Сражение на мархфельде 26 Августа 1278 Г.
Келер (II, 106), полагает, что немцы в войске Рудольфа Габсбургского насчитывали 2 000 конных, среди них - 300 рыцарей (на конях, покрытых броней), венгры же насчитывали минимум 30 000 конных, среди них - 1 000 коней, покрытых броней, и 23 500 пеших. Так как он в то же время полагает, что пехота в сражении не участвовала, а оставалась в лагере, то, в таком случае, Рудольф имел бы огромный перевес и трудно было бы объяснить, почему исход сражения так долго колебался и Оттокар был даже близок к победе В сражении особенно примечательно то, что пехота с обеих сторон в многочисленных описаниях не упоминается, и, следовательно, бой был, очевидно, чисто конным. Венгры были большой частью лучниками. Подробное описание Келера - не что иное, как составленная из различных рассказов фантастическая картина. И все прочие предпринятые исследования не достигают удовлетворительных результатов. Ср. Ottokar Lorenz, Hist. Zeitschr., т. 42 (1879). Его же, Deutsche Geschichte im 13. und 14. Jahrh., т. II; Osw. Redfich, Rudolf von Habsburg, 1903 г. Быть может, какому-нибудь вновь предпринятому специальному исследованию удастся пролить больше света на это важное событие. БОЙ ПРИ КОНВЕЕ в январе 1295 г. Николай Треве, или Триве доминиканец из Оксфорда (умер в 1328 г.), описывает победу англичан над валлисцами при Конвее в январе 1295 г. следующим образом235: "Когда граф Варвик услышал, что валлисцы в большом числе собрались на одной равнине между двумя лесами, он взял один отборный отряд вооруженных, а кроме того, арбалетчиков и лучников, напал на валлисцев ночью врасплох и окружил их со всех сторон Они воткнули концы своих пик в землю и обратили острия против наступающей конницы, дабы защититься от ее натиска. Однако, граф поставил между каждыми двумя вооруженными по одному арбалетчику, и когда большая часть вооруженных пиками валлисцев была опрокинута при помощи стрел арбалетов, то он атаковал остаток своим эскадроном конницы и, как полагают, нанес больший урон, чем валлисцы терпели в какой бы то ни было из предыдущих войн".
СРАЖЕНИЕ ПРИ ГЕЛЬХЕЙМЕ 2 июля 1298 г. Имеющиеся у нас сообщения об этом решающем сражении между немецким королем Адольфом Нассауским и королем-соперником Альбрехтом Габсбургским Австрийским представляют его чисто рыцарским сражением; мы не слышим ни о пехоте, ни о стрелках. Численность армий неизвестна. Альбрехт, якобы, приказал заколоть лошадей, и поэтому число убитых лошадей было так велико, что трупы образовали валы, из-за которых баварские рыцари в пешем строю с князьями во главе продолжали бой. Это, должно быть, такая же небылица, как то, что Альбрехт приказал острия мечей устроить особым образом, чтобы лучше колоть236. Очевидно, мало отвечает действительности также и то, что баварцы, будучи не в состоянии двигаться, по крайней мере смогли получить хоть временный отдых, так как их кони были заколоты237. Рыцари, лошади которых заколоты, не выжидают спокойно, что произойдет дальше, - да и противники, наверно, не оставят их в покое даже в том случае, если они ищут прикрытия позади убитых коней.
Примечания
1 Сравни: Rieh. Schroeder, Zeitschr. f. Rechtsgesch., Germ. Abt., т. 24, стр. 347. "Der Altsдchsischie Volksadel und die grundherrliche Theorie". 2 Richer, под 930 и 888 г. SS, III, 584; Bonitho, JaffH, II, 639. 3 Wipo, гл. IV. 4 Bruno, гл. 88. Cosmas, II, гл. 25, 1087 г. Один документ, относящийся к 1134 г., ко времени императора Лотаря, различает "рыцарство родовитое и неродовитое" (цитировано у Schroeder, D. Rechtsgeschichte, стр. 430; milites tam majores quam minores (рыцари как родовитые, так и неродовитые), Gest. Consul. Andegar Bouquet, X, 254: milites plebei (рыцари из низкого сословия) у Raymond d'Agiles Recueil des hist. des Crois, III, 274. 5 Так справедливо утверждает Waitz,V, 439, где собраны и другие свидетельства (так же стр. 398, прим. 4). Если он все же оговаривается, что трудно определить, в каком смысле употребляются эти выражения, то я не вижу никакого основания для сомнений: бесспорно, что это не технические термины, - фактические же социальные взаимоотношения, которые имеется в виду, вполне ясны. Отрывки из источников сопоставлены так же ^hler, Ritterzeit, т. III, стр. ХХ.
