Первый художник литмонтажа
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Метод мышления Почему В. Яхонтов связывает искусство литмонтажа с методом мышления? В понятии «литературный монтаж» прилагательное «литературный» более позднего происхождения. Понятие монтаж в применении к искусству определилось значительно раньше. В нашем сознании оно связано прежде всего с кинематографом и перекочевало сюда, как вспоминает крупнейший режиссер и теоретик кино С. Эйзенштейн, из производственных процессов, где монтаж обозначал сборку машин, станков. Сопоставление — исходная операция нашего мышления. Мы ее производим постоянно в процессе познания себя и окружающего мира. К ней же, естественно, приходят и художник, и писатель, и артист, анализируя жизненные явления средствами искусства. Иными словами, монтаж как сопоставление, соотнесение фактов, человеческих судеб, многочленных связей становится операцией художественной мысли. Он включается р процесс создания образа. Использование художниками приемов монтажа встречается с давних пор. Как и с какой целью они применяются — весьма поучительно. Прежде всего напомним наиболее важные художественные функции монтажа, ибо без них не обойтись и в литмонтажном творчестве. Одна из таких функций монтажа — изобразительная. Уже Шекспиру была известна изобразительная сила монтажа. Например, в своих комедиях великий драматург нередко использовал параллельно развивающиеся две интриги, множество сходных тем и эпизодов. Их сочетания, пересечения, сопоставления еще контрастнее высветляли основную мысль. В комедии «Много шума из ничего» Шекспир строит параллельный монтаж отношений двух любовных пар. Сцены как будто «сталкиваются лбами», «передразнивают» друг друга. Сходство оборачивается взаимоисключением. Из синтеза сопоставляемых интриг, эпизодов, тем и мотивов формируется существо главного события комедии — возвращение к личности, Освободившейся от всего ложного, надуманного, когда каждый, обретая себя, открывает подлинное в другом, близком, единственном. Шекспир использует монтаж не только как средство яркого, контрастного изобразительного решения, но и для более сложных целей, о чем речь пойдет несколько позже.
Картина целого приобретает большую изобразительную силу, динамику, смысловую емкость, когда она строится путем высвечивания в «кадрах» наиболее броских, характерных деталей. Такого рода принципы «монтажной экспозиции» встречаются в литературе, например, у Ч. Диккенса в «Оливере Твисте» при описании города. Его общая картина, атмосфера складывается из ярко выхваченных деталей (магазинов, витрин, улиц). Современный чешский поэт В.Незвал применил этот принцип в строении первого экспозиционного акта своей трагедии-притчи «Сегодня еще зайдет солнце над Атлантидой» — пьесы, посвященной предостережению человечества от угрозы войны с использованием оружия, уничтожающего все живое на земле. Подобно тому как из цвета отдельных лучиков складывается определенный колорит спектра, так и из эпизодов-кадров складывается общая картина надвигающейся катастрофы — итог «монтажной экспозиции». Монтаж помог автору концентрированно и динамично рассказать о ситуации перед гибелью, объяснить в известной степени ее причины и т. д. Монтаж здесь выполнил не только чисто изобразительную функцию, но и образно-смысловую. Таким образом, сопоставляя два, казалось бы, отдаленных друг от друга явления, художник приводит нас к рождению третьего смысла. Создается новое качество. Речь идет о своеобразном скачке в область монтажного образа, то есть, по словам Эйзенштейна, «монтажа как средства прежде всего раскрывать идеологическую концепцию».
