Методические указания к решению задач
Расчет норм труда приведен в таблице 21. Таблица 21 Основные виды норм труда
где Нв – норма времени Тпз – подготовительно-заключительное время Топ – оперативное время Тобс – время на обслуживание рабочего места, оборудования Тотл – время на отдых и личные надобности Нвыр – норма выработки Тсм – продолжительность рабочей смены Но – норма обслуживания Нв.о. – норма времени обслуживания одного объекта Нч – норма численности О – количество объектов обслуживания С – количество смен работы
Уровень напряженности норм рассчитывается по формуле: . где СП в.н. – средний процент выполнения норм выработки.
Состояние нормирования труда определяется путем отношения численности рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков к общей численности рабочих как в отчетном, так и базисном периодах. ;
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Практическая работа № 1 Тема: Формирование и расходование заработной платы Цель практической работы: Научить студентов определять и анализировать оплату труда Ожидаемый результат: Навык расчета фонда заработной платы, сумм заработной платы работников, оплачиваемых по разным формам и системам оплаты труда, а так же анализа перечисленных показателей Практические задания Задание 1. Видный экономист, академик С.Г. Струмилин отмечает, что до революции оплата всех видов труда определялась стихийными факторами спроса и предложения на рынке труда. После революции настала эра планомерного нормирования труда и заработной платы. И тут, исходя из идеи равенства и социальной справедливости, рабочие союзы стали проводить резко уравнительную тенденцию в своих тарифах.
По этому поводу В.И. Ленин говорил: «Возьмите ставки довоенные: чернорабочий получал 25 рублей в месяц, а специалист 500… в 20 раз больше рабочего. В наших теперешних ставках колебания идут от 600 до 3000 рублей – разница только в 5 раз». В 1921-1922 гг. в результате тарифной реформы введена единая 17 разрядная сетка с соотношением ставок 1:8, которая охватывала всех работающих. Тарифная реформа 1927-1933 гг. снова сократила различия в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда, что привело к текучести специалистов высокой квалификации. 1) Какие, на Ваш взгляд, недостатки имели место в тарификации работ? 2) Проведите аналогию с современным состоянием вышеназванных проблем в России.
Задание 2. Заполните недостающие данные таблицы 22 и проанализируйте динамику изменений по всем показателям до настоящего времени. Анализ должен быть проиллюстрирован графиками, диаграммами и др. Таблица 22 Средняя заработная плата в промышленности, в сферах образования, здравоохранения и культуры в Свердловской области, в руб. *
* «АиФ-Урал». – №8 – 2004 г. – С.16. Ситуация «Премия» Вы руководитель трудового коллектива, состоящего из двух отделов, примерно равных по численности, но имеющих разную социальную структуру. На предприятии в качестве конечных результатов приняты выручка от реализованной продукции, производительность труда и качество продукции. Критерий эффективности – валовая прибыль. В отчетном квартале Ваш коллектив выполнил основные конечные показатели, хотя были проблемы с качеством продукции. Виноват в этом оказался отдел А, который состоит в основном из молодых мужчин. Отдел Б не виноват в снижении качества, но допустил ряд упущений в трудовой дисциплине, о которых известно в коллективе. Отдел Б преимущественно женский, там часто бывают конфликты. Заводская премия Вашему подразделению была снижена за упущения по качеству и рассчитана пропорционально численности сотрудников, как давно принято на предприятии. Каким образом и в каких пропорциях Вы разделите премию?
1. Не будете мудрить и разделите пропорционально численности сотрудников в отделах А и Б, считая, что оба отдела имели упущения. 2. Разделите премию пропорционально фактически выплаченной за квартал заработной плате сотрудников. 3. Соберете с руководителей отделов А и Б предложения по КТУ сотрудников и вместе с ними разделите премию, невзирая на упущения по качеству труда и дисциплине. 4. Разделите премию подразделения между отделами А и Б по Вашему усмотрению, исходя из оценки качества продукции и упущений по дисциплине, и дадите полномочия руководителям отделов распределить премию между сотрудниками. 5. Распределите премию другим способом.
