Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 24 глава

Существенное значение в социологии имеет типологизация социальных изменений. Наиболее важными типами социальных изменений является следующие.

Институциональные и общностиые изменения. Как мы уже отмечали в главе 18, значительная и очень важная часть жизнедея­тельности общества институционализирована, т.е. осуществляется посредством деятельности социальных институтов - государства, права, политических партий, системы образования, семьи и т.п. Отметим, в частности, возросший в последние годы интерес не только социологов, но и широкой общественности к изменениям структуры, функций, форм семьи, отношений между ее членами. В круг этого интереса входят изучение изменений ролей и функций членов семьи, направленности действий по выбору супруга, изме­нений взаимоотношений в семье, приводящих к разводу и т.д. Возрастающее значение приобретает изучение социальных изме­нений, вызванных распадом Советского Союза и последующей трансформацией политической системы в постсоветских странах. Здесь особенно важную роль играют изменения, связанные с де­мократизацией общества, с возникновением новых типов государ­ственного правления - президентства, парламентаризма; появле­нием новых тенденций в электоральном процессе (в политических ориентациях и позициях избирателей, в динамике их политических предпочтений и т.д.); во взаимодействиях субъектов политической деятельности, в изменениях содержания, структуры, функций и механизмов государственного управления.


Общностпые изменения характеризуются тем, что, в отличие от институциональных, они охватывают сферу деятельности не одной, а нескольких взаимосвязанных областей. Такой именно ха­рактер носили социальные изменения, происходившие в период смены рабовладельческого общества феодальным, а феодального — капиталистическим. Во втором из названных процессов становле­нию капитализма предшествовали несколько взаимосвязанных и очень существенных изменений - кризис сеньоральных повинно­стей, разрушавший экономическую основу феодализма, Гуттен-берговско-Скарининская книгопечатная революция, Возрождение, Великие географические открытия, протестантская революция, вызвавшая к жизни дух капитализма. Все эти изменения выходили за сферы деятельности какого бы то ни было из существовавших социальных институтов, оказывали мощное воздействие на все сферы общества и носили вследствие этого общностный (т.е. рас­пространяющийся на все общество) характер.

Инновационные измененияэто возникновение новых спо­собов и результатов деятельности людей, которых не существо­вало на предыдущих стадиях общественного развития. Сущность этих изменений составляет инновационная деятельность индиви­дов и их групп, а их содержание - комплексный процесс создания, распространения и практического использования различных нов­шеств (нововведений) для удовлетворения социальных потребно­стей, изменяющихся под воздействием развития общества или вновь возникающих (например, потребность в радиоэлектронных средствах информации).

Сам термин «инновация» вошел в социологию в конце XIX в. через антропологию и этнографию, где используется при исследовании процессов изменений в субкультуре, выступая в ка­честве антонима термину «традиция», затем стал широко приме­няться при исследовании изменений в сферах экономики, полити­ки, науки, техники. Выдающийся немецкий социолог М. Вебер раскрыл важнейшую инновационную роль религиозных институ­тов, в частности, протестантской этики в становлении духа капи­тализма, в возникновении капиталистической экономической сис­темы. Т. Парсонс показал важное инновационное значение фило­софии, теологии, права и социологии в современном обществе.

Обычно в социологии выделяются четыре взаимосвязанных компонента в структуре инновационных изменений. Первым из них является само новшество, в какой бы сфере оно ни появля-


лось— в экономической, политической, социальной, научной, тех­нической и т.п. К числу нововведений относятся и новые научные идеи, и новые технические изобретения, и новые политические структуры, и новые социальные роли. Второй элемент нововведе­ний составляют новаторы, т.е. люди, создающие новшества или осуществляющие их реализацию в той или иной сфере обществен­ной жизни. Новаторы, как правило, выделяются своими развитыми способностями, целеустремленностью, высокими волевыми каче­ствами, умением сконцентрировать все свои интеллектуальные и физические ресурсы на решении той или иной задачи, достижении поставленной цели. М. Вебер раскрыл большую значимость личной харизмы (необычайная способность оказывать влияние на других людей) в деятельности политических и религиозных новаторов.

