Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организационного построения




Центрального банка

 

Различают следующие принципы:

- принцип централизации деятельности;

- принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;

- функциональный принцип;

- принцип согласования с интересами других экономических субъектов;

- экономические принципы деятельности.

Важнейшим является принцип централизации деятельности Центрального банка. Поскольку деятельность Центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны управляться из одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром – высшим органом Банка России – выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности Центрального банка.

Наряду с принципом централизованного построения, отчетливо просматривается и другой принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. В Российской Федерации вертикальная структура управления Банка России представлена 59 главными управлениями, 19 национальными банками, 5 отделениями ГТУ, 935 РКЦ (второй уровень), полевыми учреждениями Центрального банка (третий уровень) и предприятиями инфраструктуры (четвертый уровень) в форме центрального и межрегиональных хранилищ, учебных центров и др. (рис. 1).

           
 
 
   
Расчетно-кассовые центры (935)
 
Отделения

 

 


 


Рис.1. Организационная структура Банка России

 

Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный принцип, который проявляется в закреплении особых функций и операций за каждыми подразделениями центрального банка.

Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов. При обособленном статусе центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Соблюдением баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Важную роль в реализации этого принципа организационного построения центрального банка играет создание Национального банковского совета, который согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.

К экономическим принципам деятельности центрального банка относят: независимость; четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей права пользоваться средствами центрального банка; принцип самоокупаемости в деятельности; принцип самостоятельности в деятельности; принцип ответственности за результаты деятельности; заинтересованность в результатах работы. Центральный банк составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль [35].

Национальный банковский совет и органы

Управления Банком России

 

Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка России. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной думой из числа депутатов Государственной думы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Национального банковского совета (НБС) входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов НБС осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета. Члены НБС, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В компетенцию НБС входит:

1. Рассмотрение годового отчета Банка России.

2. Утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

- общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

- общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

- общий объем капитальных вложений Банка России;

- общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России.

3. Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ.

4. Рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

5. Решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций.

6. Назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов.

7. Ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

- реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

- банковского регулировании и банковского надзора;

- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

- организации системы расчетов в РФ;

- исполнения сметы расходов;

- подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела.

8. Определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России.

9. Утверждение по предложению Совета директоров правил банковского учета и отчетности для Банка России.

10. Утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России.

По банковскому законодательству в Совет директоров входят его председатель и 12 членов Совета директоров, работающих в Банке России на постоянной основе.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной думой по представлению Президента РФ на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Государственная дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

- истечения срока полномочий;

- невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссией;

- подачи личного заявления об отставке;

- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

- нарушением федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

В составе Совета директоров четыре первых заместителя председателя Совета и другие его заместители, отвечающие за определенные направления деятельности Центрального банка. Члены Совета директоров назначаются Государственной думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Члены Совета директоров освобождаются от должности:

- по истечении указанного срока полномочий Председателем Банка России;

- до истечения срока полномочий – Государственной думой по представлению Председателя Банка Россию

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров Банка России выполняет следующие функции:

1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную думу, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

2. Утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную думу.

3. Утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики РФ.

4. Рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год документы с расчетами и обоснованиями не позднее
1 декабря предшествующего года:

- общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

- общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

- общий объем капитальных вложений Банка России;

- общий объем прочих административно-хозяйствен-ных расходов Банка России.

5. Утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России.

6. Устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих Банка России.

 

7. Принимает решения:

- о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

- об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

- о величине резервных отчислений;

- об изменении процентных ставок Банка России;

- об определении лимитов операций на открытом рынке;

- об участии в международных организациях;

- об участии Банка России в капиталах кредитных организаций;

- о применении прямых количественных ограничений;

- о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца;

- о порядке формирования резервов кредитными организациями.

8. Представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России.

9. Определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ.

10. Устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России.

В систему Банка России входят: центральный аппарат; территориальные учреждения; расчетно-кассовые центры; вычислительные центры; полевые учреждения; учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России (см. Приложение 1).

Территориальные учреждения – главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки – не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России [3].

Рассматриваемые учреждения Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков. Схема распределения полномочий по осуществлению отдельных функций между основными организационно-управленческими уровнями Банка России приведена в Приложении 2.

Полевые учреждения – в своих полномочиях имеют определенные особенности. В основном это связано с «двойным» подчинением Центральному банку и органам Министерства обороны РФ. С одной стороны, полевые учреждения выступают составной частью системы Банка России. Решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает Совет директоров (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил РФ). С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны РФ.

Функции полевых учреждений:

1. Обслуживание юридических и физических лиц – воинские части, учреждения и организации Минобороны РФ и иных государственных органов; юридические лица, обеспечивающие безопасность РФ; физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями; полевые учреждения могут создаваться и функционировать непосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенных за пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территориях иностранных государств.

2. Могут по разрешению Банка России эмитировать наличные деньги в обращении.

3. Осуществляют в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц организацию денежного обращения (наличных и безналичных расчетов).

4. При необходимости по решению Банка России выполняют полномочия РКЦ – межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных в данном регионе.[35].

 

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите полномочия органов управления Банком России: Национального Банковского Совета, Совета Директоров и его Председателя.

2. Перечислите полномочия второго уровня системы Банка России.

3. Перечислите полномочия полевых учреждений Банка России.

 

Раздел II. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА: МЕТОДЫ

И ИНСТРУМЕНТЫ

 

Глава 4. Денежно-кредитная политика:
цели и основные направления

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...