Денежно-кредитной политики
Источник: сайты соответствующих банков в Интернете.
На протяжении уже почти двух десятилетий во всем мире происходит политическая перестройка денежно–кредитной сферы, сопровождающаяся эволюцией целей и приоритетов центральных банков. На первый план вышла проблема разработки денежно–кредитной политики (ДКП), способной, при наличии прозрачного и понятного целеполагания, обеспечить достижение первоочередных задач монетарного регулирования. Эволюция целей и задач центральных банков как органов управления денежным обращением во многом была обусловлена развитием финансовых секторов национальных экономик, усилением глобализации и интеграции финансовых рынков и, как следствие, повышением мобильности капитала. Рост доступности финансовых ресурсов, либерализация капитальных потоков и появление ранее не существовавших инструментов значительно расширили зону регулирования центральных банков, переместив границы управления с национального на глобальный уровень. Центральный банк в ходе реализации денежно-кредитной политики может проводить таргетирование промежуточных целей. Под таргетированием следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров целевой переменной, входящих в сферу ответственности органа регулирования[4]. В связи с тем, что Центральный банк не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он действует опосредованно, через таргетирование промежуточных целей. В международной практике наибольшее распространение получило несколько вариантов таргетирования.
- Таргетирование валютного курса: промежуточной целью выступает обменный курс национальной валюты. Для любой, особенно небольшой страны, одним из наиболее приемлемых вариантов установления номинального якоря является таргетирование валютного курса. В ситуации, когда курс национальной валюты зафиксирован, внутренняя инфляция не выходит далеко за пределы инфляции «страны прикрепления» при условии стабильности реального курса. Преимущества таргетирования валютного курса: 1) простота и прозрачность для экономических агентов, получающих возможность реально наблюдать цели и средства центрального банка; 2) возможность частично удерживать инфляцию. Недостатки таргетирования: 1) ограниченные возможности центрального банка в использовании других инструментов и достижения прочих целей денежно-кредитной политики; 2) высокая степень экономической зависимости от «страны привязки»; 3) низкая надежность политики в случае высокой мобильности капитала; 4) наличие риска спекулятивной атаки на валюту; 5) невозможность решения проблемы стабилизации цен в долгосрочном периоде. Главный недостаток таргетирования валютного курса состоит в том, что он не позволяет в конечном итоге решить проблему низкой инфляции и поддержания ценовой стабильности.
- Денежное таргетирование. Таргетирование денежного агрегата представляет собой режим монетарной политики, пик которой пришелся на середину 70-х гг., сразу после коллапса Бреттон-Вудской системы. Преимущества: 1) большая гибкость корректировки денежной политики по сравнению с таргетированием валютного курса; 2) возможность точной оценки узких денежных агрегатов, что упрощает выход на целевой уровень; 3) способность центрального банка при наличии устойчивых взаимосвязей оценить динамику целевой переменной. Недостатками данного таргетирования являются; 1) снижение политической дисциплины по сравнению с таргетированием валютного курса; 2) относительно высокая волатильность скорости обращения денег, что нарушает взаимосвязь денежного агрегата с прочими макроэкономическими показателями. Наиболее уязвимой посылкой, лежащей в основе успешного монетарного таргетирования, является стабильность спроса на деньги, которая позволяет не рассматривать возможности расхождения спроса и предложения на денежном рынке. В условиях высокой инфляции, низкой эффективности финансовых рынков подобное допущение оказывается критичным: взаимосвязь между денежной массой и инфляцией становится нестабильной, что и объясняет переход многих стран на режим таргетирования инфляции. - Таргетирование процентной ставки. В ситуации таргетирования краткосрочной процентной ставки задача прогнозирования спроса на деньги трансформируется в задачу оценки связи между целевой ставкой процента и системой рыночных процентных ставок, определяющих совокупный спрос и основные балансовые пропорции в экономике. Федеральная резервная система США, Германия 1972-1982 гг. использовали элементы этого режима. Преимуществами: 1) оперативность воздействия инструментов центрального банка на таргетируемый показатель; 2) высокая эластичность процентных ставок по операциям центрального банка; 3) возможность снижения волатильности скорости обращения денег; 4) высокая степень инструментной независимости в проведении денежно-кредитной политики. Недостатками этой системы являются: неоднозначность взаимосвязи целевого показателя с прочими макроэкономическими переменными, в частности, влияние на инфляцию осуществляется через сложный трансмиссионный механизм с большим лагом; возможная несогласованность целей денежно-кредитной и фискальной политики.
