Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 26 глава

Второе отличие официальных отношений от неофициальных состоит в следующем: официальные отношения стандартизиро­ваны и обезличены, т.е. права и обязанности руководителя и под­чиненного в определенной организации остаются теми же самыми, независимо от того, кто эти роли исполняет. В отличие от этого, права и обязанности, которые складываются в неофициальных межличностных отношениях, целиком зависят от индивидуальных личностных особенностей участников, от их глубоко индивидуа­лизированных чувств и предпочтений.

Из этого вытекает и третье отличие неофициальных меж­личностных отношений от официальных. В противовес послед­ним, которые развиваются в определенных нормативных рамках, а потому требуют определенного обучения, межличностные отно­шения неофициального характера не нуждаются в каком-либо обучении. В таких отношениях каждый индивид развивает свой собственный, только ему присущий тип обращения с партнером, соответствующий ожиданиям, требованиям, предъявляемым ему конкретным индивидом, с которым он вступает в контакты.



 


Есгь еще одно существенное отличие неофициальных отно­шений между людьми от официальных. В случае официальных от­ношений редко приходится выбирать, кто, с кем и в какие по со­держанию коммуникации, контакты должен вступать. Кто в уни­верситете ректор, декан, преподаватель, а кто - студент, чаще все­го зависит не от моего выбора, а от сложившейся в данном учебном заведении ситуации, уровня образования, квалификации, опыта, авторитета и многих других характеристик работающих в нем людей. А в неофициальных отношениях, пожалуй, решающую ро ть играет именно личностный выбор. Такой выбор осуществля­ется партнером по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне опреде­ленными по своим личностным качествам человеком.

Официальные и неофициальные отношения, в которые всту­пают люди друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причин­но-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и студент), субор­динационными (начальник и подчиненный).

Однако при всем своем многообразии социальные отноше­ния обладают определенной структурой, которая с большей или меньшей очевидностью проявляется в их различных вариациях. Эта структура детально проанализирована выдающимся американ­ским социологом Т. Парсонсом в его функциональной теории дей­ствия. Первый структурный компонент, который придает опреде­ленную значимость отношению "я" к какому-либо объекту (друго­му индивиду или предмету), это - "катектическая ориентация", т.е. возможность поддержания баланса удовлетворения — неудовле­творения интересов его личности. "Дело в том, - подчеркивает Т. Парсонс, — что отношение к объекту может приносить или не приносить удовлетворение действующему лицу" (9; 470). Второй компонент в структуре отношения - это его когнитивная, познава­тельная ориентация: индивид, вступая в определенные отношения с другими индивидами, избирательно относится к ним на основа­нии имеющегося у него знания элементарных законов логики или опыта наблюдения. Наконец, третий компонент социального от­ношения, согласно Т. Парсонсу, представляет собой ценностную ориентацию, или оценочный аспект мотивационной ориентации действий индивида, суть которых выражена в проблеме: "Нельзя


съесть пирог и одновременно сохранить его". Этот третий компо­нент является по существу синтезом двух предыдущих и образует определенный моральный стандарт в отношениях индивида с дру­гими индивидами.

Разумеется, все три компонента отнюдь не всегда в одинако­во явной форме присутствует в различных по содержанию и на­правленности отношениях. Известный американский социолог Ч. Кули, в частности, обратил внимание на то обстоятельство, что "отношение к другим людям. может быть отчетливым и деталь­но определенным, как, например, когда какой-нибудь мальчик ис­пытывает стыд, застигнутый матерью за занятием, которое та за­претила, либо оно может быть смутным и расплывчатым, как, на­пример, когда человек испытывает стыд, совершив нечто такое, что одна только его совесть, выражающая чувство ответственно­сти, может обнаружить и осудить, но оно всегда присутствует" (4; 318). Казалось бы, нет никакого отношения в чувстве гордости или стыда, но само это чувство возникает только в отношениях индивида с другими людьми. Даже скупец, втайне любующийся своим золотом, утверждает Ч Кули, может почувствовать "мое" только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над кото­рыми он имеет тайную власть, вступает с ними в определенные, пусть даже только воображаемые отношения.