Ситуация «Процент вознаграждения» По конкурсу на производственное предприятие был принят недавний выпускник технического вуза Владимир – специалист по компьютерной технике, работавший до этого в НИИ. Владимир был единственный и любимый сын в семье, отличник учебы, интеллигентный и воспитанный юноша, не женат. Он с энтузиазмом взялся за порученную ему работу по созданию базы данных о сбыте продукции. Через год работа была закончена, и он получил приличную премию, на которую купил себе персональный компьютер. Он хорошо проявил себя на Нижегородской ярмарке, где выставлялась продукция предприятия, у него проявился талант не только программиста, но и коммерсанта. Владимир с таким энтузиазмом и «куражом» рекламировал продукцию предприятия, что от покупателей не было отбоя. Ему стали поручать проведение выставок, и примерно через год директор предприятия решил назначить Владимира начальником коммерческого отдела. Отдел занимался снабжением и сбытом продукции. В контракте с Владимиром оговорили, что наряду с гарантированной заработной платой он будет получать вознаграждение в размере 5% от чистого дохода, полученного от продажи продукции предприятия. Вознаграждение директора, как вскоре узнал Владимир, было 10% от дохода. И на этом участке дела у Владимира пошли очень хорошо. Только за год его работы объем продажи продукции увеличился на 25%, хотя до него было затоваривание. К нему хорошо относились в коллективе, особенно женщины. Володя не выпивал, не курил, очень интеллигентно вел себя с женщинами, за что они прозвали его «пай-мальчик». Теперь он владел большой коммерческой информацией: имел 5 подчиненных, знал объемы продаж, себестоимость выпуска, валовой и чистый доходы, давал распоряжения по распределению вознаграждения между сотрудниками. Его доходы стали значительно больше, чем когда он работал простым программистом. Проявилось новое качество – любовь к деньгам. Деньги он тратил преимущественно на себя: модная одежда, отдых за границей, покупка валюты.
Однажды Владимир пришел к директору с рядом ценных предложений по развитию коммерческой деятельности и в конце беседы сказал, что основные доходы предприятия идут по его отделу, а его вознаграждение всего 5%. Учитывая ценность идей Владимира, директор предложил увеличить его долю до 7%. «А почему не до 10%, – удивился Владимир, – ведь основной вклад в коммерцию делаю я?» Директор объяснил, что на вознаграждение идет 40% от чистого дохода, но ведь работают на сбыт производственные участки, коммерческий и производственный отделы, транспортный цех, бухгалтерия. Владимир ушел недовольный... Разговор вскоре стал известен на предприятии, и мнение коллектива разделилось. Сотрудники коммерческого отдела были на стороне Владимира, который затаил обиду на директора. Однако он работал по-прежнему хорошо, внедрил компьютерную систему контроля сбыта, и сбыт продукции за отчетный год вырос еще на 15%. Вскоре экономическая ситуация в России изменилась: росли неплатежи, шло затоваривание складов продукцией, увеличились перебои в поставке комплектующих, широкое распространение получили бартерные сделки. В структуре доходов увеличились платные услуги населению и сократились доходы по сбыту продукции. После одной из оперативок у директора отдел Владимира подвергся критике за снижение объемов сбыта продукции. Он попросил директора о личной встрече и сказал, что готов улучшить работу по сбыту, у него есть новые идеи, если его вознаграждение будет составлять 10% от чистого дохода, как у директора. Директор отказал, тогда Владимир отдал ему заранее написанное заявление об увольнении по собственному желанию.
Правильно ли поступили Владимир и директор? Какие рекомендации Вы бы дали для устранения конфликта? Задачи Задача 1. Определить тарифную ставку рабочих-сдельщиков и средний тарифный разряд, если известно, что средний тарифный коэффициент составляет 1,25.
Задача 2. Бригада рабочих выполнила аккордное задание за 21 день вместо 24 дней по заданию. Сдельная заработная плата бригады составила 6 350 руб. При выполнении работ бригадой было сэкономлено материалов на сумму 1 200 руб. Рассчитать общую заработок бригады, если по условиям премирования за стопроцентное выполнение задания предусматривалась премия в размере 10 %, а за каждый процент перевыполнения – по 0,5 % сдельной заработной платы. Кроме того, за экономию материалов рабочим полагается 30 % фактической экономии.
