Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деловая игра: «Производство книг»




Экономическая модель: Под производительностью понимается количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов. Производительность является одним из наиболее важных показателей, иллюстрирующих соотношение произведенных затрат и полученных результатов. Рост производительности может достигаться различными методами, среди которых в первую очередь выделяют: 1) специализацию и разделение труда; 2) внедрение новых технологий; 3) вложения в человеческий капитал.

Понятия разделения труда и специализации тесно связаны между собой. Разделение производственного процесса на операции, на выполнении которых специализируется отдельный работник, цех, фирма и т.д., позволяет производить товар наиболее рационально, с наименьшими затратами.

Другим важным фактором является усовершенствование машин и оборудования, внедрение новых технологий. Использование техники, новых материалов и технологий расширяет физические возможности человека, многократно увеличивая производительность. В то же время покупка нового оборудования требует дополнительных вложений.

На производительность влияет также и качество трудовых ресурсов. От уровня образования, профессиональной подготовки, наконец, от состояния здоровья работника зависит эффективность выполнения им своих производственных задач. Поэтому вложение ресурсов в человеческий капитал (образование, повышение квалификации, медицинское обслуживание работников) является важным фактором повышения производительности.

Содержание игры. 1. Группа студентов делится на подгруппы 4-5 человек. Каждая из групп представляет собой издательскую компанию и должна выбрать название фирмы.

2. Цель созданных издательств – изготовление максимального количества книжек. При этом по окончании каждого периода игры (продолжительностью 3 минуты) учитывается только готовая качественная продукция, оставшиеся полуфабрикаты и брак изымаются.

3. Технология изготовления книжки: сложив лист бумаги пополам, разорвать его по сгибу, сложив еще раз, вновь разорвать. Сложив в третий раз получившиеся 8 листков, получаем 16-страничную книжку. Далее необходимо пронумеровать все четные внутренние страницы (со второй по четырнадцатую), на обложке написать название издательства.

4. Перед началом игры подготовить таблицу для фиксации результатов (см. табл. 11).

Таблица 11

Таблица для определения производительности труда по этапам игры

Показатели Образец 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
ед. руб. ед. руб. ед. руб. ед. руб. ед. руб. ед. руб.
1. Количество книжек                        
2. Стоимость материалов (25 руб. за книжку)                        
3. Количество работающих                        
4. Заработная плата (100 руб. на каждого работающего)                        
5. 200 руб. ренты за рабочее место (стол)                        
6. Капиталовложения (50 руб. за ручку)                        
7. Общая стоимость производства (сложить правые колонки)                        
8. Стоимость производства одной книжки (п.7: п.1)                        
9. Суммарные затраты времени (3 мин · Чраб.) 12 мин.                    
10. Выход готовой продукции в минуту (п.1: п.9) 0,33 ед./мин.                    

5. Каждый этап игры начинается по команде ведущего и длится 3 минуты. На первом этапе каждый член группы производит книжки самостоятельно от начала до конца, специализация отсутствует. При этом на каждую группу приходится только один инструмент (ручка). По истечении 3-х минут производство прекращается. После проверки качества изготовленных книг, подсчета результатов и занесения их в таблицу, вся произведенная продукция и полуфабрикаты собираются.

6. На втором этапе каждая группа самостоятельно организует производственный процесс (делят на операции, распределяют функции). Количество инструментов (ручек) при этом не меняется. По истечении 3-х минут действия повторяются.

7. На третьем этапе издательства получают возможность иметь столько инструментов, сколько они сочтут необходимым для более эффективной организации производства.

8. На четвертом этапе необходимо сократить численность работающих. Принимается решение о количестве инструментов.

9. На пятом этапе предлагается ввести частичную занятость работников посредством сокращения рабочего времени для части работников до полутора минут.

10. Обработка результатов книжного производства сводится к заполнению итоговых строк рабочей таблицы. Итоговые значения производительности труда и себестоимости производства единицы изделия отражаются на графиках, где по оси абсцисс указывается значение показателя, а по оси ординат – этапы игры.

11. Для определения эффекта от разделения и специализации труда необходимо сравнить результаты каждого этапа и сделать выводы, ответив на следующие вопросы:

1) Каковы достоинства и недостатки разделения труда и узкой специализации?

2) Как повлиял рост капиталовложений на производительность труда?

3) Какой эффект дало сокращение работников на четвертом этапе и сокращение рабочего времени части работников на пятом этапе и почему?