Примеры монтажного мышления, когда монтаж служит образно-смысловым целям, можно найти в художественной литературе. Обратим внимание, как писатель сталкивает явления, чтобы сформировать конкретную мысль. Не компиляция фактов и произвольное их сочетание, но определенное сопоставление, вызывающее в нашем восприятии оценку, суждение. Описания степи, природы перемежаются с рассказами о деловой поездке: Кузьмичев и отец Христофор едут через степь в город, чтобы продать там шерсть и заодно определить Егорушку в гимназию. Метафоры живой природы, сопоставляемой с неживым, формируют центральный образ коллизии повести: «...конфликт между великолепием природы, данным нам через пять чувств, через смелое художественное слово, ослепительным, вдохновенным, и тем, чем заняты люди, кочующие по степи. Степь и барыши: конкретно-чувственное против абстрактного, горячая жизнь, горячий дух против цифры». Так образ целого, его смысл складывается из метафорического решения отдельных сопоставляемых частей, схваченных не прямой логической, но ассоциативной связью. Например, в рассказе «Анюта» имеются два эпизода. В одном рассказывается о студенте-медике, сделавшем из Анюты учебную модель по анатомии. В другом — сосед по номеру студент Фетисов одалживает Анюту на два часа уже в качестве натурщицы. Прямым образом эти эпизоды не связаны друг с другом. Но, взятые вместе, ибо автор поместил их в одном рассказе, они тем не менее заставляют читателя задуматься ведь для чего-то они сопоставлены. Мысленно их сближая, мы приходим к выводу о том, как буднично и незаметно человек превращается в вещь, если в нем спит человеческое достоинство. Анализ построения чеховской прозы обнаруживает и другую важную закономерность монтажа как метода художественного мышления. Результат сопоставления эпизодов, «третий смысл» — суть рассказа в целом — отличается от смысла каждой из его частей, взятой отдельно. Уже говорилось, что сопоставление различных явлений рождает некое третье суждение. Женщина в трауре и кладбище — вдова. Поезд и человек с чемоданом — пассажир. Поезд и человек с цветами — встречающий и т. д.
Когда авторы композиций сочетают фрагменты, не заботясь об их характере, а следовательно, не заботясь о художественном единстве, отвечающем замыслу, развитию, обогащению темы, они приходят к компиляциям. Для метода мышления не безразлично, что сопоставляется, то есть смысловое содержание, характер слагаемых элементов Итак, каждый фрагмент, кусок, эпизод композиции не должен быть независимым от общего. В нем частица главной темы. «Сопоставление подобных частных деталей в определенном строе монтажа вызывает к жизни, заставляет возникнуть в восприятии то общее, что породило каждое отдельное, и связывает их между собой в целое, а именно — в тот обобщенный образ, в котором автор, а за ним и зритель переживает данную тему»,—писал С. Эйзенштейн. Он обращает также внимание па сам процесс возникновения общего. Подчеркивает важность динамики — постепенного вызревания общего, то есть вывода. И не только у автора, но в чувствах и сознании зрителей. Присыпкин — это и индивидуум со своей судьбой, лицом, и «оживленная тенденция», то есть авторская метафора новоиспеченного мещанина, идеолога своего бытия. Его пристрастие — «красный цвет» и вульгарно-социологическое обоснование мотивов собственных действий. В «Клопе» — это противостояние быта, порождаемого Присыпкиным и его прихлебателями, и бытия революции, с позиций которого и препарируется Маяковским обыватель-вульгарис. В «Бане» поэтом развивается также метафорическая антитеза двух миров: живого творческого мира изобретателей, энтузиастов и мертвого, обюрокраченного мира Главначпупса. Структурные принципы организации художественной действительности у Маяковского позволяют говорить о своеобразном типе драмы, а именно поэтической. «Эффект присутствия автора», лиризация — важная черта поэтической драматургии. Поэтика драматургии Маяковского вбирает в себя черты агитационно-публицистического театра. Драматург видел свою задачу в том, чтобы рассмотреть через «увеличивающее стекло» театра социально-исторические корни новой действительности. Его способ анализа перекликается в известной степени с принципами диалектической драматургии Б. Брехта, с его особым методом строить действие — «трассу идеи» — и воплощать его: играть не одно за другим, а одно вследствие другого.
