Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статическая и динамическая балансировка вращающихся деталей. Приспособления. Контроль




При технологической обработке вращающихся деталей (шкивов, зубчатых колес, валов, барабанов и т. д.) трудно получить их полную уравновешенность вследствие неоднородности металла (пустоты, раковины при отливке, некоторые неточности при механической обработке и сборке). Неуравновешенность вращающейся детали выражается в том, что центр тяжести не совпадает с осью вращения. Кроме того, эта ось вращения не является главной центральной осью инерции вращающейся детали. Самый процесс уравновешивания вращающейся детали называют балансировкой. Имеются два вида балансировки - статическая и динамическая.Чтобы статически уравновесить вращающуюся деталь, надо центр ее тяжести перенести на геометрическую ось вращения. Такой вид уравновешивания называется статической балансировкой.Чтобы выполнить динамическую балансировку длинного вала, применяют специальные балансировочные машины, на которых определяют центробежную силу, величину эксцентриситета, вес груза для уравновешивающей пары моментов. Работу эту выполняют специалисты-балансировщики.

34. Описание оборудования и технологий для следующих процессов: сборка разъемных резьбовых, цилиндрических и конических соединений

Среди разнообразных соединений деталей машин резьбовые соединения являются наиболее распространенными. Они составляют 15—25%от общего количества соединений. Широкое распространение резьбовых соединений в конструкциях машин объясняется простотой и надёжностью этого вида креплений,удобством регулирования затяжки, а также возможностью разборки и повторной сборки соединения без замены детали. Механизация сборки резьбовых соединений в условиях массового и серийного производства достигается применением электрических и пневматических инструментов (гайковёртов, шпильковёртов и т.п.). Они ускоряют сборку резьбовых соединений и повышают их качество.

Неподвижные конические соединения часто применяют взамен цилиндрических, так как в сборке они имеют ряд преимуществ.Сборка конических соединений значительно облегчается вследствие хорошего центрирования. Это особенно важно при сборке круглых деталей (маховиков, крупных зубчатых колес). Плотность посадки и необходимый натяг в коническом соединении осуществляют за счет запрессовки или натяжки охватывающего конуса на охватываемую коническую поверхность.Сборку конусного соединения начинают с подбора охватывающей детали по конусу вала. Проверку ведут по краске на отсутствие зазора, а также по глубине посадки охватывающего конуса на валу. Конус охватывающей детали должен плотно по всей длине соприкасаться с поверхностью конуса вала.Перекос и качка деталей возникают при несовпадении углов конусов охватываемой и охватывающей деталей.

35.. Установка шпилек, болтов, стопорение соединений. Упругие соединения

При постановке шпилек необходимо выполнять следующие основные требования:

а) шпилька должна иметь достаточно плотную посадку в корпусе,чтобы при свинчивании даже туго посаженной гайки она не вывинчивалась из корпуса;

б) ось шпильки должна быть перпендикулярна поверхности детали, вкоторую шпилька ввернута. Большие отклонения от перпендикулярности вызывают значительные дополнительные напряжения в резьбе шпильки и часто могут быть причиной обрыва её при работе в машине.Постановка шпилек производится с помощью механизированных шпильковёртов, гайковёртов и специальных установок. Захватывание

шпильки производится за гладкую цилиндрическую поверхность или резьбовую поверхность. Болтовые соединения по технологии сборки можно разделить на соединения, собираемые без затяжки и соединения, в которых создается предварительная затяжка. Для выполнения затяжки применяют предельные ключи, выключающиеся при достижении заданного момента затяжки, и динамические ключи с указателем момента затяжки. В технических условиях на сборку ответственных резьбовых соединений указывают предельные значения осевой силы или момента затяжки. Важным условием обеспечения нормальной работоспособности резьбового соединения является отсутствие изгибающих напряжений в теле болта или шпильки. В связи с этим неплотное прилегание гайки вследствие перекоса торца или опорной поверхности детали в ответственных, тяжело нагруженных соединениях недопустимо.