 

 

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

 

 

Практическая работа № 1

Тема: Организация трудовых процессов

Цель практической работы: Научить студентов анализировать и организовывать трудовые процессы

Ожидаемый результат: навык организации трудового процесса и его обоснования на основе необходимых расчетов

 

Практические задания

 

Задание 1. Рациональная организация рабочего места

 

Проведите анализ организации своего рабочего места как специалиста (для студентов-заочников) и/или как студента по следующим параметрам:

- план-схема рабочего помещения с указанием месторасположения исследуемого рабочего места (вид сверху);

- рациональность планировки рабочего помещения и рабочего места;

- оснащенность рабочего места оргтехникой и др. необходимым для работы инструментарием;

- комфортность условий работы на рабочем месте, включая освещенность, микроклимат, уровень шума, цветовое оформление, озеленение и т.п.;

- выводы и рекомендации по совершенствованию организации рабочего места.

Результаты анализа оформляются в форме отчета, который должен содержать иллюстрации: графики, схемы, рисунки, фотографии и др.

Задачи:

Задача 1. В бригаде, обслуживающей токарные автоматы, время непосредственной занятости работой составило у оператора – 53,3%, у наладчика – 43%. В бригаде слесарей-ремонтников в том же цехе в составе 4-х человек – 42%. Кроме того, у электромонтера загруженность выразилась в 20%, а у моториста – 70% рабочего времени.

Дайте свое заключение о рациональности существующих форм разделения и кооперации труда и Ваши рекомендации.

 

Задача 2. Определить целесообразность выделения работы по получению и сдаче инструмента на участке, где работает 40 станочников, если каждый станочник тратит за 8-ми часовую смену на получение и сдачу инструмента 20 минут, а оперативное время составляет в среднем 395 минут в смену.

 

Задача 3. Многостаночник обслуживает станки с нормой оперативного времени 30 минут, в том числе вспомогательное время - 10 минут, на переход от станка к станку требуется 0,5 минут.

Определить количество обслуживаемых станков и коэффициент занятости рабочего.

 

Задача 4. Выполнение операции «Ручная наколка рейки ВС-0,25» характеризуется данными табл. 12.

Таблица 12

Данные хронометража операции «Ручная наколка рейки ВС-0,25»

Элементы, переходы, операции Фактическое время выполнения работы, сек.
1-й работницей 2-й работницей 3-й работницей
Взять рейку 0,0815 0,0740 0,0820
Просмотреть заготовки 0,1000 0,1000 0,1000
Наколоть вручную 1,4300 1,4530 1,4900
Заполнить этикетку 0,1470 0,1200 0,1380
Отложить в сторону 0,0392 0,0392 0,0420
Итого: 1,7977 1,7860 1,8530

 

Разряд работы – второй. Действующая норма времени – 0,623 часа на 1000 деталей.

Запроектируйте трудовой процесс на основе передовых методов труда (используя метод Ковалева) и подсчитайте прирост производительности труда от реализации мероприятия.

 

Задача 5. Определите явочную численность бригады слесарей-сборщиков, если на сборку одного станка по нормам установленного 18 нормо-часов по II-разряду, 28 нормо-часов по III-разряду, 54,12 нормо-часа по IV-разряду. Планируется выполнение нормы на 110%. Установлена норма – собрать 3 станка за смену. Продолжительность рабочей смены – 8,2 часа.

 

Задача 6. Определить коэффициент уровня организации труда по показателю использования потенциального совокупного фонда рабочего времени (методика ВЗФЭИ), если известны следующие показатели:

1. Списочная численность промышленно-производственного персонала 1000 чел., использованное рабочее время – 1726100 чел./час.

2. Праздничные дни – 8000 дн., выходные 10400 дн., очередные отпуска – 16000 дн., учебные отпуска – 1500 дн., отпуска в связи с беременностью и родами – 900 дн., дополнительные отпуска подросткам – 350 дн., свободные дни у студентов последнего курса – 830 дн., выполнение государственных и общественных обязанностей – 100 дн.

3. Сокращенный рабочий день – 9624 час, неполный рабочий день у домохозяек и пенсионеров, а также матерей – 13386.

 

Задача 7. Рабочие места служащих оснащены письменными столами и стульями старой конструкции, а также недостаточным набором средств малой оргтехники. Мероприятием по НОТ предусмотрено оснащение 20 рабочих мест столами специальной конструкции и большей емкости, удобными креслами с подвижными по высоте спинками, сидениями и подлокотниками и необходимыми средствами оргтехники, в результате сокращаются затраты времени на поиск необходимой информации и на обслуживание рабочих мест.

Определите экономию рабочего времени, годовой экономический эффект и срок окупаемости единовременных затрат, используя данные таблицы 13.

