На лирико-философской волне
«Пушкин» дал своеобразные жанровые ответвления. Таковы многомотивные композиции на темы философско-поэтического плана, например, на тему поэта и поэзии, Они часто строятся на определенных мотивах творчества одного или нескольких поэтов. Их сочетание нередко возникает по принципу параллельного монтажа. В исполнительской же манере нередко сосуществуют две позиции — чтецкая и актерская. При всем внешнем изяществе, легкости этот жанр необычайно труден и не каждый может добиться в нем творческих результатов. Он требует прежде всего большой эрудиции, длительного изучения поэта или поэтов, мотивов их творчества — в развитии, обогащении. Он требует большой исполнительской культуры, тонкого художественного вкуса. Найти точное сочетание поэзии и музыкального оформления — задача не из легких. И тем не менее музыкально-лирическая композиция тем и мотивов широкого философского содержания получила распространение на литературной эстраде у многих исполнителей — профессиональных и самодеятельных. В аналогичном ключе строится Н. Смаковой и другая лирико-философская композиция по стихам современных поэтов «Строки любви», Название говорит о теме. Стихотворение приводится в сокращении. В работе используется не только ассоциативный, но и диалогический монтаж. Стихи нередко образуют развернутые реплики диалога двух сердец. Исполняют композицию три пары (девушек и юношей) и двое ведущих. По рабочему экземпляру с пометками режиссера можно судить о замысле. Композиция формируется на сочетании поэтических мотивов, каждому из которых соответствует свой эпизод. Вот выдержки из записей режиссера: «I часть. Пролог
какой любви мы будем говорить, что такое любовь?). II часть. Встречи — начало любви, это вечная тайна (знакомство, любовь и дружба, сватовство). III часть. Замужество — «Уж видно, чем любовь сильнее, тем за нее страшнее нам» (любовь и быт, ссоры, примирения, разлуки, тоска одиночества). IV часть. Война — испытания любви («Если бы не война — как бы людям легко дышалось! Как бы людям светло любилось!»). V часть. Мать («И кланяюсь всем матерям я в ноги, когда о матери своей пою»). VI часть. Бессмертие (малыш, городская улица — улица жизни. «Мы будем жить на земле, пока будем любить»). Таков план композиции. По нему можно понять содержание и структуру вещи. Ясно, что автор и режиссер стремится к философскому осмыслению темы. Монтаж диалогов в драматургии моноспекталя Вразбираемых примерах литмонтажной драматургии монотеатра мы в основном сталкивались с действием одного типа. Это — развернутый монолог, литмонтаж монологов Либо монолог, обращенный к сидящим в зале, либо интроспективный— размышление вслух. Иными словами, драматургия тяготела к формам лирики, представляющей, как известно, поток сознания лирического героя, его реакцию на событие, ситуацию. В современной практике литературного монотеатра наблюдаются тенденции приближения к традиционным формам театральной драматургии. Последняя нередко используется впрямую в репертуаре театра одного актера. Уже говорилось, что Яхонтов путем монгажа создавал своеобразные диалоги, сталкивая фрагменты, реплики писем, за которыми стояли характеры их авторов и адресатов. Сегодня исполнители довольно часто привлекают в сценарную основу своих программ готовые диалоги, написанные тем или иным автором рассказа, повести, романа. Источником диалогов может служить и драматическая поэзия. Речь идет о создании такой драматургии, основу которой составляет монтаж диалогов, взятых из разных литературных источников (одного или нескольких авторов), когда сталкиваются разные точки зрения на жизнь.