6 Цитировано у Harnack, Militia Christi., стр. 84. Прим. "Так что весьма многие из них уверовали в господа нашего Иисуса Христа и совлекли с себя воинские пояса". 7 В "Gesta Gons. Andegavensium", Bouquet, Recueil, X, стр. 354, сообщается, что жители бурга, подвергшегося нападению, "подпоясанные рыцарскими поясами и вооруженные, готовились к бою наподобие рыцарей в лагере и сделали вылазку". Таким образом, рыцарские пояса должны были создать впечатление, что выступают рыцари. Часто упоминаемый пурпуровый или ярко-красный полукафтан (многократно у Abbo; y Ruotger в "Vita Brunonis", гл. XXX; в "Vita Heinrici IV", гл. VIII; в хронике Monte Casino от 1137г.) я не считаю, как Baltzer (стр. 5), специфической одеждой рыцаря, так как в "Vita Heinrici IV", гл. VIII, ясно сказано, что если рыцарь слишком беден, то он должен довольствоваться полукафтаном из некрашенной материи. Нам известно также (Guiart, II, 698, цит. Alwin Schuhs, II, 313, прим. 3), что при принятии креста рыцари отказывались от всякой роскоши в одежде и пользовались простыми черными одеяниями. 8 По крайней мере такого рода сообщения часто встречаются в современных трудах; я лично до сих пор не смог обнаружить их источника, в трудах же по истории права, как и в специальных работах о Людовике VI, нет следов такого предписания. Daniel, Hist. de la Milice Frarnaise (1724); Boutaric, Institutions militaires de la France, 1863; Boutaric, Le rngime ffiodal, Revue des questions historiques, т. XVIII (1875); Glasson, Hist. du droit et des institutions de la Franse,1891; A. Luchaire, Manuel des institutions frarnises, periode des Capetiens directs, 1892. Его же, Hist. des instit. monarchiques de la France, III, и под заглавием Etudes sur les actes de Louis VII (1885); его же, Louis VI, Annales de la vie, 1890. 9 LL, II, стр. 185: "Также в отношении сыновей священников и диаконов и поселян постановляем, чтобы они не опоясывались рыцарским поясом, а те, кто уже подпоясан, да будут исключены из рыцарского сословия правителем провинции". В диспенсационном формуляре Фридриха II читаем: "Нашими постановлениями запрещается становиться рыцарями не принадлежащим по рождению к рыцарскому званию".
10 "Юноши низкого звания или какие бы то ни было мастера, занимающиеся достойными презрения механическими ремеслами, которых прочие народы гонят, как чуму, от почетных и благородных занятий, не признаются достойными ни рыцарского пояса, ни почетных должностей". По Daniel (De la Milice Frarnaise, стр. 33). Гунтер в "Лигурине", наоборот, сообщает, что император действовал таким образом: "И для того, чтобы изгнать всех врагов из пределов своей страны и защитить отечество силою оружия, он дозволял всем из низкой черни, что вообще Галлия считает постыдным, опоясываться рыцарским мечом". Если бы до вас не дошел "Лигурин", то это место должно было бы казаться совершенно загадочным; пусть же оно послужит нам (особенно историкам древности в классическим филологам) предостережением, как часто и легко можно быть введенным в заблуждение источниками из вторых рук. Обычно основательный в своих исследованиях Даниель на этот раз оказался поверхностным и приписал императору то, что, по Гунтеру, в действительности совершили итальянцы (lib, II, v. 151 и след.); он тут просто придерживается дословно своего источника. Под "Галлией" в его стихах по известному средневековому словоупотреблению подразумевается так же и Германия. 11 Curzon, La rngle du Temple, гл. 337, 431, 586. 12 "Поселяне, купцы и всякий, кто не происходит от отца и деда рыцарей, да не пользуются правом иметь бенефиций". 13 О первоначальном значении слова см. Waitz, VIII, 117. 14 Schr^er, D. Rechtsgeschichte, стр. 430, предполагает, что различие между рыцарями (посвященными посредством рыцарского удара) и "оруженосцами" (Knappen) приобрело значение только с XIII в., но юридического оформления оно не получило никогда. Такой взгляд носит слишком узко юридический характер. Хотя посвящение, как таковое, и не имело настоящего юридического значения, но только в такой форме могло выразиться различие, приведшее, в конце концов, к образованию мелкого дворянства как сословия.