Таким образом, к перечисленным выше разновидностям со­циальных отношений можно добавить еще воображаемые и реаль­ные, мыслимые и немыслимые, осознанные и неосознанные, от­четливо выраженные и смутные, расплывчатые.

В зависимости от количества взаимодействующих субъек­тов, их социальных статусов и ролей, простоты или сложности тех общностей, в которых связаны друг с другом индивиды, социаль­ные отношения бывают простыми или сложными, а также - отно­шениями сходства и различия, равенства и неравенства. В качестве примера простой социальной общности, в пределах которой отно­шения складываются из взаимодействия единиц социального ми­нимума - двух персон (мужа и жены), известный немецкий социо­лог Н. Луман приводит семью. Но эти отношения неизбежно раз­рушаются из-за исчезновения одного из этих элементов, их нельзя дифференцировать и потому модифицировать. Такие отношения существуют или не существуют. Более сложными оказываются отношения в политических сообществах; они сложно дифферен­цированы на отношения сотрудничества и соперничества, господ-


ства и подчинения, равенства и неравенства. Все они наполняются более сложным предметным содержанием, причем "господство, -отмечает Н.Луман- остается условием, при котором возможно возникновение структурной сложности". Здесь "интерес опирается на законность, которая его регулирует", а одна из задач теории общества состоит в том, чтобы "уловить возникающие неопреде­ленности в связи с объективными оценками тех самых "законных" оснований общения" (5; 104-105).

Широко распространенным типом социальных отношений в современном обществе являются субординационные отношения между руководителями и подчиненными. Особенно часто они проявляются в двух очень важных сферах общественной жизни - в экономической и политической. Их совокупность может быть представлена в четырех основных разновидностях: бюрократиче­ские, патерналистские, фратерналистские и партнерские отноше­ния.

Бюрократические (от фран. бюро — канцелярия + греч. кра-тос - власть; буквально - господство канцелярии) отношения, если освободить их от негативного оценочного налета, широко распро­страненного в белорусском и российском обществах, а следовать сущности их трактовки М. Вебером, базируются на администра­тивной иерархии. При наличии таких отношений за каждым ра­ботником жестко закреплены его функциональные обязанности. Наальники принимают решения, а подчиненные обязаны их вы­полнять, строго следуя букве и сути распоряжений. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет со­бой отлаженную процедуру текущих проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий испол­нитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированный характер и ограничены отношениями чисто служебного свойства.

При патернализме (от лат. патер - отец) четко выражена ие­рархичность отношений, а права "хозяина", который обычно при­нимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных тре­буется и ожидается лояльность по отношению к начальнику. "Хо­зяин" бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные прова­лы - общая. "Хозяин" строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению


и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный ха­рактер, выходящий за чисто служебные рамки.

В случае фратерпализма (от англ. фратер - брат) иерархич­ность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Гос­подствует стремление принимать решения коллегиального после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отно­шениях со своими подчиненными претендует скорее на роль "ли­дера", а не "начальника" или "хозяина". Подчиненным представля­ется достаточная самостоятельность, а в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны ру­ководителя, так и рядовых работников. Любой успех рассматрива­ется как общая заслуга всего коллектива, любой провал - как об­щая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой органи­зации носят подчеркнуто неформальный характер.

В случае партнерства (от франц. партнер - участник совме­стной деятельности) иерархические отношения хотя и существу­ют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе совме­стного обсуждения, где каждый вносит предложения в соответст­вии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководи­тель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, при­чем руководитель в них не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны понимать смысл принимаемых решений и выполнять их в процессе самостоятель­ной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий отношения между сотрудниками деперсонифицирова-ны и переведены на служебно-контрактную основу. Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объеди­няются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Конечно, выделенные четыре типа отношений в "чистом" виде встречаются редко, патернализм, в частности, нередко реали­зуется при наличии элементов фратернализма или бюрократизма: - все, в конечном счете, зависит от состава участников совместного действия, характера, содержания и направленности той организа­ции, в пределах которой люди вступают между собой в экономи­ческие, политические, учебные и иные отношения.