Позитивное (жесткое) стопорение: стопоримая деталь соединяется со стопорящей деталью жесткой связью — стопором; отвертывание стопоримой детали невозможно без среза, деформации или разрушени стопора.Фрикционное стопорение: создание повышенного трения между стопоримой и стопорящей деталями. Упругое стопорение является разновидностью фрикционного и заключается в введении упругого элемента, поддерживающего натяжение в системе.

36. Описание оборудования и технологий для следующих процессов: сборка разъемных шпоночных и шлицевых соединений.

Шпоночные соединения

Шпонки подгоняют так, чтобы их боковые грани плотно сидели в гнёздах (щуп не должен входить между гранями гнезда и шпонки). Слабо посаженная шпонка не обеспечивает надёжную работу соединения. Назначение шпоночных соединений — передать крутящий момент с вала на деталь.

При монтаже необходимо пригнать дно паза вnулки и сопряженную с ним верхнюю грань шпонки по заданному отклонению, вставить шпонку и проверить зазоры.

Опилить наклонную грань, достигнув заданного уклона. Шпонки размером больше 28×16 проверить на краску. Надеть охватывающую деталь (шкив, зубчатое колесо, ролик) со стороны тонкого конца, вставить заранее шпонку, сразу после посадки детали забить шпонку. Можно забивать шпонку с торца вала. От головки до ступицы должен быть зазор не менее 0,8—1 высоты шпонки.

Шлицевые соединения

Шлицы так же, как шпонки, служат для крепления на валах и осях вращающихся деталей. Шлицевое соединение дает точную центровку деталей. Сборка шлицевых соединений требует соблюдения следующих правил: тщательно проверять шлицы, удалять заусенцы, забонны и задиры; в тугих соединениях охватывающую деталь напрессовать с использованием специального приспособления или с предварительным нагревом до 80-1200С в масле; в особо ответственных соединениях проверять прилегание шлицев по краске; подвижные соединения собирать от руки. Шлицевое соединение не должно качаться. Шлицы так же, как шпонки, служат для крепления на валах и осях вращающихся деталей. Шлицевое соединение дает точную центровку деталей.

37. Описание оборудования и технологий для следующих процессов: сборка неразъемных соединений с натягом, заклепочные соединения.

Соединения с натягом в соответствии с правилами Госгортехнадзора применяют в комбинации с другими видами соединений (шпоночными, штитовыми). Детали небольших размеров запрессовывают вручную легкими ударами молотка по медной оправке. При запрессовке больших деталей используют винтовые и реечные прессы, а также приспособления в комбинации с гидравлическими домкратами. Перед запрессовкой сопрягаемые поверхности тщательно осматривают, удаляют заусенцы и для повышения прочности соединения смазывают машинным маслом. Запрессовку начинают с небольшой скоростью (5-7 мм/с), при этом проверяют отсутствие перекоса. Перед сборкой деталей больших размеров охватывающую деталь нагревают в ванне с водой или маслом. В зарубежной практике широко применяют глубокое охлаждения охватываемой детали. При использовании тепловых методов отпадает надобность в прессовании оборудовании, которое не всегда имеется на монтажной площадке.

Заклепочные соединения выполняют с помощью специальных крепежных деталей – заклепок или непосредственным расклепыванием цапф деталей. Применяют достаточно редко и осуществляют преимущественно внизу с помощью пневматических молотков. Заклёпочные соединения выполняют внахлёстку или встык с одной или двумя накладками и расположение заклепок в один, два и более параллельных или шахматных ряда. Заклёпки диаметром до 11,5 мм клепают в холодном состоянии, а диаметром 13,5 мм и выше - в нагретом. Нагрев выполняют в переносных горнах. По окончании клепки нагретая заклепка должна иметь ещё темно-бурый цвет. Качество клепки проверяют отстукиванием и внешним осмотром. Оно должно отвечать установленным требованиям. Выбор формы заклёпки зависит от материала и толщины соединяемых деталей.

