Пропедевтический этап (нулевой класс)
В течение всего пропедевтического периода обучения, который осуществляется в нулевом классе, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся на дочисловом уровне. Эти занятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность. Эти уроки-занятия направлены на: — выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся; — определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения; — формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений; — развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам; — формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого); — развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств); — формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений; — привлечение внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов. Содержание Количественные представления Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов). Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало).
Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч — много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей). Выполнение различных действий: один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию. Выделение на основе тактильного обследования одного — много предметов по типу игры: «Чудесный мешочек». Представления о форме Выделение формы (шар). Дифференциация шара от любого многоугольника. Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку (шары, мячи, клубки и т. п.). Представления о величине Выделение больших-маленьких предметов (большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб) в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности. Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (пройти через большие ворота; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прицепки к большому-маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины, вложить большие втулки в большие пазы, а маленький втулки — в маленькие пазы и т. п.).
Глава 2. Примерные программы обучения детей... Примерная программа по математике
При формировании представлений о величине педагог обязательно предлагает детям как минимум два предмета с целью дать им об относительности величины на наглядном уровне. Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений. Представления о пространстве Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.). Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера; по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т. п.). Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции. В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями. В ременные представления Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе. Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п. Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции. Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
— осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу); — понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними; — выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого; — осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции; — перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; — показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.); — перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; — узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима). Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей... Примерная программа по математике
Первый год обучения В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на: — уточнение уровня сформированности элементарных ма — определение потенциальных возможностей развития эле — формирование у детей положительного эмоционально
— развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам; — формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого); — развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств); — формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений. Содержание Кол ич ес твенны е п редс тавл ен ия Объединение предметов в различные множества (на до-числовом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов. Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое. Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества. Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (педагог учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая детей к последовательному пересчету количества предметов). Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет (один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем). Выделение одного-множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Узнавание и выделение цифры 1. Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей. Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки (мягкая игровая проволока с ворсолановым покрытием и др.). Представление о форме Игры с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п.). Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции. Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты). Соотнесение плоскостных и объемных фигур (игры «Где, чей домик?», «Коробка форм» и т. п.). Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «досок Сегена», «вкладышей Монтессори» и т. п.).
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ их. Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно со взрослым или с некоторой помощью взрослого). Представления о величине Определение величины большой-маленький, пользуясь приемами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной величины. Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений. Представления о пространстве Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.). Показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера, по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кот, собака, медведь и т. п.). Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
Педагог обращает внимание а обучение детей сопровождать речью или жестовыми указаниями свои действия. Временные представления Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастных времен года: лето и зиму. Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п. Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции. Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений: — осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу); — понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними; — выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции; — понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесении предметов по величине; — выделять один предмет из множества и собирать мно — узнавать цифру 1 и соотносить ее с количеством паль — писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, са — осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, — производить объединение фигур в группы по форме — соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений; — перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; — показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.); — перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; — узнавать и называть на основе наиболее характерных Второй год обучения В начале учебного года учитель проводит повторение того, что было изучено в предыдущие годы обучения. В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентации на единый сюжет. Кроме этого, занятия по развитию
Примерная программа по матем атике элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на: — уточнение уровня сформированности у учащихся элементарных математических представлений, изученных на первом году обучения (на пропедевтическом этапе обучения); — определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения; — формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений; — развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам с математическим содержанием; — закрепление умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с функциональным их назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, которые дает взрослый, по словесной инструкции педагога); — развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу занятия по развитию элементарных математических представлений; — развитие и закрепление у детей элементарных социально-бытовых навыков, в которых используются элементарные математические представления. Содержание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|