Методики изучения компетентности в общении
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (ТЕСТ В. Ф. РЯХОВСКОГО) Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов — «да», «иногда» и «нет». Инструкция: вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда». Тест опросника 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или ином мероприятии? 3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента? 4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)? 7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад? 9. В ресторане либо в столовой вам подали явно 10. Оказавшись один на один с незнакомым 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? 13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так? 14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в разговор? 15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Оценка ответов: — «да» — 2 очка; «иногда» — 1 очко; «нет» — 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый. Классификатор теста 30—31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы са- Глава 3. Методики Компетентности в общении
ми. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться. 19—24 очка. Вы, в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение. 9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать. 4—8 очков. Вы, должно быть, рубаха-парень. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувст- вуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами. 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа — не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
ТЕСТОВАЯ КАРТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А. А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов 4—5 лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки. Классификатор теста Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45—49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией, как дирижер, прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленный цели.
35—44 балла — высокая оценка. В аудитории царит дружеская, непринужденная атмосфера. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Ведущий корректно направляет ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон. 20—34 балла характеризуют ведущего как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11—19 баллов — низкая оценка коммуникативной деятельности человека в аудитории. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения. При очень низких оценках (7—10 баллов) всякое взаимодействие с аудиторией отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипо-рефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Все функции ограничиваются лишь информационной стороной. Эффективному взаимодействию общающихся могут препятствовать самые разные факторы, известные как барьеры общения. Такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости и слышимости, — предмет анализа физиков и инженеров. Мы же будем рассматривать в дальнейшем субъективные факторы, связанные с личностями общающихся и сопутствующими общению обстоятельствами. ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ ВОБЩЕНИИ Тест разработан американским психологом М. Снайдером.
Глава 3. Методики Компетентности в общении
Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н». Тест 1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция:«Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое Я, мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Подсчет результатов: По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее. Классификатор теста 0—3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас неудобным в общении по причине вашей прямолинейности. 4—6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7—10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. ТЕСТ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т. д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты. Вариант 1 Инструкция: отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком, будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник. Обработка результатов: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение. Классификатор теста 70—100 % — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать. 40—70 % — вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хоро- Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения Ситуации, Досаду 1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово 2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы 3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня 4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени 5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова 6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги 7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями 8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл 9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание 11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться 12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал 13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться 14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним (играет сигаретой, протирает стекла и т. д.), и я твердо уверен, что он при этом невнимателен 15. Собеседник делает выводы за меня 16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование 17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая 18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит 19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же 20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает 21. Когда я говорю о серьезном, то собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты 22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора 23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня 24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное 25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?» шего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытого смысла сказанного, не монополизируйте разговор. 10—40 % — вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее. 0—10 % — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих. Вариант 2 Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: 1) «почти всегда» — 2 балла; 2) «в большинстве случаев» — 4 балла; Глава 3. Методики Компетентности в общении