И в новой работе «Диалоги», где в строении драматургии используются приемы литмонтажа, «четвертая стена» в основном сохранена. Может быть, Рецептер творит обычный театр, но с одним актером, играющим всех персонажей зрелища? Да, по некоторым внешним признакам может родиться такое предположение. И тем не менее его театр — литературно-поэтический с типичной во многом для него драматургией. Основным монтажным кадром, структурным звеном целого становится диалог, поединок разных точек зрения. Нередко предметом художественного исследования Рецептера оказывается диалог противоречивых сторон одного сознания. Третий диалог — «Фауст и смерть». Сюда же, кроме сцены из Фауста, подключаются пушкинские наброски к этому произведению. В диалоге раскрывается другой аспект темы художника-творца: непрекращающееся познание, искус, не имеющий запретных зон. Познание не только рационально, оно связано с эмоциональным переживанием того, что постижение несет не одну радость, но и тоску и скептицизм. Четвертым диалогом моноспектакля становится «Моцарт и Сальери», одна из маленьких трагедий А. Пушкина — произведение, которое на каждом новом спектакле как бы заново исследуется артистом инструментом сценического действия. Процесс этот продолжается, сценическое воплощение пока «ще не вылилось в законченные смысловые формулы, к чему очевидно и не стремится артист. В этом его кредо: художественное познание шедевра — безгранично. Каждый спектакль должен открывать в нем новые пласты многозначного содержания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С чего начать? Впредыдущих главах не раз акцентировалась мысль о сложности и трудности направления исполнительского искусства, которому посвящена эта книга. Возникает вопрос — с чего же начать? Известно, что чем труднее задачи, тем более необходимо пройти путь от простого к сложному. Нужно постепенно подготовить себя, образовать, накопить навыки, как называл их Яхонтов, «композиторские» и исполнительские. Опыт показывает, что путь к большим и сложным формам (отделению, вечеровой программе) проходит через малую форму — концертное выступление.
Нельзя забывать, что уже сам выход исполнителя на сцену предполагает какое-то определенное высказывание, зависящее прежде всего от предмета разговора. Исполняя произвольный набор стихов, чтец становится сбивчивым и непоследовательным в своем высказывании. Он не может направить восприятие слушателя в определенное русло. Хотя каждое в отдельности стихотворение может быть интересным. Одним из решений проблемы номера, отдельного выступления, нам думается, является монтаж цикла. Цикл в исполнительском искусстве уже сам по себе предполагает некую завершенность высказывания. Причем завершенность тематическую. Возможен прием недосказанности. Но конкретно поставленная тема, ее развитие и вывод автора и исполнителя—это и составляет завершенность высказывания в цикле. Мы видели у Яхонтова, что части, главы в композициях, литмонтажах «Ленин», «Война» и др.— своего рода циклы, завершенные этапы в развертывании главной темы выступления. Его принципы монтажа отдельной части, цикла распространялись и на произведение в целом. Но прежде чем обратиться к циклу-монтажу, мы остановимся и на других традициях в монтировке цикла Они также развиваются на современной литературной эстраде. Речь идет о такого рода цикле, который строится из нескольких цельных произведений. Движение основной мысли цикла, целостность зависит от характера отобранных произведений, объединенных тематическим родством, от порядка их расположения. Иными словами, принципом отбора произведений, сведения их в цикл, является общность по теме. Прослеживается ее обогащение в разных произведениях одного или нескольких авторов. Причем важно услышать своеобразие каждого автора, его мироощущение, стилевые особенности. И не просто услышать, но и попытаться донести с помощью звучащего слова это своеобразие до зрителя. Эта форма выступления принадлежит представителям классического искусства художественного слова. Через нее необходимо пройти всем, кто вступает на путь литмонтажа. Она учит понимать принципы сближения текстов по тематическому признаку, учит слышать избранную тему в разных источниках. Такой навык особенно пригодится в практике литмонтажа.
