Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка остроты конкуренции в отрасли с помощью числовых индексов




Вы сможете:

Вычислять индекс четырех фирм и индекс Херфиндаля,

Оценивать остроту конкуренции в отрасли, опираясь на значения индексов четырех фирм и Херфиндаля

Идентифицировать ослабление или усиление конкуренции в отрасли.

2.1 Техника вычисления числовых индексов

Оценка остроты отраслевой конкуренции, опираясь на числовые индексы.

В Таблице 1 приведены данные по обороту крупнейших американских железных дорог в 1980-1983 годах.

Таблица 1.

Оценим остроту конкуренции на рынке железнодорожных перевозок в 1980 году.

Оценку остроты конкуренции в отрасли с помощью числовых индексов производят, опираясь на процентное распределение рынка между конкурирующими фирмами. В связи с этим, выразим данные об объемах перевозок каждой компании как процент от общего объема перевозок в отрасли:

Таблица 2.

Используя данные Таблицы 2, вычисляют индекс четырех фирм.

Предположим, что в отрасли представлено n фирм, каждая из которых контролирует S i процентов рынка (i = 1, 2,..., n), причем S1 > S2 >... > S n.

Суммарный процент рынка, контролируемый четырьмя крупнейшими фирмами отрасли, называется индексом четырех фирм:

Задача 35.

По данным Таблицы 2 определите значение индекса четырех фирм.

I4 = 33,6 + 16,4 + 16,3+ 13,3 = 79,6

Легко видеть, что индекс четырех фирм может принимать любое положительное значение, не превосходящее 100. Относительно малое значение I 4 с большой вероятностью говорит о высокой степени конкурентности рынка, поскольку в этом случае в отрасли заведомо действует значительное число фирм, контролирующих сопоставимые части рынка.

В свою очередь большое значение I 4 (как в рассматриваемом случае) может получаться и при наличии в отрасли одной крупной фирмы (низкая степень конкурентности), и при наличии нескольких крупных фирм. В последнем случае острота конкуренции на рынке существенно зависит от того, как он поделен между крупными фирмами.

Таким образом, индекс четырех фирм рекомендуется использовать следующим образом:

В случае I 4 > 30 для оценки конкурентности рынка привлекается индекс Херфиндаля. Сумма квадратов рыночных долей представленных в отрасли

Называется индексом Херфиндаля:

 

Индекс Херфиндаля более чувствителен к процентному распределению рынка. При наличии в отрасли крупных фирм возведение в квадрат их рыночных долей резко увеличивает его значение.

Можно показать, что индекс Херфиндаля принимает максимальное значение 10000 в случае чистой монополии, и минимальное значение 10000/n, если все n фирм, представленные на рынке, контролируют одинаковый его процент.

Задача 36.

Каково минимально возможное значение индекса Херфиндаля для рассматриваемой отрасли (в которой представлено 8 фирм)?

Для отрасли, в которой действует 8 фирм, минимально возможное значение индекса Херфиндаля равно 10000:8 = 1250 и соответствует равномерному разделу рынка между конкурентами (100:8 = 12,5%).

Таким образом, чем сильнее конкуренция в отрасли, тем меньше значение индекса Херфиндаля

Таким образом, опираясь на классификацию, предложенную в таблице 4, конкуренцию в отрасли железнодорожных перевозок следует оценить как слабую.

Задача 37.

Используя данные таблицы 1, оцените остроту конкуренции на рынке железнодорожных перевозок США в 1983 году. Сделайте вывод об обострении или ослаблении конкуренции по сравнению с 1980 годом.

Определите процентное распределение рынка между конкурентами

Вычислите индекс четырех фирм.

Оцените остроту конкуренции в отрасли, опираясь на значение индекса четырех фирм.

Определите значение индекса Херфиндаля для рассматриваемой отрасли.

Сделайте вывод об остроте конкуренции в 1983 году:

Решение

Определение процентного распределения рынка между конкурентами:

Определение индекса четырех фирм:

I 4 = 29,6 + 20,5 + 14,4 + 14,0 = 78,5.

Значение индекса четырех фирм не позволяет оценить остроту конкуренции в отрасли.

Определение значения индекса Херфиндаля для рассматриваемой отрасли

Острота конкуренции в 1983 году по-прежнему может быть классифицирована как слабая: индекс Херфиндаля превышает 1800.