38. Описание оборудования и технологий для следующих процессов: сборка неразъемных сварных и паяных соединений, соединений заформовкой.

Сварные соединения применяют при стыковке элементов металлоконструкций.

В связи с высокими требованиями в сварным конструкциям ПТМ для наплавки швов применяют электроды определённого качества (с обмазкой и повышенными пластическими свойствами наплавленного металла, не уступающими по механической прочности основному металлу). При температуре ниже 200С детали в месте шва предварительно подогревают.

Качество сварных швов в условиях монтажной площадки проверяют осмотром (выявляют размеры швов и их дефектов – подрезов, трещин, непроваров, пор и др.), сверлением с последующим травлением (выявляют глубину шва и отсутствие внутренних дефектов) и испытание контрольных образцов.

Пайкой называют процесс соединения металлических или металлизированных деталей с помощью дополнительного связующего материала – припоя, температура плавления которого ниже температуры плавления материала соединяемых деталей.

В расплавленном состоянии припой смачивает поверхности соединяемых деталей.

В отличие от сварки пайка сохраняет неизменными структуру, механические свойства и состав материала деталей, вызывает значительно меньшие остаточные напряжения. Прочность паяного соединения определяется прочностью припоя и сцепления припоя с поверхностями соединяемых деталей.

Хорошее соединение пайкой можно получить только при чистых поверхностях спаиваемых деталей, свободных от окислов и загрязнений и при заполнении зазора между деталями припоем. Для очистки и защиты соединяемых поверхностей и припоя от окисления, улучшения смачиваемости и лучшего растекания припоя применяют флюсы.

Наиболее распространенными видами пайки являются пайка паяльником, газовой горелкой, в печи, индукционная, пайка в жидких средах, ультразвуковая, волной припоя, лазером, электронным лучом и другие. Способ нагрева зависит от конструкции соединения, материала соединяемых деталей, требуемого количества теплоты и температуры нагрева. Качество соединения определяется величиной зазора и плотностью его заполнения припоем, прочностью припоя и прочностью связи припоя с поверхностями соединяемых деталей.

Различают паяные соединения внахлестку и встык. Наибольшую прочность имеет соединение внахлестку, но при этом увеличиваются габариты соединения. Соединение встык имеет малые габариты, но невысокую прочность.

Заформовка. Точность соединений зависит от погрешностей изготовления литейных и прессфоры, усадки материала, коробления детали. Прочность соединения зависит от физико-механических свойств материала детали и формообразующего материала, от размеров формы детали. Наплавка металла в заформовку ведется до тех пор, пока поверхность наплавленного металла не будет выше поверхности основного металла на припуск, необходимый для последующей механической обработки. В процессе сварки по мере разогрева ванны в нее забрасывают кусочки чугуна и ферросилиция. По окончании заполнения ванны прекращают наплавку, засыпают место сварки золой и сухим песком и закрывают листами асбеста для медленного охлаждения. После охлаждения разбирают горн, очищают изделие от золы и направляют на механическую обработку мест сварки, если таковая требуется. Благодаря надлежащему составу чугунных электродов, добавлению в ванну ферросилиция и замедленному охлаждению изделия получают наплавленный металл высокого качества, имеющий структуру серого чугуна, хорошо поддающийся механической обработке. При конструировании соединений надо учитывать, что процесс остывания изделий сопровождается усадкой формуемого материала и арматуры, а приборы и их детали могут работать при перепаде температур до 120 С и более. Слесарь по

39. Основные виды слесарно-сборочных работ на сборке оборудования. Требования к безопасности.