Третий компонент инновационных изменений — агенты диффузии, или распространите пи нововведений Это, как правило, ученики и соратники новатора, создающего новые идеи, проекты, технические средства и т.п. Именно такую роль играли, например, апостолы- ученики Христа- в распространении христианского миропонимания. Четвертым компонентом инновационных изме­нений являются оцениватели, аоспреемники появляющихся нов­шеств. Социальная оценка нововведений постоянно сопровождает инновационные изменения, но при ее социологическом анализе можно выделить экспериментальную фазу и следующую за ней фазу принятия решений Первоначальное принятие нововведений небольшим кругом лиц представляет собой экспериментальную фазу, а последующее более широкое их применение приводит к фазе принятия решений - применять ли предложенные нововведе­ния, а если применять, то в каких сферах и в каких масштабах. На­пример, в период холодной войны и существования острой меж­дународной напряженности научно-технические нововведения, осуществлявшиеся в Советском Союзе и США, оценивались и применялись, в первую очередь, в военно-промышленном ком­плексе (компьютерная, лазерная, ракетная техника и др.), а затем уже переносились в гражданские сферы общества.

В принятии решений относительно применения нововведе­ний могут существовать три возможных ситуации. Они таковы:

1) отвержение временно принятого нововведения (например, замена парламентского типа власти в Беларуси в 1994 г. на прези­дентский тип);


2) полное принятие новых типов структур и отношений при
соответствующем вытеснении прежних структур и отношений
(например, создание и повсеместное распространение в Беларуси
так называемой «президентской вертикали», пронизывающей со­
бой все властные и управленческие структуры и способы взаимо­
отношений между ними);

3) непрочное, противоречивое следование ранее существо­
вавшим и новым ценностям, нормам, способам поведения, напри­
мер, сохранение большими группами населения Беларуси, России,
других стран СНГ ностальгических симпатий к Советскому про­
шлому и патерналистских иллюзий, связанных с тем, что государ­
ство может и должно помогать всем.

Последнее особенно характерно для лиц старших возрастов и пенсионеров, при широком распространении в других социаль­ных группах рыночных стратегий поведения, (чем выделяются предприниматели, фермеры, так называемые «челноки», лица младших возрастных когорт). Такая ситуация обычна для переход­ного периода в развитии общества, когда происходящие в нем со­циальные изменения характеризуются различной направленно­стью, вследствие чего ни традиционное, ни то, что идет ему на смену (а также их приверженцы), не обладают ощутимым превос­ходством.

В обществе существуют эволюционные и ревонкщионные со­циальные изменения. Первый из этих типов изменений составляют постепенные количественные перемены, преимущественно необ­ратимого характера, проистекающие в различных социальных сис­темах и общностях — в экономике, политике, культуре, социальной жизни, в функционировании семьи, организации и т.п. Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления но­вых элементов, свойств, функций, приводящих, в конечном счете, к изменению всей системы. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы. В таких случаях они при­обретают характер социальных реформ - преобразования, переуст­ройства какой-либо стороны социальной системы в целях совер­шенствования ее структуры или функций без разрушения самих ос­нов этой системы. Примером таких преобразований может служить реформирование экономической системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ на путях становления в них


социально ориентированной рыночной экономики, разгосударст­вления собственности, развития предпринимательства и т.п.

Однако эволюционные социальные изменения могут носить и стихийный, неорганизованный характер, примером чего служит урбанизация - процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанно­го с этим распространения некоторых черт и особенностей город­ского образа жизни в сельской местности.

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это, во-первых, изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направлен­ные на радикальное преобразование социальной системы, будь то экономика, политическая система или научная теория. Во-вторых, эти изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят. В-третьих, такие изменения захватывают не второстепенные, не пе­риферийные структуры и функции данной системы, а ее основные структуры и функции, само ее социальное существование. В-чет­вертых, революционные изменения чаще всего опираются на на­силие и сопровождаются применением насилия. В-пятых, в случае своего удачного осуществления они приводят к возникновению на развалинах старой системы радикально отличающейся от нее ка­чественно новой социальной системы, как это произошло в ре­зультате Октябрьской революции в 1917 г.

Социальные революции именно в силу радикальности осу­ществляемых ими преобразований и крупномасштабного приме­нения не только сил созидания нового, но и разрушения старого, включая и революционное насилие, вызывают ожесточение и диа­метрально противоположные оценки представителями различных социальных групп. Если В.И. Ленин называл революцию «празд­ником угнетенных», то выдающийся русский философ Н.А. Бер­дяев, напротив, - «величайшей катастрофой».

