На путях к эпическим жанрам
Другим важным открытием Яхонтова является практическое доказательство, что с помощью литмонтажа можно создать произведение близкое по своим признакам повести, роману, то есть эпическим жанрам. Основу такого произведения составляет литмонтажный сюжет, сформированный исполнителем (часто в содружестве с режиссером) из различных литературных произведений. Отдельная сюжетная линия, мотив, судьба конкретного героя, поворотный момент в его жизни — вот что становится монтажными звеньями целого. Современные исполнители, профессиональные и самодеятельные, нередко ищут именно в таком направлении. Они пытаются создать свою сюжетную канву и на ее основе развить волнующую их тему. Начало подобного рода эпическим литмонтажным жанрам положил Яхонтов своей монументальной работой «Петербург». Название города явилось для артиста собирательным образом старого мира, запечатленного в творчестве очень дорогих ему писателей: А. Пушкина в «Медном всаднике», Н Гоголя в «Шинели», Ф. Достоевского в «Белых ночах». Главным организующим моментом в его работе над «Петербургом» снова, как всегда, была тема выступления, ее четко очерченные границы. Яхонтов понимал, что борьба со старым миром не окончилась Важно было подробнее в него вглядеться, в его связи, отношения, вглядеться в мир, убивший Пушкина, убивавший поэзию, надежды, но в недрах которого вместе с тем зарождался протест, постепенно мужавший. Оковы этого мира сброшены, но его наследственные клетки, гены, угнездившись в сознании маленького обыкновенного человека, были еще живучи. Жизнь большого города, в котором, как в капле воды, отразилось море отношений холодного враждебного общества,— губительна для простого человека. И Яхонтов средствами литмонтажа создает об этом человеке свой социально-психологический роман, используя фрагменты, отдельные сюжетные линии из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского.
Мы не будем подробно описывать, как воплощался «Петербург». Он имеет большую литературу — отклики многих критиков, литературоведов, деятелей искусства, оценивающих это произведение как крупнейшее театральное событие двадцатых годов. Нам важно акцентировать в этой работе основной принцип ее строения с точки зрения характера литмонтажа, что может послужить своеобразным руководством к действию в сегодняшней практике выступающим на литературной эстраде. Итак, один из основных принципов строения «Петербурга» — монтаж совпадающих, аналогичных тем и мотивов, взятых из разных литературных источников. Кстати, оговорим термин «мотив». В произведении помимо главной темы есть побочные. Они развивают, уточняют, обогащают главную. Иными словами — это клетки главной темы, ее слагаемые. В то же время, развиваясь, они могут перерасти в самостоятельную тему, логически прямо не связанную с главной Один из рецензентов «Петербурга» точно заметил принцип строения работы Яхонтова: «Это не механическое соединение литературных вещей. Каждая из них содержит в качестве основной или побочной темы историю человека, лишившегося в силу внешнего вмешательства уже как-то достигнутых мечтаний (М Блейман. «Петербург» Яхонтова»). Каждому мотиву соответствовали те или иные ситуации, в которых оказывались герои «Петербурга», Таким образом, композиционную основу «Петербурга» составляет сравнительный монтаж ситуаций, историй, связанных между собой ассоциативной связью и, следовательно, ассоциативным, а не логически-последовательным развертыванием темы. Герои по своим индивидуальностям различны. Но в чем-то близки и сходныих судьбы. Они развертываются у Яхонтова параллельно, часто пересекаясь и во многом перекликаясь. Настенька из «Белых ночей» Достоевского, Акакий Акакиевич, герой гоголевской «Шинели», Евгений из «Медного всадника» Пушкина — образы «чередуются и переходят один в другой, как на пленке, снятые наплывом, где одно лицо тает и из него возникает другое... Безвольные они, как примятая трава, стелются по земле, не имея сил спорить с жизнью».