15 "Если рыцарь пожелает вступить в поединок с рыцарем из-за нарушения мира или по какой-либо важной причине, да будет разрешено сражаться только в том случае, если он будет в состоянии доказать, что он исстари и сам, и предки его по рождению законные рыцари". 16 Бамбергское "Право министериалов" в конце X в. определяет, что министериал, не состоящий ленником епископа, может поступить на службу к другому сеньору, но не имеет права связать себя леном ("да несет службу, у кого хочет, не за бенефиций, но свободно"). Такого рода предписание означает, заметное ослабление зависимости. 17 Более тонких различий и наслоений в различных поколениях я здесь не касаюсь. Zallinger, Ministeriales und Milites (1878), полагает, что он нашел доказательства, например, тому, что а местах действия баварского права министериалы в XIII в. отделились в особое замкнутое сословие, ставившее себя выше простых рыцарей, и не рассматривали их как равных по происхождению. Только император или князья могли иметь таких знатных и тем не менее несвободных вассалов. Последние позже вместе со свободным дворянством превратились в сеньоров и князей. 18 Так поступает, например, Гильермо. Его опровергает E. Mayer, Zeitschrift ftr Rechtsgesch. Germ. Abt., т. 23, ст. 310, 1902. 19 Даже если бы Bцheim, Handbuch der Waffenkude, стр. 12, был прав, утверждая, что оборонительное оружие около 1400 г. стало более легким, то и это означало бы только некоторую задержку в непрерывном развитии. Но факт этот сомнителен и во всяком случае еще не достаточно установлен. Сам Бехейм в дальнейшем, уже на стр. 14, говорит, что к началу XV в. оборонительное оружие стало более тяжелым. 20 Это вполне правильно толкуется Бальцером (стр. 52 и сл.). Если временами и применяется счет по "шлемам" (galea), то это свидетельствует о той же линии развития, хотя и не так прямо выявляет ее. Приведенный Бальцером на стр. 56 рассказ о том, что рыцари для того и снимали латы, чтобы им легче было бороться, опровергается Келером, который устанавливает, что это делалось не для борьбы, а для преследования врага. Но и в этом случае я склонен считать эти сведения не историческим фактом, а лишь фантазией. С первым обозначением dextrariis coopertis Келер (^hler, III, 2, 44) впервые встретился в источниках от 1238 г. 21 Giraldus Cambrensis, Expugnatio Hibernica, Opera, V, 395: "Разумеется при таком многообразном вооружении, загнутых назад и высоких седлах трудно слезать, труднее садиться, всего труднее идти". Автор умер около 1220 г. 22 Келер, III, 2, 21. Из статутов рыцарских орденов определенно вытекает, что там, где говорится о рыцарях, имеющих несколько коней ("equitaturis"), подразумеваются те кони, которыми рыцарь пользуется сам (как, например, современный кавалерийский офицер, имеющий несколько лошадей), а отнюдь не те, которыми он снаряжает своих спутников и т.п. Ср. Curzon, La rngle du Temple, гл. 77 и 94. Устав Ордена иоаннитов, гл. 59 и 60; у Пруца (Prutz, Kulturgesch. d. Kreuzzьge, стр. 601), статут Немецкого ордена, Perlbach, стр. 98
23 Бальцер, стр. 59. По Келеру (III, 2, 77), Viollet-Duc утверждает, что рыцарских коней стали покрывать броней только в конце XIII в. 24 Вайц, VIII, 123, правильно отмечает: "совсем без пехоты, конечно, никогда не обходилось, но она обычно применялась только при обороне страны"... "или в такой войне, в которую призывали всех, кто мог носить оружие; в походах же она участвовала только в виде исключений". 25 Ennen und Eckertz, Quellen z. Gesch. der Stadt КЦ1П, т. IV, No 488. стр. 560. 26 Roth, Ritterwьrde, стр. 93. Сугерий (Suger) в описании сражения при Бремюле в 1119 г. говорит, что король Генрих, "чтобы рыцари сражались с большей отвагой, ссаживает их с коней и обращает в пехотинцев". То же и в "Gesta Francorum", гл. 6, о сражении при Дорилэе в 1096 г.: "Пехотинцы умело и быстро расставляют палатки, рыцари мужественно выступают против тех (турок)". Фульхер, стр. 393: "Рыцари умели становиться пехотинцами" (1098). То же в описании сражения при Аскалоне 1099 г. (5 000 рыцарей и 15 000 пехотинцев) Gervasii Dorob. Chron. de rebus anglicis под 1138 r. ("рыцари и пехотинцы"). То же в Gest. Consul. Andegav. Recudes Hist. d. Gaules XI, стр. 255. Папа Иннокентий IV в послании к кардиналу Рейнеру в 1243 г. ("Huill. Brnholles", VI, стр. 131) пишет: "потому что рыцарство, видимо, не так необходимо для защиты государства, пехотинцы же, как известно, более полезны". 