Принцип сопоставления изменяет функции и характер композиционного строения сюжета в драме. Интерес зрителей сосредотачивается не столько на развязке действия, сколько на его ходе. «Сюжет,— объясняет Брехт,— представляет собою не просто какую-то цепь событий социальной жизни, копирующую их реальную последовательность, а определенный замыслом автора ряд процессов, в которых выражаются его мысли о человеческом обществе». (Выделено мною. — Д. К.) Таким образом, пьеса организуется по принципу монтажа сцеп, каждая из которых может быть самостоятельной частью в общем развитии темы. В пьесе «Страх и нищета в III империи» Брехт исследует социальные, идеологические, политические, моральные и философские причины фашизации Германии. Система аргументации драматурга — монтажное сочетание 33 эпизодов. Они представляют своего рода срез жизни страны в разных ее сферах — от государственного аппарата, армии, слоев и классов общества до отдельной семьи. Между эпизодами нет прямой логической связи. Сталкивая их, Брехт побуждает зрителя прийти к общему суждению, диагнозу болезни, охватившей целую страну. Авторский вывод складывается при соучастии зрителей. Монтаж, таким образом, оказывается методом мышления автора, средством раскрытия его идеи. Опыт литературы, кинематографа, драматургии помогает увидеть важные закономерности, на которые будут опираться практики литературного монтажа. В творениях истинных мастеров драмы авторский приговор, отношение к явлениям не бывает голословным, бездоказательным. Драматурги находят средства выявить идею, проложить ей трассу различными способами. С помощью фабулы, сюжетно-последовательного ряда событий и через монтаж ситуаций, эпизодов, мотивов — систему движущихся поэтических аргументов автора. Драматург может скрыть свое присутствие, свой голос, целиком передоверив собственные функции персонажам, предоставив им поле битвы. Но может и обнаруживать себя, режиссируя наши суждения о виденном с помощью аргументов-фактов, аргументов-ситуаций. Иногда в драме возникают сочетания тех и других средств движения темы к идее. Главное, что движение это необходимо и обязательно! Оно-то и дает возможность сидящим в зале переживать, обдумывать, размышлять, прозревать, «уходить с идеями из театра».
Вот эти исконные основания искусства не могли не учитываться создателями литмонтажа, в том числе и Владимиром Яхонтовым, основоположником его наиболее зрелых форм, обладающих подлинно эстетическими качествами художественного произведения. ПЕРВЫЙ ХУДОЖНИК ЛИТМОНТАЖА Слушая время
Владимир Яхонтов по праву считается первооткрывателем литературною монтажа как жанра мышления в искусстве, вызванного потребностями времени. Идея литмонтажа была созвучна времени. Яхонтову удалось эту идею наиболее полно воплотить, сделать литмонтаж фактом искусства. Он заложил плодоносную традицию, которая развивается и в наши дни. В бытность Яхонтова понятие монтажа приобретает важное добавление «литературный». Чем это вызвано? Когда мы рассматривали явления монтажа в литературе, драме, кинематографе, то могли убедиться, что материалом сопоставлений там служили элементы художественной действительности. Ее создателем выступает сам кинорежиссер, либо писатель, либо драматург. Почему действительность художественная? Да потому, что путь к ней от реальных фактов жизни пролегает через отбор, обобщения, к образу. Материал монтажа у писателя, драматурга, кинорежиссера высекался, как говорится, из одной породы. Автор литературного монтажа намеренно использует уже готовые элементы человеческого опыта — материалы разных литературных пород. Иными словами, он работает на вторичном, уже кем-то созданном материале. Однако фрагмент произведения, вырванный из прежнего контекста и поставленный рядом с иным текстом, изменяет свои прежние смысловые функции. Он становится выразительным аргументом в раскрытии новой темы, новой художественной Действительности, создаваемой автором литмонтажа. Литература всегда нуждается в некоторой временной дистанции, чтобы исследовать существенное в людях и окружающем. А в искусстве, особенно в его оперативных жанрах, соприкасающихся с широким зрителем, назрела потребность немедленно отразить сегодняшний день, привлекая материал, содержащий приметы времени. В этом плане представляли ценность и газетный очерк, идущий по горячим следам факта, и стихи в многотиражке на злобу дня, и публицистика, и политический документ, речь известного оратора-коммуниста, и лозунг, и песня — все то, в чем звучит музыка времени. Документы, сочетаясь с отрывками художественной литературы, должны были соединиться в тематически завершенное