Таблица 13

Показатели для расчета экономии рабочего времени, годового

экономического эффекта и срока окупаемости единовременных затрат

 

Наименование Ед.измерения Кол-во
Затраты на внедрение мероприятия тыс.руб.  
Затраты времени: на поиск необходимой информации (в течение года) до внедрения мероприятий после внедрения мероприятий час  
на обслуживание рабочих мест до внедрения мероприятий после внедрения мероприятий час 5,5 4,1
Количество рабочих дней в году дней  
Среднечасовая зарплата работников управленческого аппарата руб. 21,5
Отчисления от ФОТ % 35,4
Амортизационные отчисления %  
Затраты на текущий ремонт тыс.р.  

 

В задаче следует учитывать увеличение амортизационных отчислений на величину, равную 7 % от суммы затрат на внедрение мероприятия.

 

 

Методические указания к решению задач

Явочная численность работников определяется путем деления трудоемкости с учетом планового выполнения норм на продолжительность рабочего дня.

Целесообразность выделения работы определяется по доли оперативной работы до и после выделения работы, если доля оперативного времени увеличивается, то выделение целесообразно.

Количество станков (А), обслуживаемых многостаночником, определяется по формуле:

А = + 1,

где Т маш. – время машинной работы любого из обслуживаемых станков, мин;

Т ручн. – время занятости многостаночника (время ручного обслуживания станка и время на переход от станка к станку), мин.

 

По методу Ковалева выбирают по каждому элементу операции наименьшее время выполнения и обучают других работников передовым приемам.

 

Снижение трудоемкости определяют:

ΔТе =

Прирост производительности труда от внедрения передовых методов определяется по формуле:

где – прирост производительности труда. %;

– снижение трудоемкости, %.

Календарный фонд рабочего времени (Фк) находится:

где Ч – списочная численность промышленно-производственного персонала, чел;

Д – количестве календарных дней в плановом периоде;

П – продолжительность рабочего дня, час.

 

Совокупный потенциальный фонд рабочего времени (Фп) определяется по формуле:

где НП – нерезервообразуюшие целосменные неявки и потери, дней;

НПС – нерезервообразуюшие внутрисменные неявки и потери, час.

 

Общий коэффициент уровня организации труда (Уо) рассчитывается по формуле:

где Фи – использованное рабочее время за сопоставимый период.

Тема: НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

 

Практическая работа № 1

Тема: Методы изучения затрат рабочего времени

Цель практической работы: Научить студентов анализировать эффективность использования рабочего времени с помощью наблюдений

Ожидаемый результат: навык применения методов хронометража и фотографии рабочего дня в целях изучения затрат рабочего времени, а так же повышения эффективности его использования

 

Практические задания

Задачи

Задача 1. На основании записи текущего времени в хронокарте (табл. 14) по 5 наблюдениям, проведенным непрерывно, определить продолжительность выполнения всех элементов операции и среднее оперативное время на эту операцию (текущее время в минутах-секундах).

Таблица 14

Данные хронометража

 

Элементы операции          
1. Установка детали 0 - 42 7 - 48 14 - 48 23 - 12 31 - 42
2. Пуск станка 0 - 54 8 - 06 15 - 12 23 - 30 32 - 24
3.Подведение режущего инструмента 1 - 24 8 - 30 15 - 36 24 - 00 32 - 48
4. Обработка детали 4 - 54 12 - 36 19 - 24 27 - 36 37 - 12
5. Остановка станка 5 - 24 13 - 12 19 - 48 28 - 06 37 - 54
6. Снятие детали 6 - 36 13 - 54 20 - 42 28 - 54 38 - 36
7. Посторонние разговоры       30 - 54  

 

Используя данные табл. 14, определить коэффициенты устойчивости хронорядов, при необходимости исключить экстремальные значения.

Куст. нормативный = 3,0.

 

Задача 2. На основании записей затрат рабочего времени, полученных в результате проведения индивидуальной фотографии составить фактический баланс рабочего времени, определить коэффициент полезного использования рабочего времени, коэффициент потерь рабочего времени, используя данные табл. 15.

Таблица 15

Данные фотографии рабочего дня

Затраты рабочего времени Текущее время час - мин Продолжительность мин Обозначения
Начало рабочего дня: 1. Пришел на работу 8 - 00 8 - 07    
2. Получение задания от мастера 8 - 11    
3. Получение инструментов и приспособлений 8 - 20    
4. Выполнение производственного задания 11 - 45    
5. Уборка стружки 12 - 00    
6. Обед 13 - 00    
7. Выполнение производственного задания 14 -15    
8. Простой из-за несвоевременной доставки материалов и заготовок   14 - 20    
9. Выполнение производственного задания 15 - 00    
10.Отдых и личные надобности (норма – 15 минут) 15 - 25    
11.Выполнение производственного задания 16 - 35    
12.Уборка стружки 16 - 44    
13.Сдача изделий и инструментов 16 - 50    
14.Преждевременный уход с работы 16 - 55    
Конец рабочего дня 17 - 00    
Итого: 8 - 00    

 

Задача 3. Составить нормативный баланс рабочего времени, определить коэффициенты использования рабочего времени и возможный рост производительности труда, используя данные табл. 16, если норматив ПЗ – 25 мин., ОТЛ – 20 мин.

