Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 212 Подайте мне куски железа». Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!» Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил её на него». Они [племена я'джудж и ма'джудж] не смогли забраться на неё [преграду] и не смогли пробить в ней дыру. Он сказал: «Это — милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет её с землёй. Обещание моего Господа — истина». В тот день Мы позволим им [племенам я'джудж и ма'джудж] устремиться подобно волнам, смешиваясь друг с другом. И затрубят в Рог, и Мы соберём их [творения] всех вместе. Сура 18 «Пещера», аяты 93-99
Я'джудж и ма'джудж — два многочисленных народа, и они из числа потомков Адама. В хадисе говорится: « [В День Воскресения] Аллах скажет: "О Адам!" Он откликнется: "Вот я перед Тобой и готов служить Тебе, а всё благо в Твоих руках!" Аллах скажет: "Выведи тех, кому суждено оказаться в Огне!" Адам спросит: "А сколько их?" Аллах скажет: "Девятьсот девяносто девять из каждой тысячи" и тогда поседеют малые дети и каждая беременная разрешится от своего бремени». Пророк сказал: «Поистине, при этом будут среди вас два народа, которые своей численностью превышают численность всего, с чем бы их ни сравнили. Это я'джудж и ма'джудж» [Бухари; Муслим]. ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 213 Ибн Касир приводит этот хадис и говорит далее: «Ан-Навави в своих комментариях к "Сахиху" Муслима приводит слова некоторых людей о том, что я'джудж и ма'джудж были сотворены из семени, которое вышло из тела Адама и смешалось с землёй. Вот из этой смеси они и были сотворены. Таким образом, они являются потомками Адама, но не Хаввы (Евы)». Ибн Касир опровергает это его утверждение и говорит: «Это весьма странное утверждение, к тому же его не подкрепляют ни хадисы, ни разум, и в таких вопросах нельзя полагаться на рассказы кого-то из людей Писания, поскольку от них можно услышать немало выдуманных историй» [ИбнКасир. Тафсир].
Всевышний Аллах сообщил нам о том, что преграда, возведённая Зу-ль-карнайном, не позволяет им выйти:
Они [племена я'джудж и ма'джудж] не смогли забраться на неё и не смогли пробить в ней дыру. Сура18 «Пещера», аят 97
Всевышний также сказал, что так будет до конца времён: тогда Аллах выполнит своё обещание и позволит им выйти. Преграда рухнет, и они выйдут к людям:
Когда же исполнится обещавшие моего Господа, Он сровняет её с землёй. Обещание моего Господа — истина. Сура 18 «Пещера», аят 98
Выйдут они толпами, подобно морским волнам: В тот день Мы позволим им [племенам я'джудж и ма'джудж] устремиться подобно волнам, смешиваясь друг с другом. Сура 18 «Пещера», аят 99 Произойдёт это незадолго до наступления Судного дня и дуновения в Рог: МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 214 И затрубят в Рог, и Мы соберём их [творения] всех вместе. Сура 18 «Пещера», аят 99
В других аятах Аллах поведал нам о том, как они преодолеют преграду и выйдут: «...пока я'джудж и ма'джудж не будут выпущены и не устремятся вниз с каждой возвышенности. Приблизится истинное обещание, и тогда закатятся взоры неверующих. Они скажут: "О горе нам!.."» (сура 21 «Пророки», аяты 96-97). Случится это в конце времён. Слова Аллаха «устремятся вниз с каждой возвышенности» означают, что они будут быстро передвигаться, распространяя нечестие и творя зло на земле. Так они будут вести себя, когда окажутся на свободе. Посланник сообщил своим сподвижникам о том, что при его жизни в преграде этой образовалось отверстие размером с круг, который получается, если соединить большой палец с указательным. Зайнаб бинт Джахш передаёт, что однажды к ней зашёл охваченный страхом Пророк ,который воскликнул: «Нет божества, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене я'джуджа и ма'джуджа было проделано вот такое отверстие!» — и он соединил большой и указательный палец в виде круга. Зайнаб бинт Джахш рассказывает: «Я спросила: "О Посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то что среди нас будут праведники?" Он сказал: "Да, если пороки умножатся и станут явными!" » [Бухари].