 


i о социальные действия, если и пока другой субъект не совершит ожидаемых от него действий, способствующих определенной дея-1ельности первого субъекта. В таком случае действия второго субъекта будут выступать в качестве доминирующих, а первого — зависимых.

В повседневной жизни нередко встречаются ситуации, когда личность или социальная группа в отношении одной цели или ценности является зависимой от другого индивида или социальной группы, а в отношении другой цели или ценности - доминирую­щей. Например, футболисты какого-либо спортивного клуба зави­сят от руководства этого клуба и тренера в размере вознагражде­ния, распределения игроков на основных и запасных, в определе­нии своих игровых амплуа (нападающий, защитник и т.п.), но и тренер, и руководство спортклуба зависят от футболистов, от их стремления сыграть интереснее, качественнее, эффективнее. Здесь четко прослеживаются отношения взаимозависимости.

Во всех сферах общества, особенно в политической, широко распространены и имеют важное значение отношения власти, господства и подчинения. Один из классиков социологии М. Вебер различал отношения господства и власти. Для понимания такого различия он приводит в пример власть крупного банка над теми, кто нуждается в кредите, с условием, когда банк занимает моно­польное положение на финансовом рынке. Эта власть основана на экономической силе. Господство же, в его понимании, предпола­гает не только — как в случае с экономической властью — принци­пиальный перевес силы, который можно использовать для осуще­ствления собственной воли, но и возможность отдавать приказы, неукоснительно принимаемые к исполнению. Господство, следо­вательно, есть такое отношение между управляющим и управляе­мым, при котором первый может навязывать свою волю путем обязывающих приказов. "Любое господство как предприятие, тре­бующее постоянного управления, - подчеркивал М. Вебер, - нуж­дается с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, притязающим быть носителями легитимно­го насилия, а с другой стороны, - посредством этого подчинения -в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средств управления" (2; 648).

Такое господство, доказывал Вебер, не может быть лишь следствием обладания силой. Хотя он не отрицал роли насилия как


основы господства, но в то же время подчеркивал, что одного на­силия недостаточно для возникновения, исправного и длительного функционирования системы господства. Необходимо еще наличие определенных ценностей, убеждений, на которых зиждется по­слушание управляемых. Анализируя эту проблему, Вебер исходил из конструирования трех, в его понимания, "идеальных, чистых типов": "традиционного господства", "харизматического господ­ства" и "легального господства". Два первых необходимы были Веберу для показа принципиального отличия того типа господ­ства, который он связывал с современными европейскими общест­вами, от господства легального. Анализ этого господства и путей его возникновения есть вместе с тем вклад Вебера в теорию поли­тического развития, или, как нередко это определяется в совре­менной немарксистской социологии политических отношений, в теорию политической модернизации.

Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными обладают правами и по­ложением господ над слугами. Их власть, однако, ограничена ос­вященными традицией нормами, на которые в то же время опира­ется и само их господство. В этом смысле, говорит Вебер, "прави­тель, который нарушал бы традиции без препятствий и ограниче­ний, подвергал бы опасности законность собственной власти, ко­торая опирается исключительно на силу традиций" (2; 646). Важ­ное значение имеет веберовская интерпретация механизма власти при традиционном господстве. Этот аппарат вначале функциони­рует как расширенный "дом" правителя, в котором отдельные службы отвечают за различные сферы жизни. Такой разросшийся до больших размеров "дом" правителя Вебер называет "патриомо-нализмом"; в качестве примера такой системы у него служит Древний Египет. Наряду с анализом патриомонализма Вебер скон­струировал также другой тип традиционного господства, который называл "султанизмом"; его особенностью должно было быть ос­вобождение правителя от традиционных ограничений и, следова­тельно, полный, неуправляемый деспотизм. Султанизм возможен тогда, когда традиционный правитель путем завоеваний расширяет границы своей власти, которая в итоге может опираться больше на вынужденное послушание подвластных, чем на их веру в закон­ность традиционной власти. Для этого, однако, нужна сильная ар­мия. Анализируя формы и методы функционирования военных ор-