3) «иногда» — 6 баллов; 4) «редко» — 8 баллов; 5) «почти никогда» — 10 баллов. Список вопросов 1. Стараетесь ли вы свернуть беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам? 2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость? 4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком? 5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего? 6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? 7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник? 8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы? 9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, название, вульгаризмы? 10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский Обработка и интерпретация Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Психологи традиционно выделяют в структуре процесса общения 2 уровня коммуникации — вербальный и невербальный. Последний рассматривается как важнейшая составляющая данного про- цесса. К сфере невербального общения относятся жесты, мимика и другие двигательные проявления людей, их пространственное расположение относительно друг друга, использование голоса и интонации, общее время взаимодействия и оформление своей внешности. Важное значение имеют ольфакторные и тактильные проявления участников коммуникации. Ю. Н. Емельянов отмечает, что эти коды выступают средствами общения и межличностных отношений. Основными характеристиками невербальных средств общения являются движение, пространство и время. Физическая организация, строение и динамика тела образуют так называемый язык тела. Подструктурами последнего являются кине-сика, такесика, просодика и экстралингвистика. К кинесике относится весь диапазон зрительно воспринимаемых и коммуникативно значимых движений человеческого тела. Важным компонентом языка тела является статическая экспрессия, основанная на физических характеристиках внешнего облика человека и особенностях оформления внешности. Характеристики голоса являются важными средствами общения. К ним относятся просодические и экстралингвистические явления. Просодика включает ритмико-интонационные стороны речи: темп, тембр, высоту, громкость голоса, фазовое и лексическое ударение, акцент. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашливаний, плача, смеха, вздохов и т. п. Совокупность тактильных проявлений человека в процессе коммуникации (прикосновения, рукопожатия, похлопывания, объятия, поцелуи и др.) образует еще одну подструктуру невербальных средств общения — такесику. Предлагаемая далее — Методика экспертной оценки невербальной коммуникации— разработана А. М. Кузнецовой. Несколько экспертов (предполагается в их в качестве привлекать одного из родителей, друга и самого оцениваемого) с помощью приведенного опросника оценивают невербальные проявления человека. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, и каждому варианту приписывается определенный балл (от 1 до 4). Методика дает возможность диагностировать 3 параметра невербального общения. Часть 3. Общение, лидерство, Межличностные отношения
Подсчет результатов 1. Общая оценка невербального репертуара че Количественная оценка данного параметра может варьировать от +9 до –9 баллов. 2. Чувствительность, сензитивность человека к не Количественная оценка варьирует от 28 до 7 баллов. 3. Способность к управлению своим невербаль Количественная оценка варьирует от 23 до 2 баллов. Уровень развития каждой из описанных способностей вычисляется как сумма баллов за ответы на соответствующие вопросы (за ответы на вопросы 5, 8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из 3 параметров). Для каждого испытуемого получают оценки трех экспертов, включая его самого. По каждому оцениваемому параметру находится среднее арифметическое значение 3 экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития каждой из 3 выше описанных способностей субъекта к невербальной коммуникации. На основе суммарных оценок по 3 анализируемым параметрам определяется общий показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека. Этот показатель может варьировать от 0 до 60 баллов. Далее проводится качественный анализ структуры невербальной коммуникации тестируемого. Методика Инструкция: постарайтесь по приведенным ниже вопросам выразить свое мнение о некоторых особенностях поведения человека в общении с вами. На каждый из вопросов предлагается 4 варианта ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который, на ваш взгляд, наиболее точно характе- ризует данного человека. Обведите в бланке ответов ту букву, которая соответствует выбранному вами ответу. Вопросы 1. Считаете ли вы, что он (она) умеет хорошо дополнять содержание своих слов неречевыми средствами (мимикой, жестами, позой и т. д.)? 2. Понимает ли он (она) ваши эмоции по выражению вашего лица? 3. Может ли он (она) найти подходящие интонации голоса для выражения своих чувств и отношений к другим людям? 4. Считаете ли вы, что он (она) умеет правильно понимать значение ваших взглядов (проявление симпатии, интереса, привлечение внимания, проявление волнения и др.)? 5. Считаете ли вы что у него (нее) бывают лишние жесты и движения, когда он (она) старается выразить свои мысли и чувства? 6. Умеет ли он (она) сдерживать проявление 7. Как вы считаете, реагирует ли он (она) на изменения вашего голоса (на проявление иронии, волнения и т. п.)? 8. Бывает ли, что его (ее) неречевое поведение не соответствует тому, о чем он (она) говорит? 9. Умеет ли он (она), по вашему мнению, выражением глаз и взглядом проявить внимание к другим людям, приветливость, заинтересованность?
10. Как вы считаете, может ли он (она) управлять своей мимикой во время конфликтной ситуации? 11. Отличается ли его (ее) мимика выразительностью, разнообразием, гармонией? 12. Есть ли у него (нее) позы или движения, непривлекательные с вашей точки зрения? 13. Использует ли он (она) мягкие, доверительные интонации, чтобы снять у других напряжение, вызвать на откровенность, расположить к себе? 14. Умеет ли он (она) по изменению вашей походки, позы определить ваше самочувствие, настроение, состояние? 15. Может ли он (она) передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций, используя различные неречевые средства поведения? Глава 3. Методики изучения компетентности в общении 16. Умеет ли он (она) достаточно тонко и понятно показать через мимику свое доброжелательное отношение к другим? 17. Можно ли сказать, что по его (ее) выразительному поведению легко понять, какие он (она) испытывает чувства к окружающим? 18. Может ли он (она) понять ваше отношение к нему, даже если вы не демонстрируете его специально? 19. Бывает ли он (она) скован в движениях 20. Как вы считаете, понимает ли он (она), когда БЛАНК ОТВЕТОВ ДАТА ______________ Ф. И. О. ____________________________________ А — «всегда»; Б — «часто»; В — «редко»; Г — «никогда».
Глава 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|