Важную роль в развитии общества выполняют циклические социальные изменения, представляющие собой совокупность явле­ний, процессов, событий, - последовательность которых склады­вается в определенный кругооборот, совершающийся в течение некоторого промежутка времени. Именно такую трактовку исто­рическим процессам давали выдающиеся философы и социологи Н. Макиавелли, Дж. Вико, Ш. Фурье, Н.И. Данилевский, П.А. Со­рокин и др. В своих работах они не просто зафиксировали, но и


объяснили, в силу каких причин различные социальные системы -цивилизации, культура, общности и т.п. - проходят через различ­ные стадии циклических изменений - возникновение, рост, рас­цвет, кризис, увядание, исчезновение, а затем - возникновение но­вой системы, которая выступает либо как преемник, либо как со­перник, отрицатель и уничтожитель предыдущей. Наглядным примером циклического характера социальных изменений может служить динамика различных поколений людей. Каждое поколе­ние нарождается, проходит период социального становления и возмужания, затем - период активной социальной деятельности, за ним - период старения и, наконец, период естественного заверше­ния жизненного цикла.

В последние годы обострился интерес к проблеме больших циклов (длинных волн) в экономических и социальных изменени­ях. Существенный вклад в изучение циклических изменений внес широко известный российский экономист Н.Д. Кондратьев. Он до­казал наличие длинных циклов в экономическом развитии, в ходе которых изменяется динамика большинства экономических пока­зателей от фазы восхода к фазе спада, причем в процессе развития этих циклов скачкообразное изменение производительных сил и соответствующих им экономических отношений взаимосвязано с аналогичными изменениями всех социальных структур. Повыша­тельная волна первого из исследованных Кондратьевым большого цикла начинается со значительного изменения в основных услови­ях хозяйственной жизни общества, в разгар промышленной рево­люции конца XVIII- начала XIX вв., когда совершаются круп­нейшие технические изобретения, создаются новые отрасли про­мышленности, а сами эти циклические изменения сопровождаются крупными социальными потрясениями - революциями и война­ми - Великая Французская революция, наполеоновские войны и др.

Таким образом, войны и социальные потрясения, с точки зрения Н.Д. Кондратьева, включаются в ритмический процесс раз­вития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. В частности, считал он, войны возникают на почве повышения темпа и напряжения хозяйствен­ной жизни, обострения экономической борьбы за рынки и сырье, а социальные потрясения — в период бурного натиска новых хозяй­ственных сил (5; 200-203, 211).

Дальнейшие исследования, проведенные в этом направлении Й. Шумпетером, Г. Меншем, Л. Фонвье, Ю.В. Яковцом, Н.В. Лука-


шевичем и др., показывают, что вблизи поворотных точек боль­ших циклов экономического развития происходят, как правило, события общеевропейского и даже мирового масштаба. Так, в пре­делах минимума и максимума первой длинной волны циклических изменений (1780-1820 гг.) произошли Великая французская рево­люция и наполеоновские войны, война России с Турцией, второй и третий разделы Польши. В период второй длинной волны цикли­ческих изменений (1842-1870 гг.) свершились буржуазные рево­люции в ряде европейских стран, франко-германская война и Па­рижская коммуна. В период третьей длинной волны (1890-1920 гг.) произошли русско-японская война, Первая мировая война, Ок­тябрьская революция. Самым крупным потрясением четвертой длинной волны (1930-1970 гг.) стала Вторая мировая война. А в начале развертывания пятой длинной волны циклических измене­ний (1990 г. - примерно 2030 г.) весь мир был потрясен самоубий­ственным разрушением Советского Союза (6; 328-329) и трудно сказать, какие еще крупные социальные потрясения ожидают нас в этом периоде.

Социальный прогресс и регресс воплощают в себе направ­ленность социальных изменений. Под социальным прогрессом по­нимают такую направленность изменений, при которой осуществ­ляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной со­циальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями.