27 Цалингер (Zallinger, Ministeriales und Milites, стр. 4): "Слово miles имеет различный смысл в источниках и с течением времени попеременно обозначает рыцарские звания, в зависимости от того, для какого разряда представляется особенно характерным или отличительным признаком рыцарский образ жизни или рыцарское происхождение. Так, в более ранний период оно употребляется, главным образом, для обозначения свободного вассала, позже - преимущественно несвободного рыцаря. Помимо этого словом miles обозначали тех, кто уже получил рыцарское достоинство, в отличие от оруженосцев просто рыцарского происхождения". Вайц (V, 436) приводит ряд цитат, из которых явствует, что в более ранний период слово milites применялось также для обозначений министериалов и вообще как несвободных, так и свободных воинов. Затем он продолжает: "Королевская канцелярия различает miles и serviens", причем он не разбирает основного вопроса, с какого времени проводится это различие, не встречаются ли противоположные примеры, а также вопроса о том, насколько широко или с каких пор это словоупотребление наблюдается в хрониках. Келер (I, стр. IX) утверждает, что в Испании и Италии в течение долгого времени milites называли также легковооруженных всадников, в то время как во Франции и Германии с XII в. слово miles обозначало исключительно рыцаря. Фульхер (Fulcher в Hist. Hierosol., И, гл. XXXI (Mignet, 155, стр. 886) при описании сражения у Рамле сообщает: "Рыцарей наших было 500, не считая тех, которые, не будучи, однако, рыцарями, сражались верхом. Число же наших пехотинцев не превышало 2 000". Фридрих II дал папе римскому обещание - в продолжение 2 лет содержать в Палестине за свой счет 1 000 milites и с целью завербовать их послал своего гросмейстера Германа фон Зальца в Германию. 6 декабря 1227 г. он пишет: "Мы послали магистра Тевтонского ордена для вербовки воинов с полномочиями по их выбору, чтобы избрал он мужей храбрых и обещал каждому жалованье по заслугам каждого в отдельности и сообразно со своим собственным благоразумием". Трудно представить себе, чтобы Герман при этом ограничивался только липами, посвященными в рыцарство, как и нельзя поверить, чтобы он посвятил в рыцарство всех завербованных им рыцарей; скорее можно предположить, что он набирал квалифицированных для кавалерийской службы кнехтов, и, что, таким образом, слово miles здесь не следует понимать в строго сословном смысле. 28 Соответствующие цитаты у Вайца (V, стр. 400, прим. 5). Гильермо (стр. 429, прим. 41) говорит следующее: "Известно, что в эпоху Меровингов, как и в эпоху Каролингов, высшие придворные чины, включая сюда и тех, кто занимал самые мирные должности, во время войны назначались на военные посты" и приводит доказательства этому. Вернее же истолковать это, как сделали мы, в обратном порядке, т.е. не в том смысле, что занимавшие мирные посты получали командование войсками, а что военные занимали все мирные должности, поскольку на них не назначалось духовенство. 29 Gust. Roethe, Deutsches Heldentum. Rede, Verlag v. G. Schade, Берлин, 1906 г. 30^hler, III, 2, 123. Мне кажется, что Келер изложил это вполне правильно. 31 Келер (III, 91) приводит указ Людовика IX, по которому кнехт (fcuyer) не имел права носить ни набедренников, ни капюшона, ни наручей. При этом он ссылается на Даниеля (Daniel, Milice frarnaise, т. I, стр. 394), у которого нигде не встречается ничего подобного. Очевидно, имеется в виду место - т. I, стр. 286, где Даниель на основании трактата Дюканжа (Ducange) цитирует церемониал турнира времен Людовика IX. Предполагать искусственное ухудшение снаряжения по мотивам сословной ревности даже и в серьезных случаях было бы слишком абсурдным. Напрасно Келер (III, 2, 67), ссылаясь на Ниднера и Альв. Шульца, из "Партенопеи" Конрада Вюрцбургского ст. 5225, заключает, что кнаппе не имел права носить меч на перевязи, а подобно купцам мог только привешивать его к седлу, так как его дама велела ему не опоясываться им. 32 Мы встречаемся даже с такими фактами, что лица рыцарского происхождения уклонялись от рыцарского звания и принуждались сеньором к посвящению в рыцари. Граф Балдуин Фландрский в 1200 г определил, что сын рыцаря, не ставший рыцарем до 25-летнего возраста, должен считаться крестьянином. Во Франции в 1293 г. то же самое под угрозой наказания требовалось от дворян ("знатного происхождения, по крайней мере, по отцу") до 24-летнего возраста, имевших доход в 200 ливров от земли из которых 160 ливров по наследству (Гильермо, стр. 231, 477). В Цюрихе предельным возрастом было 30 лет. См. Келер II, 2, 65. Английские короли в XIII в. сделали из этого фискальное мероприятие. 33 Келер (III, 2, 6, и III, 2, 135) не причисляет городского рыцарства к военному сословию по той причине, что оно не принадлежало к ленной системе, что они не были вассалами или министериалами. Это по существу неправильно можно было быть воином, не будучи ленником. 34 Both. R^ter^^e, стр. 197. Замечательно, что во Франции пожалование рыцарского достоинства впервые встречается в конце XIII в. В 1271 г. Филипп III возвел в дворянство одного золотых дел мастера. Warnk^nig u. Stein, Franz. Staats- und Rechtsgesch., I, 250; Daniel, Milice frarnaise, I, 74. 35 Последние цитаты - по фон Веделю (v. Wedel, Deutsche Ritterschaft). 36 Оттон Фрейзингенский, Деяния Фридриха II, гл. XVIII "Но тот сказал, что он простолюдин и желает пребыть в том же звании, так как доволен своим положением". В "Лигурине", II, 580, эта история передается следующим образом: "Конюх, правда, был из простого народа, без громкого имени и за малую плату служил в лагерях". Фридрих хочет ему предоставить (ст. 610) "титулы и звания рыцаря и ретивых коней и блистательный почет". 