целое по литературным законам — с образным решением темы, ее развитием, четкой композицией, где главное соотнесено с второстепенным, где есть свое жанровое измерение, конкретный адрес и т. д. Литмонтаж как способ художественного мышления, аргументами которого становятся различные свидетельства современников — документальные, образно-поэтические, литмонтаж как способ переплавки разнородного материала в некое новое идейно-художественное единство и призван был ответить на запросы времени. И при этом «утолить голод» широких масс по слову слышимому, обращенному к ним, и в то же время одухотворенному. Он помогал осознать себя, других, путь пройденный и происходящее сегодня. Литмонтаж родился в атмосфере митингов, ораторских выступлений, в атмосфере пропаганды и агитации за идеи и действительность, рожденные революций. Одна из задач литмонтажной драматургии — оперативное создание образа нового времени. Его главные приметы — проснувшееся самосознание народа, готового к революционному действию, творящего историю Историко-хроникальный принцип лежал в основе строения этого литмонтажа. Образно-эмоциональная иллюстрация событий еще не вырастала в глубокий художественный анализ их причин, внутренних закономерностей в самой драматургии сценария. Но его авторы стремились целеустремленно, именно в рамках темы отобрать и смонтировать материал. Аналогичные принципы отличают строение и другого литмонтажа, созданного театром «Синей блузы» в феврале 1924 года через месяц после смерти В.И.Ленина «Этот литмонтаж,— пишет Н Соколов,— о сценарной основе «Памяти Ленина» v синеблузников — состоял из стихов, опубликованных в газетах в траурные январские дни Стихи композиционно были связаны между собой отрывками из речей политических ораторов, цитатами из ленинских работ, отрывками из воспоминаний о Ленине его соратников по партии, по политической борьбе. «Трудная задача получить оригинальный ударный текст избранных поэтических произведений и стенограмм речей наших лучших ораторов» — так объясняла редакция «Синей блузы» причины возникновения литмонтажей, вскоре завоевавших немалую популярность». Итак, первые шаги в разведке нового жанра искусства были сделаны. Предстояло его развитие вглубь, предстояли художественные завоевания на его территории, открытия неизведанных путей. Одна из важных причин, объясняющая искания Яхонтова в области монтажной драматургии,— умение слушать и слышать время. Он живо интересовался всем новым в искусстве не только театральном, но и в других смежных областях. И не мог не заметить открытий и осмыслений средств и форм киномонтажа и у Эйзенштейна, и у Дзиги Вертова (документальное поэтическое кино), поисков советской «поэтической драматургии» (ранний Н. Погодин, Вс. Вишневский, В. Маяковский). По зову сердца
Первая программа «На смерть Ленина», созванная по законам литмонтажа, определила путь Яхонтова как артиста Страна переживала боль непоправимой утраты Выступая перед рабочими Стекольного завода на Северном Кавказе, «Пролетарской воли» в Пятигорске, перед рабочими Грозного, артист почувствовал и осознал потребность создать программу «до зарезу необходимую и нужную» в данный исторический момент Он понимал, что главным возбудителем проблемного выступления является тесная связь с людьми, знание их дум и чаяний. «Я насмотрелся вдоволь и на нефтяные вышки, и на лица живых людей, постоял там среди них, а потом сказал: очень важная вещь среда для художника». «Я делал это в силу того обстоятельства, — объясняет Яхонтов, — что монументального произведения на эту тему еще никто не написал. Были стихи и газетные статьи. Молчать же я не мог. Бывают события, когда художнику молчать трудно. И, не дожидаясь, когда напишут гениальные художественные произведения о Владимире Ильиче я взял нужную мне сумму честных, искренних и волнующих о нем слов и сделал из них литературную композицию». Артист шел к этому не сразу. Сначала он исполнял отдельные статьи, из газет, стихи. «Я еще не подозревал, — признается Владимир Николаевич, — какая сила в последовательности, в правильной расстановке». И только несколько позднее, обдумывая предложение своего режиссера Е. Поповой — «надо сделать так, чтобы не было концертных номеров. Пусть будет целое...», Яхонтов весь материал выстраивает под углом зрения поставленной темы, имеющей начало, развитие, кульминацию. Обе композиции делались при непосредственном участии Е. Поповой, режиссера В. Яхонтова. Уже самые первые их шаги в создании литмонтажа могут послужить наглядным уроком для тех, кто сегодня пробует свои силы в этом виде творческой деятельности. Каждый из литмонтажных кусков у