Несомненным проявлением прогрессивных изменений в об­ществе стали переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной эпохе, наступившей 9-10 тыс. лет назад. Столь же прогрессивным был переход от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному его типу, осуще­ствлявшийся примерно 250-300 лет тому назад. Основной же фор­мой этого перехода стала промышленная революция конца XVIII -начала XIX века. Социальные изменения, вызванные этим про­грессивным процессом, были грандиозны. Вместо возделывания земли основой экономики, социальной жизни, политики и культу­ры стала промышленность. На смену жесткой авторитарной власти монархов пришла демократическая (или псевдодемократическая) власть парламентов и президентов. Вместо феодальной знати гос­подствующее положение в социальной структуре заняла буржуа­зия. Прежде необразованное большинство населения стало заме-


Несомненным проявлением прогрессивных изменений в обществе стали переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной эпохе, наступившей 9-10 тыс. лет назад. Столь же прогрессивным был переход от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному его типу, осуществлявшийся примерно 250-300 лет тому назад. Основной же формой этого перехода стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX века. Социальные изменения, вызванные этим прогрессивным процессом, были грандиозны. Вместо возделывания земли основой экономики, социальной жизни, политики и культуры стала промышленность. На смену жесткой авторитарной власти монархов пришла демократическая (или псевдодемократическая) власть парламентов и президентов. Вместо феодальной знати господствующее положение в социальной структуре заняла буржуазия. Прежде необразованное большинство населения стало замещаться образованными людьми, вместо феодального раздробления этносов возникли сложившиеся в результате их интеграции нации с их высокоразвитыми национальными культурами, основанными на едином литературном языке и распространении книгопечатной продукции.

Однако в обществе существуют и такие социальные измене­ния, направленность которых воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, утраты способности к выпол­нению тех или иных необходимых для существования системы и поддержания ее жизнеспособности функций. Это и есть социаль­ный регресс, который кроме нисходящей направленности развития включает в себя и моменты застоя, упадка, возвращения к изжив­шим себя социальным структурам и функциям. Таким образом, по направленности социальных изменений социальный регресс про­тивоположен прогрессу. Типичным проявлением социального рег­ресса стало утверждение в 30-х годах XX столетия фашистского режима в Германии. В результате этого демократическая парла­ментская республика была раздавлена тоталитарной диктатурой «фюрера», многие культурные ценности были отвергнуты, в мас­совом порядке сжигались на кострах выдающиеся произведения мировой литературы. Многие выдающиеся деятели науки и куль­туры были вынуждены эмигрировать. Был осуществлен геноцид еврейского населения, унесший 6 млн. жизней. А немецкая нация, опьяненная и оболваненная в своем большинстве расистской идеологией, была брошена в пучину Второй мировой войны, обер-


нувшейся для страны, всего немецкого народа величайшей соци­альной катастрофой.

Однако между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и гораздо более многосторонняя взаимозависимость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, с другой - при нарастании регрессивных изменений система в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития. Так, еще со времен Жан-Жака Руссо (вторая половина XVIII в.) значительная часть ученых, специализирующихся в общественных науках, считают, что научно-технический прогресс при всех своих положительных последствиях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу нравов, нравственности.

Учитывая сложность и противоречивость взаимодействия прогрессивных и регрессивных изменений в развитии общества, многие социологи в последние время отвергают утверждения о существовании линейной направленности исторического процесса, выражают скептицизм относительно теории прогресса. Обобщая различные точки зрения по данной проблеме, президент Международной социологической ассоциации И. Валлерстайн утверждает, что с учетом специфики глобальных тенденций и особенностей переходов от одних исторических систем к другим, «гораздо надежнее допустить возможность прогресса, но такая возможность не будет означать его неизбежности (3; 21).

Трансформационные социальные изменения составляют весь­ма специфический класс перемен, происходящих, как правило, в кризисные эпохи и охватывающих все сферы общества, т.е. нося­щих общиостный характер. Именно такими особенностями отли­чаются трансформационные процессы, происходящие на громад­ном геополитическом пространстве бывшего СССР в течение 90-х годов XX столетия. Эти изменения приобретают по существу сис­темные качества и охватывают все сферы общества, все его соци­альные структуры, деятельность всех социальных институтов. В эту многогранную систему социальных трансформаций входят изменения политической и государственной системы, преобразо­вания централизованно управляемой и планируемой экономики в экономику рыночного типа. Появляются новые социальные слои (предприниматели, фермеры, менеджеры, лица свободных профес-



 


гуаций. Графически такое переходное, трансформационное со­стояние системы и возможные варианты ее изменений можно изо­бразить в виде взаимного пересечения двух осей: вертикальной, представляющей собой векторальное изображение альтернатив­ных целей, и горизонтальной, вдоль которой располагаются аль­тернативы средств (рис. 40).

