Глава 2 виды страхования, связанные с автотранспортными средствами.
Страхование рисков, связанных с эксплуатацией транспортных средств, объединяет множество видов страхования, связанных с имущественными интересами владельца или пользователя автотранспортом при его эксплуатации. Юридической основой возникновения страхового интересаявляются права владения или пользования транспортным средством и (или), возникновение обязательств перед третьими лицами при причинении вреда их имущественным интересам, связанным с жизнью, здоровьем или имуществом.[8] Основными видами автотранспортного страхования согласногражданского праваявляются: страхование транспортного средства, страхование ответственности владельцев автотранспорта, страхование от несчастных случаев водителя и пассажиров автомобиля. Самыми распространенными видами автострахования являются страхование транспортного средства, защищающее интересы владельца, связанные с самим транспортным средством, и страхование гражданской ответственности автовладельца, защищающее интересы пользователя, связанные с возможным предъявлением претензий со стороны потерпевших. Страхование гражданской ответственности автовладельцев (или пользователей транспортного средства) проводится в обязательной форме в большинстве стран мира, создавая источники выплат потерпевшим, которые не зависят от финансового положения причинителей вреда и осуществляются страховыми компаниями, устанавливая обязательность такого страхования. В российской Федерации, по состоянию на 2016 год существует множество страховых организация осуществляющий страховую деятельность, связанную с автотранспортом и страхованием жизни и здоровья пассажиров, участников дорожного движения. Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории России, выдаётся только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью. Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Данный орган выдает страховым организациям лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и их объединения, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции. Порядок лицензирования страховых организаций определен главой 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», которая называется «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела», так же Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.
Страхование в Российской федерации можно разделить на обязательное и необязательное. Обязательным будет являться такой вид страховки как ОСАГО. В народе данный вид называют «автогражданка». К добровольному (необязательному) страхованию относится такой вид страхования, как КАСКО.[9] Страхование КАСКО. КАСКО— страхование автомобилей или других транспортных средств (судов, самолётов, вагонов) от ущерба, хищения или угона. Она не включает в себя страхование перевозимого имущества, ответственности перед третьими лицами и т. д.
Одного закона именно о КАСКО, в Российской федерации не существует. Зато в России права граждан может защитить Закон об организации страхового дела в Российской Федерации и гражданское законодательство. Любые пункты, противоречащие указанным документам, могут быть в любое время оспорены в суде. Так же в России существуют правила КАСКО, которые основываются на Федеральном Законе РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.06.2015) В отличие от ОСАГО, тарифы на автокаско не устанавливаются государством, поэтому каждая страховая компания устанавливает свои тарифные ставки имея свои программы, с поправочными коэффициентами. Каждая компания стремится оптимизировать отношение страховых премий к страховым выплатам, для чего проводится постоянный сбор статистики страховых случаев. На основании таких статистик устанавливаются страховые коэффициенты, по которым вычисляются стоимость страхования КАСКО для каждого конкретного случая. Предпочтение отдаётся взрослым, опытным водителям, семейным автомобилям, способствующим спокойному стилю вождения. Для такой категории страхователей будет произвадиться меньшие риск по ущербу и, соответственно, минимальные тарифы на страхование. На стоимость каско для определенного автомобиля существенным образом влияют такие важные моменты как: статистика угонов данной модели в данной местности, стоимость запчастей и нормо-часа на станциях технического обслуживания в данной местности, наличие или отсутствие франшизы, устойчивость данной модели к угонам и наличие специальных противоугонных устройств, опыт и страховая история водителя, объем пакета дополнительных услуг, включаемых по желанию страхователя в полис (эвакуация, сбор документов, выезд аварийного комиссара и пр.). В современное время расчет стоимости данного полиса автокаско можно произвести как в офисе выбранной страховой компании, так и в режиме онлайн с помощью автоматического расчета. Данная операция позволяет автолюбителю, страхователю узнать приблизительную стоимость полиса для своего автомобиля, сравнить предложения от разных страховых компаний с учетом коэффициентов и программ интересующего страховщика и выбрать наиболее выгодный вариант страхования.[10]
В России страховщики Каско предлагают авто владельцам два вида страховой защиты – это частичное или полное: 1. Частичное каско (ущерб) - покрывает риски повреждения и уничтожения транспортного средства либо его частей в результате наступления страховых случаев. К числу таких страховых случаев можно отнести: аварии, пожар, взрыв, ураган, и другие стихийные бедствия. 2.Полное или автокаско ( случай, когда предусматривается ущерб совместно с хищением)- данный вид предусматривает полную защиту от всех рисков, относящихся к частичному Каско, а также от угона ТС. Важно иметь ввиду, что эти два варианта имеют различие, прежде всего, в стоимости. Частичное каско (мини). Современный рынок страховых компаний предоставляющих свои услуги предлагает своим клиентам массу предложений. Что же такое частичное страхование? Данный вид страхования действительно заслуживает внимания, поскольку такой страховой продукт предлагают автолюбителям практически во всех ведущих отечественных страховых компаниях. По сути, речь идёт об упрощённой программе КАСКО, которая гарантирует надёжную защиту от рисков, обезопасит человека от серьёзных убытков. От каких бед поможет такая страховка: - угон машины; - утрата авто или его порча из-за стихийного бедствия или пожара; - ДТП или производственная авария; повреждение из-за действий коммунальных или технических служб (к примеру, урон нанесли представители правоохранительных органов или спасательных служб).