При слесарной обработке деталей сначала выполняют подготовительные операции по изготовлению или исправлению заготовки: резание, правку, гибку. Затем производят основную обработку заготовки, которая заключается в операциях рубки и опиливания. При рубке и опиливании с заготовки снимают лишние слои металла и она получает форму и размеры, близкие или совпадающие с указанными на чертеже. При точной обработке деталей машин используют шабрение, притирку, доводку, при которых с деталей снимают тонкие слои металла. Особое место в слесарных работах занимает операция разметки.
Слесарно-сборочные работы выполняют при сборке узлов из отдельных деталей и при сборке машины из отдельных узлов. При сборке применяют все основные слесарные работы, включая пригонку собираемых деталей в узлы с последующей регулировкой и проверкой работы механизмов и машин.
При ремонте слесарно-сборочные работы имеют целью поддержание работоспособности оборудования и заключаются в устранении неисправностей или замене изношенных и поврежденных деталей машин.

Слесарь по ремонту не имеет права открывать и снимать защитные кожухи и предохранительные ограждения на рубильниках и др. электр. аппаратуре. Запрещается работнику не имеющим квалификацию самостоятельно подключать к электросети с распределительным щитам электрические интрументы.

При устранении мелких неисправностей должна быть сделана запись в вахтернном журнале о начале и окончании этих работ. Категорически запрещается сходить при этом с крана на крановые пути и ходить по ним, при необходимости выхода на них нужно получить наряд-допуск, выдаваемого после принятия мер для безопасной работы. слесарь-сборщик при хождении по цеху должен ходить в цехе только по специальным проходам, нельзя проходить между собираемыми объектами, через площадки, где хранятся крупные детали, и другую занятую территорию цеха. во время заточки нужно находиться справа или слева от вращающегося круга: в случае его разрыва осколки пролетят мимо рабочего. Для защиты глаз от мелких частиц абразива заточку следует производить только в очках. Затачиваемый инструмент надо опирать на специальный подручник, заточка на весу во избежание несчастных случаев запрещается. В процессе работы с электроинструментом нужно применять индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, калоши, изолирующие коврики, подставки. Перед пользованием электроинструментом необходимо проверить соответствие его напряжения напряжению сети, наличие и исправность ограждающих и защитных устройств и заземления, проверить, надежно ли закреплен в патроне инструмент (сверло, зубило, шлифовальный круг и т. д.). Не следует металлическую пыль и стружку сдувать сжатым воздухом, делать это можно только щеткой или кисточкой.
На рабочих местах, где используются горючие легко испаряющиеся жидкости, применяемые, например, для промывки деталей, должна быть оборудована вытяжная вентиляция, так как бензиновые и другие пары легко вызывают отравление организма.

Одним из условий безопасной работы является соблюдение правил пожарной безопасности.

 

Описание типов, устройства и технологий применения следующего оборудования: прицепы, специализированный подвижной состав железных дорог и специализированные суда для перевозки негабаритных узлов и сборочных единиц.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Прицепы подразделяют по распределению веса нагрузки между тягачом и прицепом:

§ прицеп является самодостаточным транспортным средством и может прицепляться к любым тягачам при помощи дышла через сцепное устройство (например, системы «крюк-петля»). Вес груза передаётся на дорогу через несущую раму прицепа и далее исключительно через его собственные колёса; связь прицепа с тягачом используется только для передачи тягового усилия.

§ полуприцеп агрегатируется со специализированным седельным тягачом через сцепное устройство («седло») тягача с помощью сцепного шкворня. Вес груза полностью передаётся несущей раме прицепа, а далее распределяется между собственными колёсами полуприцепа и колёсами тягача. Связь прицепа с тягачом служит для передачи как этой нагрузки, так и тягового усилия. Полуприцеп не способен передвигаться, не будучи связанным с тягачом; для обеспечения его устойчивости на это время он снабжается откидными или выдвижными стойками.

§ роспуск является гибридом прицепа и полуприцепа и предназначен для перевозки длинномерных грузов в составе специализированного автопоезда. Перевозимый груз опирается на специальные ложементы — т. н. «коники»: передней cвоей частью — на коники тягача, а задней — на коники роспуска; при этом вес груза частично передаётся тягачу, а частично — несущей раме и колёсам роспуска. Для обеспечения передачи тягового усилия роспуск оборудуется дышлом постоянной или переменной длины; иногда роль дышла выполняет сам длинномерный груз.

