Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА ПРАКТИКУМ Екатеринбург, 2009/10 Практикум подготовлен Уральским гуманитарным институтом
Составитель: к.с-х.н., ст. преподаватель, Кириллова В.В. Ответственный редактор: к.х.н., доцент, Ильвес Г.Н.
При составлении данного Практикума были использованы следующие материалы: · Практикум по экономике, организации и нормированию труда: Учеб. Пособие /Под. ред. проф. П.Э. Шлендера.- М.: Вузовский учебник, 2008 · Федорова А.Э. Экономика и социология труда/ Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ и аудит», Екатеринбург, УрГИ, 2005.
Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА_____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА___________________ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ________________ Тема. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство Тема. Рынок труда и занятость населения Тема. Основы теории производительности и эффективности труда Тема. Организация трудовых процессов Тема. Нормирование труда Тема. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения Тема. Социально-трудовые отношения Тема. Уровень жизни и социальное развитие
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Экономика и социология труда» регионального компонента (дисциплины по выбору) цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по подготовки специальностям 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит» и 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является элементом учебного плана перечисленных специальностей. Цель практикума – способствовать формированию профессиональной управленческой компетентности студентов, умений обосновывать и применять на практике методы организации, нормирования, оценки эффективности труда.
В результате работы с практикумом студенты должны приобрести следующие компетенции: · анализировать и оценивать важнейшие трудовые показатели (производительность труда, заработную плату, численность персонала и др.); · знать и применять принципы и правила организации, нормирования, прогнозирования, оценки и оплаты труда; · применять методы и приемы оценки социально-экономической эффективности организации труда; · разрешать проблемные и конфликтные ситуации в социально-трудовой сфере на основе знаний трудового законодательства РФ. Курс «Экономика и социология труда» включает практические занятия по следующим темам: Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство, Рынок труда и занятость населения, Производительность и эффективность труда, Организация трудовых процессов, Методы изучения затрат рабочего времени, Самофотография рабочего времени, Нормирование труда, Формирование и расходование заработной платы, Социально-трудовые отношения, Оценка уровня жизни населения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ Очная форма
Очно-заочная форма
Заочная форма
Заочная форма (сфз)
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Очная форма
Очно-заочная форма
Заочная форма
Заочная форма (сфз)
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ Очно-заочная форма
Заочная форма
Заочная форма (сфз)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Тема: НАСЕЛЕНИЕ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО
Практическая работа № 1 Тема: Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство Цель практической работы: научить студентов анализировать динамику численности населения и трудовых ресурсов в составе населения Ожидаемый результат: навык определения численности трудовых ресурсов в составе населения, а так же расчета показателей их прироста Практические задания: Задание 1. Заполните таблицу 1 соответствующими данными и проанализируйте динамику изменений по всем показателям до настоящего времени. Анализ проиллюстрируйте графиками и диаграммами. Таблица 1 Характеристика населения РФ в динамике
1) Охарактеризуйте динамику воспроизводства населения РФ за исследуемый период. 2) Оцените влияние демографических процессов в РФ на развитие экономики страны.
Задание 2. Термины «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» отражают функциональный, технократический подход к работнику и соответствуют концепции «экономического человека», а термин «человеческие ресурсы» является выражением личностного подхода и соответствует концепции «человека социального». В экономике развитых стран давно уже перешли от управления трудовыми ресурсами к управлению человеческими ресурсами. 1) Чем «человеческие ресурсы» отличаются от «трудовых»? 2) Какова суть понятия «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал»? Задачи: Задача 1. Численность населения в трудоспособном возрасте в области на начало года составила 1 млн. человек, из них неработающих инвалидов - 5 тыс. человек. Работающие пенсионеры и подростки составляли 45 тыс. человек. В течение пятилетнего срока в составе населения произошли следующие изменения: - вступило в рабочий возраст 250 тыс. человек, - прибыло из других областей 90 тыс. человек, - вовлечено для работы 20 тыс. пенсионеров, - перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200 тыс. человек трудоспособного возраста, - 15 тыс. пенсионеров перестали работать, - выбыло в другие регионы 75 тыс. человек трудоспособного возраста. Определить: 1) численность трудовых ресурсов на начало и конец периода, а также в среднегодовом исчислении; 2) общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов и соответствующие коэффициенты движения трудовых ресурсов.