 

 

 

  ГЛОССАРИЙ Актуализация данных - преобразование данных в соответствии с алгоритмом (инструкцией для выполнения преобразований, проведения расчетов) и передача их руководителю в такой форме, которая необходима для принятия решения. Алгоритм управления - определенная последовательность действий для выработки управленческих решений, формирования планов, обмена информацией в процессе управления. Альтернатива (лат. alter - один из двух) - необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. Анализ (гр. analusis - разложение, расчленение) - 1) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части; 2) разбор, рассмотрение чего-либо; 3) структурно-функциональный анализ - совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, а в качестве основного средства расчленения его выступает выявление различных функций, свойственных объекту. Анализ внешней среды - элемент стратегического планирования, предназначенный для контроля и оценки факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей. Анализ временных рядов - метод выявления тенденций развития и прогнозирования, основанный на предположении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем; называется также проектированием тенденций. Анализ издержек и выгод - сопоставление издержек и выгод от конкретного хозяйственного мероприятия для выявления целесообразности его проведения. Анализ на безубыточность - метод, используемый в процессе принятия решений при исчислении минимального объема продаж, необходимого для покрытия всех затрат при заданной цене. Анализ организации - определение реально существующих связей и отношений элементов организации; определение структуры и показателей функционирования организации; определение причин и факторов существующего строения и поведения организации; методическая оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон; - выявление достоинств и недостатков существующей организационной структуры с целью ее развития (совершенствования). Анализ риска - разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин возникновения различных рисков, сопоставление возможных потерь и выгод. Анализ ситуации - изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирования при разработке или реализации управленческого решения. Аналитические навыки - способность понимать соотношение между частями и единым целым. Аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явле-ниями или понятиями; форма умозаключения, при которой на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. Антагонистические игры - управленческие ситуации с противоположными интересами участников (выигрыш одной стороны становится проигрышем другой); математический аппарат теории игр, используемый в процессе принятия решений. Апостериорная информация - информация, полученная на основе опыта, из опыта. Априорная информация - информация, предшествующая опыту и независимая от него. Ее источником могут быть теоретические положения, статистические исследования, используемые менеджером при выработке решений. Бескоалиционные игры - создание ситуаций, когда каждый участник процесса управления принимает решение изолированно, то есть без координации, переговоров, соглашений или коалиций с другими участниками; бескоалиционные игры являются математическим аппаратом теории игр, используемым для принятия решений в управлении организациями. Внешняя неопределенность - ограниченность и точность доступной информации о внешней среде фирмы. Внешняя среда (окружение) организации - совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое). Внутренние данные - факты, извлеченные из собственной документации. Внутренняя среда организации - совокупность взаимосвязанных ее элементов (разделение труда; технология деятельности; организационный порядок, взаимоотношения в коллективе). Воздействие возмущающее - фактор, который нарушает нормальное функционирование и развитие системы, отклоняет ее от достижения намеченной цели. Воздействие управляющее - воздействие органа управления на объект управления с целью перевода объекта в новое желательное состояние. Вход системы разработки решения - параметры, характеризующие проблему, которую необходимо решать. Выполнение решения - устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение. Выход системы разработки решения - решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень достижения запланированного результата. Гипотеза рабочая - предварительное предположение об исследуемой проблеме. Гипотеза рабочая в управлении составляет этап исследования и используется в качестве метода проектирования стратегических целей. Гипотеза решения - элемент процесса выработки решений, связывающий исходные данные и цели решения; метод оценки теоретических возможностей достижения целей. Групповое мышление - тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы. Групповое решение - решение, принимаемое коллективом. Данные - зарегистрированные результаты статистических наблюдений, факты, прогнозы и мнения; данные могут помочь в решении деловых проблем только после того, как будут превращены в информацию. Деловые игры - метод имитации принятия управленческих решений в различных хозяйственных ситуациях по заданным правилам. Дерево решений - схематическое графическое представление сложного процесса принятия решений по какой-либо задаче; помогает управляющим установить последовательность основных альтернатив в ситуации принятия решения. Детерминированный подход - подход, используемый в процессе изучения и моделирования системы управления, упрощающий анализ путем исключения из рассмотрения отдельных факторов. Детерминистические модели - модели, отражающие ситуации, для которых характерна определенность. Диагностика - установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии. Используется при подготовке альтернативных вариантов решений. Директива - распоряжение, руководящее указание вышестоящего органа управления подчиненным органам, обязательное для исполнения. Дихотомия - деление на две части. Зависимая переменная - событие, которое меняется вследствие изменения независимых переменных. Задача управления - предмет решения, предполагающий необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние. Запрограммированное решение - выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Идея - мысль, замысел, лежащие в основе системы, логического построения, решения. Избыточность информационная - наличие в системе управления информации, которая не нужна для принятия решений в управлении, либо не может быть переработана в силу ограниченных возможностей органа управления. Индекс - численный показатель, выражающий последовательные изменения какого-либо экономического объекта. Инициативно-целевая технология - выдача заданий для разработки или реализации УР, без указания средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. Качество - совокупность свойств и характеристик товара или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество информации для разработки управленческого решения - степень соответствия сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, которая осуществляет оценку ситуации и разработку управленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: достоверность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, сопоставимость. Качество управленческих решений - совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. Качество управленческой деятельности -степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений. Коллективное управление - выработка и принятие управленческих решений группой сотрудников, не обязательно являющихся руководителями. Коммерческий риск - возможные снижения или потеря доходов, связанные с принятием решений или действиями в условиях неопределенности, отсутствия достоверной информации о путях развития процесса или о состоянии рынка. Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок. Концепция - комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии организации, установлению правил личного поведения. - система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при выработке управленческого решения. Матричный метод - набор приемов для выбора и точного выполнения договоренностей заинтересованных сторон при разработке УР. Он использует в качестве модели либо договор о намерениях, либо согласительный договор, либо требование одной или нескольких сторон. Метод Дельфи - метод организации и проведения экспертизы. Метод сценариев - набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям. Метод экспертных оценок - техника прогнозирования, основанная на достижения согласия группой экспертов. Методы подключения новых интеллектуальных источников - основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста. К ним относятся: метод наставничества и работа с внешними консультантами. Методы творческого мышления - способы организации творческой деятельности людей, необходимой для выдвижения творческих идей решения проблем, стоящих перед организацией. Методы экстраполяции - методы, основанные на прогнозировании поведения или развития объектов в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом. Множество допустимых решений - область, в пределах которой осуществляется выбор решений, ограниченная условиями задачи и наличными ресурсами. Модель - условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими. - условный образ или представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого (предмета, системы, идей и т.п.). Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими. Модель "черного ящика" - система, в которой субъекту управления доступна лишь входная и выходная информация, а внутреннее устройство объекта управления неизвестно или очень сложно. Мозговая атака - выработка управленческого решения на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в процессе совместной работы с их последующим уточнением и обсуждением. Мониторинг (лат. monitor - предостерегающий) - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. - непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования. - комплексная система наблюдений, контроля, оценки и прогноза изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных факторов с целью разработки мероприятий по се охране, рационализации использования природных ресурсов и предупреждения критических ситуаций, вредных для здоровья людей, существования живых организмов и их сообществ, природных комплексов и объектов - процедура отслеживания ситуации. Незапрограммированное решение - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации или в ситуации с неизвестными факторами воздействия. Неопределенность - неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Виды неопределенности и рисков: 1) риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли; 2) внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т. п.); 3) неопределенность политической ситуации; 4) неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии; 5) колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.; 6) неопределенность природно-климатических условий; 7) производственно-технологический риск; 8) неопределенность целей, интересов и поведения участников; 9) неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации участников. Неопределенность внешней среды - отсутствие достаточного объема информации по конкретному фактору внешней среды или относительной уверенности в точности такой информации. Область допустимых решений - область, в пределах которой осуществляется выбор решений, ограниченная условиями задачи и наличными ресурсами. Оптимальное решение - наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение, выбранное по какому-либо критерию оптимизации для данной ситуации. Оптимизация - процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние. При этом обеспечиваются оптимальные параметры выхода объекта как системы. Оптимизация решения - это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. Организационное решение - выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств, связанных с положением организации, для того, чтобы достичь стоящих перед организацией целей. Оценка - результат определения качественных и количественных характеристик управляемого объекта или процесса управления. Оценка эффективности - сравнение своей работы с лучшими образцами профессиональной деятельности в данной области. Параметры качества управленческого решения - совокупность параметров, удовлетворяющих потребителя решения. К ним относятся: показатель энтропии; степень риска