- Таргетирование номинального ВВП. В частности, таргетирование номинального ВВП позволяет реализовать следующие преимущества: 1) одновременный учет целевых значений реальной переменной (ВВП) и номинальной (инфляция); 2) наличие возможности взаимокомпенсации ВВП и инфляции: при падении производства таргетирование номинального ВВП автоматически предполагает ослабление денежной политики. Однако режим инфляционного таргетирования при прочих равных условиях является предпочтительнее таргетирования ВВП ввиду наличия как минимум пяти недостатков: - Таргетирование инфляции: промежуточная цель денежно-кредитной политики отсутствует, совпадает с конечной целью или ею выступает прогноз инфляции. Впервые появившееся в 1989 г. в Новой Зеландии инфляционное таргетирование с 1990-х гг. вошло в практику монетарных регуляторов Канады, Великобритании, Швеции, Австралии и ряда других промышленно развитых стран. Успешные попытки снижения продолжавшейся более 20 лет умеренной, но устойчивой инфляции в странах, перешедших на новый режим, послужили основой для перехода к аналогичному режиму в целом ряде развивающихся, и даже стран с формирующимся рынком. Основными характеристиками этого режима являются:
- четкая постановка цели по достижению количественно заданного уровня темпа инфляции; - отсутствие доминирования фискальной политики; - отсутствие иных первичных целей денежно-кредитной политики; - инструментная независимость центрального банка; - прозрачная деятельность и отчетность центрального банка перед обществом[5].
Банк России может перейти к инфляционному таргетированию через 3-5 лет. В 2008 г. ЦБ РФ продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. В среднесрочной перспективе ЦБ РФ перейдет к более гибкому формированию валютного курса, что будет способствовать выполнению количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике. Преимущественно это будет происходить с помощью инструментов процентной политики. Россия в настоящий момент не полностью готова к немедленному переходу на инфляционное таргетирование, ей для этого еще многое нужно сделать. Во-первых, это выявление механизма денежной трансмиссии в России. Другими словами, центробанк должен знать, к каким последствиям приводят его действия – например, что будет с инфляцией, если повысить ставку рефинансирования. Необходимо также разработать монетарный индекс инфляции, который будет отражать только ту часть прироста цен, которая связана с денежно-кредитной сферой и на которую ЦБ может реально воздействовать. Нынешний индекс базовой инфляции для этих задач не слишком подходит. Во-вторых, это постепенное и желательно безболезненное снятие тех курсовых ограничений, которые имелись до последнего времени. И в этой области уже многое сделано: Стабилизационный фонд и бивалютная корзина, по отношению к которой определяется курс национальной валюты, являются существенными шагами в этом направлении. В-третьих, это независимая процентная политика, проведение которой станет возможным после того, как курс рубля получит большую гибкость. В настоящее время определенные усилия направлены прежде всего на сужение процентного коридора по операциям Центрального банка РФ – в будущем это позволит денежным властям эффективно управлять краткосрочной процентной ставкой.
Однако, как уже говорилось, сейчас в России краткосрочные ставки почти не связаны с долгосрочными, то есть с условиями реального кредитования в экономике. Частично это происходит из-за неразвитости нашей финансовой системы: сигнал ЦБ в виде изменения процентной ставки либо вообще не доходит до рынка долгосрочных заимствований, либо доходит слишком искаженным. Свою негативную роль играет также высокий уровень неопределенности на денежном рынке. Пройдя весь этот путь, можно реально говорить о переходе к инфляционному таргетированию. В то же время нужно помнить, что ключевым условием успешного применения данного режима является доверие общества к действиям Центрального банка и правительства. Это необходимо для того, чтобы инфляционные ожидания людей не слишком расходились с целями властей[6]. Операционные цели. Главное место в инструментарии денежно-кредитной политики Центрального банка занимают операционные (тактические) цели. Управление ими является одним из этапов в длинной трансмиссионной цепочке, определяющей, как Центральный банк влияет на экономику. Обладая правом на денежную эмиссию, Центральный банк может регулировать либо «цену денег», либо «количество денег». В первом случае он управляет краткосрочными процентными ставками, а во втором – денежной базой либо ее компонентами, такими как банковские резервы, чистые иностранные активы. В принципе таргетирование «цены денег» и «количества денег» представляет собой две стороны одного и того же процесса. Операционные цели связывают два ближайших уровня иерархии переменных денежно-кредитной политики: с одной стороны, к ним примыкают промежуточные цели (валютный курс или денежные агрегаты), а с другой, – инструменты Центрального банка (резерваные требования, ставка рефинансирования и т.д.). Данная цепочка связей отражена на рис. 4. Выбор операционных целей задается типом денежно-кредитной политики (характером переменных или промежуточных целей), а операционные цели, в свою очередь, определяют применение конкретных инструментов денежно-кредитной политики. В зависимости от того, на какой операционной цели денежные власти остановили свой выбор, и от степени развитости национальной финансовой системы определяется необходимый набор инструментов.
