Бессюжетный тематический цикл-монтаж
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Речь идет о цикле, тема которого развивается не через сюжетную канву, случай, ситуацию, а через систему высказываний-аргументов, высказываний-суждений исполнителя о действительности. Его материалом могут быть цельные стихотворные произведения, отдельные строфы и строчки, прозаические отрывки, публицистика и т. д. Он сложен по многоплановому способу развертывания темы, с использованием различных приемов и разновидностей литмонтажа. Пример такого цикла — выступление А. Шагиняна по произведениям Б. Брехта. Для менее опытных исполнителей целесообразнее строить бессюжетный цикл-монтаж более простым способом. Например, развертывать тему с помощью сопоставления двух или трех точек зрения, включая исполнительскую. С подобным циклом «Боян вещий» выступил на внутри-университетском конкурсе в Ленинграде самодеятельный артист студент университета В. Кочнев. Цикл строился на произведениях одного автора — поэта Виктора Сосюры, его стихах, посвященных Киевской Руси. Тема цикла — истоки русской поэзии, ее первые создатели, народные поэты, бояны, их судьба. Осмысление и воплощение миссии художника в России. С использованием фрагментов поэмы «Смерть Бояна», несен Бояна была выстроена действенная линия выступления. Сочетались три точки зрения — Сосюры и исполнителя на Бояна, самого народного поэта (его песни — творчество и гражданское кредо, поступки) и рассказ-исповедь прозревшего палача Бояна. Не просто рассказ, а осознание всей меры зла, им содеянного, и в этом — протест против уничтожения песни, ее творца. В финале цикла звучала итоговая мысль, выраженная одной из песен Бояна о неистребимости народной поэзии, ее бессмертии и возрождении в будущих поколениях.
На современной литературной эстраде получает развитие монтажный цикл, где исполнитель размышляет не только на темы гражданско-публицистического, но и философского плана: на темы родины, человеческого назначения, понимания счастья, на тему творчества, миссии художника, непреходящих нравственных и духовных ценностей, на тему любви и т. д. Приведем еще один пример, обратив внимание на характер монтажа цикла. «Контрасты» — цикл на тему любви, построенный по принципу параллельного монтажа, то есть столкновения двух точек зрения на избранную проблему. Не вообще о любви, но о двух, противоположных ее проявлениях. Об истинном и ложном, духовном и бездуховном в интимных человеческих отношениях. Уже само содержание, смысловая направленность цикла, его название диктует и определенное строение. Оно предполагает как бы две исполнительские площадки. Стихотворные тексты, звучащие на каждой, их поэтические мотивы и суждения вступят в поединок, ибо они противостоят друг другу. Две точки зрения завяжут бой, а исполнитель должен будет заставлять нас, слушателей, разбираться в том, что истинно и что ложно. Цикл содержит две части. Первая строится на произведениях поэтов-классиков А Блока, В. Маяковского, С. Есенина, вторая —на произведениях поэтов-современников. Фрагмент из стихотворения А. Блока «Ангел-хранитель» является программным тезисом темы, ее запевом и в то же время содержит своеобразный поэтический аргумент, объясняющий секрет духовного слияния двух сердец. Люблю тебя, ангел-хранитель, во мгле, Во мгле, что со мною всегда на земле. За то, что ты светлой невестой была, За то, что ты тайну мою отняла. За то, что связала нас тайна и ночь, Что ты мне сестра, и невеста, и дочь. За то, что нам долгая жизнь суждена, О, даже за то, что мы — муж и жена!.. Но люблю я тебя и за слабость мою, За горькую долю и силу твою. Что огнем сожжено и свинцом залито Того разорвав не посмеет никто!