По количеству осей прицепы подразделяются на одно-, двух- и многоосные. По типу грузовой платформы (роду перевозимого груза) в отечественной практике прицепы принято разделять на бортовые, самосвальные, прицепы-роспуски, прицепы-цистерны, прицепы-фургоны, прицепы-тяжеловозы, легковые прицепы, специальные прицепы. Аналогичное деление применяется и по отношению к полуприцепам.

В конструкциях прицепов, полуприцепов и роспусков могут применяться различные системы управления поворотом колёс для улучшения управляемости автопоезда. Сцепные устройства, как правило, стандартизованы.

Спе­циализированные суда

Эти суда способны перевозить большое количест­во колесной техники и крупногабаритных грузов, непригод­ных к контейнеризации. К специализированным судам такого же характера следует отнести и танкеры-газовозы, лесовоз, контейнеровоз, ролкер, балкер, рефрижераторные.

Существуют танкеры для перевозки химикалий. Благодаря применению устойчивых к коррозии материалов оказались возможны массовые перевозки на этих судах таких агрессивных жидких химикалий, как кислоты и щелочи.

Очень большое значение имеют такие типы специализированных судов, которые благодаря особому устройству грузовых помещений максимально приспособлены как к размещению грузов, так и к проведению перегрузочных операций. Причиной, побуждающей к специализации, например, танкеров, судов-навалочников, судов для перевозки автомашин, лесовозов и др., является стремление максимально использовать вместимость судна.

Ролкеры (трейлерные суда, судно типа ро-ро) тип грузовых транспортных судов, с возможностью горизонтальной погрузки техники, на колесной базе, через откидную корму - грузовые и легковые автомобили, ж/д вагоны и т.д. Техника загружается на судно самозаездом или с помощью терминальных тягачей грузоподъемностью до 30 тонн. Грузоподъемность таких судов - 1 – 10 тысяч тонн. Основным преимуществом ролкера считается высокая скорость загрузки/выгрузки. Корпус ролкера загружается накатной техникой, а палуба используется для перевозки морских 20- и 40- футовых контейнеров.

Открытие нефтяных и газовых месторождений вызвало к жизни новую разновидность специализированных судов — суда снабжения. Речь идет о специальных типах морских судов, предназначенных для доставки на морские буровые рабочих, продуктов первой необходимости, машин, бурильного оборудования, инструмента, топлива и других материалов.

При использовании железнодорожного транспорта следует учитывать требования по вписываемого перевозимого оборудования в нормальный габарит погрузки. Грузы, выходящие за пределы нормального габарита погрузки, называются негабаритными, их перевозка производится при условии специального согласования с администрацией железной дороги.

Погруженные на подвижной состав грузы могут иметь боковую, верхнюю или нижнюю негабаритность.К грузам с боковой негабаритностью относятся те, которые выходят за габарит погрузки на высоте 1230-4000 мм, считая от головки рельса. Нижнюю негабаритность - 1230 мм от головки рельса.

Максимально допустимая ширина груза составляет 4450 мм по полу платформы, 3800 мм - на высоте 3600 мм, 2000 мм - на полной высоте 5300 мм. Высота груза от головки рельса при любой степени негабаритности не должна превышать 5300 мм.

При погрузке крупногабаритного оборудования, в том числе монтажных кранов, с администрацией железной дороги согласовывают схему погрузки и крепления оборудования на платформах. Схемы погрузки серийно изготавливаемого и часто перевозимого железнодорожным транспортом оборудования отражают в технических паспортах заводов-изготовителей.

При перевозках железнодорожным транспортом должны быть выдержаны требования по расположению центра массы оборудования относительно платформы. Его максимальная высота относительно четырехосной платформы составляет 1,8 м при массе груза до 35 т, 1,7 м при массе груза 35-40 т и 1,5 м при массе более 40 т. Смещение центра массы от продольной оси платформы не должно превышать 0,1 м.