Рис. 4. Иерархия переменных денежно-кредитной политики
Операционные цели можно охарактеризовать с точки зрения временного горизонта и количественного значения. Они задаются на определенный период времени (горизонт таргетирования), которому соответствует количественное значение цели (целевой уровень или диапазон). Например, операционная цель может служить для ежедневного поддержания ликвидности банковской системы на среднемесячном уровне. Центральный банк заключает операционную цель в своеобразный коридор – он сглаживает пики и падения спроса и предложения ликвидности банковской системы [32].
Контрольные вопросы 1. Перечислите основные модели денежно-кредитной политики. 2. Почему необходимо ранжирование целей денежно-кредитной политики? 3. Определите специфику объектов и субъектов денежно-кредитной политики.
Глава 5. Разработка денежно-кредитной
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст.45 Федерального закона «О Центральном Банке (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России. Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующие решение не позднее принятия Государственной думой Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики. При формировании концепции и определении целевых ориентиров денежно-кредитной политики Банк России базируется на анализе развития экономики за предшествующий период и его прогноза на предстоящий, программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, текущих задач, содержащихся в федеральном бюджете. Документ «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год включает следующие разделы: - Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики. При разработке денежно-кредитной политики Банк России исходит прежде всего из законодательно закрепленной задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Основной целью денежно-кредитной политики Центральный банк считает постепенное снижение инфляции и подержание ее на низком уровне. Так, в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» отмечается, что в 2007 г., как и в 2006 г., денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые воздействуют на инфляционные процессы и процессы распределения денежных потоков, а также активного применения Правительством России мер по ограничению инфляции. - Краткая характеристика состояния экономики. Так, при разработке денежно-кредитной политики на 2006 и 2007 гг. Банк России оценивал макроэкономическую ситуацию как стабильную, характеризующуюся устойчивым состоянием платежного баланса, продолжением экономического роста, снижением инфляции, ростом реальных денежных доходов населения. Сохраняется профицит федерального бюджета и устойчивый курс рубля. Однако, отмечается слабое развитие финансовых рынков, низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, низкая инвестиционная активность, в связи с чем важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля, поскольку снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. - Прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики. - Сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год. - Прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год. - Целевые ориентиры собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год (с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов). - Показатели денежной программы на предстоящий год. В ней приводятся прежде всего показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит правительству и чистый кредит банкам, и за счет чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. - Варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики для достижения целевых ориентиров [3]. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики. Интерес к теме вызван, во-первых, растущей независимостью центральных банков и, соответственно, увеличившимися требованиями к подотчетности денежных властей; во-вторых, обострением проблемы ожиданий экономических агентов, в частности на финансовых рынках. Колебания в ожиданиях нередко препятствуют проведению оптимальной денежно-кредитной политики, и считается, что повышенная транспарентность Центрального банка придаст больше доверия его политике и позволит сделать ее более эффективной. В целях укрепления международной валютной и финансовой системы Международный валютный фонд на основе консультаций с представителями центральных банков и ряда других международных организаций и агентств разработал «Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике» в октябре 1998 года. Кодекс опубликован в «Вестнике Банка России» № 83 (427) 1999 г. Данный Кодекс существует параллельно с “Кодексом надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере”. В Кодексе прозрачность трактуется как среда, в которой цели политики, ее правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на основе принципов понятности, доступности и своевременности. Таким образом, охватываемая Кодексом практика обеспечения прозрачности раскрывает: 1) ясность функций, обязанностей и задач центральных банков и финансовых агентств; 2) процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений центральных банков о проводимой денежно-кредитной политике и финансовых