 

Таблица 16

Фактический баланс рабочего времени

 

Индекс затрат Факт, мин. БРВ, %
ПЗ    
ОП    
ОБС    
ОТЛ    
ПНТ    
ПНД    
Итого:    

 

Методические указания

Коэффициент устойчивости хронорядов рассчитывается по формуле:


 

где Хмах – максимальная продолжительность элемента операции;

Хмин – минимальная продолжительность элемента операции.

 

Таблица 17

Нормативные коэффициенты устойчивости хронометражных рядов

 

Тип производства Продолжительность элемента операции, сек Нормативный коэффициент устойчивости
Работа машин. и автомат. Работа машинно-ручная Ручная работа
Массовое до 6 6-18 более 18 1,2 1,1 1,1 1,5 1,3 1,2 2,0 1,7 1,5
Крупносерийное до 6 6-18 более 18 1,2 1,1 1,1 1,8 1,5 1,3 2,3 2,0 1,7
Серийное до 6 6 и более 1,2 1,1 2,0 1,7 2,5 2,3
Мелкосерийное и единичное   любая   1,3   2,0   3,0

Обозначения затрат рабочего времени, применяемые при обработке данных фотографии:

ПЗ – подготовительно-заключительное время

ОП – оперативное время

ОБС – обслуживание рабочего места

ОТЛ – отдых и личные надобности

ПНД – потери из-за нарушения трудовой дисциплины

ПОТ – потери по организационно-техническим причинам.

Коэффициент использования рабочего времени рассчитывается по формуле:

 

Коэффициент потерь рабочего времени рассчитывается по формуле:

 

Анализ полученных данных заканчивается разработкой рекомендаций и мероприятий, позволяющих исключить выявленные потери рабочего времени.

 

Практическая работа № 2

Тема: Самофотография рабочего времени

Цель практической работы: Научить студентов анализировать затраты рабочего времени методом самофотографии

Ожидаемый результат: навык анализа затрат рабочего времени методом самофотографии и разработки рекомендаций по устранению выявленных потерь и нерациональных затрат рабочего времени

Методические указания

Самофотография использования рабочего времени как метод наблюдения заключается в фиксации всех видов затрат рабочего времени в наблюдательном листе (форма 1).

Форма 1

Наблюдательный лист самофотографии рабочего времени

Наименование затрат времени Текущее время Продолжительность, мин. Индекс
       

 

В качестве примера можно провести самофотографию для оценки эффективности использования времени, отведенного на выполнение практического занятия №3.

Для этого первым пунктом фиксируется время начала практического занятия. По окончании занятия производится обработка данных, которая начинается с индексирования выявленных затрат рабочего времени по следующей схеме:

ПЗ – подготовительно-заключительное время

ОП – оперативное время

ОБС – обслуживание рабочего места

ОТЛ – отдых и личные надобности

ПНД – потери из-за нарушения трудовой дисциплины

ПОТ – потери по организационно-техническим причинам.

После этого составить сводку одноименных затрат времени (форма 2).

Форма 2

Сводка одноименных затрат рабочего времени

Индекс Наименование затрат времени Продолжительность, мин. Средняя продолжительность, мин.
       

 

После анализа результатов наблюдения составляются фактический и проектируемый балансы рабочего времени (форма 3).

 

Форма 3

Фактический и проектируемый балансы рабочего времени

Индекс Наименование затрат Фактические затраты Нормативные затраты Затраты, подлежащие сокращению, мин
мин в % к итогу мин в % к итогу
             

 

Далее определяются коэффициент использования рабочего времени (Кисп) и проценты повышения производительности труда за счет устранения выявленных потерь.

Кисп = ,

где Тнабл. – общее время наблюдения, мин;

П – потери и нерациональные затраты рабочего времени.

Проценты повышения производительности труда определяются следующим образом:

ПТ1 =

 

ПТ2 =

 

Общий рост производительности труда рассчитывается по формуле:

ΔПТ = ,

где Тн – нормативные затраты рабочего времени, мин;

Тф – фактические затраты рабочего времени, мин.

