Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поспорьте со своими мыслями.




Попробуйте, когда вы почувствуете, что расстраиваетесь, т.е. когда накатывают предчувствия типа: «Все пропало», «Я все перепутаю», «Я провалюсь…» - вступить в дискуссию со своими мыслями.

 

Первое, и самое важное, средство борьбы с пагубными мыслями заключается в проверке: а есть ли в них смысл? Достаточно задать себе вопрос: «Что на самом деле означает мысль, от которой меня тошнит, нервы напряжены как струна, а мозг деревенеет?»

 

Допустим, что вы пришли к умозаключению: «Это провал, я провалюсь…» А что значит «Я»? Вашему телу пора подготовится к падению? Или вы боитесь провалиться в финансовую пропасть? Что вообще для вас значит «провалится»? Существует ли реальная угроза жизни? И вообще, каким образом вы будите проваливаться?

 

Такое нехитрое средство оказывается удивительно эффективным. Почему? Да потому, что вы противостоите вами же построенному катастрофическому сценарию.

 

Когда наш оратор из предыдущего примера думал, что он провалится, он же не думал, что его тело провалится под пол сцены, он не думал умирать, что его выступление не сложится. Тогда что же он имел в виду? Смущение? Возможное недовольство начальства? Да, перспектива не оправдать чьих-то надежд не очень приятная, но она не имеет никакого отношения к физическому исчезновению. Можно ли справиться с такого рода неприятностями? Да, если дать себе труд подумать над тем, что ты на самом деле имеешь в виду, то панические атаки сразу пойдут на убыль.

 

Нам приятно полагать, что мы всегда говорим то, что думаем, и думаем, то, что говорим. Но если хорошенько поразмыслить, то придется признать, что подобные утверждения далеки от истины. Мы очень часто гиперболизируем.

 

Очень часто мы имеем в виду совсем не то, о чем думаем. Вы поймете это, если как-нибудь остановитесь и спросите себя: «Что я имею в виду, и какой смысл я придаю тем словам, которые занимают мой мозг?»

 

Если бы наш оратор проанализировал бы мысли, мелькнувшие у него на пути к трибуне, он довольно легко опроверг бы сам себя по каждому пункту с помощью другой методики, которую можно условно назвать «отмена катастрофы». Она требует разбора каждой мысли, начиная с последнего, самого катастрофического, умозаключения, и проработке их в обратном порядке до самой первой.

 

И так, наш оратор пришел к мысли, что его уволят. Согласна, одного этого достаточно, чтобы почувствовать себя отвратительно. Теперь давайте представим, что наш оратор осведомлен о наличии у него синдрома Маленького Цыпленка, он теперь уже знает, что люди, находясь в стрессовой ситуации начинают строить сценарии катастроф. И вот он останавливается и спрашивает себя: «Уж не занимаюсь ли я этим – строю сценарий катастрофы?» Следовательно, он просмотрит свои мысли и проверит их на соответствие действительности.

 

И так, «Плакало мое повышение. Хорошо если меня хотя бы не уволят…».

Альтернатива: «Неужели из-за одного неудачного выступления могут уволить? Неужели одна неудача может перевесить все мои достижения, сделанные мной ранее? Был ли в нашей организации такой случай, что бы кого-то увольняли лишь из-за неудавшегося выступления? А тем более, увольняли ли кого-то за его заикание на самом первом выступлении?»

Далее: «Я потеряю нить выступления, начну заикаться, все перепутаю. Все будут смеяться надо мной».

Альтернатива: «Да неужели? У меня есть текст выступления на 5 страницах. Не буду же я путаться на каждой? Думаю, что нет! Думаю, что вряд ли кто-то будет ожидать, что я буду выступать как великий оратор типа Ленина или Черчилля».

 

Далее: «Микрофон сломается».

Альтернатива: «Сломается – значит мне придется говорить громче».

Конечно, реалистичное мышление не дает гарантии того, что зал наградит оратора из нашего примера аплодисментами. Это естественно, что он хочет сделать свою работу как можно лучше. Конечно, он расстроится, если ему не удастся сделать все так, как он полагает. Однако, само знание о наличии у него синдрома М.Ц. и способность анализировать мысли уже помогут ему успокоится. Он получит возможность сосредоточится на выступлении, а не на сочинении сценария последовательных несчастий. А если он отдаст все силы выступлению, а не переживанию предстоящих катастроф, то снизит вероятность наступления всех тех несчастий, которых так опасается.