Большой плюс данного варианта страховки в том, что если сравнивать с полноценным КАСКО-полисом, то выходит впечатляющая экономия финансов для автовладельцев. Эта форма страхования идеально подойдёт неопытным, молодым водителям, а также тем людям, чей автомобиль уже изношен. Если гарантия от производителя уже закончилась на транспортное средство, также стоит обратить внимание на «мини»-вариант каско. Также частичное страхование очень удобно в такой ситуации, когда автолюбитель не хочет страховать машину от всех возможных рисков, если, например, ездить нужно только несколько раз в месяц, а всё остальное время авто находится в гараже или на платной стоянке. Существуют определенные правила страхования. Под такими правилами страхования понимаются условия, обязанности и права, которые указываются в страховом договоре. Каждая компания имеет свои правила страхования КАСКО, которые соответствуют в её политике функционирования на рынке. При этом данные правила не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В договоре указываются: названия страховой компании (страховщика) и ф. и. о. физического лица, либо названия организации, которая страхует свой автомобиль (страхователь), договор страхования КАСКО включает название фирмы, модели, года выпуска, государственных номеров, номера кузова и двигателя транспортного средства. Также обычно в приложениях к договору указывается текущее техническое состояние автомобиля. В интересах страхователя сразу показать все неисправности, царапины, дефекты, которые присутствуют, представителю страховщика. В противном случае, ссылаясь на правила страхования КАСКО, страховая компания может отказаться выплачивать страховое возмещение. В некоторых современных компаниях осуществляется фото-видео съёмка транспортного средства с фиксацией его состояния во избежание конфликтов в будущем. Сроки страхования КАСКО. Стандартным сроком действия заключения договора автострахования считается 1 год. Однако существуют и специальные программы по автострахованию: 1. КАСКО на полгода/сезонное страхование. Этот вариант подходит тем, кто пользуется автомобилем в определенный сезон, предположим, использует авто только для поездок на дачу или в командировку. 2. КАСКО на выходные. Такой полис подойдет тем, кто использует свою машину только в выходные дни, например, для поездок в супермаркет за продуктами. 3. КАСКО до 1-го страхового случая Данное страхование автомобиля КАСКО покрывает лишь одно страховое событие, после которого договор теряет свое действие.[11]
В 2014 года вступил в силу закон о КАСКО, согласно которому возрос в два раза лимит выплат по евро протоколу — с 25 до 50 тыс. рублей. Данным законом предусматривается порядок прямого возмещения убытков по КАСКО. Новый закон подразумевает, что потерпевшая сторона может обращаться за возмещением убытков лишь в свою страховую компанию. Еще один важный момент — размер компенсаций по изношенным узлам и деталям. В новом законе размер минимальной компенсации составляет 50%, ранее процентная ставка составляла 20%. Теперь заключить договор страхования можно и в любом филиале компании-страховщика. Впредь страховая компания обязана выплачивать компенсацию, либо давать направление на ремонт в 20-дневной срок с момента принятия заявки. Клиент, получая направление на ремонт авто, дает свое согласие на возможное продление срока исполнения обязательств страховой компанией. По данному закону вся ответственность за нарушение срока ремонта станцией техобслуживания и иных обязательств будет лежать на страховщике той страховой компании, которая выдала направление на ремонт. Неустойка за просрочку выплаты по автостраховке в настоящее время составляет 1% от суммы выплаты, в то время как ранее страховые компании выплачивали 1/75 от ставки рефинансирования — 0,11%. Предельный износ средства передвижения снижен с 80% до 50%. Срок осуществления выплаты страховой суммы по европротоколу фактически не может превышать стандартного срока, установленного договором. Максимальный объем выплат при оформлении, ДТП без вызова сотрудников государственной автомобильной инспекции, равняется 50 тысячам рублей, но также может быть больше страховой суммы согласно контракту КАСКО. Сегодня застраховать свое транспортное средство КАСКО, как и ОСАГО можно практически в любой страховой компании России. Стоимость автомобильной страховки КАСКО на порядок отличается от автогражданского страхования ОСАГО, потому как тарифы КАСКО устанавливаются страховыми компаниями самостоятельно, а тарифы по ОСАГО - Правительством Российской Федерации. Все страховые компании Российской Федерации стремятся сделать более лучшими соотношение страховых премий и страховых выплат, чтобы тариф автостраховки КАСКО получился намного выгодным для клиента, но при этом, что бы страховая компания не понесла убытки вследствие страховых возмещений. Тем не менее, некоторые страховые компании, не рассчитав свои силы, не справляются с тем объемом работ которые взяли на себя, в связи с чем банкротятся, и исчезают с рынка автострахования. Страхование ОСАГО Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО) - вид страхования ответственности, возникший в США в 20-х годах XX века и получивший очень широкое распространение в 40—50-хх годах в Европе (а позже - и в остальном мире), при котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства. [12] В Российской Федерации существует федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом.[13] В данном Федеральном законе содержатся такие основные моменты, как: · Общие положения; · основные понятия; · основные принципы обязательного страхования; · условия и порядок осуществления обязательного страхования(обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности, срок действия договора обязательного страхования). В качестве субъектов ОСАГО выступают: · Страховщики — страховые организации имеющие лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на основании которой они вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. · Страхователи — физические или юридические лица, заключившие со страховой компанией договор обязательного страхования. Так как контроль за наличием страхового полиса и его действительностью предусмотрен на многих стадиях использования автотранспорта, охват страхового поля здесь приближается к 100%. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования и нарушители, подделывающие страховые полисы. · Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии. · Страховые посредники— агенты и брокеры. · Профессиональное объединение страховщиков— Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующий средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющий компенсационные выплаты. Объектамиобязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России, Министерство финансов Российской Федерациии Банк России, надзорно-контрольные функции — государственный орган страхового надзора. С 1 сентября 2013 года эти функции перешли к ЦБ РФ, ранее, с 4 марта 2011 года государственный страховой надзор осуществляла ФСФР, с 9 марта 2004 года - ФССН, еще ранее - Департамент страхового надзора Минфина РФ. Часть контрольных функций передана РСА как саморегулируемой организации страховщиков ОСАГО. Также заявлена функция РСА по защите прав страхователей, выполнение которой зачастую вызывает нарекания. Страховые тарифы по ОСАГО устанавливаются Правительством Российской Федерации. Впервые они были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 264, а в последствии их корректировали несколько раз, однако абсолютная величина базового страхового тарифа для большинства транспортных средств оставалась неизменной. В марте 2009 года были изменены повышающие коэффициенты, в июле 2011 года принято Постановление Правительства от № 574, что привело к росту тарифов для ряда автовладельцев. При расчёте страхового тарифа учитываются страховые премии, на которые влияют такие основные моменты, как: мощность двигателя автомобиля, регион, в котором проживает (зарегистрирован) его собственник, количество водителей, их возраст, стаж, страховая история (наличие или отсутствие страховых случаев в прошлые годы). Повышающие коэффициенты, установленные для водителей в возрасте до 22 лет, или со стажем вождения до 3 лет, увеличивают размер страховой премии до 80 %. При этом если к управлению допущено несколько водителей разного возраста и стажа вождения, в расчет должен браться максимальный коэффициент. Если же полис предусматривает использование транспортного средства неограниченным количеством водителей, коэффициент будет равен 1. Проверить правильность расчёта тарифов можно с помощью калькулятора на сайте РСА. Полный набор коэффициентов применяется не всегда. Например, при страховании на период следования к месту регистрации и для временного использования в России транспортных средств, зарегистрированных за рубежом, применяется сокращённый набор коэффициентов. При страховании своего транспортного средства автовладелец должен купить полис ОСАГО. Согласно Закону об ОСАГО, обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств (как российских, так и иностранных), за исключением: · владельцев транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час; · владельцев транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ; · владельцев транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности; · владельцев транспортных средств, риск ответственности которых уже застрахован иным лицом (страхователем) соответствии с Законом об ОСАГО.[14] Существую льготы при покупки полисов ОСАГО. Данные льготы позволяют владельцам своих транспортных средств застраховать на более выгодных условиях не только себя, но и свое транспортное средство. В Федеральном законе № 40 «Об ОСАГО» прописан перечень льгот для автовладельцев. Статья 17 данного закона гласит: Инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. Данная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим на нее право, и еще не более чем одним водителем. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования выплачиваются в установленном Правительством Российской Федерации порядке за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на социальную помощь (начинает действовать с 31 декабря 2003 года). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования иным категориям граждан. Стоимость страхования своего транспортного средства по ОСАГО так же как и в других страховых организациях зависит от ряда важных моментов, таких как: тип автомобиля (легковой, грузовой и т.