Далее возникает первое противостояние. Наплывают тронутые иронической горькой усмешкой строфы Есенина: «Ты меня не любишь, не жалеешь.» Холодное расставание. За «им равнодушное прозрение: Этот пыл не называй судьбою, Легкодумна вспыльчивая связь,— Как случайно встретился с тобою, Улыбнусь, спокойно разойдясь. Да и ты пойдешь своей дорогой Распылять безрадостные дни, Только нецелованных не трогай... Только негоревших не мани... Они сменяются трагическим выплеском пожара души и сердца в стихотворении В. Маяковского «Лиличке». Уже первые его строки резко контрастны есенинским: Дым табачный воздух выел. Комната — глава в кручепыховском аде, Вспомни — за этим окном впервые руки твои, исступленно, гладил.., Последние строфы этого стихотворения слагают оценки, отношение к происходящему самого исполнителя, солидарного с поэтом. И от себя лично и от Маяковского он резко опрокидывает вопрос в зал — ...Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек.., Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Исполнитель, будучи поверенным автора, заряжает нас этим вопросом, взывая к ответу. И на миг снова обращается к возлюбленной Он прощается с ней, но совсем по-другому: Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. Новый круг контрастов образуют стихи поэтов-современников Идут строфы Е. Винокурова: Нет, эти босиком не выбегали К любимому, в морозы, на крыльцо И серной кислотой не выжигали Соперницы проклятое лицо... Стихотворение приводится в цикле до конца. Контрапунктом служит «Гусь» Г. Горбовского. Напомним его начало: Гусь выбился из птичьих сил. И с горя гусь заголосил, И начал падать вниз комком, А гуси в небе шли гуськом. Мотив любви-самоотречения, любви-подвига выражен в центральном поэтическом образе стиха: ...И лед ручья острей ножа... '' Не вышел гусь из виража. Его собратья дали круг. Но с ним остался верный друг или отец, а может, сын, или одна из тех гусынь, что заменяет юг любой одной собой... одной собой.
Эта строфа еще более обостряет контрастность образа лжелюбви в предыдущем куске цикла, рельефно выраженного» особенно последними строчками Винокурова: За пазухой у них ладони грея, Зевают их случайные дружки. Следующее звено «контрастов» — параллельный монтаж стихотворений Е. Евтушенко «Как ты женщинам врешь обаятельно» и О. Сулейменова «Ночные сравнения». И наконец, возникает точка пересечения контрастных мотивов. Ею становится стихотворение Е. Евтушенко «Качался старый дом»... Оно говорит о сложном переплетении истинного и ложного, разрушительного начала в любовном союзе. Внутреннее действие лирического героя — нравственный самосуд с целью приостановить умирание чувства, подтачиваемого эгоистическими устремлениями человека. Я думал о тупом несовершенстве браков, О подлости всех нас — предателей, врунов: Ведь я тебя любил, как сорок тысяч братьев, И я тебя губил, как столько же врагов... Последние строфы стиха становятся итоговыми всего цикла: Когда-нибудь потом (не дай мне бог, не дай мне!), Когда я разлюблю, когда и впрямь умру, То будет плоть моя, ехидничая втайне: «Ты жив!» — мне по ночам нашептывать в жару. Но в суете страстей, печально поздний умник, Внезапно я пойму, что голос плоти лжив, И так себе скажу: «Я разлюбил. Я умер. Когда-то я любил. Когда-то я был жив». Случается так, что тема цикла оказывается очень емкой по содержанию. Она продолжает волновать артиста не год и не два, а десятилетия. Иногда и всю жизнь В ней открываются все новые и новые грани, подробности, связи. Обнаруживается более прочная близость творческой и человеческой индивидуальности исполнителя. К поставленной проблеме подключаются одновременно новые произведения. Все это расширяет границы темы, идет ее исследование не только вширь, но и вглубь. В одном цикле уже не сказать о теме, почти заново выросшей и значительно обогащенной. Тогда-то и возникает потребность в большой форме — отделении либо вечеровой программе. Но путь к этому моменту, повторяем, пролегает через годы неустанной творческой деятельности, обретения «композиторского» и исполнительского мастерства. И естественно, способности, талант, его самодвижение играют здесь не последнюю роль.
Мы начали разговор о литературном театре на эстраде, его переходных и зрелых формах, его драматургической литмон-тажной основе, особенностях исполнительского искусства. На этот раз, естественно, акцент делался на вопросе драматургии. Он наиболее труден и столь же важен. Литературная основа, ее характер, жанровые особенности, как правило, диктуют артисту и «условия игры». Будем считать, что разговор начат и его предстоит в дальнейшем продолжить как практикам, так и теоретикам. Наряду с искусством художественного слова его новая ветвь — литературный театр на эстраде — растет, развивается, выдвигая самые различные проблемы. Они касаются как литературной основы, так и исполнения. Их решение не дается легко, но и не заказано тем, кто готов к неутомимому познанию, поиску, к раздвижению идейных горизонтов своей личности, к оттачиванию высокого эстетического вкуса, литературных и литературоведческих навыков, и потому может сказать слово, которого ждут в зрительном зале.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|