Задача 3. Рассчитать средний тарифный коэффициент, средний тарифный разряд и среднюю часовую тарифную ставку преподавателей монтажного колледжа, если по IX разряду работают 7 человек, по XI разряду – 18 человек, по XII разряду – 25 человек и по XIII разряду – 4 человека.
Задача 4. В отчете предприятия о выполнении плана по труду показана следующая структура фонда заработной платы рабочих, в тыс. руб.: Оплата по сдельным расценкам 2 110 Премии сдельщикам 315 Повременная оплата по тарифным ставкам и окладам 863 Премии повременщикам 70 Доплата за работу в сверхурочное время 6 Оплата целодневных и внутрисменных простоев 9 Вознаграждения за выслугу лет 12 Итого 3 385 Определить удельный вес тарифа в заработной плате, если среднее выполнение норм рабочими-сдельщиками составляет 125 %.
Задача 5. Рассчитать расценку за 1 т продукции для дежурного слесаря V разряда по косвенно-сдельной системе оплаты труда, если по норме обслуживания он обслуживает 4 агрегата со сменной нормативной производительностью 24 т каждый. Продолжительность смены 8 час.
Задача 6. На предприятии при проведении аттестации руководителей и специалистов было определено соответствие уровня их квалификации разработанной схеме штатного расписания, установлены ставки и оклады. Результаты аттестации конкретных работников не совпали с данными базового штатного расписания и оно получило следующий вид (см. табл. 23). Таблица 23 Данные аттестации руководителей и специалистов
Рассчитать фонд заработной платы в отделе и сделать вывод об уровне квалификации работников.
Задача 7. В целях ликвидации простоев формовщиков из-за несвоевременного обеспечения участка формовочными смесями и уменьшения брака литья, возникающего по вине земледелов, осуществлен перевод последних с повременной оплаты труда на косвенно-сдельную. По данным, приведенным ниже, рассчитать экономическую эффективность данного мероприятия. 1. Численность земледелов на косвенно-сдельной системе оплаты труда – 4 чел.; 2. Часовая тарифная ставка земледела – 4,13 руб.; 3. Премия земледелам на повременной оплате – 15 %; 4. Месячный фонд рабочего времени – 174,4 ч.; 5. Средний процент выполнения норм формовщиками: до внедрения мероприятия – 108 %, после – 121 %; 6. Брак литья по вине земледелов: до внедрения мероприятия – 2,3 %, после – 0,74 %; 7. Годовой выпуск литья участком формовки – 24 000 т; 8. Себестоимость 1 т литья – 6 743 руб.; 9. Дополнительная заработная плата – 8 %; 10. Условно-постоянные расходы в структуре себестоимости литья – 46 %; 11. Отчисления на социальное страхование – 5,4%; 12. Стоимость формовочных машин – 300 000 руб. Задача 8. Тарифная ставка рабочего за час работы – 184 руб., отработано 22 смены по 7,5 ч. Каждая, в том числе 110 ч в условиях с повышенным содержанием аэрозоля вещества 3-го класса опасности и повышенной температуры воздуха рабочей зоны. В соответствии с аттестацией условий труда, для работы на данном участке установлена доплата в размере 12 % тарифной ставки. Работнику начислена премия на весь заработок в размере 30 %. Определите заработную плату рабочего за месяц работы. Задача 9. По данным таблицы 24 определите абсолютное отклонение фонда заработной платы, а так же влияние на выявленное отклонение отдельных факторов. Таблица 24 Данные для анализа фонда заработной платы
Задача 10. Определить коэффициент эффективности использования средств фонда заработной платы (ФЗП), если фактически его величина составила 2545,36 тыс. руб., в том числе нерациональные и излишние выплаты – 8,49 тыс. руб. Задача 11. Реализация продукции в рублях увеличилась на 10 %, численность работников – на 5 %, средняя заработная плата – на 15 %. Как это отразилось на затратах на 1 руб. продукции и себестоимости продукции, если доля затрат заработной платы в себестоимости продукции в базовом периоде составляла 25 %? Задача 8. Рекламная фирма установила своим агентам заработную плату в зависимости от денежных средств, поступивших от контрагентов. Ставка трудового вознаграждения – 10 %. Факторы, снижающие ставку: неправильно указан телефон, размещение рекламы с нарушением сроков, не внесены изменения, о которых просил клиент. За каждый случай ставка может снижаться на 5 % до 100 %. Определите заработную плату рекламных агентов по следующим данным (табл. 25): Таблица 25 Исходные данные для расчета заработной платы рекламных агентов