Для закрепления оборудования на железнодорожных платформах используют растяжки, а под колеса и гусеницы машин устанавливают упорные подкладки.

41. Описание типов, устройства и технологий применения следующего оборудования: трейлеры, тягачи и тракторы.

Трейлер — многоколёсный колёсный прицеп или полуприцеп специальной конструкции, предназначенный для перевозки по дорогам тяжёлых и крупногабаритных неделимых грузов. Повсеместно используется для транспортирования специальной и военной техники, сохраняя её моторесурс и ходовую часть, существенно сокращая сроки её перемещения на значительные расстояния и уберегая от повреждений дорожное покрытие.

Конструкция трейлеров, обусловленная спецификой их применения, существенно отличается от конструкций прицепов большинства других типов. Для обеспечения минимального удельного давления на дорожное покрытия трейлеры имеют большое количество осей (обычно 3—6) и большое количество колёс на каждой из них (6—8).Рама (шасси) трейлера расположена низко над поверхностью земли и имеет ступенчатую форму, на ней размещается безбортовая грузовая платформа с металлическим настилом; для закрепления груза на платформе используются такие специальные приспособления, как боковые регулируемые упоры, крюки, растяжки и цепи.

Применяется трейлер в комплекте с соответствующимтягочом.

Тягач — самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки неисправных самоходных машин и самолетов на аэродромах. В качестве тягача может выступать автомобиль, трактор или специальная самоходная машина.

Тягачи классифицируются по ряду критериев: - по типу машины; - по тяговому классу; - по числу осей. Типы тягачей: - тягачи для работы с прицепами. Седельные тягачи — для работы с полуприцепами.

Трактор - транспортное средство, чаще всего его используют в качестве тягача. Отличительная черта тракторов - низкая скоростью при большой силе тяги. В сельском хозяйстве используется для пахоты и передвижения несамоходных орудий и машин. Для работы тракторов может быть использовано навесное и полунавесное оборудование. Такое оборудование может быть использовано для проведения промышленных, строительных или сельскохозяйственных работ. Два основных вида тракторов — это гусеничные трактора и колёсные трактора. И у первого, и у второго вида машин, в независимости от того б у трактора или новые, имеются свои минусы и преимущества. Промышленный трактор используется для работы базовой машиной в строительном или землеройном агрегате.

Особенности промышленного трактора:

- в течение срока службы используется с одним и тем же видом рабочего оборудования,

- может работать как на твёрдых грунтах даже скальных, так и на переувлажнённом грунте,

- относительно грунта нуждается в точном позиционировании рабочего органа,

- возможность работы на пониженной скорости с высоким тяговым усилием при буксовании ходовой части.

Необходимо учитывать, что промышленные трактора в отличие от сельскохозяйственных, узкоспециализированные, они изначально проектируются для работы с конкретным типом машины. Преимущественно промышленные трактора - это гусеничные трактора.

 

4 2.Монтажные мачты. Описание конструкций, параметры, применение, возможные схемы.

Мачтой называется простейшее монтажное грузоподъемное устройство, используемое для подъема грузов и в тех случаях, когда монтажные краны отсутствуют или их применение нерационально. Мачты применяют при единичных подъемах.

Монтажная мачта представляет собой стержень, устанавливаемый вертикально или с наклоном 10—12°. В устойчивом положении мачта удерживается вантами (расчалками), которые крепятся одним концом за верх мачты, другим — за якоря. Вант должно быть не менее трех, угол между ними в плане должен быть не более 120°.

Оголовок металлической мачты с закрепленными к нему вантами. На вантах установлены сжимы. Передняя ванта не натянута, она свободно висит. Вместо нее в данном случае работает полиспаст, закрепленный за поднимаемый груз. Полиспаст соединен со щеками подвеской. Вверху мачты для крепления вант имеется паук.