Племена я'джудж и ма'джудж выйдут после пришествия 'Исы и его победы над Даджжалем. Ан-Наввас ибн Сам'ан передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «После этого 'Иса придёт к людям, которых Аллах защитит от Даджжаля, проведёт рукой по их лицам и поведает им о том, какие места в Раю они займут, и в это время Всевышний Аллах ниспошлёт 'Исе откровение: "Привёл Я таких рабов Моих, с которыми никто не в силах сражаться, укрой же рабов Моих на горе Тур!" И после этого Аллах пошлёт я'джуджа и ма'джуджа, и они устремятся с каждой возвышенности. Первые из них пройдут через озеро Табарийя 95 и выпьют его воду, а когда пройдут последние, они скажут: "Когда-то здесь была вода!" Что же касается пророка 95 Тивериадское озеро.
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 215 Аллаха 'Исы, то он к те, кто будет находиться с ним, останутся в осаде до тех пор, пока бычья голова для любого из них не покажется привлекательней, чем сотня динаров сегодня. Тогда пророк Аллаха 'Иса и те, кто будет находиться с ним, станут обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху, и Аллах нашлёт на шеи я'джуджа и ма'джуджа червей, а наутро все они как один окажутся растерзанными. А после этого пророк Аллаха 'Иса и те, кто будет с ним, спустятся на землю и не смогут найти ни единой пяди её, где не ощущалось бы исходящее от них зловоние. И тогда пророк Аллаха 'Иса и те, кто будет с ним, обратятся с мольбами к Всевышнему Аллаху, и Всевышний Аллах пошлёт птиц, шеи которых будут подобны верблюжьим шеям, и они унесут их тела и бросят их там, где пожелает Аллах. А потом Всевышний Аллах пошлёт дождь, от которого не сможет защитить ни глиняный дом, ни палатка, и он очистит землю, оставив её после себя подобной зеркалу» [Муслим, №2937].
Приводя этот хадис, Муслим после слов «Когда-то здесь была вода» добавляет: «И они подойдут к горе, покрытой деревьями, — это будет гора Иерусалима — и скажут: "Мы убили тех, кто на земле, давайте же теперь убьём обитателей небес!" И они выпустят свои стрелы в небеса, и Аллах сделает так, что стрелы их вернутся к ним окроплёнными кровью». А в версии Ибн Хаджара говорится: «Поистине, я послал моих рабов, с которыми никто не сможет сражаться». А причина этого в их многочисленности, на которую указываети то, что после гибели я'джуджа и ма'джуджа мусульмане будут использовать в качестве топлива их оружие и снаряжение в течение семи лет, как говорится в хадисе: «Мусульмане будут использовать их луки и стрелы, их оружие и щиты в качестве топлива в течение семи лет» [Тирмизи; Ибн Маджа; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №1940]. Эти и многие другие похожие хадисы указывают на то, что великая цивилизация, которая изобрела всю эту немалую силу, все этибомбы и ракеты, уйдёт. Скорее всего, она разрушит себя сама, и тогда человечество вернётся к сражениям с использованием лошадей, копий, луков и т. д. А Аллах знает обо всём лучше. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Я'джудж и ма'джудж копают каждый день, и когда остаётся уже совсем немного до того, чтобы увидеть им солнечный свет, их предводитель говорит: "Возвращайтесь, продолжим копать завтра". А потом Аллах придаёт этой преграде первоначальный вид и делает её ещё крепче. И так будет продолжаться до тех пор, пока не настанет день, в который Аллах пожелает их выпустить. В тот день они будут копать, а когда останется совсем немного до того, чтобы им увидеть солнечный свет, их предводитель скажет: "Возвращайтесь, продолжим копать завтра, если будет на то воля Аллаха", сделав оговорку. И когда они вернутся на следующий день, преграда будет иметь такой же вид, в каком они оставили её накануне, и они примутся копать снова и выйдут к людям, и выпьют воду. Люди укроются от них в своих крепостях. Тогда они пустят свои стрелы в небеса, и стрелы эти вернутся к ним залитые кровью. Они скажут: "Мы победили обитателей земли и одолели обитателей небес!" После этого Аллах пошлёт червей на их шеи, и из-за этого они все погибнут».