Трагедия личности в торгашеском обществе — одна из монументальных тем не только русской, но и мировой литературы и драматургии, с успехом воплощается Яхонтовым средствами литмонтажа. «Гражданственность — талант нелегкий»
Другая разновидность литмонтажа, открытого В. Яхонтовым — бессюжетный литмонтаж. Композиции, построенные на его основе имеют место в современной исполнительской практике. Тема в них развертывается не через сюжетную канву — случаи, события, ситуации, а через систему высказываний-аргументов, высказываний-суждений исполнителя о действительности, а еще точнее, о проблеме, что его волнует, побуждает говорить, думать перед зрителями, втягивать их в этот процесс. Источником такого типа литмонтажа может быть самый разнообразный материал — литературный, публицистический, документальный, цельные стихотворные произведения, Природа бессюжетного литмонтажа, как правило, представляет наибольшие возможности для проявления личности исполнителя. По тому, что и как он сочетает, сближает, сравнивает и сопоставляет, обнаруживается его индивидуальность, его личные симпатии — антипатии. А это, как известно, предполагает наличие зрелого миропонимания, четких гражданских позиций, убежденности и доказательности. Вероятно, есть своя закономерность в том, что темы гражданского публицистического звучания часто реализуются на литературной эстраде в монтажных бессюжетных композициях (или с некоторыми событийными элементами). Например, антифашистская, антивоенная тема. Ей посвящено много литературных произведений, публицистики, поэзии. Она достаточно широка и вместе с тем содержит совершенно конкретные аспекты. Когда исполнителя интересуют вот эти-то аспекты и стремление выразить свое отношение к ним, высказать свою точку зрения, построить разговор на эстраде со зрителем конкретный и глубоко взволнованный, он прибегает к бессюжетному литмонтажу.
Литмонтаж «Женщины», хотя и не завершен, но дает представление о мастерстве Яхонтова, являющего и здесь пример бессюжетного, но тем не менее, очень занимательного и динамичного развития избранной темы большого эпического размаха. Яхонтовская традиция бессюжетного литмонтажа, средствами которого создаются композиции, близкие жанру гражданской лирики — развивается и по сей день. Но не просто Со своими сложностями. Не случайно немного находится энтузиастов, чтобы ей следовать. Об одном из них мы уже рассказывали. Это — А. Шагинян с его работой «Стихи, баллады, памфлеты Бертольда Брехта, немца и антифашиста из Баварии» Основная тенденция его творчества — искания проблемного выступления на литературной эстраде, приверженность к темам гражданского звучания, часто с ярко выраженной публицистической нотой. И здесь многое дало артисту соприкосновение с поэзией В. Маяковского. Если первая часть второго отделения строится Гончаровым в основном на документальных фактах на тему войны, когда сталкиваются разные точки зрения на войну от вождя племени Лифу до У. Черчилля, то вторая часть становится уже личным развернутым суждением самого исполнителя. Оно возникает результате монтажа высказываний поэтического или документального плана. Одни из них резко враждебны Гончарову, другими он солидарен. Эта часть названа «Калейдоскопом» дли «Страницей гнева: Я обвиняю». Артист начинает ее с личной оценки любимой песенки Черчилля: «Не правда ли, на первый взгляд — игривая песенка (игривая мелодия замедляется, переходя в военный марш»). На поставленный вопрос следует ответ стихами Б. Брехта: Шагают барабаны в ряд, Бьют барабаны,— Кожу для них дают Сами бараны. Мы их убьем? — Да! Мы их съедим? — Да! Мысль продолжается в следующем звене программы, формирующемся путем монтажа стихов, художественной прозы, документов, обвиняющих фашизм. Они-то и обеспечивают сквозное действие исполнителя — «Я обвиняю!»