Задача 2. Рассчитать величину трудовых ресурсов района, если его население в трудоспособном возрасте составляет 100 тыс. чел.; количество неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и пенсионеры по старости, получающие пенсии на льготных условиях, – 3 тыс. чел.; работающие пенсионеры и подростки – 15 тыс. чел.; маятниковая миграция равна 5 тыс. человек.
Задача 3. В городе численность населения составляет 180 тыс. чел., коэффициент естественного прироста в базовом периоде – 2,0%, а доля трудовых ресурсов – 58%. Определить перспективную численность населения и трудовых ресурсов на начало следующего года при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города и рассчитать коэффициент естественного прироста трудовых ресурсов.
Задача 4. По балансу трудовых ресурсов области население в трудоспособном возрасте составляет 3618 тыс. чел., работающих лиц старших возрастов – 180 тыс. чел., работающих подростков – 12 тыс. чел. Ожидаемое выбытие из числа работающих (по разным причинам) – 210 тыс. чел., пополнение за счет демобилизованных и уволенных из ВС и ранее незанятого населения – 156 тыс. человек. Объем продукции в области возрастет по плану на 2,1% при росте производительности труда – на 2,5%. Определить численность трудовых ресурсов на плановый год и избыток (или недостаток) трудовых ресурсов.
Задача 5. На начало года 44 % населения находится за пределами рабочего возраста, из них 14% (или 30 тыс. чел.) приходится на ту часть населения, которая занята в народном хозяйстве, но уже вышла из рабочего возраста. Определить общую численность населения и численность населения в рабочем возрасте.
Задача 6. Определить контингент учащихся в регионе на конец года, если на начало года учащихся в регионе было 100 тыс. человек, планируется принять в учебные заведения 30 тыс. человек, плановый выпуск – 22 тыс. человек за год. Число учащихся, выбывающих в течение года, составляет 2% от количества учащихся на начало года.
Задача 7. Определить среднесписочное число учеников, если на 3-х месячных курсах обучалось 15 человек, на 6-ти месячных – 45 человек, на 4-х месячных – 60 человек.
Задача 8. Списочное число работающих на предприятии на начало года составило 6700 человек. Принято на работу в течение года 400 человек, уволено с работы: - в связи с переходом на учебу, призывом в армию и уходом на пенсию - 180 человек, - по собственному желанию – 98 человек, - в связи с нарушением трудовой дисциплины – 15 человек. Определить: 1) среднесписочную численность работающих; 2) абсолютные показатели по приему и выбытию; 3) коэффициенты оборота и текучести кадров; 4) экономию времени и дополнительный выпуск продукции, которые можно получить в результате полного устранения излишнего оборота рабочей силы по увольнению, если плановая выработка на одного рабочего 5 тыс. рублей в день, а потери времени для предприятия в связи с текучестью составляют 5 дней на одного уволившегося.
Методические указания к решению задач: Схему расчета численности трудовых ресурсов можно представить в следующем виде:
Чтр.рес. = Чнас.тр.возр. – Чн/р пен.льгот – Чн/р инв. + Чраб.подр. + Чраб.пенс.,
где Чтр.рес – численность трудовых ресурсов, тыс. чел.; Чнас.тр.возр. – численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел.; Чн/р пен.льгот – численность неработающих мужчин и женщин, получающих пенсию на льготных условиях, тыс. чел.; Чн/р инв. – численность неработающих инвалидов войны и труда I и II групп, тыс. чел.; Чраб.подр. – численность фактически работающих подростков до 16 лет, тыс. чел.; Чраб.пенс. – численность фактически работающих пенсионеров, тыс. чел. Среднесписочная численность работников предприятия рассчитывается по формуле: где Vпл – годовой объем производства планируемого периода, руб.; Вб – годовая выработка одного рабочего в базисном периоде, руб.
Коэффициент оборота по приему характеризует отношение числа принятых работников к среднесписочной численности работающих или рабочих: и Коэффициент оборота по увольнению характеризует отношение числа уволившихся к среднесписочной численности работающих или рабочих: и Коэффициент общего оборота характеризует отношение числа поступивших и выбывших к общей среднесписочной численности работающих или рабочих: и Сопоставление этих коэффициентов в отчетном и базовом периодах позволяет изучить оборот рабочей силы.