Посланник Аллаха также сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, животные станут откормленными и будут давать много молока от их [я'джуджа и ма'джуджа] мяса» [Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1735]. Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Я'джудж и ма'джудж освободятся и выйдут к людям, как сказал Всевышний Аллах: "...устремятся вниз с каждой возвышенности". Они покроют собой землю, и мусульмане укроются от них в своих городах и крепостях и возьмут с собой скот. Я'джудж и ма'джудж станут пить всю воду, какая есть на земле, — так, что будут некоторые из них подходить к реке и осушать её, а те, кто будет идти за ними следом, скажут: "Когда-то здесь была вода" И не останется на земле людей, кроме тех, кто укрылся в городах и крепостях. Тогда один из них скажет: "Мы покончили с обитателями земли, остались обитатели небес". И кто-то из них возьмёт своё копьё и метнёт его в небо, и оно вернётся всё в крови, как искушение для них. И когда они будут заняты этим, Аллах пошлёт на их шеи червей, похожих на червей саранчи, и они изъедят их шеи. И все они разом умрут, не издав ни звука. А в это время мусульмане скажут: "Кто готов пожертвовать собой и посмотреть, что делает этот враг?" Тогда выйдет один из них, надеющийся на награду от Аллаха. При этом он будет уверен, что его непременно убьют. Он спустится и увидит, что я'джудж и ма'джудж мертвы и лежат кучами друг на друге. Тогда он воззовёт: "О мусульмане! Радуйтесь! Аллах избавил вас от вашего врага!" Они выйдут из своих городов и крепостей и станут снова пасти свой скот. При этом скоту нечего будет есть, кроме мяса я'джуджа и ма'джуджа, однако, поев этого мяса, животные будут давать столько молока, сколько никогда не давали раньше, когда питались лучшей травой» [Ибн Маджа; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1793]. Эти хадисы указывают на то, что я'джудж и ма'джудж столь многочисленны, что никто не может противостоять им.
Исчезновение ислама и Корана и гибель лучших людей После распространения во всех концах света ислам вновь потеряет силу, а зло, напротив, окрепнет и разрастётся. И эта великая религия исчезнет,и вместе с ней исчезнет Коран, уйдёт знание, и Аллах заберёт тех, в чьих душах сохранились остатки веры. После этого останутся только самые дурные люди, и вот тогда и начнётся Судный день.
Хузайфа ибн аль-Яман передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Ислам начнёт исчезать подобно тому, как смывается краска с одежды, и люди не будут знать, что такое пост, и что такое молитва, и что такое хадж, и что такое милостыня. И Книга Аллаха исчезнет в одну из ночей — так, что не останется от неё на земле ни одного аята. И останутся дряхлые старики и старухи, которые будут говорить: "Мы слышали, как наши отцы говорили эти слова: <Нет божества, кроме Аллаха>, — и мы тоже говорим их"» [Ибн Маджа; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 87]. Эти немногие оставшиеся люди, знающие из ислама лишь формулу единобожия — «Нет божества, кроме Аллаха», — тоже уйдут. 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт слова Посланника Аллаха : «До Судного дня доживут только скверные люди» [Муслим, № 2949]. А в другом хадисе Посланник поведал нам о том, как покинут этот мир последние праведные люди в конце времён. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал: «Аллах пошлёт ветер из Йемена, который будет нежнее шёлка, и он заберёт душу каждого, в чьём сердце осталось хотя бы на вес пылинки веры» [Муслим, № 7915; Джами' аль-усуль, т. 10, с. 410]. Анас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Не наступит Час, пока не перестанут на всей земле говорить: "Аллах, Аллах"» [Муслим].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 218 Ан-Наввас ибн Сам'ан передаёт, что Пророк сказал: «Тогда Аллах пошлёт благой ветер, и он подхватит их за подмышки и заберёт душу каждого верующего и каждого мусульманина, и останутся наихудшие из людей, которые будут совокупляться на виду у всех подобно ослам, и при них наступит Час» [Муслим, № 2937]. Мирдас аль-Аслями передаёт слова Пророка : «Праведные будут уходить один за другим, и останутся люди столь же бесполезные, как шелуха ячменя или фиников, и на них Аллах не будет обращать никакого внимания» [Бухари; Ибн Касир. Фитан]. Исчезновение ислама в эти времена начнётся с того, что люди перестанут совершать хадж и 'умру. Абу Са'ид передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Не наступит Час до тех нор, пока люди не перестанут совершать хадж к Дому» [Абу Я'ля; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7296]. А это,несомненно, будет уже после того, как этот благой ветер заберёт всех праведных, — ведь до этого всё равно будут люди, совершающие хадж. Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Люди непременно будут совершать паломничество — хадж и 'умру — к Дому после выхода я'джуджа и ма'джуджа» [Бухари; Ибн Касир. Фитан].