37 По Гильермо (Essai sur l'origine de la noblesse frarnaise стр. 372). Как прототип этой формулы Гильермо цитирует послание папы Захарии от 747 г. к мажордому (правители двора при франкских королях из рода Меровингов - в VI-VIII вв.; при последних ничтожных Меровингах в руках ставших уже наследственными мажордомов была вся власть в государстве, а Пипин занял престол и официально) и впоследствии королю Пипину, которое гласит: "Миряне и воины призваны защищать страну, духовенство - давать советы и молиться". О народе, народных массах папа вовсе не упоминает. По источникам той эпохи, это невоинственная, безоружная чернь (umbelle, inerme vugus), которую воины обязаны защищать так же, как скот от волков. 38 Rbst, Die Erziehung des Ritters in der altfranz^ischen Epik. Dissert., Berlin. 1888, не дает ничего нового. 39 "В том же году (1178 г.) король Англии переправился через пролив из Нормандии в Англию и у Вудстона сделал Готфрида, сына своего, герцога Бретани, рыцарем; последний тотчас же по получении рыцарского звания переправился из Англии в Нормандию и на рубеже Франции, предаваясь рыцарским упражнениям, радовался тому, что сравнивается с добрыми рыцарями. И тем более искал он прославления своей доблести, когда узнал, что его братья, т.е. король Генрих и Ричард, герцог в Англии, - весьма знаменитые рыцари и т.д. И была у них и т.д. (см. текст). Hoveden, ed. Stubbs, т. II, стр. 166. Все сентенции по Стеббсу заимствованы у Сенеки. 40 Ср. ниже в главе "Теория" (ч. 4) Рабан Мавр (Rabanus Maurus). 41 Цитаты по v. Wedel, Deutschlands Ritterschaft, и Alwin Schulz, Das hцfische Leben, I, 170. 42 Ссылки у Guilhiermoz, Essai sur l'origine de noblesse, стр. 433, прим. 60. 43 Roth v. Schreckenstein, Ritterwьrde und Ritterstand, стр. 167 по Эннодию. 44 Rithard, III, 6. 45 Alwin Schulz, Das hцfische Leben, II, 108. 46 По вопросу о турнирах существует два тщательных и богатых результатами исследования: F. Niedner, Das deutsche Turnier im 12 u. 13 Jahrh., Berlin, 1881, и Becker, Waffenspiele, Progr. vonDrnren, 1887. 47 24 июля 1230 Нш1 Brnh., 202. Документ сохранился с большими пропусками. 48 Констанцская хроника. Mone, Quellensammlung, I, 310. 49 Roth v. Schreckenstein, Ritterstand, стр. 661. 50 Rahewin, III, гл. XIX. 51 Otto Morena, стр. 622. В 1160 г. при Адде, в 1161 под Миланом Богемский герцог и Тюрингский ландграф отказывают в повиновении императору и предоставляют ему идти в бой одному. 52 См. Guilhiermoz, стр. 358. 53 В статуте храмовников рыцарям категорически запрещается бить слуг, служивших им из благочестия (гл. 61). Раба (esclaf), заслужившего наказание, можно бить ремнем от стремян, но нельзя увечить или надевать на него железный ошейник без разрешения свыше (гл. 336). 54 По Rahewin, кн. III, Ср. Flsner, Das Heergesvetz Friedrich I vom Jahre 1158. Progr. d. Matthias-Gymnas. z. Breslau, 1882. 55 HAlschner, Pr. Strafrecht, III, 212. 56 Contin. Reginonis под 920 г.: "ибо многие в те времена, даже знатные, занимались грабежами". Другие свидетельства у Baldamus, D. Heerwesen unt. d. spдt. Karolingern, стр. 18 и след. 57 См. мою рецензию на этот труд в "Zeitschr. f. Preuss. Gesch. und Landeskunde", т. XVII, стр. 702. 58 M. G., SS, стр. 222. 59 Из этого рассказа видно также, как текуче и неопределенно было еще тогда значение слова miles. В первом месте, где сказано, что епископ довольствовался немногими militibus, очевидно подразумеваются "рыцари", потом, когда автор приводит различие между рыцарями и ополчением, выполняющим осадные работы, он первых называет armati, т.е. тяжеловооруженными, а вторых - milites gregarii. Невозможно предположить, что все они - часто их насчитывалось свыше 1 000 человек - были профессиональными воинами: по-видимому, епископ пополнил свою дружину ополчением, набранным из наиболее подходящих для этого дела и наиболее послушных крестьян и крестьянских сыновей. Король бургундов Гундобад и король готов Тотила поступили точно таким же образом (т. II, стр. 419). 60 Baltzer, стр. 7. 61 "Bell. Hispan.", гл. XV. 62 Так, перед сражением при Куртрэ (1302) граф д'Артуа восклицает ("Spiegel historial", IV, гл. XXV): Dit sprac Artoys met ouermode: Ic belge mi, dat gi dit doet; Wi syn t'ors, ende si te voet. Hondert orsse ende M. man Dat's al eens. 63 Thucyd, V, 57, 2; Xenophon, Hellenika VII, 5, 23, Harpokration, s. v.; может быть и Polyb., XI, 21. К этому относится и спешивание во время сражения. Ср. ниже прим. и т. I. 64 "Лучше наносить удары коням, чем людям, и колоть острым концом меча, а не лезвием, так, чтобы, когда неприятельские кони будут падать под вашими ударами, быстрая рука наших пехотинцев с легкостью ранила и умерщвляла всадников, поверженных на землю и медлительных из-за тяжести оружия. Проявление доблести вашей при первой же стычке может быть облегчено и иначе. Каждый рыцарь пусть имеет при себе пехотинца, а кто двух, если может, даже если не будет в состоянии иметь других, кроме рибальдов (наемников). Ибо военный опыт доказывает, что они непобедимы и чрезвычайно полезны как для умерщвления вражеских коней, так и для истребления тех, которые сброшены с коней", Muratori, SS, VIII, 823. 