Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Экономические и правовые




основы деятельности
Банка России

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в его функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК).

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами[3].

 

2.1. Правовые основы деятельности
Банка России

 

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Независимость центрального банка. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Согласно Конституции Российской Федерации к орга­нам государственной власти (ст. 10) относятся: законода­тельная, исполнительная и судебная. В перечне органов государственной власти (ст. 11 Конституции РФ) Централь­ный банк Российской Федерации не значится. В юридиче­ской литературе это порождает определенную дискуссию, так как в другой статье Основного закона страны (п. 2 ст. 75) содержится косвенная характеристика Банка России как одного из органов государственной власти, который выпол­няет свою основную функцию «независимо от других органов государственной власти».

Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Независимость статуса Банка России закреплена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Традиционно независимость центрального банка оценивают по следующим показателям.

1. Участие государства в капитале центрального банка и распределении его прибыли. Можно выделить шесть вариантов формирования уставного капитала центрального банка:

1.1. 100% капитала центрального банка находится в собственности государства (например, в Великобритании, Дании, России, Франции, Германии и др.).

1.2. 43% капитала центрального банка находится в собственности частных лиц, а 57% – в собственности кантона (в Швейцарии).

1.3. 100% капитала центрального банка находится в собственности банков и страховых компаний (в Италии);

1.4. 100% капитала центрального банка находится в собственности федеральных банков – членов Федеральной резервной системы (в США).

1.5. 55% капитала центрального банка находится в собственности государства, а 45% – в собственности частных лиц (в Японии).

1.6. 50% капитала центрального банка находится в собственности государства, а 50% – в собственности физических и юридических лиц-резидентов (с согласия министерства финансов).

2. Процедура назначения (выбора) руководства банка. Здесь мировая практика также знает несколько вариантов:

2.1. Руководящие органы центрального банка назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур (Россия, Австрия, Великобритания, США, Япония).

2.2. Президент центрального банка назначается советом управляющих центральным банком, одобряется советом министров и утверждается президентом страны (Италия).

3. Степень отражения в законодательстве функций (целей) и задач центрального банка. Такое отражение осуществляется, как правило, по одному из следующих вариантов:

3.1. Основные цели и сфера деятельности центрального банка четко определены в конституции и (или) изложены более подробно в законодательстве о центральном банке и банковской деятельности (Австрия, Дания, Россия, Франция, Япония).

3.2. Формулировка основных задач центрального банка отсутствует в законодательстве или дается в общих чертах (Великобритания, США, Швеция).

4. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка. Национальными законодательствами зарубежных государств предусмотрены четыре варианта реализации такого права:

4.1. Право решения вопросов денежно-кредитного регулирования передано законодательным путем правительству, его решениями руководствуется центральный банк (Италия, Франция).

4.2. Государственные органы имеют четко установленные в законе права по инструктированию центрального банка по поводу денежно-кредитной политики в стране (Великобритания, Россия, Швеция, Япония).

4.3. Законодательство не содержит прав государственных органов на вмешательство в денежно-кредитную политику, осуществляемую центральным банком, однако обязывает центральный банк поддерживать экономическую политику правительства (Австрия, Дания).

4.4. Полная независимость Центрального банка от правительства, закрепленная в законодательстве.

Закон предоставляет Банку России нормотворческие полномочия, которые дают ему право на издание нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной думе Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Государственная дума также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России, принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о проведенной деятельности при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 

2.2. Экономические основы деятельности
Банка России

 

Цели и функции деятельности Банка России. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, орга­низует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации по­средством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответст­вии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выпол­нения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организаци­ями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отно­шению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятель­ности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валю­ты; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федера­ции в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Расширение числа функций Центрального банка Российской Федерации осуществлялось постепенно, в соответствии с потребностями и особенностями развития национальной экономики.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

 

2.3. Банковские операции и сделки
Банка России

 

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские опе­рации и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Прави­тельством Российской Федерации:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценны­ми бумагами и другими активами;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозит­ные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хране­ние и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на тер­ритории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соот­ветствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссион­ной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России не имеет права:

- осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковской операций, и физическими лицами;

- приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций;

- осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

- заниматься торговой и производственной деятельностью;

- пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслужи­ванию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их ор­ганизаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослу­жащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных фе­деральными законами.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации [3].

Контрольные вопросы

 

1. Каковы основные цели и задачи деятельности Банка России в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г.?

2. Перечислите критерии независимости Центрального банка.

3. Назовите функции центрального банка РФ.

4. Перечислите банковские операции и сделки Банка России.

Глава 3. Организационная структура
Банка России

 

Для эффективного исполнения возложенных на него целей и задач Банк России должен иметь адекватную организационную структуру, учитывающую как функциональные требования, так и особенности географического положения страны и размещения кредитных организаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...