инвестиций; вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков; степень адекватности теоретической модели фактическим данным. Платежная матрица - двумерная карта отношений между разными стратегиями, которые могут применяться при каждом из состояний ситуации. Показатель управленческого решения - количественная оценка (мера) какого-то свойства изучаемого объекта. Прагматический подход - отбор тех сведений или решений, которые считаются полезными с точки зрения субъекта, принимающего решение. Превентивное разрешение проблем - процесс предвосхищения того, что может идти не так, и того, как следует разрешать эти возможные проблемы. Предварительное принятие решений - процесс планирования, который должен предварять другие важные виды принятия решений. Предварительный контроль - контроль, предшествующий активной деятельности и состоящий в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе. Предпосылка - предположение, рассматриваемое как истинное в качестве отправной точки в процессе принятия решений и планирования. Принципы оценки управленческого решения - 1) учет фактора времени; 2) учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта; 3) применение к расчету экономического эффекта системного, комплексного и других научных подходов; 4) обеспечение многовариантности управленческих решений; 5) обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по объему продаж, качеству вариантов, срокам инвестиций или получения результатов, методам получения информации, условиям применения объекта, факторам риска и др. Принципы системного анализа - 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия. Принятие управленческих решений - процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора, и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Проблема - понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть стратегической и текущей; внезапной, или катастрофической, и плановой; объективной и субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической и т. д. - понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть внезапной, катастрофической, плановой, объективной, субъективной и т.п. Прогноз - система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. - научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений. Прогнозирование - метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Программированные решения - рутинные или повторяющиеся решения, а также такие, которые повторяются в соответствии с установленными правилами. Программно-целевая технология (ПЦТ) - выдача руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения. Процесс разработки управленческого решения - процесс, включающий следующие операции: 1) подготовка к работе; 2) выявление проблемы и формулирование целей; 3) поиск информации; 4) обработка информации; 5) выявление возможности ресурсного обеспечения; 6) ранжирование целей; 7) формулирование заданий; 8) оформление документов; 9) реализация заданий. Ранжирование - определение важности, весомости, ранга факторов (проблем) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска. - определение важности, весомости, ранга факторов (проблем) по их актуальности, эффективности, масштабности, степени риска и т.п. Рациональное решение - выбор, подкрепленный результатами объективного анализа; не зависит от опыта, накопленного в прошлом. Регламентная технологии - выдача руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, ориентировочных методов и времени их выполнения. Решение - выбор альтернативы. Риск - 1) возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий; 2) вероятность понести убытки или упустить выгоду; неуверенность в получении соответствующего дохода или убытка. Инвестиционный риск - риск обесценения капитальных вложений в результате действий органов государственной власти и управления. Система - единство, состоящее из взаимозависимых подсистем (частей), каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что динамично взаимодействуют с внешней средой. - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Их взаимосвязь определяет ее структуру, устойчивость, адаптивность. Система поддержки принятия решений - расширенная информационная система управления, способная обеспечить менеджеров средствами и данными, необходимыми для принятия решений. Системный анализ - один из методов комплексного исследования трудно наблюдаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в качестве систем и изучение свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации. Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы. Статистические модели - модели, включающие ситуации неопределенности, в которых используется вычисление вероятностей по выборочным данным. Статистический метод - набор приемов для выбора и точного выполнения правил и инструкций при ПРУР. Он использует в качестве модели информацию о прошлом удачном опыте каких-либо компаний при подготовке или реализации УР. Модель включает набор инструкций, рекомендаций, отзывов, примеров и другой справочной и описательной информации. Модель формируется в процессе сбора, обработки и анализа статистических материалов, полученных в результате реальных действий и выработанных искусственно, путем статистического моделирования. Теория игр - метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов. Теория статистических решений - общая теория проведения статистических наблюдений, их обработки и использования. Управление решением стратегических задач - деятельность по обеспечению тактической выживаемости фирмы и сохранению ее стратегических позиций в основных сферах деятельности. Управление риском - процесс оценки и минимизации риска, с которым может столкнуться компания. Управленческая проблема -это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат. Проблемы различаются по важности, масштабности, риску последствий, возможности решения. Возникают из-за неверных правил, ошибочных требований, непредвиденных обстоятельств, неправильных действий. Управленческое решение - это выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Оно представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятый в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей. Фактор - частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, который оказывает влияние на