65 "Дуисбургский капитулярий", 104 (99). 66 Expugnatio Hibernica, Opera V (Rer. Brit. Med. aev. SS), стр. 395. Выше я уже цитировал одну фразу из этого сочинения. "Я знаю, что хотя в той земле выдающиеся воины и весьма опытны в военном деле, однако галльское рыцарство значительно отличается как от ирландского, так и от валлийского. Ибо там ищут ровной, здесь же - пересеченной местности, там - полей, здесь - лесов, там тяжелое оружие считается почестью, здесь бременем, там побеждают устойчивостью, здесь - подвижностью, там рыцарей берут в плен, здесь - обезглавливают, там их выдают за выкуп, здесь - рубят. В самом деле, если войска сходятся на равнине, то тяжелое и сложное вооружение - как деревянное, так и железное - отлично защищает и украшает рыцарей; напротив, когда сражаются на узком пространстве, в лесистой или болотистой местности, гае пехотинцы передвигаются лучше, чем всадники, следует предпочесть легкое вооружение. Ибо против бездоспешных мужей, которые в первой почти стычке либо побеждают, либо терпят поражение, вполне достаточно легкого оружия; когда же отряд быстро отступает по сжатой теснинами или пересеченной местности перед отрядом в тяжелых доспехах, последний проявляет только незначительную подвижность. Разумеется, при сложном вооружении, при седлах, высоких и с загибами назад, трудно слезать с коней и труднее садиться на них, а всего труднее идти пешком, когда это понадобится. Итак, для всякого похода ирландцы и валлийцы, возросшие в округе Уэльса, - народ, испытанный в тамошних враждебных столкновениях, - весьма пригодны; обычаи их сложились в постоянном общении с другими племенами; они смелы и подвижны, склонны к риску, по велению Марса то ловкие и обращении с конями, то проворные в пешем строю; неразборчивые в пище и питье, готовые обходиться в случае надобности как без Цереры, так и без Вакха. При таких начато завоевание Ирландии, при таких будет оно доведено до конца. Все, как и подобает, остаются на определенных жребием местах. Против тяжеловооруженных, полагающихся только на собственную силу и силу своего оружия, стремящихся сразиться на равнине и добивающихся победы силой, свидетельствуем мы, несомненно необходимы воины сильные и в доспехах. Против легковооруженных и проворных, на неровной местности, следует применять воинов с легким вооружением, имеющих опыт преимущественно в такого рода стычках. И вот еще о чем следует заботиться в битвах с ирландцами, - чтобы всегда стрелки были там и здесь примешаны к рыцарским эскадронам. Нужно это для того, чтобы стрелами воспрепятствовать ущербу от камней, которыми ирландцы в схватке обычно встречают тяжеловооруженных а сами, благодаря проворству, то подбегают, то убегают". 67 Устав, гл. 61; Perlbach, стр. 116. 68 Gislebert, Chron. Han., M. G., SS, XXI, 522, описывает сражение между графом Балдуином Геннегаусским и герцогом Бургундским (1172). Балдуин вооружает своих "armigeri et garciones" (оруженосцев и слуг) с тем, чтобы они могли обороняться, как пешие воины. По Дельпешу (Delpech, I, 306), они для этой цели спешиваются. Это отвергается Келером (III, 2, 83). Ничем не доказано, что они были конными, но даже если бы это было и так, то, как мы видели, вероятно, правильно было заставить их драться, именно спешившись. Это место гласит: "Так как граф 1еннегаусский на своей стороне имел 5 рыцарей из своей земли, а с противной стороны с Генрихом, герцогом Бургундским, прибыли многие в сопровождении слуг-пехотинцев, то он, сообразив живым и дальновидным умом своим, построил в боевой порядок пехотинцев- оруженосцев своих и простых латников, снабдил их оружием, как будто для защиты от большого войска, мужественно противостоял множеству рыцарей противника и одолел их". 69 То что Вегеций (II, 17 и III, 14) предоставляет пехоте такую пассивно оборонительную роль, в некотором отношении достопримечательно. Это не есть заимствование у классических римских авторов, так как древний легион проявлял свою активность как раз в наступательных действиях, в сплоченной атаке. Вегеций в своем изложении, противоположном этому, исходит, следовательно, из окружающей его действительности, - новое доказательство того, что в его время уже не существовало более военного искусства древнего Рима и что военное дело уже тогда носило средневековый характер. Это правильно оценено уже Иенсом (Geschichte der Kriegswissenschaft, т. I, 186). Давно уже признано, что Вегеций лишен способности различать эпохи. Работой исключительного значения было бы, если бы удалось путем тщательнейшего анализа разграничить различные элементы его труда. Но окажется ли это возможным когда-либо? 70 В другой главе (XVIII, 69) против турок рекомендуется, наоборот, располагать конницу позади пехоты. Неясно, что имеется здесь в виду. 71 Интересное во многих отношениях место "Gesta Rob. Wisa", I, стр. 260 и след., гласит: "Вооруженные пехотинцы получают приказ стоять; справа и слева к ним присоединяют всадников, чтобы пеший народ в их присутствии был более стоек. Им запрещают покидать поле, чтобы они могли принять на себя удар неприятеля в случае отступления". 