ганизаций, Вебер подчеркивает главный парадокс деспотических систем. Заключается он в том, что, опираясь на силу, они попада­ют во все большую зависимость от нее, а это ведет к ослаблению их власти. Наконец, отходя от "чистого типа" традиционного гос­подства, Вебер рассматривал его конкретные (или, следовательно, нечистые), смешанные формы. В частности, он подвергал анализу отношение патриомонализма к феодализму, трактуя последний как разновидность традиционного господства с присущими ему опре­деленными отличиями.

Подобным типологическим методом Вебер исследовал и другой тип господства — харизматический. Греческий термин "ха­ризма" означает у Вебера какое-то необыкновенное качество, дар, магическую силу, свойственную отдельным людям. Харизматиче­ский вождь есть некто, чье господство над другими зиждется на их вере в его необыкновенные магические свойства. Он призван вы­полнять какую-то необыкновенную, ему предназначенную миссию и во имя этого имеет право на послушание подданных. Как и в традиционном господстве, власть опирается здесь на качества пра­вителя, а не на безличные права. Но в отличие от традиционного господства она есть не следствие того, что так всегда было, а ре­зультат убеждения, что харизматический вождь вносит нечто но­вое, а руководимые им люди "подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят ему". Таковыми, подчер­кивал Вебер, являются революционный вождь (в том смысле, что он изменяет существующее положение), дальновидный государст­венный деятель, спасающий страну от кризиса, религиозный или квазерелигиозный пророк.

Главной проблемой харизматического господства, как ут­верждал Вебер, служит проблема наследования, то есть проблема, которой в принципе при традиционном господстве не существует. Харизма, по существу, качество личное, и не может передаваться так легко, как традиционный титул власти. Вебер выделяет три способа передачи власти в системе харизматического господства. В первом случае существуют определенные критерии, которым должен соответствовать наследник, чтобы стать новым харизмати­ческим вождем. Во втором - предыдущий харизматический вождь назначает своего наследника, тем самым как бы распространяя на него собственные харизматические качества. В третьем, наиболее частом, поскольку первые два носят скорее исключительный ха­рактер, самые преданные ученики или последователи харизмати-


ческого вождя назначают наследника, который тем самым стано­вится носителем харизмы. Наследование власти в католической церкви осуществляется именно на этой основе, хоть эта власть апеллирует к легитимации в виде назначения первого преемника Христа в лице апостола Петра самим создателем веры. Однако по­следующие папы избираются правомочными участниками вселен­ского собрания кардиналов, но в момент выборов на них "нисхо­дит чудесным образом" харизма Христа.

Как традиционное, так и харизматическое господство нужны были Веберу как отправные пункты для анализа третьего типа господства- господства легального, в котором он видел политиче­скую особенность Запада. Именно этот анализ является важней­шей частью веберовской социологии политических отношений. Легальное господство — это господство права в том смысле, что как само существование власти, так и сфера ее действия зависят от установленных людьми позитивных прав. При этом типе господ­ства любая норма можег введена как право и предполагается, что с нею будут считаться все, кто подчинен власти. Здесь люди, стоя­щие у власти, являются не самостоятельными правителями, а вы­шестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко определенный период. При этой системе господства управ­ляемые - свободные граждане, обязанные подчиняться праву, а не подданные, обязанные подчиняться правителю, который использу­ет это право. В этой системе власти господство осуществляется в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального ус­тановления и деловой "компетентности, обоснованной рациональ­но созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в ка­ком его осуществляет современный "государственный служащий" (2; 646-647).