функцию. - частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, оказывающий влияние на функцию. Факторный анализ - раздел многомерного статистического анализа. Фарс-мажор - событие, которое не может быть ни предусмотрено, ни преодолено. Возможность подобных событий учитывается при определении риска. Функционально-стоимостный анализ - метод системного исследования объектов (изделий, процессов, структур и т. п.), направленный на оптимизацию соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов за жизненный цикл применяемого по назначению объекта. Функция - совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчиненной общей цеди управления. Цель - долгосрочный ориентир; характеристика поведения системы, направленного на достижение определенного конечного состояния. Шкала оценок - прием, позволяющий распределять совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов. Экономико-математические методы - методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях. Экономико-математическое моделирование - описание процессов математическими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческих решений. Экономический анализ - многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности. Экономический эффект - критерий принятия управленческого решения, определяемый как разность результатов реализации инновационного или инвестиционного проекта и затрат на его осуществление за нормативный срок проекта. Эксперимент - метод сбора данных, когда исследователь пытается определить степень влияния одной совокупности условий на другую путем моделирования ситуации, все параметры и результаты которой могут быть измерены. Экспертные методы - методы анализа и прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области. Эффективность - растущая конкурентоспособность в результате повышения производительности и качества производства, а также улучшения человеческих отношений. Эффективность объекта - результативность создания и использования объекта как отношение суммарного полезного эффекта к совокупным затратам за его жизненный цикл. Эффективность управленческого решения - это отношение нового ресурса или прироста старого ресурса в результате процесса подготовки или реализации управленческого решения в организации к затратам на этот процесс.      
    3. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы методоло-гия. - М.: Наука, 1998. 2. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература", 1998. 3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. 4. Смирнов Э.А. Управленческие решения. - М.: ИНФРА-М, 2001. 5. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 6. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - М.: ЗАО "бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. 7. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособие. - М.: Издательский дом "Дашков и К ", 1999. Дополнительная литература 1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. - М.: Технологическая школа бизнеса. 1994. 2. Американский капитализм и управленческие решения //Под ред. Л.И. Евенко. - М.: Наука, 1977. 3. Аунапу Ф.Ф. Научные основы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974. 4. Балабанов И.Г. Риск - менеджмент. - М.: Финансы и статистика", 1996. 5. Беляев И.П., Трофимов Е.А. Принятие решения в активном групповом взаимодействии // Психол. журн. 1987.Т.8. №5. 6. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1976. 7. Блюмберг В.А., Глущенко В.Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. - М.: Наука, 1982. 8. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на пред-приятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Высшая школа, 1994. 10. Волгин Б.Н. Принятие ответственных решений при функционирова-нии большой системы // Проблемы инженерной психологии. - Ярославль: ЯрГУ. Вып.III, ч.2, 1972. 11. Воробьев С.Н., Балдин К.В. Управленические решения. Теория и технология принятия. М.: - Проект, 2004. 12. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 13. Глухов В.В. Основы менеджмента. С.-П.: Специальная литература, 1995. 14. Голубков Е.П, Голубкова Е Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: "Экономика", 1993. 15. Голубков Е.П. Какое принять решение? - М.: Экономика, 1990. 16. Голубков Е.П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993. 17. Дескриптивные исследования процедур принятия решения. - М.: Наука, 1980. 18. Доусон Р. Уверенно принимать решения. / Пер. с анг.: - М.: ЮНИТИ, 1996. 19. Евенко Л.И. Аналитические методы в принятии корпоративных решений // США: Экономика, политика, идеология, 1972. №8. 20. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984. 21. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации (анализ и решения). - М.: Экономика, 1988. 22. Жуковин В.Е. Методы и процедуры принятия решения. - Тбилиси, 1981. 23. Имитационные системы принятия экономических решений / Под ред. К. А. Багриновского, В.С. Прокопова. - М.: Наука, 1989. 24. Кабаков В.С., Пороховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблема - программа - решение. - Л., 1990. 25. Карасев А.И., Крамер Н.Ш., Савельева Т.И. Математические методы и модели в планировании. - М.: Экономика, 1987. 26. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений / Под ред. д-ра психол. наук, академика РАО, проф. Шадрикова. - М.: Юристъ, 1998. 27. Клир Д. Системология. Автоматизация решения системных задач. - М.: Радио и связь, 1990. 28. Козленко Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений. -М.: Экономика, 1992. 29. Кокорева Т.А. Системный анализ процедур принятия решения. - М.: Лесная промышленность, 1991. 30. Кононенко А.Ф., Халезов А.Д., Чумаков В.В. Принятие решения в условиях неопределенности. - М.: Наука, 1991. 31. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. - М.: МГУ, 1990. 32. Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. - М.: Наука, 1991. 33. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело, 1993. 34. Кузнецова Л.А. Разработка управленческого решения: Учеб пособие / Челяб. госун-т Челябинск, 2001- 70 с. 35. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. /Пер. с анг.: - М.: 1981. 36. Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. - М.: Наука, 1987.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...