Люди вернутся к невежеству и идолопоклонству Когда исчезнет ислам и Коран и ветер заберёт каждого, в чьём сердце осталось хотя бы на вес пылинки веры, люди вернутся к такому же невежеству, которое царило в доисламские времена, или даже хуже, станут слушать шайтана и поклоняться идолам. Посланник рассказал нам о том, что будет после смерти 'Исы в конце времён. 'Абдаллах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк сказал: «Затем Аллах пошлёт прохладный ветер со стороны Шама, и он заберёт душу каждого, в чьём сердце осталось хотя бы на вес пылинки блага или веры. И даже если кто-то из них укроется в пещере, этот ветер проникнет и туда, чтобы забрать его». Он также передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "И останутся наихудшие из людей, лёгкие, как птицы96, и ведущие 99 То есть устремляющиеся ко всему скверному, порочному и мерзкому с быстротой птичьего полёта. ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 219 себя подобно диким зверям, которые не одобряют одобряемое [исламом] и не порицают порицаемое [исламом]. Тогда перед ними предстанет шайтан и скажет: <Покоритесь ли вы мне?> Они ответят: <А что ты велишь нам?> И он велит им поклоняться идолам, и они, подчинившись, будут получать обильный удел и наслаждаться благополучной жизнью. А потом раздастся трубный глас... "» [Муслим, № 2940]. Среди идолов, которым будут поклоняться люди, будет Зу-ль-хальса, идол племени даус, а также аль-Лят и аль-'Узза. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал: «Не наступит Час, пока не станут женщины племени даус обходить вокруг Зу-ль-хальса» [Бухари; Муслим]. Зу-ль-хальса — идол, которому поклонялось племя даус в доисламские времена [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 76; Муслим, № 2906]. 'Аиша передаёт, что она слышала, как Посланник Аллаха сказал: «Не уйдут навсегда дни и ночи до тех пор, пока не начнут люди поклоняться аль-Лят и аль-'Уззе». 'Аиша сказала: «О Посланник Аллаха! Когда Аллах ниспослал аят: "Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам", я подумала, что это уже завершено». Он сказал: «Будет из этого, что пожелает Аллах, а затем пошлёт Аллах благой ветер, который упокоит каждого, в чьём сердце осталось хотя бы на вес горчичного зёрнышка веры, и останутся лишь те, в ком нет блага, и они вернутся к религии предков» [Муслим, № 2906]. В эти дни произойдёт ужасное падение нравов. 'Абдаллах ибн 'Амр передаёт слова Посланника Аллаха : «Не наступит Час, пока не станут люди совокупляться прямо на дорогах, как это делают ослы». Он спросил: «Неужели это будет?» Пророк ответил: «Да, это непременно будет» [Баззар; Ибн Хиббан]. Есть другой похожий хадис от Абу Хурайры: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не придёт конец моей общине, пока не станет мужчина ложиться с женщиной прямо на дороге, и лучшим из людей того времени будет тот, кто скажет: "Лучше бы ты укрылся с ней за этой стеной"» [аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 1, с. 245]. Есть ещё один подобный хадис: это длинный хадис от ан-Навваса ибн Сам'ана об Даджжале, я'джудже и ма'джудже, в конце которого говорится: «Тогда Аллах пошлёт благой ветер, и он подхватит их за подмышки и заберёт душу каждого верующего и каждого мусульманина, и останутся наихудшие из людей, которые будут совокупляться на виду у всех подобно ослам, и при них наступит Час» [Муслим; Ахмад; аль-Хаким].
