Развитие графических умений
— Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса). — Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) — во время письма, стоя (лежа) — при выполнении других заданий. — Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). — Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении в связи с выполнением различных заданий.
— Рисование вертикальных линий разной длины. — Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»; «Нарисуй линии в правой части листа»; «Нарисуй линии длиннее»и др.). — Рисование комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке». — Рисование вертикальных линий от начальной точки. — Рисование горизонтальных линий (последовательность см. выше). — Рисование горизонтальных линий по начальной точке:
• разной длины («Покати мяч по дорожке. Какой мяч укатится дальше других?»); • одинаковой длины («Расческа»); • длиннее или короче образца.
— Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»). — Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). — Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»). — Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ежик»). — Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка») — Дорисовывание предметов знакомыми линиями.
— Рисование предмета из прямых линий по совместному замыслу с педагогом; по собственному замыслу, с индивидуальной помощью педагога.
— Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания: по образцу, по инструкции, по памяти. — Использование разнообразных материалов для графических действий: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры. Глава 2. Примерные программы обучения детей... ______________ Основной этап Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителеи-дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие: — Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений; — расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации. Первая ступень — Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах (для йотированных гласных — называние первой буквы, без звукового анализа): А, У, М, О, X, С, Н, Ы, Л, В, Ш; И, П, Т, К, 3, Р, й, Ж, Б, Г, Д, Ь; Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ1. — Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графических сходных букв.
1 Порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектоло-гом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Родная речь — Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, использование их для решения задач учебного и практического характера. — «Печатание»изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов. — Запись своего имени, фамилии. Вторая ступень — Образование и чтение закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос). — Образование и чтение закрытых и открытых двухбук-венных слогов; чтение слоговых таблиц. — Образование и чтение слогов с мягкими согласными. Чтение слоговых таблиц. — Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов. — Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы. — Чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно. — Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку). — «Печатание»слов из изученных слоговых структур или букв1: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами. — Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля. — Знакомство с рукописным вариантом букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Списывание и 1 Для письма под диктовку следует выбирать слова, написание которых не расходится произношением, или изученные глобально на 1 ступени. Глава 2. Примерные программы обучения детей... Музыкально-ритмические занятия
письмо под диктовку рукописным шрифтом изученных слов. — Запись своего имени, фамилии, адреса.
Третья ступень — Чтение наиболее употребимых слов с буквами Ь и Ъ. — Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц. — Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов. — Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой. — Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку). — Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении. — Списывание предложений после чтения и анализа содержания. — Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|