72 "Отряд пехоты располагается позади 3 боевых рядов, чтобы оказывать им поддержку и в свою очередь получать с их стороны поддержку" (в изд. Prutz, Quellenbeitr. z. Gesch. d. Kreuzzrnge, I, стр. 44) Радульф (Gesta Tancredi, гл. 32 Rec. des Hist. d. Crois. Occid, III, стр. 629) сообщает о бегстве турок: "в бегстве они не заметили обходного движения, в такой мере бегство равносильно надежде на спасение" По контексту рассказа это относится к всадникам, обходного движения которых мы не можем себе представить. По-видимому, это место следует толковать таким образом, что поэт в священном своем пылу незаметно для себя картину пеших бойцов подменил картиной конных. 73 Вильгельм Бретонский, Philippis ("филиппиада"), кн. XI, стих 605-612 (Duchesne, V. 238): "Граф, столько раз без ущерба укрывавшийся под защиту пехотинцев, ни с какой стороны не боялся: возможности вреда, так как наши всадники, сами сражаясь мечами, оружием коротким, боялись нападать на вооруженных всадников, копье же длиннее мечей и ножей, - и строй, подобный тройной ограде, не давал подступа к воинам, расставленным обдуманно". 74 Так, по крайней мере, следует, как мне кажется, перевести его § 86 75 Liudprand, Antapodosis, II, 31. 76 Perbach, стр. 117. 77 Гартунг (Hartung, Die deutschen Altertemer des Nibelungenlie des und der Kudrum, стр. 505) сопоставляет Kudr., 647, 2, 1403, I, 1451, I, Nib. 203,204, 2210. 78 Ср. Бертольд о саксах в сражении на р. Унструт (1075 г.), Эккегард (Ekkehard), стр. 223 о сражении в крестовых походах 1096 г. Поражение короля Болдуина Иерусалимского при Рамле 1102 г. по Фульхерию. 79 Гартунг, стр. 503; словари Лексиса и Гримма дают немного места для этих слов. 80 Оттон Фрейэингенский, I, 32: "Герцог, вопреки принятому у рыцарей порядку, наступет не шаг за шагом, а бросался на врага стремительным налетом; его рыцари подходили отдельными беспорядочными группами, разорвав строй легионов". Baldricus, Hist. Jerosolimitana "Recueil d. Hist. d. croisades Hist. Осс. ", IV, 95: "Построили своих стрелков и пехотинцев и, выслав их вперед, выступали шаг за шагом по обычаю франков". Геелу (ст. 4898) так описывает атаку в сражения при Ворриигене: "Противники, двигаясь друг на друга, были покойны и невозмутимы: они подъезжали не торопясь с двух сторон, как если бы кто-нибудь ехал верхом, посадивши впереди себя на седло невесту". Гюияр (Guiart) в своем описании сражения при Mons en Pevele ст. 11494 (цитировано Келером, II, 269) также говорит, что каждый отряд шел в атаку медленным аллюром и сомкнутыми рядами. 81 Император Лев в § 80 и след. говорит, что у франков как пехота, так и конница строились не полками и эскадронами определенной численности, а по племенам и корпорациям, "не в определенном порядке и не в строю, не по частям и подразделениям как ромэи, но по племенам, по родственным и дружеским отношениям и по связям через клятву". Вайц, VIII, стр. 179, считает, что отдельные места некоторых источников указывают на расчленение по тысячам, так что каждая тысяча образует особое подразделение, причем якобы несомненно имеется в виду тысяча всадников, хотя бы и не непременно или не полностью тяжеловооруженных. Такое подразделение обозначалось словом "легион"; это же слово, будто бы, обозначало тактическое подразделение, построенное в боевом порядке. Этот взгляд ошибочен. 1 000 всадников представляет собой массу такой мощности, что не может быть названа тактическим подразделением: подобное расчленение по численности не соответствует природе феодальных контингентов со своими сюзеренами во главе. Император Лев понимал это более правильно. Когда Видукинд в описании битвы при Лехфельде говорит о тысяче, то это есть число и ничего больше, слово же "легион" есть ученое украшение. Некоторые следы деления воинов по десяткам встречаются у норманнов. О Танкреде Отвилльском, например, сообщается, что ему при дворе графа Нормандского подчинено было 10 рыцарей (Готфрид Малатерра, Migne, CXLIX, 1121). Кроме того, число рыцарей, которых обязаны были выставить Вильгельму Завоевателю его крупные вассалы, также всегда оказывается кратным десяти или пяти. Храмовники группируются по "эшелонам" (eschielle) (см. статут ордена, гл. 161). Численность eschielle мне установить не удалось. Император Фридрих I в крестовом походе делит войско на подразделения по 50. Насколько такое расчленение войска, для нас столь естественное и необходимое, чуждо было феодальному войску, нагляднее всего сказывается в обстоятельности, с которой это мероприятие излагается Ансбертом: "Между тем пресветлый император, как верный и благоразумный управитель у господина, тревожась о состоянии войска святейшего креста, поставил во главе его пентархов, или начальников пятидесяти рыцарей, т.