Яхонтова не обрывок мысли, а как правило, законченное высказывание. Артист учитывает законы человеческого мышления, ибо мы понимаем друг друга, воспринимая мысли собеседника целостно по его высказываниям. Четвертый эпизод интересен и предельно графичным, рельефным строением действия — от экспозиции, завязки к развитию и кульминации. На протяжении всего литмонтажа, как и в этом эпизоде, можно заметить следующее: перед началом характеристики важного исторического события Яхонтов и Е Попова стремятся путем монтажа различных материалов воспроизвести его сущность. При этом они обнаруживают незаурядные способности историков-исследователей. К художественному воспроизведению такого события они не подходят формально, как к некоей традиционной «шапке» вступления. Здесь ищутся истоки, причины назревающего события. А как известно, глубоко вскрытые причины помогают глубже попять следствия. Этот драматический мотив народных страданий, чаяний — важный элемент в экспозиционной части, и завязка эпизода: Документы говорят языком фактов, народная песня — языком чувств. Главная тема литмонтажа развивается, обретая новые грани. После песенных строк следуют смонтированные Яхонтовым высказывания Владимира Ильича. Они завязывают действие части в целом. Артист подключает и свою систему доказательств, которая принимает форму поэтических строк из другой народной песни, где мотив страданий вырастает в протест, в жажду перемен. Строится параллельный монтаж высказываний вождя о восстании, о плане действий и строк народной песни. Растет напряжение развития темы произведения. Слагаемые куски монтажа, каждый в отдельности обладают динамикой, саморазвитием Чем далее, тем настойчивее и экспрессивнее становится ленинская мысль, прожекторно, точно и конкретно освещающая революционную ситуацию. Доводы перерастают в призывы, агитационно-страстное обращение к народу Оно получает отклик, поддержку — в народной песне растет решимость Все более вырисовывается готовность эксплуатируемых встать во весь рост и пойти в атаку против угнетателей. Мысль о назревающих общественных переменах Яхонтовым решается метафорически. В параллельном монтаже возникает мотив природы, земли, предчувствующей сдвиг времени года. В описании постепенно вырисовывается символический смысл. Символика выражает тревожную напряженность исторических дней. Например, строчками из воспоминаний Н. Емельянова Яхонтов рассказывает о проливном дожде, который едва не разрушил шалаш Владимира Ильича. Описание приобретает иносказательный характер. Смонтажированный из разных текстов эпизод или этап развития действия здесь завершается. Новые части литмонтажа — о подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания, историческом штурме Зимнего, победе большевиков. Трагический эпизод ранения Ильича — событие, пронзившее всю революционную Россию, затем его выздоровление — сменяется рассказом о первых годах социалистического строительства. И наконец, итоговая часть завершает литмонтаж. Звенья программы сочетались таким образом, чтобы проявить систему оценок артиста. На материале монтажных узлов отсвечивалось пристрастие, гражданский темперамент Яхонтова. Онсам сиюминутно, на глазах у зрителей, искал ответа на поставленный вопрос, втягивал в этот процесс сидящих в зале. Эффект присутствия личности артиста, творца, автора выступления еще более цементировал отдельные части, фрагменты в единое целое. Сами фрагменты становились сутью и формой его доводов, размышлений вслух, обращений в зал. Истина, хотя и в «образной упаковке», поданная результативно, близка иллюстрации. Она не заставляет сопереживать, соучаствовать. Когда зрители следят за процессом рождения мысли, системой ее доказательств, они глубоко лично воспринимают итог. ЯХОНТОВ И ДРУГИЕ
В. Яхонтов открывает не только сущность литмонтажа как художественного метода мышления, но и его разновидности и жанры. Многие из них получают сегодня плодотворное развитие как у профессионалов, так и у самодеятельных артистов. Есть среди литмонтажных жанров трудные, не каждому доступные. К ним не всегда находят верные ключи даже опытные мастера. В этой главе мы расскажем о разновидностях и жанрах литмонтажных композиций, вызванных к жизни Яхонтовым, и о том, как продолжается его дело в современной практике литературного театра на эстраде. Поиски продолжаются... Вдвух первых работах Яхонтов в содружестве с режиссером Поповой нащупал не только конкретный жанр, но и одну из важных разновидностей литмонтажа — сюжетный литмонтаж. Сюжет, как известно, представляет собой развивающийся событийный ряд, систему связей героя с окружающей средой, участие его