д.); место регистрации автомобиля; мощность автомобиля; возраст, водительский стаж лиц, имеющих право управлять автомобилем; с ограничением по списку водителей или без ограничения; срок использования автомобиля в течение страхового года; количество лет безаварийной эксплуатации автомобиля; другие факторы. В 2015 году в Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Государственной думой в третьем чтении были приняты поправки. Данные поправки коснулись увеличения лимита по ущербу. Для автовладельцев данный вопрос наиболее актуален. Выдержка из федерального закона №40-ФЗ с поправками: «Повышение лимита выплат по ущербу имуществу с 120 000 до 400 000 руб. (вступает в силу с 01.10.2014). Отменяется общий лимит выплат при нескольких потерпевших (160 000 руб.) и пропорциональные выплаты - теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 000 руб. вне зависимости от их количества, аналогично повышаются лимиты компенсационных выплат РСА. Повышение лимита выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему со 160 000 до 500 000 руб. Аналогично повышаются лимиты компенсационных выплат РСА. Изменения, связанные с прямым возмещением убытков и Европротоколом Введение безальтернативного прямого возмещения убытков (ПВУ) - теперь за выплатой можно будет обращаться только в свою страховую компанию. Данная норма будет распространяться на все действующие договоры (вступает в силу через 10 дней после официальной публикации изменений в законе). Увеличение лимита по Европротоколу с 25 000 руб. до 50 000 руб. Действует для ДТП, оба участника которого оформили ОСАГО после вступления в силу поправок в ФЗ. Заполненные извещения о ДТП участники должны передать в свою СК в течение 5ти дней (вступает в силу через 10 дней после официальной публикации изменений в законе). Расширен перечень регрессов при Европротоколе: виновник ДТП не направил Извещение о ДТП в течение 5ти рабочих дней, не представил свое ТС на осмотр страховщику или приступил к его ремонту до осмотра страховщиков в течение 15 дней после ДТП (вступает в силу с 01.09.2014). Введение безлимитного Европротокола в Москве, МО, СПб и ЛО при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС или других навигационных систем. Только для ДТП, оба участника которого заключили договоры уже после 1 октября 2014 года. Для случаев, не подтвержденных техническими средствами фиксации лимит выплат - 50 000 руб. Страховщики должны привести свои правила КАСКО и ДГО в соответствие с новым Законом в части использования Европротокола. Введение безлимитного Европротокола по всей России при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС (данная поправка вступает в силу с 01.10.2019). Урегулирование убытков Устанавливается возможность выплаты по ОСАГО путем направления на ремонт в случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания. Устанавливается единая методика независимой технической экспертизы утвержденная Банком России, упрощается порядок подтверждения факта причинения вреда здоровью в ДТП и порядок получения выплаты по ОСАГО, расширяется перечень выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего (по сравнению с Гражданским кодексом). Выплаты в случае травм пострадавших будут осуществляться по специальной таблице, право регрессного требования Введение регрессных требований к виновникам ДТП (вступает в силу через 10 дней с момента официальной публикации изменений в законе). За каждый день просрочки возврата части страховой премии при расторжении договора ОСАГО начисляются пени в размере 1% от страховой премии. Устанавливается штраф за каждый день просрочки срока направления отказа в размере 0,05% от страховой суммы, устанавливается 50% штраф от суммы занижения выплаты по суду, АИС РСА Данные о заключенных договорах ОСАГО должны быть занесены в АИС РСА в течение одного дня с момента заключения договора». Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех транспортных, используемых на территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3и 4 статьи 4 ФЗ №40.[15] П. 3 ст.4 Федерального закона № 40-ФЗ «об ОСАГО»: Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев: а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час; б) транспортных средств, на которые по их техническим фарактеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации; в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; (пп. "в" в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 77-ФЗ) г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ ). д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям; (пп. "д" введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ) е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.(пп. "е" введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ).[16] Пункт 4 статьи 4 Федерального закона №40-ФЗ «Об ОСАГО: Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем). При оформлении договора ОСАГО необходимо иметь при себе следующие документы: 1. Паспорт страхователя; 2. Паспортные данные собственника автомобиля; 3. ПТС или Свидетельство о регистрации; 4. Права всех допущенных к управлению людей; 5. Иные документы, необходимые страховщику.
После заключении договора ОСАГО со страховой компанией, автовладельцу выдаются документы, в которые входят: оригинал страхового полиса, квитанция об оплате, перечень представительств Страховой компании во всех субъектах Федерации, форму извещения о ДТП. Срок страхования по ОСАГО такой же, как и в других страховых компаниях- 1 год (за исключения страхования транзитов). Под транзитной страховкой понимается – документ, который временно выдается владельцу автомобиля, для того чтобы он смог получить денежную компенсацию в случае ДТП, или в других случаях. В случае если ТС эксплуатируется не круглый год, то можно указать внутри года период, когда используется автомобиль (сезонный период). Стоимость страховки при этом снизится, но не прямо пропорционально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|