Тема: РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Практическая работа № 1 Тема: Рынок труда и занятость населения Цель практической работы: научить студентов анализировать состояние рынка труда и связанные с ним экономические явления – занятость, безработицу и трудовую мобильность Ожидаемый результат: навык расчета показателей занятости и безработицы, а так же определения их видов Практические задания Задание 1. Заполните таблицу 2 соответствующими данными и проанализируйте динамику изменений по всем показателям до настоящего времени. Анализ проиллюстрируйте графиками и диаграммами. Таблица 2 Показатели занятости и безработицы в Российской Федерации
1) Охарактеризуйте динамику показателей занятости и безработицы в РФ за исследуемый период. 2) Оцените влияние показателей занятости и безработицы в РФ на развитие различных отраслей экономики страны.
Задание 2. Мобильность рабочей силы – способность работников менять место, район и даже страну, где они трудятся, в поисках более выгодных условий продажи своих знаний, навыков и способностей. Американские работники, например, за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном рабочем месте составляет в США 3,6 года. Такая мобильность очень сильно влияет на состояние рынка труда. 1) Как можно оценить мобильность российских работников? 2) Назовите факторы, оказывающие положительное и негативное влияние на мобильность трудовых ресурсов в РФ.
Задание 3. Научно-технический прогресс рождает новые товары, технологии и отрасли. Так, появление в России большого числа персональных компьютеров привело к отказу от использования распространенных ранее крупных ЭВМ, для обслуживания которых требовалось большое количество программистов. Их труд пользовался большим спросом, но пришло новое поколение программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника-программиста, и специалисты старой школы оказались ненужными. 1) О какой разновидности безработицы идет речь? 2) Какие изменения в структуре спроса на рынке труда произойдут, по Вашим оценкам, в ближайшее будущее и чем они обусловлены? 3) Означает ли полная занятость отсутствие безработицы?
Задачи: Задача 1. Определить коэффициент использования трудовых ресурсов в крае, если численность населения составляет 20 млн. чел., в том числе трудоспособное население – 12,1 млн. чел., в общественном хозяйстве занято 8 млн. человек. Определить также нагрузку на одного занятого работника.
Задача 2. Численность населения области на 1 января составляет 3460 тыс. человек; численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 1585,8 тыс. человек; численность работающих пенсионеров и подростков – 144,2 тыс. человек; численность временно не работающих в трудоспособном возрасте – 48,4 тыс. человек; численность иждивенцев отдельных лиц – 1153,3 тыс. человек. Определить: 1) численность экономически активного и занятого населения; 2) нагрузку на одного экономически активного работника и на одного занятого; 3) семейную нагрузку на одного экономически активного работника и на одного занятого.
Задача 3. Численность экономически активного населения района составляет 168 тыс. чел., численность занятого населения – 151 тыс. чел. Определить общий уровень безработицы в районе и уровень регистрируемой безработицы, если известно, что 24% незанятого населения зарегистрированы в службе занятости и имеют статус безработных. Методические указания к решению задач: Коэффициент использования трудовых ресурсов рассчитывается по формуле: К исп.тр.рес. = , где Чзан. – численность занятых, чел.; Чтр.рес. – численность трудовых ресурсов, чел.
В российской практике уровень безработицы (Убезр) рассчитывается как отношение численности граждан, официально признанных безработными (Чбезр.оф.) к численности экономически активного населения (Чэк.ак.), т.е.
Убезр = · 100%
В мировой практике уровень безработицы (Убезр.общ.) рассчитывается как отношение общей численности безработицы (Чбезр.общ.) к численности экономически активного населения, т.е.
Убезр.общ. = · 100%
Тема: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА
Практическая работа № 1 Тема: Производительность и эффективность труда Цель практической работы: научить студентов анализировать динамику производительности труда Ожидаемый результат: навык расчета показателей производительности труда и трудоемкости, оценки их динамики и факторов, определяющих уровень производительности труда
Практические задания Задачи: Задача 1. Бригада лесорубов в составе четырех человек за 23 рабочих дня отчетного периода заготовила 966 м3 древесины. А в базисном периоде бригада в составе 5 человек за 25 рабочих дней заготовила 1250 м3 древесины. Определить индекс и процент роста производительности труда.
Задача 2. Норма времени на обработку детали составляет 10 минут. Рабочее время составляет 480 мин. в смену. Расход тепловой энергии за смену – 2800 ккал. Определить производительность труда, производительную силу труда и интенсивность труда.
Задача 3. Определить рост производительности труда в условно натуральных измерителях, при неизвестной численности, используя данные таблицы 3.
Таблица 3 Затраты труда по видам изделий
Задача 4. Определить индекс производительности труда стоимостным методом по данным таблицы 4: Таблица 4 Выработка и производительность труда по видам изделий
|