Как следует из этого, области возможной социальной ре­формации общества и возможной социальной реставрации, т.е. от­ката назад, к старой или новой форме тоталитаризма в трансфор­мирующейся социальной системе, располагаются в антагонистич­ных по отношению друг к другу квадрантах. Причем первая из них сосредоточена преимущественно в том квадранте, где несущими, системообразующими осями являются два взаимосвязанных на­правления развития: движение по пути углубления социальной демократии и движение к институционализации соперничества и конфликтов. Комплексным итогом трансформаций, осуществляе­мых в этих взаимно дополняющих друг друга направлениях, должно стать формирование и функционирование социального го­сударства с последующим его развитием в цивилизованное, граж­данское общество. Что же касается области возможной социаль­ной реставрации, то она располагается в правом нижнем квадран­те, системообразующими социальными осями которого становятся социально-политическая вседозволенность и тоталитаризм. Соци­ально-политическая трансформация общества в этих двух взаимо­связанных направлениях неизбежно приводит к резкому ограниче­нию демократии, к установлению диктатуры в той или иной форме и в конечном итоге к возрождению тоталитарной общественно-политической системы.



 


ции и складывающимися в результате этого вакуумом власти, пра­ва, морали и др. Пределы обширной сферы социального хаоса в посттоталитарном обществе не остаются неизмененными, они по­стоянно пульсируют между минимумом и максимумом. Амплиту­да таких колебаний определяется тем, какие социальные компо­ненты — реформационные или реставрационные — превалируют на гом или ином этапе исторического развития данного общества. Поэтому при многообразии форм перехода от тоталитарной к пост­тоталитарной системе главенствующими остаются две постоянно противоборствующие и взаимоисключающие друг друга тенденции.

Первая, как мы уже отметили, заключается в формировании социального государства. Что оно из себя представляет? Это такая социально-политическая система, в которой никто (ни отдельный индивид, ни клика, ни социальная группа) не вправе сосредото­чить в своих руках такие инструменты власти (экономические, по­литические, идеологические), которые позволили бы ему ущем­лять гражданские права любого гражданина. Каждый гражданин должен обладать возможностью обрести, по крайней мере, мини­мально достойные экономические, социальные, культурные усло­вия жизни. Речь в данном случае идет о существовании верхних и нижних границ цивилизованного существования каждого, которое создает предпосылки для цивилизованного существования всех. Этими границами очерчивается пространство гарантированных прав для всех, причем социальное государство выступает не толь­ко гарантом их осуществления, но и заботится о том, чтобы грани­цы цивилизованного существования каждого гражданина, следо­вательно, и всех граждан, неуклонно расширялись. Однако такая социальная гарантия возможна только в том случае, если высшей ценностью и целью социальной системы становится личность, а главным фактором и определяющей категорией развития общест­ва - труд.

Только в случае преобладания такой тенденции в трансфор­мирующейся социальной системе она сможет обеспечить строи­тельство и функционирование общества, в котором инструменты цивилизованного развития являются общественными, т.е. рассчи­танными на всех, а задачи, которые призвано решать социальное государство, - индивидуализированными, ориентированными на каждого конкретного человека. Именно такая ориентация соци­ально-экономической, политической и духовно-культурной сферы способна обеспечить не только минимум, но и более высокий уро-


вень цивилизованного развития для каждого гражданина, следова­тельно, и для всех членов общества.

Если эта тенденция в трансформационном процессе станет преобладающей (для этого существуют все необходимые предпо­сылки), то цивилизационные основы общества, сосуществование его различных социальных групп и общностей (этнических, про­фессиональных, территориальных и др.) не только сохраняются, но и обогащаются, приобретают новое качественное содержание. Если же в процессе трансформации посттоталитарного общества возобладает вторая из названных тенденций (движение к тотали­таризму), то восприятие цивилизационно-культурных структур иных социальных, национальных, профессиональных, территори­альных общностей той общностью или группой, которая обладает властными или иными (экономическими, например) привилегия­ми, приобретает отчужденно-враждебный характер, что может обернуться разрушением цивилизационных основ сосуществова­ния различных социальных структур, нарастанием конфликтности и катастрофичности в общественной эволюции.