Здесь и высказывание-откровение, взятое у Э.-М. Ремарка, вернее у его героя, поведавшего о том, что он испытал, когда убил первого человека на войне. Вывод, сделанный героем об убитом, который, наверно, прожил бы еще тридцать лет,— приговор самому себе. Сочетание в композиции сюжетного начала, достигнутого монтажным способом, с монологами-размышлениями исполнителя, также выстроенного средствами литмонтажа, часто встречается в практике профессионалов и в самодеятельности. Весь вопрос в том, чтобы композиционные средства служили динамическому развертыванию основной темы и идеи выступления, а не оставались лишь декоративным элементом, вносящим разнообразие ради разнообразия. В программах А. Гончарова используются различные типы литмонтажа. В «Страницах любви и гнева» некоторое размежевание повествовательно-сюжетного начала и монологического, эпического и лирического. Сначала — движение главной проблемы выступления через драматическую историю, а затем — выводы публицистического характера. В других программах артиста нетрудно заметить постоянное пересечение — небольшой сюжет подытоживается поэтически-философским обобщением, чтобы направить зрительское восприятие в нужное русло. Такая структура композиции обладает большой емкостью. Она способна вместить темы самого широкого гражданского дыхания, представить зримо мыслительный процесс исполнителя, публично обдумывающего выбранный им круг явлений. И вместе с тем такие композиции хорошо воспринимаются самой широкой аудиторией, так как содержат конкретные события, случаи, факты. «Как живой с живыми говоря»
Одним из самых любимых поэтов Яхонтова был А. С. Пушкин. С его именем связано у артиста открытие особой разновидности литмонтажа — драматургического. Иными словами, в работе «Пушкин» Яхонтов средствами литмонтажа создает драматургию, близкую по своим признакам той, что лежит в основе спектаклей драматического театра. Как известно, в драматургии образ человека, его характер, раскрывается через поступки, логику его действий в результате столкновения с другими людьми. Перед нами не только новая разновидность литмонтажа. Можно говорить и об открытии своеобычного жанра выступления артиста в литературном театре на эстраде — это жанр творческой биографии художника, воплощенной в моноспектакле, где образ художника и его творения рождаются на наших глазах, объединяются в единое целое. Художник, мотивы его творческого процесса, связь с исторической средой, временем — вот задача, которую ставит Яхонтов в «Пушкине».
Моноспектакль «населен людьми». Проходит череда действующих лиц — царь Николай I, Бенкендорф, Пущин, царь Борис, юродивый... Но главный герой — Пушкин. Лицо артиста на мгновение закрывалось собачьим намордником с металлическими переплетами— поэтому пушкинские слова рвались на свободу, как сквозь тюремную решетку... Первый — широкий, исторический «комплекс, некий синтез времени», в котором жил поэт. Второй — более узкий, имеющий непосредственное отношение к личности Пушкина — то, это «он любил, отрицал и что так сильно его угнетало». Второй круг должен был сыграть роль исходной драматической ситуации, которая, как известно, в драматургии дает начало конфликту, драматическому действию. Конфликт же в «Пушкине» Яхонтов видел как трагическую схватку гениального художника «со светской чернью» и в первую очередь царем. Артист не стремился в драматургии воспроизводить бытовой портрет поэта со всеми его характерными подробностями, это монтаж текстов отражает желание воплотить образ Пушкина как квинтэссенцию духовной жизни, не бытовую, а биографию души, внутренние механизмы творческих помыслов, Устремлений, именно те связи с общественной средой, которые проявляют его как художника. До нас не дошел полностью текст «Пушкина». Но то, что сохранилось в воспоминаниях, статьях тех, кто видел Яхонтова, личные записи артиста в книге «Театр одного актера»,— рее это дает основание говорить о двух важных открытиях замечательного художника. Они связаны со способом формировать именно литмонтажную драматургию, основу моноспектакля, воспроизводить акт человеческого поведения. Первое открытие дает возможность строить течение, мотивы творческого процесса художника. Второе — конфликтные отношения личности с окружающей средой. К первому открытию имеет отношение новый тип связей между монтажными кусками текста. Уже в «Ленине» помимо чисто логических связей между явлениями, доводами, высказываниями в форме отрывков из прозы, документа, публицистики, поэзии Яхонтов прибегал к ассоциативным связям. Художника, тяготеющего к спектаклю с четко поставленной сверхзадачей, всегда интересовало «слово оценочное». Уже сам выбор материала, его монтаж, отражал постоянное стремление артиста выразить свое определенное отношение, взгляд на изображаемое. Трудно в небольшой главе рассказать о всех особенностях и достоинствах произведения Яхонтова «Пушкин». Анализируя эту работу, мы прежде всего ставили перед собой задачу обнаружить новую разновидность литературного монтажа текстов, своего рода сценическую монографию Тем более, что сам Яхонтов назвал «Пушкина» «второй дорогой», по которой он следовал на протяжении всего дальнейшего пути.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|