в событиях, становление его характера. В «Ленине» Яхонтов черпает звенья литмонтажного сюжета в основном из документальных источников. Сюжетная канва его композиции — реальные исторические события, роль и участие в них Владимира Ильича. Как мы увидим далее, источником сюжетного строя других яхонтовских композиций являются литературные произведения, отдельные сюжетные линии и связи, взятые у разных писателей. Сюжетный литмонтаж, положенный в основу композиции, сценария, драматургии литературного театра на эстраде — как наиболее доступная и популярная форма получил широкое развитие в исполнительской практике. В ряде сюжетно-литмонтажпых жанров достигнуты известные успехи. Что же касается такого жанра, как историко-хроникальный (историческая монография), основанного на привлечении документального материала,— здесь многое оказалось весьма сложным. Уроки Яхонтова пока, к сожалению, не послужили для некоторых полезным ориентиром. Что, например, отличало многих исполнителей, выступивших с литмонтажными композициями на ленинскую тему? Прежде всего отсутствие четких границ в постановке темы. Они стремились в пределах пятнадцати или сорокаминутного выступления охватить все стороны жизни и деятельности Владимира Ильича, рассказать о нем как о человеке, о характере общения его с окружающими и т. п. Отсюда в композиции — переизбыток информации, отсутствие четкого ее расположения во времени и пространстве. Динамика оказывается чисто внешним фактором; не развитие конкретной темы, ее постепенное разрастание, углубление, а компиляция фактов и сведений. Второе. Цитатный подход к первоисточникам, из которых черпается материал для композиции. Обнаруживалось неглубокое знание документа, невыясненная его связь с определенным историческим моментом (невольно вспоминается Яхонтов с его глубоким чувством историзма, основательными знаниями ленинской теории, важнейших трудов классиков марксизма-ленинизма). Третье. Иллюстративность — недостаток наиболее распространенный. Он связан с самоцельной констатацией факта, поверхностным его освещением. Яхонтов избегал этого по следующим причинам. Ему важен был факт не сам, а в ряду постижения сути явления. Факт становился средством художественной аргументации, движения, «разматывания» нити анализа. В самой последовательности изложения событий, сочетании материалов, художник находил способ выразить свое суждение, внести собственную лепту в то, что им осмыслялось на сиене. При этом он искал образное решение темы, в чем мы убедились на примере анализа текста композиции «Ленин». А если к этому добавить высочайшую артистическую культуру исполнения, то можно понять, почему ему удавалось решить проблему — «эстетической нормы подачи политического документа» — пока еще не решенную современными исполнителями. Поиски, как говорится, продолжаются. Иногда артист проявляет способности историка, исследователя. Он обнаруживает интересные сведения и документы, связанные, например, с личностью выдающегося политического деятеля, деятеля культуры. Но смонтажировать все эти материалы под углом конкретной темы, найти ей образное претворение оказывается делом сложным. Композиция превращается в доклад, прочитанный лектором, мастером своего дела, но не более. В основу литературной композиции «Париж, улица Лени-па» и легла книга Катаева. Композиция исполняется артистом Ленинградской областной филармонии В. Перилем перед самой широкой аудиторией — от старшеклассников и студентов до рабочих, служащих, партактива. Работа построена на сюжетном мотиве: Ленин — учитель революционеров, будущих руководителей Октябрьского вооруженного восстания. В композицию привлечены те главы и фрагменты из книги В. Катаева, где акцентировались два момента: то, как Ленин учится сам, извлекая уроки из истории Парижской коммуны, и то, как он заражает духом познания исторического опыта своих учеников. В центре работы — ленинские уроки в партшколе, где он учил творчески анализировать практику классовой борьбы пролетариата, воспитывал готовность принимать решения в возможных ситуациях будущей революции в России и учитывать при этом современный опыт мирового пролетарского движения. В программе фрагменты катаевской прозы, где документ становился художественным обобщением, монтажировались с отдельными главами, строфами из поэмы А. Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворные звенья композиции приобрели характер монологов-размышлений самого исполнителя, где он в содружестве с поэтом стремился глубже осмыслить и опоэтизировать суть исторических событий и фактов, что запечатлены
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|