Подготовка детей к восприятию музыки
— Учить детей прислушиваться к звучанию погремушки или другого свистящего, шумящего, гремящего, скрипящего, шуршащего и звучащего предмета. Предпринимать действия с этим предметом с помощью взрослого или по образцу, а также самостоятельно. С этой целью учитель подбирает различные предметы, наполняет их соответствующим содержанием, располагает оп- Глава 2. Примерные программы обучения детей... Музыкально-ритмические занятия
ределенным образом и т. п. для того, чтобы дети могли услышать «голос», характерный для предмета: баночки из-под кофе, чая, сока, наполненные горохом, камешками, песком, пуговицами и плотно закрытые; погремушки из нанизанных на ленту или проволоку пластмассовых, деревянных и металлических пуговиц и т. п.; палочки различной величины и разного материала, которыми дети стучат друг о друга; деревянные, металлические, пластмассовые ложки; перевернутые кастрюли, чугунки и т. п., по которым можно ударять палочкой, ложкой. Учитель привлекает внимание детей к звучащему предмету, показывает, как надо действовать им, чтобы был слышен звук, затем дает детям возможность поиграть с этим предметом или с несколькими такими предметами. — Учить детей прислушиваться к звучанию колокольчи Учитель показывает колокольчик, дает детям возможность его рассмотреть, предлагает каждому поиграть. Взрослый звенит колокольчиком и напевает песенку. Затем прячем за ширму и предлагает детям его поискать. Можно использовать два колокольчика — с низким и высоким звучанием и прятать то один, то другой. Желательно использовать различные по звучанию колокольчики, разного размера, из различного материала и т. п.
«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной; «Тихие и громкие звоночки», ел. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова. — Учить детей слушать высокое и низкое звучание игру Учитель подбирает две по-разному звучащие игрушки (мишка и заяц, щенок и котенок и т. д.), показывает их, играя соответствующую музыку, затем прячет. Затем воспроизводит ту или другую музыку, предлагая детям узнать, кто это идет. «Комическая пляска» (отрывок), муз. М. Раухвергера (заяц); «Детская полька», муз. М. Глинки (заяц); «Зайки серые сидят», ел. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского (заяц); «Медвежата», ел. Н. Френкель, муз. М. Красева (медведь); «Мед- ведь», муз. Е. Каменоградского (медведь); «Кошка», ел. Н. Френкель, муз. А. Александровой (котенок) и т. п. — Учить детей слушать колыбельную. Педагог показывает кукол, мягкие игрушки (мишка, котенок, заяц и т. п.), говорит, что они устали и хотят спать, предлагает детям их покачать. «Колыбельная», ел. и муз. И. Филипп, и подобные мелодии. — Учить детей слушать бодрую веселую музыку. Во время исполнения песни педагог может помахивать ленточкой, платочком или ярким султанчиком, а также хлопать в ладоши, затем предложить детям сделать то же самое. «Камаринская», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома»; «Экосез», муз. Ф. Шуберта; «Ой, лопнув обруч» (украинская народная мелодия); «Янка» (белорусская народная мелодия); «Веселые матрешки», ел. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана. — Учить детей слушать колыбельную и марш. ее, говорит детям, что кукла спит. После этого кукла просыпается, здоровается с детьми. Затем предлагается посмотреть, как кукла ходит (исполняется маршевая мелодия). «Баю-баю», муз. Е. Тиличеевой; «Колыбельная», муз. И. Филипп; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана (соч. 68 № 2); «Марш», муз. Е. Тиличеевой.
— Учить детей слушать спокойную мелодию. Учитель показывает куклу, поет песню, укачивает ее. Затем передает ее ребенку, который также ее укачивает под музыкальное сопровождение, это же предлагается сделать кому-то из детей, при необходимостиучитель помогает ученику выполнить соответствующие действия. «Ласковая песенка», муз. В. Волкова; «Первая утрата», муз. Р. Шумана; «Мама», «Старинная французская песенка», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома». — Учить детей слушать веселую плясовую музыку, вызы Педагог предлагает детям хлопать в ладоши, в то время когда кукла будет плясать.
Глава 2, Примерные программы обучения детей... Музыкально-ритмические занятия
«Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова; «Каблучки» (русская народная мелодия), обр. Е. Адлера; «Гопак» (украинская народная мелодия), обр. Н. Метлова; «Полька», муз. Ю. Слонова; «Полька», муз. И. Штрауса. — Учить детей слушать музыку, контрастную, по на Исполнение пьес сопровождается соответствующими действиями. Вначале их выполняет учитель, затем предлагает детям, слушая колыбельную, положить ладони под щеку, под веселую плясовую музыку — похлопать. Вальс «Игрушка», муз. П.И. Чайковского; марш С. Прокофьева; «Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Болезнь куклы» муз. П.И. Чайковского; «Новая кукла» муз. П.И. Чайковского. — Учить детей слушать новую песню, выполнять движе «Ладушки», обр. Г. Фрида; «Пирожки», ел. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка», ел. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «К нам гости пришли», муз. А. Александрова; «Цыплята», ел. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко. — Учить детей различать высокие и низкие звуки. птицы, козы и козленка, курочки и цыпленка и т. п. Используется фортепиано или металлофон. Затем учитель индивидуально опрашивает детей, какая поет птица — большая или маленькая, коза или козленок, курочка или цыпленок. «Качели», муз. Е. Тиличеевой; «Ау», муз. Н. Ветлуги-ной; «Тень-Тень» (русская народная песня); «Белые гуси», ел. М. Клоковой, муз. М. Красевой; «Дождик» (русская народная попевка), обр. Т. Попатенко; «Птенчики», муз. Н. Вет-лугиной; «Эхо», муз. Н. Ветлугиной; «Качели», муз. Н. Ветлу-гиной; «Я шагаю вверх», муз. Н. Ветлугиной; «Чей домик», ел. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой.
— Учить детей передавать хлопками тихое и громкое Педагог показывает детям, как нужно хлопать в ладоши, когда меняется звучание, и предлагает им хлопать в ладоши вместе с ним. «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Хлоп-хлоп-хлоп» (эстонская народная мелодия), обр. А. Роомере; «Мой конек» (чешская народная песня), обр. И. Гойны. — Учить детей слушать и различать звучание дудки и Учитель музыки знакомит детей с новым инструментом — дудкой. Затем им предлагается узнать, на чем он будет играть (за ширмой). — Учить детей слушать знакомую песню, понимать, о ком Учитель предлагает детям узнать, про кого он исполняет песенку. Затем песня инсценируется, дети выполняют знакомые движения и звукоподражания. «Серенькая кошечка», ел. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Кошка», ел. Н. Френкеля, муз. А. Александрова; «Мишка с куклой пляшут полечку», перевод Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Игра с лошадкой», ел. Н. Кукловской, муз. И. Кишко; «Солнышко», ел. и муз. Е. Майкапара; «Дождик», ел. и муз. Е. Макшанцевой; «Росинки», муз. С. Майнапара; «Подснежник» муз. П. Чайковского; «Осенняя песнь» муз. П. Чайковского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|