Анализ полученных данных заканчивается разработкой рекомендаций и мероприятий, позволяющих исключить выявленные потери рабочего времени.

Практическая работа № 3

Тема: Нормирование труда

Цель практической работы: Научить студентов устанавливать основные нормы труда

Ожидаемый результат: Навык расчета различных норм труда и оценки их напряженности и выполнения

Задача 4. Норма выработки на смену установлена 32 изделия. Фактически за месяц выпущено 817 штук. Отработано 22 смены. Определить процент выполнения норм выработки.

 

Задача 5. Рассчитать число производственных бригад, которые должен обслужить один распределитель работ, если среднее время на обслуживание первой бригады составляет 45 мин, время на переходы по цеху и оформление документации 30 минут на смену, ПЗ и ОТЛ – 34 мин.

 

Задача 6. Для доставщика бурового инструмента в шахте рудника установлена норма обслуживания бурильщиков 6 человек. Определить косвенную норму обслуживания, выраже6нную в м3 от битой горной массы, если в 6 различных забоях нормы времени на 1 м3 установлены следующие: 0,7; 0,55; 0,82; 0,73; 0,9; 0,66 чел-ч. Продолжительность рабочего дня при 5-дневной неделе 7 часов.

 

Задача 7. Рассчитать численность работников общего отдела учреждения, если месячный объем документооборота 5330 единиц, из них документов, требующих контроля и ответа, 1550, информационных – 3780. Нормативы времени на обработку одного документа, требующего контроля и ответа, 0,5 чел.-ч, информационного – 0,2 чел.-ч. Рабочих дней в месяце – 22, продолжительность рабочего дня – 8 часов.

 

Задача 8. Рассчитать комплексную норму времени (чел-ч) на постройку временного здания «бытовки», если известны следующие нормы времени на единицу работы и объем работ:

1. Подготовка площадки Нвр – 20 чел в час;

2. Укладка бетонных плит – 15 штук, Нвр – 0,5 чел-ч на 1 шт.;

3. Сооружение каркаса из бревен – 72 пог. м, Нвр – 0,7 чел-ч на 1 пог. м;

4. Обшивка стен досками 100 м2, Нвр – 0,6 чел-ч на 1 м2;

5. Сооружение стропил и кровли – 120 м2, Нвр – 1,6 чел-ч на м2;

6. Отделочные работы – 60 чел-ч.

Определить срок выполнения задания (в днях), если в бригаде работает 4 человека, продолжительность смены – 8 часов, планируемое выполнение норм 115 %.

 

Задача 9. Проанализировать изменение показателей и дать оценку состояния нормирования труда и напряженности норм выработки на предприятии по данным таблицы 18.

Таблица 18

Данные для анализа состояния нормирования труда на предприятии

Показатели Базисный год, чел. Отчетный год, чел
1. Общая численность рабочих    
2. Численность рабочих-сдельщиков, труд которых нормируется    
3. Численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется    
4. Средний процент выполнения норм выработки    

Решение оформить, как показано в таблице 19.

Таблица 19

Состояние нормирования труда на предприятии

Показатели Базисный год, чел. Отчетный год, чел Отчетный год к базисному, %
1. Общая численность рабочих      
2. Численность рабочих-сдельщиков, труд которых нормируется      
3. Численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется      
4. Средний процент выполнения норм выработки      
5. Уровень напряженности норм, %      
6. Доля рабочих-сдельщиков, труд которых нормируется в общей численности рабочих, %      
7. Доля рабочих-повременщиков, труд которых нормируется в общей численности рабочих, %      

 

Задача 10. В результате внедрения типового проекта организации рабочего места уменьшаются потери рабочего времени и непроизводительные затраты труда у каждого рабочего с 45 до 10 мин в смену. Рассчитать относительную экономию численности, прирост производительности тру да, экономию рабочего времени, прирост объема производства и годовой экономический эффект, используя данные таблицы 20.

Таблица 20

Исходные данные для анализа

№ п/п Наименование Ед. измерения Кол-во
1. Количество основных рабочих на участке чел.  
2. Режим работы смена  
3. Годовая программа выпуска шт.  
4. Норма времени на одну деталь час. 0,318
5. Выполнение норм выработки %  
6. Себестоимость годового выпуска руб.  
7. Удельный вес условно-постоянных расходов %  
8. Уменьшение потерь и непроизвозводительных затрат рабочего времени в смену мин.  
9. Годовой фонд рабочего времени одного рабочего дн.  
10. Стоимость оборудования на участке тыс.руб.  
11. Единовременные затраты на внедрение типовых проектов руб.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...