е. чтобы каждые 50 рыцарей подчинились особому начальнику в делах, как военных, так и других, без нарушения прав маршала императорского двора. Затем он выбрал 60 лучших и благоразумнейших из войска, по чьему совету и решению должны были совершаться все дела войска; однако, впоследствии для более умелого управления и сохранения тайны число это доведено было до 16". 82 Издано Карлом Гегелем (К. Hegel, Chroniken d. deutschen Stбdte, т. II, 1864) 83 По стр. 485. По сообщению на стр. 203 их было лишь 400. 84 По письму Альбрехта (Stбdte-Chron., II, 495), у него было 450 "gereisige Pferde", т.е. конных воинов, и "bei fbnfzig Drabanten" - около 50 человек оруженосцев и тому подобной свиты. 85 Келер, впрочем, неправ, когда на основании Длугоша ("Hist. Polon. ", XI, стр. 240, изд. 1711 г.) заключает, что поляки при Танненберге наступали в таком же боевом порядке. Но по поводу боя при Гильтерсриде в 1433 г., где герцог Иоанн Неймаркский (или Нейнбургский) одержал победу над гусситами, Вюрдингер в "Kriegsgesch. v. Payern", использовавший архивы, сообщает о таком же построении рыцарей с поименным их перечислением, как при Пилленрейте. Знамена стояли в третьем ряду. Согласно же исследованию, пересланному мне окр. асессором Реймером из Нейнбурга, никаких сведений о построении клином не сохранилось. Рыцари, очевидно, стояли в пешем строю во главе штурмовой колонны, взявшей штурмом гусситский Вагенбург. Уставным, так сказать, порядком предписано построение клином в наставлении курфюрста Альбрехта Ахилла своему сыну Иоанну для похода против герцога Саранского - так называемое "Приготовление" ("Prnparation") от 1477 г. Опубликовано в "Handbuch v. Gesch. d. Kriegsw. ", Иенс, стр. 979 и след, в "Kriegsgeschichte". Einzelschr. d. gr. Gen.-Stab, 1884, вып. 3. Знамена здесь находятся в 11-м, 14-м или 19-м ряду. 86 "Leitfaden f. d. Unterricht in der Taktik d. kgl. Kriegsschulen", 2 изд., 1890 г., стр. 45; "Exerzier-Regl. f. d. Kavallerie" (1895), No 319-331. 87 До XV в. колонна "острием" не встречается. Chacyn conroy lente aWure S'en av joint comme en quarreure, говорит Гюйар (стих 11494) в своем описании сражения при Mons en Pev^e (в 1304 г.); цитировано у Келера, II, 269. Возможно, что первым примером колонны острием служит построение рыцарей Дофинэ "en pointe" в сражении при Mons en Vimeux (в 1421 г.); цитировано у Келера, II, 226, прим. Одобрительные отзывы о построении "острием" из документов XV и XVI вв. - у Иенса (^hns), I, 328, 738, 740. К концу XV в., при Максимилиане колонна, видимо, вновь становится четырехугольной. Леонард Фронспергер говорит о боевом построении "заостренными" колоннами, как об устаревшем, - Келер, т. III, 2, 251. Построение конницы в виде клина или ромба упоминается и в древности уже у Элиана (гл. XVIII) и Асклепиодота (гл. VII). В числе мотивов его применения, являющихся, вероятно, отчасти теоретическими фантазиями, приводится также, что при нем вождение и повороты легче, чем при построении четырехугольником. Относительно вождения это, очевидно, правильно; что же касается поворота, то я понимаю это в том смысле, что именно при таком построении не нужно было делать поворотов в собственном смысле слова, а легко можно было сделать полуоборот направо или налево, причем ромб превращался в квадрат. 88 Келер (II, 226 и III, 2, 253) считает, что развернутое построение в одну линию стало применяться только в XV в. Такое предположение, по-моему, ничем не обосновано. Там, где происходили смешанные бои, всегда должно было иметь место построение в одну линию. Бутарик, стр. 297, говорит очень обще: "Рыцари сражались развернутым фронтом, т.е. только в одну линию, за ними находились кнехты". 89 Бальцер, стр. 106, цитирует два документа, свидетельствующих о том же. 90 Prutz, Quellenbeit^ge, стр. 29: "Отряд святого Петра выступал впереди других справа; это был отряд, которому было присвоено право идти впереди и первым нападать на врага". 91 Это ценное наблюдение сделано было уже Геерманом (стр. 85), и Келер также присоединился к нему. Сражение в конечном счете все же окончилось тяжелым поражением. 92 Liudprand, Antapod., II, 31 93 "Gesta Friderici", I, 32. 94 Келер (III, I, 95) собрал несколько цитат, упоминающих о них; так, Эдуард III Английскй в 1356 г. сформировал гвардию из конных лучников. В томе с указателем, среди приложений, автор добавил еще одно место из Вигалуа (Vigalois). Я отношу сюда еще союзный договор ломбардских городов. ("Murat, Ant. ", IV, 490). Настоящим родом войск они не стали и в Англии. В XV в. мы хотя и встречаем много конных лучников, но лошади служат им только средством передвижения, в самом же бою они спешиваются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|