Диагноз или ярлык
В какой степени полезно ставить диагноз? В каком случае диагноз становится чем-то большим, чем просто навешивание ярлыка, причиняя человеку больше вреда, чем пользы? Вообще говоря, диагноз нужен не только для того, чтобы получить понимание определённого поведения и, главным образом, знать, как с ним обходиться, но также и для того, чтобы усилить своё понимание и качество помощи. Когда диагноз служит только для того, чтобы поместить кого-то «в коробку», а затем дискриминировать, то это контрпродуктивно и не более чем вредный ярлык. Постановка диагноза может привести к тому, что всё поведение, особенно то поведение, с которым трудно обходиться, будет помещено под этот ярлык, и какое-то поведение будет просто обозначаться, как аутичное. Поступая так, мы рискуем причинить кому-то вред. Мы можем видеть, как это происходит, когда используем термин «аутист» вместо «человек с аутизмом (person with autism). В случае наличия ярлыка «аутист», человек подчиняется диагнозу, и поэтому возрастает риск того, что всё его или её поведение классифицируется под термин аутизм. Поэтому неудивительно, что такой термин может превратиться в ругательное слово. Дети, подростки и взрослые с аутизмом очень часто страдают от дискриминации. Вопреки тому, что люди часто думают о них, им стыдно, неловко иметь состояние, которое так сильно отличает их от других, и дети могут чувствовать, как трудно с этим обходиться родителям – и для них это тяжёлое бремя. Если они не показывают этого явно – это не значит, что таких мыслей и переживаний нет. Поэтому, прежде чем мы поставим диагноз, разумно посмотреть, что из этого можно извлечь положительного. Похоже, что за последние годы мы обнаружили ребёнка (посреди аутизма), и значительно возросло количество различных диагнозов (Delfos, 2002a). Мы сознательно выбираем, хотим ли мы иметь детей и в каком количестве, что приводит к концепции чрезмерной опеки (helicopter parenting) и высоких ожиданий от детей. К нашему удивлению, дети в целом оказываются гораздо более умными, чем мы думали вначале, но проблема также в том, что мы часто ожидаем от наших детей большего, и отклонение от среднего уровня может быть оценено более строго, чем это необходимо. Эмансипация и саморазвитие мужчин и женщин, как следствие того, что часто оба партнёра работают, приводят к тому, что взрослые ведут насыщенную жизнь. Это делает их менее терпимыми и может означать, что хуже справляются с любым отклоняющимся и тревожным поведением своих детей. При ближайшем рассмотрении может казаться, что все дети – девианты (с отклоняющимся поведением). Поэтому правильный и сбалансированный диагноз ещё более важен.
Эта книга не предназначена для того, чтобы способствовать постановке диагнозов, то есть решать, в роли родителя или учителя, страдает ли ребёнок каким-либо расстройством. Когда вы видите описываемые расстройства, кажется, что внезапно вы знаете очень многих людей, страдающих таким расстройством, то же самое относится и к болезням. Когда в новостях анонсируют какую-то болезнь, то кажется, что внезапно появляется много людей с этой болезнью. Это происходит потому, что непрофессионалу часто бывает трудно понять, как свойства человека работают и насколько сильным должно быть их наличие, чтобы говорить о наличии какой-то определённой болезни или расстройстве и какие другие свойства определённо должны иметь место или, наоборот, отсутствовать, чтобы действительно была эта болезнь. Чтение данной книги не должно заставлять людей страдать от расстройств, которых у них нет и заставлять кого-то думать, что у их детей аутичное развитие, когда это не так! Такой риск, безусловно, существует, потому что аутистические черты очень распространены, особенно у мужчин. Нам легко может показаться, что мы распознаём эти черты, и подумаем, что у нашего племянника, племянницы или мужа есть аутизм. Навешивание на кого-то ярлыка с расстройством, которого у него или у неё нет, ущербно по сути и не способствует обоюдной коммуникации.
После вышеупомянутого предупреждения мы хотим добавить, что родители хоть часто и являются экспертами в отношении своих детей, их страх и бессилие иногда приводят к неспособности пользоваться этим опытом. Так что здесь пригодится мастерство специалиста, способного подтвердить умелость родителя, внимательно слушать ребёнка и родителя и адекватно коммуницировать (Delfos, 2000; 2014b; 2014c). Затем, специалист может применить всю имеющуюся информацию, чтобы поставить правильный диагноз и обеспечить правильную профессиональную помощь. Специалистам же этой книгой мы надеемся дать что-то дополнительное, за что можно зацепиться, потому что она объединяет в себе описание различных диагнозов и их критерии, а также предлагает рекомендации по профессиональному уходу. Родителям полезно знать, какая информация необходима диагностирующему специалисту для постановки правильного диагноза. Для начала, в главе 2 мы рассмотрим условия, когда проблема поведения в большей степени связана с расстройством, которое в основном определено предрасположенностью или созреванием ребёнка, и что, как предполагается, среда, в которой растёт ребёнок, управляет проблемным поведением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|