Методические указания к решению задач: При сдельной заработной плате труд оценивается количеством изготовленной продукции, а сам заработок (ЗП) определяется как произведение расценки за единицу продукции (Ц) на количество единиц изготовленной продукции (П), т.е. ЗП = Ц · П. В свою очередь расценка определяется как деление тарифной ставки (Тдн.) на норму выработки (Нвыр.): Ц =
При повременной заработной плате труд рабочего измеряется через время труда, а заработок определяется как произведение отработанного времени (Т) на тарифную ставку (ТС): ЗП = Т · ТС
Суть сдельно-премиальной заработной платы заключается в том, что помимо начислений за фактическое количество изготовленной продукции рабочему выплачиваются премии за перевыполнение норм и качество работы. Косвенно-сдельная система заработной платы применяется на вспомогательных работах, где заработок обслуживающих рабочих зависит от результата работы основных рабочих, при этом
Ркосв. = , где Ркосв. – расценка вспомогательного рабочего за единицу изделия, руб.; ТСвс. – тарифная ставка вспомогательного рабочего, руб.; Нв.о. – норма времени на обслуживание одного основного рабочего, нормо-ч.
ЗП = Ркосв. · По. = ТЗП · ПВНо., где По. – объем продукции, выполненной основным рабочим; ТЗП – тарифный заработок основного рабочего, руб.; ПВНо. – процент выполнения норм основным рабочим, %.
Суть сдельно-прогрессивной системы заработной платы заключается в том, что расценка за выполненную работу в пределах норм устанавливается, исходя из существующих тарифных ставок, а сверх норм – по увеличенным расценкам. При аккордной системе оплаты труда расценка устанавливается не за единицу продукции, а за весь объем работ. Средний тарифный разряд (Рс.) определяется по формуле:
Рс. = Рб. – (Кб. – Кс.): (Кб. – Км.),
где Рб. – значение наибольшего разряда; Кб. – тарифный коэффициент, соответствующий наибольшему разряду; Кс. – тарифный коэффициент среднего разряда; Км. – тарифный коэффициент, соответствующий значению наименьшего разряда. Таблица 26 Тарифная сетка рабочих предприятий материального производства и бюджетной сферы
Абсолютное отклонение фонда заработной платы рассчитывается как:
∆ФЗП = ФЗП факт – ФЗП план,
где ФЗП факт - фактический фонд заработной платы, руб.; ФЗП план – плановый фонд заработной платы, руб.
Отклонение за счет заработной платы: ∆ФЗПсзп =(СЗП факт – СЗП план) * Ч факт Отклонение за счет численности: ∆ФЗПч = (Чфакт – Ч план)* СЗП план,
где СЗП факт , СЗП план – фактическая и плановая средняя заработная плата, руб.; Чфакт , Ч план – фактическая и плановая численность, чел.
Эффективность использования средств, направляемых на оплату труда и выплаты социального характера, оценивается по коэффициенту эффективности (Кэф):
Кэф = , где ФЗП – фонд заработной платы, руб.; НВ – нерациональные выплаты, руб. Величина ФЗП, его рациональность непосредственно сказываются на таком важнейшем показателе, как зарплатоемкость продукции, или показателе затрат заработной платы на 1 рубль продукции: Зарплатоемкость = , где ОП – объем производства, руб.; ПТ – производительность труда. Зарплатоемкость непосредственно влияет на себестоимость продукции: % изменения себестоимости = *Уд.вес зп, где Уд.вес зп – удельный вес заработной платы в базовой себестоимости, %. % изменения себестоимости = [(Iсзп/Iпт – 1)] * Уд.вес зп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|