Такая система, по мнению Вебера, является особенностью Запада и одной из двух основных причин наряду с религией, в си­лу которых Запад достиг такого высокого уровня развития. Анали­зируя систему легального господства, Вебер уделил много внима­ния аппарату власти, то есть бюрократии. Он был убежден, что бюрократия является наиболее рациональной формой осуществле­ния власти, хотя в то же время видел и подчеркивал ее недостатки и слабости, например, в тех случаях, когда необходимо принимать решения по своеобразным, нетипичным вопросам.


В дополнение к своему идеальному типу рациональный бю­рократической организации Вебер создал также тип бюрократиче­ского функционера в рамках отношений легального господства. Таковым является: 1) человек лично свободный и назначенный на должность на основании соглашения; 2) человек, осуществляющий власть на основании формальных законов и лояльность отношения которого к системе определяется четким выполнением официаль­ных обязанностей; 3) человек, назначаемый на должность в соот­ветствии с его квалификацией и отношением к делу; 4) человек, работающий на своем посту постоянно, а не от случая к случаю; 5) функционер, регулярно получающий плату, обладающий пер­спективой профессиональной карьеры, гарантированной формаль­ными правами, а потому рассматривающий свою работу в качестве лично заинтересованного отношения к делам, задачам и целям сис­темы, которой он служит.

Развивая веберовскую концепцию политических отношений господства и подчинения, известный американский социолог Р. Мертон включил в систему господства еще один очень сущест­венный компонент - действия особого механизма осуществления властных полномочий, каковым является политическая машина как формальная, обезличенно действующая организация. Полити­ческая машина, отмечает он, "устанавливает связи с обычными мужчинами и женщинами путем тщательно разработанной сети личных отношений". Вследствие этого "политика превращается в личные связи" (8; 453). Например, участковый уполномоченный политической партии, чтобы добиться поддержки своего кандида­та на выборах, "должен стать другом каждому человеку, проявляя наигранную, если не реальную, симпатию к обездоленным и ис­пользуя в своей благотворительной работе средства, предостав­ленные в его распоряжение босом". Здесь в ход идет все: и корзин­ка с провизией, и помощь в устройстве на работу, и юридические советы человеку, нуждающемуся в этом, и многое другое. Такая практика деятельности политической машины, хорошо отлажен­ная в системе пресловутой американской демократии, ныне широ­ко и небезуспешно применяется в политических отношениях и в Беларуси, и в России, и в других странах СНГ.

В процессе функционирования системы управления возни­кают шесть основных типов социальных отношений. Их харак­терные особенности сводятся к следующему.

; 379


1. Наиболее распространенным типом взаимодействий меж­
ду людьми в процессе управления являются служебные отноше­
ния,
которые отличаются своей несимметричностью. Эта особен­
ность проявляется в том, что в процессе функционирования систе­
мы управления складывается односторонняя зависимость подчи­
ненного от начальника. Наиболее существенным признаком слу­
жебных отношений является полномочие решать, что и как дол­
жен делать подчиненных в рабочее время, и определять задания,
которые подчиненный должен выполнять.

2. Функциональные отношения. От служебных отношений
следует отличать функциональные отношения, сопряжения кото­
рых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служеб­
ных отношений. Функциональные отношения строятся таким об­
разом, что функционально обуславливающий субъект отношений
не решает, что должен делать функционально зависимый субъект.
Роль функционально обуславливающего субъекта заключается
скорее в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках
функциональной связи не действуют распоряжения. Примером
здесь могут служить отношения между директором учреждения и
юрисконсультом или советником. Директор посылает проект како­
го-либо договора или распоряжения на заключение, юрисконсульт
обязан высказать свое мнение, а директор- ознакомиться с ним.
Но согласится директор с заключением или нет- зависит только
от него самого.

3. Технические отношения. В многоуровневых системах
управления большое значение приобретает взаимозависимость в
действиях
и функциях членов коллектива. Каждый должен четко
выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполне­
ния другими сотрудниками их функций, иначе невозможно до­
биться всесторонне согласованной и эффективной деятельности.
Именно в этом заключается третий вид отношений в системе уп­
равления - технических отношений.