Однако было бы большим упрощенчеством полагать, что трансформационные изменения с их вероятностными, не всегда предсказуемыми последствиями, охватывают только постсоциали­стическое геополитическое и экономическое пространство, они присущи всему мировому сообществу государств. Многие социо­логи-аналитики, задумывающиеся о судьбах человечества в XXI веке, высказывают мнение, согласно которому ныне существую­щая мировая система просуществует в современном виде едва ли более 50 предстоящих лет, что ее по всей вероятности, ожидает эпоха «некумулятивных, недетерминированных, радикальных трансформаций» (3; 18-20). Трудно предсказать, в каком направ­лении будут осуществляться такие трансформационные измене­ния, но скорее всего их основная траектория совпадает с перехо­дом мирового сообщества (разумеется не одновременно для всех регионов, стран и культур) к новому типу цивилизации - цивили­зации ноосферного типа, где власть Нуса (знания) и Номоса (за­кон) станет абсолютной, а центральным элементом системы лич­ности и системы общества будет интеллектуальность, соединенная с нравственностью.


Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социальное изменение?

2. Каковы основные виды (сферы действия) социальных изменений?

3. Как соотносятся понятия «социальные изменения», «социальный про­
цесс», «социальное развитие», «социальная динамика»?

4. Каковы особенности институциональных и общностных изменений?

5. В чем состоит сущность социальных инноваций?

6. Каково соотношение эволюционных и революционных изменений,
социального прогресса и регресса в развитии общества?

7. В чем проявляются особенности циклических изменений?

8. Какова специфика и роль трансформационных изменений в развитии
общества?

Литература

1. Бабосау Я.М. Трансфармацыя сацыяльнай структуры Беларус1 у пра-
цэсе станаулення яе дзяржаунасщ //Беларусь на шляху дэмакратыза-
цьп. Мн., 1996.

2. Бабосов Е.М. Трансформация цивилизационно-культурного прост­
ранства в пост социалистическом обществе //Восточная Европа: поли­
тический и социокультурный выбор. Мн., 1994.

3. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не из­
меняется? //Социологические исследования. 1997, № 1.

4. Данилов А.Н. Переходное общество. Проблемы системной трансфор­
мации. Мн., 1997.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической коньнюктуры //Проб­
лемы экономической динамики. М., 1989.

6. Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность
//Социология /Под ред. Г.В. Осипова. Гл. X. М., 1996.

7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

8. Сорокин П. Кризис нашего времени //Человек, цивилизация, общест­
во. М., 1992.

9. Фролов С.С. Социология. Гл. 14. М., 1996.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Глава 25. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В своей жизнедеятельности ни один человек не представляет собой некую «робинзонаду», изолированную от всех других лю-


дей, не испытывающую на себе их разнообразного влияния и не оказывающую одновременно никакого влияния на них. Личность любого человека представляет собой совокупность тех социаль­ных качеств, которые сформировались и развивались в определен­ных сетях или совокупностях межличностных взаимодействий. J Почему писатели (разумеется, хорошие, талантливые) умеют луч- j ше, ярче, правдивее описать жизнедеятельность разных людей в различных обстоятельствах, чем многие социологи, психологи, философы? Прежде всего потому, что они, писатели, уделяю г главное внимание раскрытию конкретных, жизненных проявлений таких глубоких и сильных чувств, как любовь, дружба, страсть, эгоизм, ревность, самопожертвование, героизм и т.п. Именно через эти чувства, через их возникновение, развитие, столкновение, уга­сание раскрываются в художественных произведениях жизненные драмы людей в их любовных и деловых взаимодействиях, в их дружбе и соперничестве, в их вражде, радостях и печалях, в их конфликтах. Какой бы из знаменитых романов Л. Толстого, Ф. Достоевского, О. Бальзака мы ни взяли, вся ткань их повество­вания соткана сплошь из человеческих взаимодействий, причем взаимодействий разительно разнообразных. Вспомните знамени­тый «треугольник» — Анна, Каренин и Вронский. Сердцевиной их сложных и запутанных отношений выступает любовь в ее разных ипостасях: любовь как страсть, любовь как долг, любовь как пре­ступление. Именно в сложном взаимопереплетении этих взаимо­действий раскрываются характеры героев Толстого, их жизненные судьбы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...