 

Все вышесказанное естественным образом подводит нас к следующей методике, которая носит название «Допрос свидетеля».

 

Поспешные выводы увеличивают вероятность пропуска некоего свидетельства, которое, будь оно принято во внимание, могло бы привести к совсем иным заключениям. Если эмоции захватывают контроль над сознанием, оно легко приходит к выводам, которые либо вообще ничем не обоснованы, либо базируются на весьма сомнительных свидетельствах.

Если вы – Это маленький Цыпленок, то спросите себя, известны ли случаи обрушения небосвода в прошлом? Возможно, стоит оглядеться вокруг, и тогда обнаружится упавший с дерева орех. Многое можно сделать, если дать себе передышку, которая позволит задавать вопросы.

 

Синдрому МЦ подвержены не только люди, попадающие в стрессовую ситуацию, он может проявится в любой момент. Так, вечером в спокойной обстановке размышляя о чем-то вы можете почувствовать себя просто ужасно. У вас может появится ощущение, что все пропало, типа: «Мне больше никогда не увидеть своих детей», «Мои дети выберут деньги отца и бросят меня», «Мне никогда не справится с теми заботами, которые на меня навалились», «Я не успею вовремя закончить свой проект», «Я выгляжу ужасно толстой», «Я совершенно его не интересую», «Меня не любят мужчины», «Я никогда не смогу оправдать надежд и желаний родителей». Никогда. Никак. Ужасно. Несчастье. Катастрофа.

 

В такие моменты очень важно не только осознать машинальные мысли, которые подвели вас к таким выводам, но и записать их. Если вы увидите свои мысли, записанными черным по белому, то быстро справимся с предчувствием катастрофы. Мысли, перенесенные на бумагу можно эффективно проанализировать.

 

Попробуйте проделать следующее. Запишите выводы, сделанные вами в сложной ситуации. Потом подумайте и напишите то, что привело вас к ним. Какой смысл вы вкладывали в свои слова? Почему вы думаете. Что произойдет самое страшное? Почему беда неотвратима? Что свидетельствует о ее неизбежности?

 

Спросите себя: «Почему я так думаю? Уверена ли я в выводах? Что самое плохое может произойти? Смогу ли я пережить это? А другие?» вы убедитесь, что ответы на вопросы вам давно известны. Просто напомните себе, что надо задавать такие вопросы. Иногда сама запись мыслей о несчастье и последующее их прочтение развеивают грустные настроения. То, что кажется ужасным в мыслях, в записи выглядит совсем уж не страшно. Сделав запись, вы становитесь в более удобную позицию для выяснения всех обстоятельств.

 

Встаньте на свою защиту!

 

Иногда полезно представить, что вы убеждаете кого-то другого в том, что дела совсем уж не так плохи. Если бы вы были защитником на уголовном процессе, ваша работа заключалась бы в том, чтобы задавать вопросы и выносить на свет любые факты, которые могут посеять в душе присяжных разумные сомнения.

 

Если вы чувствуете, что готовы вынести вердикт о неизбежности и неотвратимости катастрофы, попробуйте пересмотреть свидетельские показания. Действительно ли то, чего вы опасаетесь, столь очевидно, как вы утверждаете? Есть ли смягчающие обстоятельства?

Пример: дети вовремя не пришли домой.

- нужно остановится и спросить себя: знаю ли я наверняка, что страшное событие, которого я опасаюсь, действительно произошло? Мне не позвонили и не требуют выкупа, нет звонка из милиции или из больницы, так значит, у меня нет необходимой информации для паники.

- а в прошлом дети опаздывали домой? И это было из-за криминальных случаев?

- да, они и в прошлом опаздывали, и отнюдь не потому, что они становились жертвами преступлений.

- если в прошлом мои опасения не оправдывались, то почему именно сейчас они должны сбыться?

 

А если дети раньше приходили вовремя, то можно себе задать следующие вопросы:

 

- есть ли разумные объяснения тому, что ребят до сих пор нет дома?

- может быть, у их автомобиля спустила шина, а рядом нет телефона?

- возможно, дети сидят в кафе и болтают с приятелями, им весело и они не замечают времени?

- ребята решили пренебречь моими требованиями и отправились с друзьями куда-то. Да, они не послушные дети, но они – мои дети.

 

Конечно, нет доказательств ни того, что с детьми все нормально. Но и нет доказательств того, что с ними что-то произошло. Если так, то зачем впадать в истерику и ожидать чего-то страшного?!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...