агентств о финансовой политике; 3) доступность для общественности информации о денежно-кредитной и финансовой политике; 4) подотчетность и гарантии добросовестности центральных банков и финансовых агентств. Необходимость прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики способствует более эффективной политике Центрального банка. Когда участники финансовых рынков понимают цели денежно-кредитной политики, а также стратегию и тактику денежных властей, их ожидания будут способствовать успешному выполнению Центральным банком своей задачи. Например, зная о среднесрочной угрозе инфляции, участники финансового рынка автоматически ожидают увеличения ставки рефинансирования, как в реальном, так и в номинальном выражении. В результате кратко- и среднесрочные рыночные ставки вырастут, что окажет сдерживающее воздействие на экономику и будет способствовать поддержанию центральным банком стабильности цен. Само же ужесточение денежно-кредитной политики может и не понадобиться – рациональные рыночные ожидания сами скорректируют ситуацию. Для того чтобы саморегулирующая система нормально работала в положительном направлении, необходима открытость, транспарентность денежно-кредитной политике и доверие к властям. Под информационной открытостью (openess) понимается незамедлительное обнародование всей позитивной или негативной информации, которая оказывает влияние на экономические решения. Транспарентность денежно-кредитной политики (transparency) означает раскрытие информации о внутреннем процессе принятия решений, т.е. объяснение того, как обнародованная информация используется в ходе принятия решений, касающихся проведения денежно-кредитной политики. Иногда транспарентность противопоставляют неопределенности, которая моделируется как «шум» с точки зрения сигналов, получаемых экономическими агентами. Считается, что транспарентность помогает принимать более адекватные решения. Принципы прозрачности, закрепленные в Кодексе: 1. Открытость целей экономической политики (политическая открытость). 2. Раскрытие информации об экономических данных, моделях и прогнозах (экономическая открытость). 3. Информация о стратегии и тактике денежно-кредитной политики, механизме принятия решений (процедурная открытость). 4. Открытость информации о вмешательстве Центрального банка на денежном рынке. В рамках реализации Кодекса добросовестной практики по прозрачности в денежно-кредитных и финансовых политиках Банк России раскрывает данные, форматы распространения, методологический комментарий в соответствии с требованиями Специального Стандарта МВФ на Распространение Данных (ССРД) (SDDS). ССРД (SDDS) служит а качестве руководства для стран, которые имеют или могут искать доступ на международные рынки капитала, в распространении экономической и финансовой информации и данных для широкой публики (март 1996). Страны, подписавшие ССРД (SDDS), берут на себя обязательство соблюдать хорошую практику в области статистики в четырех нижеследующих сферах: - данные: охват, периодичность и своевременность распространения данных; - доступ для общественности: распространение календарей предварительного выпуска и одновременный выпуск данных; - целостность: разглашение информации относительно законов, управляющих компиляцией и выпуском данных; доступ к данным другим правительственным должностным лицам до выпуска данных; отзыв министерства к выпуску данных; политика пересмотра и предварительное уведомление о главных изменениях в методологии составления; - качество: распространение документации по методологии и источникам, распространение подробных и других данных, которые помогают в проведении перепроверки статистических данных, полученных из разных источников. В рамках формата ССРД (SDDS) предписаны 20 категорий информации как методы распространения, охватывающие реальный, фискальный, финансовый и внешний секторы, включая население. Такие данные сообщаются на электронной доске объявлений распространения стандартов (DSBB) МВФ (http://dsbb.imf.org). До настоящего времени 66 стран, представляющих промышленно-развитые страны, зарождающиеся рынки и страны с переходной экономикой, добровольно подписались на ССРД (SDDS). Подписчики должны создать Интернет-сайты, содержащие фактические данные, распространяемые под эгидой SDDS с названием «Национальная Страница Итоговых Данных», которая имеет гиперсвязь с сайтом МВФ. Наряду с ССРД действуют также Общая Система Распространения Данных (GDDS), которая служит руководством для стран в предоставлении общественности всесторонних, своевременных, доступных и надежных экономических, финансовых и социально-демографических данных (декабрь 1997). Контрольные вопросы 1. В чем проявляется взаимосвязь денежно-кредитной политики Банка России и экономической политики Правительства РФ. 2. Порядок, сроки разработки и основные положения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». 3. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики: понятия и цели. 4. Как отражается прозрачность деятельности Центрального банка на эффективность проводимой им денежно-кредитной политики. Глава 6. Методы и инструменты денежно-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|