Величина грузоподъемности мачты, измеряемая в тоннах, равна величине наибольшей массы груза, который можно поднять с помощью данной мачты. Если мачта установлена с некоторым наклоном, в вантах, расположенных в плоскости наклона мачты, предусматривают полиспасты, изменяющие длину вант, а в основании (пяте) мачты — шарнир.

 

 

Конструкций мачт, их поперечное сечение, высота, грузоподъемность решаются при разработке проекта производства работ. Мачты бывают деревянные и металлические.

Деревянные мачты (рис. 42, а) вследствие недолговечности и малой грузоподъемности применяют очень редко.

Изготовляют деревянные мачты из прямых сосновых бревен.
Металлические мачты могут быть трубчатыми (рис. 42, б) или решетчатыми (рис. 42, в). Их можно использовать неоднократно, они считаются инвентарем монтажной организации.
Монтажные стыки трубчатых мачт выполняют на фланцевых или болтовых соединениях, на накладках или полностью на сварке.

Трубчатые мачты выполняют из труб.

Трубчатые мачты достигают высоты от 8 до 30 м при грузоподъемности до 30 т. В некоторых случаях применяют трубчатые мачты из труб большего диаметра и большей грузоподъемности.
Грузовые полиспасты 5 крепят к оголовку через штырь, вваренный в трубу мачты, либо за ось, закрепленную в листовых консолях (щеках) оголовка.

Ванты крепят к проушинам, приваренным к оголовку мачты, к листам с отогнутыми краями или к пауку 6. Оголовок бывает неподвижный или вращающийся. Нижнюю часть мачты (пяту) устанавливают на шарнире 1 или закрепляют неподвижно. При подъеме грузов 3 применяют оттяжки 4.

Решетчатые мачты изготовляют из прокатных профилей. Как правило, такие мачты имеют квадратное или прямоугольное сечение. Секции мачт соединяют между собой стыковыми накладками на болтах или фланцами.

Сбегающий канат грузового полиспаста отводится от мачты через отводной блок 2, закрепленный у основания (пяты) мачты. Пяту можно устанавливать на шпальную клетку или фундамент. Размеры основания мачты определяют расчетом. Пяту мачты раскрепляют в горизонтальной плоскости от сдвига при наклоне мачты и от усилия в сбегающей нити грузового полиспаста.

 

43. Порталы, ленточные подъемники. Описание конструкций, параметры, применение, возможные схемы.

Монтажным порталом называется П-образная рама, имеющая жесткие или шарнирные узлы. В зависимости от назначения порталы бывают неподвижные и качающиеся (наклонные). Монтажные порталы состоят из двух мачт, связанных наверху тягой или жестким ригелем. Применяют порталы, когда нужно поднять большой объемный груз на значительную высоту.

Портал расчаливают вантами. На каждую мачту ставят по три ванты: две от плоскости и одна в плоскости портала — наружу; иногда ванты ставят между мачтами портала. Ванты, установленные от плоскости, оснащают полиспастами, дающими возможность наклонять портал в обе стороны от вертикальной плоскости фасада рамы портала.

На ригеле портала подвешивают полиспасты, чаще два, причем располагают их ближе к мачтам, чтобы уменьшить изгибающий момент в ригеле. Стойки портала выполняют, как и монтажные мачты, из труб или решетчатыми.

Если портал качающийся, то ригель соединяют со стойками (мачтами) горизонтальными шарнирами. В момент наклона портала за счет шарниров ригель постоянно остается в одном и том же положении и в нем не возникает моментов от кручения. В качающихся порталах шарнирный низ мачт раскрепляют расчалками или устанавливают на специальные фундаменты, чтобы предотвратить его сдвиг.

На рис. 43 показан монтажный портал, который используют при монтаже аппаратов колонного типа

 

Ленточным подъемником называют монтажный портал, у которого вместо грузовых полиспастов используют металлическую ленту, а грузы поднимают с помощью гидравлических домкратов. Ленточным подъемником поднимают грузы массой более 1000 т.

Ленточный подъемник предназначенный для подъема пролетного строения крана-перегружателя, состоит из двух порталов. Порталы устанавливают на фундаменты.

