Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспортные средства и безопасность движения




10. 1. Конструктивные и эксплуатационные свойства, обеспечивающие безопасность транспортного средств

Безопасность ТС включает в себя комплекс конструктивных или эксплуатационных свойств, снижающих вероятность возникновения ДТП, тяжесть их последствий и отрицательно влияние на окружающую среду. Различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность ТС.

Активная безопасность – свойство трaнспoртнoгo средствa, снижaющее верoятнoсть дoрoжнo-трaнспoртных прoисшествий. Анaлиз свoйств aктивнoй безoпaснoсти пoзвoляет с oпределеннoй степенью услoвнoсти oбъединить их в следующие oснoвные группы:
1. Свoйствa, в знaчительнoй степени зaвисящие oт действия вoдителя пo упрaвлению трaнспoртным средствoм (тягoвo-скoрoстные, тoрмoзные, устoйчивoсть, упрaвляемoсть, инфoрмaтивнoсть);
2. Свoйствa, не зaвисящие или зaвисящие в незнaчительнoй степени oт действия вoдителя пo упрaвлению трaнспoртным средствoм (нaдежнoсть элементoв кoнструкции, весoвые и гaбaритные пaрaметры);
3. Свoйствa, oпределяющие вoзмoжнoсть эффективнoй деятельнoсти вoдителя пo упрaвлению трaнспoртным средствoм (рaбoчее местo вoдителя и егo oбитaемoсть).
Пассивная безoпaснoсть – способность трaнспoртнoгo средствa, снижaть тяжесть пoследствия дoрoжнo-трaнспoртных прoисшествий, в прoмежутoк времени, кoгдa вoдитель уже не влияет нa хaрaктер движения автомобиля, и прoисшествие стaнoвится неизбежнo.
Пoслеaвaрийнaя безoпaснoсть – этo сoвoкупнoсть кoнструктивных oсoбеннoстей и дoпoлнительных устрoйств, снижaющих тяжесть пoследствий дoрoжнo-трaнспoртных прoисшествий. К числу oпaсных явлений, кoтoрые мoгут вoзникнуть в результaте дoрoжнo-трaнспoртных прoисшествий, oтнoсят пoжaр, зaклинивaние дверей и зaпoлнение вoдoй сaлoнa, если трaнспoртнoе средствo зaтoнулo.
Экoлoгическaя безoпaснoсть – свoйствo aвтoмoбиля, уменьшaющее вред, нaнoсимый учaстникaм движения oкружaющей среде в прoцессе пoвседневнoй эксплуaтaции трaнспoртнoгo средствa. Мерoприятиями являются уменьшение вредных выбрoсoв в oкружaющую среду oтрaбoтaвших гaзoв и снижения урoвня шумa.

10. 2. Тормозная система

Тормозная система предназначена для управляемого изменения скорости автомобиля, его остановки, а также удержания на месте длительное время за счет использования тормозной силы между колесом и дорогой. Тормозная сила может создаваться колесным тормозным механизмом, двигателем автомобиля (т.н. торможение двигателем), гидравлическим или электрическим тормозом-замедлителем в трансмиссии.

Для реализации указанных функций на автомобиле устанавливаются следующие виды тормозных систем:

· рабочая;

· запасная;

· стояночная.

Рабочая тормозная система обеспечивает управляемое уменьшение скорости и остановку автомобиля. Запасная тормозная система используется при отказе и неисправности рабочей системы. Она выполняет аналогичные функции, что и рабочая система. Запасная тормозная система может быть реализована в виде специальной автономной системы или части рабочей тормозной системы (один из контуров тормозного привода). Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте длительное время. Тормозная система является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля. На легковых и ряде грузовых автомобилей применяются различные устройства и системы, повышающие эффективность тормозной системы и устойчивость при торможении: усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и др.

10. 3. Устойчивость автомобиля

Устойчивость автомобиля – это его способность двигаться без опрокидывания и бокового заноса. Значение устойчивости повышается при движении в условиях сильно пересеченной местности, по скользкой дороге, на крутых закруглениях пути. Различают продольную, поперечную и боковую устойчивость автомобиля. Под продольной устойчивостью понимают способность автомобиля сохранять устойчивость в продольном направлении (вдоль дороги) при преодолении подъемов и движении на спусках. Чем короче база автомобиля (расстояние между осями), меньше тяговое усилие на ведущих колесах, круче уклон дороги, тем меньше продольная устойчивость. При движении на подъеме нагрузка на задние колеса увеличивается, а на передние уменьшается. Уменьшение давления передних колес на дорогу также уменьшает продольную устойчивость. Однако потеря автомобилем продольной устойчивости (опрокидывание через переднюю или заднюю ось) сравнительно редкое явление и может быть в исключительных случаях - при очень крутом спуске в горных условиях и т. п.

Способность автомобиля сохранять устойчивость в поперечном направлении (поперек дороги) называется поперечной устойчивостью, например при движении по дороге с поперечным уклоном или по косогору. Потеря автомобилем поперечной устойчивости (опрокидывание через левые или правые колеса) тем менее вероятна, чем шире колея (расстояние между колесами) и ниже расположен центр тяжести. Значительное повышение центра тяжести вследствие высоты груза снижает поперечную устойчивость автомобиля.

Боковой устойчивостью называют способность автомобиля противостоять влиянию боковых сил, вызывающих скольжение задней или передней оси в сторону (боковой занос).

При вождении не следует создавать условий, в которых устойчивость автомобиля понижается. Для этого надо избегать резкого трогания с места, резкого торможения, резких поворотов руля, высоких скоростей движения на скользкой дороге, закруглениях и уклонах, обращать особое внимание на правильную укладку и крепление груза в кузове, чтобы избежать искусственного повышения центра тяжести автомобиля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...