Оспаривание предположений.
Наклеивание ярлыков помогает проверить предположения. Поймав себя на чтении мыслей, вы можете исследовать, насколько ваше мнение о мыслях другого человека соответствует действительности. Очень полезно записать такие свои предположения, если есть такая возможность. Т.к. вы уже знаете, что перенесенные на бумагу мысли легче проанализировать. Иногда стоит увидеть свои мысли записанными, что бы тут же прийти к другому мнению.
Пример. Молодая сотрудница офиса постоянно в течении рабочего дня буквально накручивает себя мыслями о том, что все и в том числе начальник, уверены в том, что она некомпетентна и, возможно, уже ищут ей замену. Эти мысли не дают ей правильно сосредоточиться на работе и ввергают ее то в панику, то в гневное осуждение окружающих. Естественно, что она делает еще больше ошибок и паника, как и ее мысли об отношении к ней окружающих, еще больше порабощают ее. Психолог, к которому обратилась девушка, рассказал ей, что она занимается «чтением чужих мыслей» и предложил ей записать свои мысли, относительно работающих с ней людей. Вот что она написала: «Они считают меня некомпетентной, а значит, я не преуспею в работе. Поэтому, нет смысла стараться, так как из этого ничего хорошего уже не выйдет».
Первая посылка привила к обобщающим выводам. Психолог спросил, откуда девушка знает, что о ней думают сотрудники. На что получил ответ, что она много работает, но в офисе ее не хвалят, и даже кропотливо сделанный ею отчет оценен не был, начальник молча принял его, не сказав ни слова.
Наша девушка готова провести анализ. В данном случае очень полезны три методики, известные под названием: выработка альтернативных мыслей, выработка альтернативных чувств и выработка альтернативных действий.
Этот прием заключается в том, что бы задать себе вопрос: «А существует ли иное объяснение поведения начальника?»
Действительно, возможно, что он не ценит работу молодой сотрудницы. Однако, сотрудница сознает, что не уверена в этом на 100%. Начальник не похвалил, но ведь и не поругал. Существует ли другое объяснение его действию, точнее, их отсутствию? Молодая сотрудница могла бы себя спросить: «Неужели я единственный человек в нашей организации, которого не замечал или не замечает шеф? Здоровается ли он с другими сотрудниками, когда проходит мимо них или нет, заговаривает ли с ними, а другие сотрудники, как они при этом себя ведут?»
Если на поставленный вопросы следует отрицательный ответ, альтернативное объяснение может заключаться в том, что у начальника такой стиль руководства. Не исключено, что он тоже страдает «чтением мыслей» и считает, что сотрудники сами должны знать, когда он доволен их работой, а значит говорить об этом просто необязательно. А может, он озабочен некими проблемами личного или производственного характера, то тогда у него вообще нет даже времени думать о работе молодой сотрудницы.
Этот прием заключается в том, чтобы спросить себя: «А можно ли мне как-то иначе реагировать на отсутствие обратной связи с руководством?»
Молодая сотрудница может ответить на вопрос следующим образом: «Если я буду считать, что он умалчивает о моей работе сознательно, то рассержусь и расстроюсь. Но поскольку я не уверена в своих выводах, можно предположить, что у него какие-то свои серьезные проблемы. Тогда я скорее буду сопереживать и почувствую интерес к нему, а не обиду». Отсюда следует вывод: «Мой начальник – просто дерево, и его мнение меня вообще не волнует».
По мере того, как молодая сотрудница занята альтернативными мыслями и чувствами, меняется значение, которое она приписывала своим первоначальным умозаключениям. Если у начальника хватает других дел и он непробиваемый товарищ-дерево, то тогда отсутствие обратной связи не означает, что у молодой сотрудницы что-то не ладится с работой.
Этот прием начинают, задав себе вопрос: «Что же я могу сделать (помимо того, что я извожу себя, довожу до точки кипения) для того, что бы разобраться в сложившейся ситуации?» Молодая сотрудница может попросить начальника принять ее и прояснить ситуацию. Или просто проверить, получил ли он ее отчет и прочитал его. А может принять решение выбросить все из головы и ждать получения более подробной информации, раз уж она лишена возможности узнать, что думает о ней ее босс. Судя по всему, большинство людей находит последнее действие наиболее трудноисполнимым. Они спрашивают: «А откуда вы знаете, что он не считает меня некомпетентным? Вы полагаете, что его молчание не означает именно того, что я предполагаю?» Разумеется, никто, кроме самого начальника, не может точно сказать, о чем он думает. Не исключено, что даже первоначальное мнение сотрудницы было правильным. Но дело в том, что если начальник не сказал о своем отношении к ее работе, альтернативные умозаключения являются равновероятно правильными. Сотрудница ничего не выиграет, расстраиваясь еще до того, как получит какие-либо очевидные доказательства, что ей есть из-за чего волноваться.
Проверка восприятия.
Безусловно, было бы очень здорово, если бы все предположения, связанные с «чтением мыслей», можно было подтвердить, просто задав человеку прямой вопрос. К сожалению, очень часто такой способ анализа оказывается недоступным. И, тем не менее существует способ проверить ваши гипотезы хотя бы в первом приближении.
Например, молодому человеку нравиться некая девушка. Однако, он считает, что девушка гордячка, и считает его недостаточно хорошим для нее. Опасаясь ее отказа, он боится ее пригласить прогуляться с ним после работы. И все же, он не совсем уверен, что получит отказ. Что же он может сделать?
- Проходя мимо, он может мило улыбнуться ей и при этом оценить ее ответную реакцию;
- Может попросить кого-то из общих знакомых как-то свести их вместе;
- Он может просто проходя мимо завязать непринужденный разговор из тех вводных фраз, которые специально репетируют для такого случая («Мне всегда нелегко говорить с такими милыми девушками»). Возможно, девушка продолжит разговор, ведь всем приятно принимать комплименты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|