- А а б Б ления рождающейся ехидности. А а б Б 15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать 28. Мать должна жертвовать своим счастьем ра- терять ценное время. ди счастья ребенка. А а б БА а б Б 16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок 29. Все молодые матери боятся своей неопыт- А а б БА а б Б 17. Если бы отцы не мешали воспитанию детей, 30. Супруги должны время от времени ругаться, А а б БА а б Б 18. В присутствии ребенка не надо разговари- 31. Строгая дисциплина по отношению к ребен- А а б БА а б Б 19. Если бы мать не руководила домом, мужем 32. Матери часто настолько бывают замучены А а б БА а б Б
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений 33. Родители не должны представать перед деть А а б Б 34. Ребенок должен уважать своих родителей А а б Б 35. Ребенок должен всегда обращаться за по А а б Б 36. Постоянное пребывание с детьми убеждает А а б Б 37. Родители своими поступками должны завое А а б Б 38. Дети, которые не пробуют своих сил в дости А а б Б 39. Родители, которые разговаривают с ребен А а б Б 40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, долж А а б Б 41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчи А а б Б 42. Если жена достаточно подготовлена к само А а б Б 43. У ребенка не должно быть тайн от своих ро А а б Б 44. Если у вас принято, что дети рассказывают А а б Б 45. Если рано научить ребенка ходить, это благо А а б Б 46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все А а б Б 47. У ребенка должны быть свои взгляды и воз А а б Б 48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б 49. Женщина должна выбирать между домаш А а б Б 50. Умный отец должен научить ребенка ува А а б Б 51. Очень мало женщин получает благодарность А а б Б 52. Если ребенок попал в беду, в любом случае А а б Б 53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, А а б Б 54. Дети, которым внушили уважение к нормам А а б Б 55. Редко бывает, что мать, которая целый день А а б Б 56. Дети не должны вне дома учиться тому, что А а б Б Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
57. Дети должны знать, что нет людей более А а б Б 58. Нет оправдания ребенку, который бьет дру А а б Б 59. Молодые матери страдают по поводу своего А а б Б 60. Заставлять детей отказываться и приспосаб А а б Б 61. Родители должны научить детей находить А а б Б 62. Дети мучают своих родителей мелкими проб А а б Б 63. Когда мать плохо выполняет свои обязанно А а б Б 64. Детские игры с сексуальным содержанием А а б Б 65. Планировать должна только мать, так как А а б Б 66. Внимательная мать должна знать, о чем ду А а б Б 67. Родители, которые выслушивают с одобре А а б Б 68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем А а б Б 69. Умная мать делает все возможное, чтобы ре А а б Б 70. Дети должны принимать участие в решении А а б Б 71. Родители должны знать, как нужно посту А а б Б 72. Слишком много женщин забывает о том, что А а б Б 73. Дети нуждаются в материнской заботе, ко А а б Б 74. Дети должны быть более заботливы и благо А а б Б 75. Большинство матерей опасаются мучить ре А а б Б 76. В семейной жизни существует много вопро А а б Б 77. Большинство детей должны воспитываться А а б Б 78. Воспитание детей — тяжелая, нервная работа. А а б Б 79. Дети не должны сомневаться в способности А а б Б 80. Больше всех других дети должны уважать А а б Б Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений 81. Не надо способствовать тому, чтобы дети за А а б Б 82. Одно из плохих явлений заключается в том, А а б Б 83. Родители должны считать детей равноправ А а б Б 84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на А а б Б 85. Надо оставить ребенка, которому грустно, А а б Б 86. Самое большое желание любой матери — А а б Б 87. Одним из самых сложных моментов в воспи А а б Б 88. Если мать руководит домом и заботится обо А а б Б 89. Так как ребенок — часть матери, она имеет А а б Б 90. Дети, которым разрешается шутить и смеять А а б Б 91. Родители должны приложить все усилия, А а б Б 92. Большинство женщин нуждаются в боль А а б Б 93. У ребенка должна быть уверенность в том, А а б Б 94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой ра А а б Б 95. Для хорошей матери достаточно общения А а б Б 96. Порой родители вынуждены поступать про А а б Б 97. Матери жертвуют всем ради блага собствен А а б Б 98. Самая главная забота матери — благополу А а б Б 99. Естественно, что двое людей с противопо А а б Б 100. Воспитание детей в строгой дисциплине де А а б Б 101. Естественно, что мать сходит с ума, если А а б Б 102. Ребенок никогда не должен слушать крити А а б Б 103. Прямая обязанность детей — доверие по А а б Б 104. Родители, как правило, предпочитают спо А а б Б Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения 105. Молодая мать чувствует себя несчастной, А а б Б 106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей А а б Б 107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смыс А а б Б 108. Дети делают все возможное, чтобы заинте А а б Б
109. Немногие мужчины понимают, что матери енк Б Б 110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. А а б Б 111. Выходя замуж, женщина должна отдавать А а б Б 112. Обязанностью матери является знание тай А а б Б 113. Если включать ребенка в домашние заботы, А а б Б 114. Надо как можно раньше прекратить кор А а б Б 115. Нельзя требовать от матери слишком А а б Б ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: 1)
хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17); отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11). Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23. Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы. КЛЮЧ
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл. Признаки: 1) вербализация; 2) чрезмерная забота; 3) зависимость от семьи; 4) подавление воли; 5) ощущение самопожертвования; 6) опасение обидеть; 7) семейные конфликты; 8) раздражительность; 9) излишняя строгость; 10)исключение внутрисемейных влияний;
11) сверхавторитет родителей; 12) подавление агрессивности; 13) неудовлетворенность ролью хозяйки; 14) партнерские отношения; 15) развитие активности ребенка; 16) уклонение от конфликта; 17) безучастность мужа; 18) подавление сексуальности; 19) доминирование матери; 20) чрезвычайное вмешательство в мир ребенка; 21)уравненные отношения; 22) стремление ускорить развитие ребенка; 23)несамостоятельность матери. Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Структура опросника 1. ПРИНЯТИЕ — ОТВЕРЖЕНИЕ. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. КООПЕРАЦИЯ — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. СИМБИОЗ. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 4. АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ. Отражает форму и направление контроля за пове- Глава 4. Методики изучения Внутрисемейных отношений
дением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника. Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминатив-ность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из 5 факторов 4 оказались дискри-минативными, т. е. значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявились группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника. Текст опросника 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка. Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку липнет все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоиз
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|