4. Информационные отношения - это отношения, связанные
с односторонними или взаимными процессами информирования
обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о кото­
рых информирующий знает, а информируемый должен знать, что­
бы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

5. Специализированные отношения - вид отношений, свя­
занный с разделением труда (распределением целей и действий по
их достижению) в управлении многосторонней системы деятель-



 


данная личность становится сознательным и социально активнь^ членом обществ. В этих взаимосвязях и взаимозависимостях и| раскрывается вся полнота и значимость социальных отношений.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социальное отношение9

2. Каковы характерные признаки социального отношения?

3. Какова связь социального отношения с ценностями?

4. По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения?

5. Чем отличаются официальные (формальные) отношения от неофи­
циальных?

6. Каким разновидностями обладают субординационные отношения?

7. Каковы разновидности экономических отношений?

8. В чем заключены особенности отношений власти, господства и
подчинения?

9. Каковы, согласно М. Веберу, три основных типа господства?

10. Какие типы отношений реализуются в системе управления?

Литература

1. Бабосов Е.М. Социология управления. Гл. 6. Мн., 2000.

2. Вебер М. Основные социологические понятия. Разд. III. Социальное
отношение //Избранные произведения. М, 1990.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия //Избранные произ­
ведения. М., 1990.

4. Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль.
Тексты. М, 1996.

5. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность //Чело­
век, 1996, №3.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Первоначаль­
ный вариант "Капитала"). Ч. 7. Глава о капитале (III). Разд. 3: Пере­
ход от простого обращения товаров к капиталистическому произ­
водству //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46. Ч. 1.

8. Мертон Р. Явные и латентные функции //Американская социологи­
ческие мысль. Тексты. М., 1996.

9. Парсонс Т. Система действия и общая теория систем действия:
культура, личность и место социальных систем //Американская со­
циологические мысль. Тексты. М., 1996.

10. Радаев В.В. Четыре способа утверждения авторитета внутри фирмы
//Социологический журнал, 1994, № 2.

11. Фролов С.С. Социальные отношения //Социология. М., 1996.


Глава 27. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

В социальных взаимодействиях огромную роль играют раз­личные виды коммуникации (от лат. communicatio - сообщение, передача), т.е. общения между людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социальных групп, ни социальных органи­заций и институтов, ни общества в целом. Коммуникация охваты­вает все стороны жизнедеятельности отдельных личностей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных, эт­нических и др.), все экономические, политические, социокультур­ные процессы. Что же такое коммуникация?

Коммуникация - это передача информации от одной соци­альной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов. Коммуника­ция между отдельными людьми, их группами, организациями, го­сударствами, культурами, - осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщения­ми), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.

Методологию исследования социальных процессов, в том числе и коммуникации, определяет и конституирует общефило­софский характер принципов научного познания. Поэтому в ис­следовании социальной коммуникации следует учитывать основ­ные положения тех философских доктрин, которые осуществляли и осуществляют глубокое теоретическое осмысление этого слож­ного и многопланового социального феномена.

Исходным принципом европейского, а затем и американско­го философствования о проблемах коммуникации, базирующихся на христианских основаниях миропонимания, несомненно, явля­ются основополагающие принципы Библии, вся ветхозаветная часть которой - это история вслушивания в речи пророков в стремлении услышать голос Бога, история сверхъестественной, мистической коммуникации Израиля с Богом, протекающая вне слышимой речи. Античное философствование древних греков, на­чиная со знаменитого Платоновского «созерцания эйдосов», т.е. прообразов, понятий, идей, характеризуется преобладанием созер­цания над вслушиванием, поэтому символом античной культуры становится чувственно воспринимаемое (Аполлон, Венера) и чув­ственно страдающее (Эдип, Медея) человеческое тело. Средневе-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...