В цикле сталкиваются три точки зрения на миссию художника. Одну из них представляет Гастон, бунтарь-одиночка, рыцарь публичных скандалов, своего рода «пощечин общественному вкусу», другую — автомат-проигрыватель: «за что мне заплачено, то я и ору»; третью — французский шансонье Жак Брель и солидарный с ним Е. Евтушенко, т;ля которых миссия художника — миссия гражданина, властителя народных дум: «Мы дети баррикад, мы — сами баррикады». Существует и другой путь создания цикла из цельных произведений, объединенных общностью темы. На него чаще вступают мастера художественного слова и гораздо реже им пользуются в самодеятельности. Основа принципа подбора таких циклов не цепь рассуждений на тему, развернутый монолог, а небольшой сюжет, возникающий в результате определенного чередования стихов, раскрывающих человеческие отношения, связи в изменении, событийно. Например, монтируя цикл из пушкинской любовной лирики, замечательный мастер художественного слова Д. Н. Журавлев стремится как бы штрихпунктирно наметить события любовной биографии — зарождение чувства, любовное томление, грусть расставания, разлука, снова встреча, побуждающая к жизни уже было затухающий огонь. «Сюжетная канва» цикла приводит Журавлева к поразительному эффекту. Его можно назвать открытием первозданности стиха. Артист как будто сбрасывает многолетние наслоения исполнительских штампов. Поставленное в определенное окружение текстов «зачитанное» стихотворение начинает по-новому сверкать отраженным светом контекста. Такое поразительное превращение происходит с пушкинским стихом «Я помню чудное мгновенье», поставленным в любовный цикл. Казалось бы, что можно в нем открыть еще? Сотни, тысячи раз исполненное, спетое на музыку гениального Глинки, оно будто заново оживает у Журавлева. Артист рассказывает в цикле небольшую лирическую повесть, кульминацией которой становится возрождение в памяти облика любимой —пробуждение, воскрешение сердца, забившегося вновь пламенно и учащенно. Так называемый сюжетный лирический цикл, содержит известную долю условности. Монтажный сюжет новеллы, например, любовной, выстраивается и поэтом и исполнителем. Последний прибегает и к некоторому домысливанию, допускает отступление от фактической, биографической логики движения событий в судьбе поэта. Например, автор пишет стихи в разное время и разным адресатам. А исполнитель, монтажируя их в цикл, создает лирическую повесть, где адресат обобщен. Интерес сосредоточивается на внутреннем движении переживаний лирического героя. Предметом воплощения становятся события духовной, а не бытовой биографии поэта. В цикле возникает не конкретный портрет возлюбленной, а поэтический, обобщенный образ любви поэта — вот что учитывается исполнителем, когда он строит монтаж лирических стихов, слагая их в цикл.
Сюжетный цикл-монтаж
Мы рассказали о принципах строения тематического цикла — бессюжетного и сюжетного, основанного на соединении цельных произведений. Следующим этапом могут явиться подступы к циклу, где используются уже отдельные приемы литмонтажа. Не нужно спешить с пробами сочетания разнофактурного материала: поэзии и документа, авторов разных эпох и народов. Естественнее обратиться к циклу с сюжетным началом. Как уже говорилось выше, оно-то и обеспечивает большую наглядность и доходчивость в восприятии Образный пример воспринимается лучше, нежели пространное рассуждение, пусть в метафорической форме И так. монтажируются произведения одного или нескольких авторов. Как всегда, в основу цикла кладется конкретная тема, которая нередко выносится в название цикла. Основное средство ее развертывания — монтаж стихотворных или прозаических произведений, либо их отрывков, содержащих точно обозначенную ситуацию, так сказать, мини-новеллу. Связь между ними — не прямая, логически последовательная, а ассоциативная. Ее укрепляет многопланово используемый сквозной мотив-рефрен. Им же иногда определяется основная тема или подытоживаются ее этапы развития. Рефрен в процессе развертывания цикла обогащается новыми смысловыми гранями. Повторяем цикл, основанный на монтаже ситуаций, то есть содержащий в результате строения сюжетное начало, доступен для восприятия самой широкой аудитории. Он легко включается в любой концерт — эстрадный, тематический, смешанный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|