Внизу мачт расположены опорные шарниры которые служат для улучшения передачи нагрузки на фундаменты. Вместо полиспаста в ленточном подъемнике применяют подъемную ленту с отверстиями.

Портал в вертикальном положении удерживается вантами. Верхняя часть портала (ригель) в ленточном подъемнике называется поддомкратной балкой. Такое название балка получила из-за того, что на нее устанавливают гидравлические домкраты. Над домкратами помещают вторую балку— наддомкратную, к которой крепят подъемную ленту. В верхней части портала для подъема и опускания такелажного оборудования к поддомкратной балке присоединены две вспомогательные мачты, на которых закреплены укосины, оснащенные полиспастами незначительной грузоподъемности. Пролетное строение моста поднимают с помощью балки, на которую предварительно устанавливают мост.

В начале работы ленточным подъемником определяют шаг подъема, который должен соответствовать ходу домкрата и шагу отверстий в подъемной ленте. Гидравлические домкраты поднимают наддомкратную балку до тех пор, пока ближайшие в лентах отверстия не совпадут с отверстиями в наддомкратной балке. В совпавшие отверстия вставляются оси. После этого продолжают поднимать поршни всех домкратов.

44. Шевры, мачтово-стреловые краны, мобильные монтажные стрелы. Описание конструкций, параметры, применение, возможные схемы.

Шевром (рис. 45) называется А-образная рама, нижний конец которой закрепляется шарнирно, а верхний удерживается канатом 5 или полиспастом. С помощью грузового полиспаста 1 можно поднимать груз, а затем, изменив наклон шевра, удерживать его в нужном положении. Для изменения направления канатов применяют отводные блоки 3. Сбегающая нить 4 грузового полиспаста идет на подъемную лебедку. Канат 5, служащий для изменения наклона вылета шевра, также идет ко второй лебедке.

В зависимости от назначения шевры бывают стационарные и передвижные. Стационарные шевры шарнирным концом крепят к специальной опоре или фундаменту, а тяги или полиспаст — непосредственно к якорям. Особое внимание обращают на закрепление шарниров шевра, так как в них возникают горизонтальные усилия.

 

Шевры оснащают двумя полиспастами: одним грузовым для подъема груза, который подвешивается к оголовку шевра, и другим для изменения наклона шевра. Сбегающая нить грузового полиспаста идет по одной из ног к пяте, а затем через отводной блок к грузовой лебедке. Грузовая лебедка устанавливается: на передвижныхшеврах — на раме шевра, а на стационарных — у специального якоря.

Шевры в отличие от мачт не имеют боковых вант.

Шевры выполняют из труб или прокатных профилей (сплошных и решетчатых).
Применяют шевры для подъема тяжеловесных элементов (массой от 1 до 50 т), а также для опрокидывания тяжелых конструкций.

Переносные монтажные стрелы применяют в случаях, когда имеются конструкции, позволяющие крепить на них опорный и верхний узел стрелы. Грузоподъемность стрел 3—10 т при длине 10—25 м.

Переносная стрела может вручную канатами, закрепленными за оголовок, поворачиваться на угол до 180Q и с помощью стрелового полиспаста изменять свой вылет (наклон).

Нижний узел по конструкции мало отличается от опорного узла поворотной наклонной мачты.

Переносные стрелы могут быть трубчатыми и решетчатыми и собираются из отдельных секций. Расчет переносных стрел производят аналогично расчету стрел вантовых кранов. Если переносная стрела крепится к существующим конструкциям, последние должны быть проверены на нагрузки, возникающие от переносной стрелы.

Одно из достоинств мачтово-стреловых кранов — простота их конструкции; при необходимости они могут быть изготовлены силами монтажной организации. Недостатком является необходимость устройства вант и якорей, загромождающих площадку.

Мачтово-стреловые краны применяют для навесной и полунавесной сборки мостов и эстакад, для монтажа объектов с небольшой в плане площадью, а также для обслуживания складов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...