Разрушение Каабы человеком с маленькими ногами В эти же времена человек с маленькими ногами разрушит Каабу. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Будет принесена присяга одному человеку между углом Каабы и местом стояния Ибрахима. И не нарушит неприкосновенность Каабы никто, кроме живущих возле неё. А когда это произойдёт, тогда не спрашивай о погибели арабов... Потом придут эфиопы и разрушат её так, что уже никогда не будет она построена заново. И именно они извлекут её сокровища» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 1, с. 245]. 'Абдаллах ибн 'Умар передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Разрушит Каабу человек с тонкими ногами из числа эфиопов, и лишит её украшений, и сорвёт с неё её покрывало. И я словно вижу его сейчас — лысого, с искривлёнными в щиколотках ногами, ударяющего лопатой и киркой» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 579]. Ибн 'Аббас передаёт, что Пророк сказал: «Я словно смотрю на него, чернокожего, кривоногого: он извлекает из неё, из Каабы, камень за камнем» [Бухари; Ахмад; Ибн Касир. Фитан]. Абу Хурайра передаёт, что Посланник сказал: «Каабу разрушит эфиоп с маленькими ногами» [Муслим, № 2909; Навави. Шарх Сахих Муслим]. Слова «с маленькими ногами» означают, что у него будут очень тонкие голени, что свойственно многим чернокожим людям, проживающим в Судане. Кто-то может спросить: как же этот человек разрушит Каабу, когда Аллах сделал Мекку безопасным и заповедным местом? Ответ на этот вопрос таков: безопасным местом она перестанет быть незадолго до Часа и разрушения этого мира. Так сказал ан-Навави. Это верно при условии, что Кааба будет разрушена именно в это время. Если же это произойдёт в иное время, то здесь продолжает действовать установление Шариата, соблюдать которое Аллах обязал Своих рабов. И если кто-то станет покушаться на Харам и посмеет нарушить его неприкосновенность, то Аллах может удержать его, как сделал это с Абрахой, а может и не препятствовать ему, — ведь Он лучше знает, что должно происходить, а что нет. Так было в случае с карматами, которые пришли к Хараму и сотворили там много дурного, и так же будет в случае с этим человеком с тонкими ногами. Восход солнца на западе Среди знамений, указывающих на наступление Часа, — восход солнца на западе. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Не наступит Час, пока не взойдёт солнце на западе, а когда оно взойдёт на западе и люди увидят это, все они уверуют. Однако это будет то самое время, в которое не принесёт душе пользы вера её, если не уверовала она прежде или не приобрела блага, будучи верующей» [Бухари; Муслим, № 157]. Появление животного Это животное — тоже одно из знамений Аллаха. Появится оно вконце времён, когда умножится зло, на земле распространится нечестие и порок и добра останется очень мало. Это то самое животное, которое Аллах упоминает в аяте: Когда же свершится над ними Слово, Мы выведем к ним из землиживотное, которое скажет им, что люди не были уверены в Наших знамениях. Сура 27 «Муравьи», аят 82
Животное это, несомненно, будет отличаться от привычных для нас животных: так, оно будет разговаривать с людьми. Мы уже приводили хадисы, в которых Посланник среди больших признаков приближения Судного дня упоминает появление животного. Абу Умама передаёт, что Пророк сказал: «Появится животное, которое будет оставлять отметину на носах людей, и после этого они будут жить среди вас. И дойдёт до того, что купит человек верблюда, и его спросят: "У кого ты купил его?" — и он ответит: "У человека с отметиной на носу"» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 322]. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 222 Огонь, который погонит людей к месту сбора Последнее знамение перед наступлением Часа — огонь, который выйдет со дна Аденского залива и погонит людей к месту сбора. Мы уже приводили хадисы, в которых Посланник перечисляет большие признаки наступления Судного дня и упоминает десять таких признаков: «...и последний: огонь, который выйдет из Йемена и погонит людей к месту сбора» [Муслим, № 2901]. Анас передаёт что 'Абдаллах ибн Салям, узнав о переселении Пророка в Медину, пришёл к нему и стал задавать ему вопросы. Он сказал: «Я пришёл спросить тебя о трёх вещах. Что будет первым признаком того, что Час настал?» Посланник ответил: «Первым признаком наступления Часа станет огонь, который погонит людей с востока на запад» [Бухари]. А 'Абдаллах ибн 'Умар передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Перед Судным днём из Хадрамаута выйдет огонь, который погонит людей к месту сбора». Люди сказали:«О ПосланникАллаха, и что ты велишь нам делать?» Он сказал: «Отправляйтесь в Шам» [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 3603]. Посланник рассказал нам о том, как этот огонь соберёт людей: «[В День Воскресения] люди будут собраны тремя способами: [первым из них будут собраны] желающие [попасть в Рай] и боящиеся [оказаться в Огне]. [Вторым способом будут собраны те, кто поедет] на верблюдах по двое, по трое, по четверо и по десять человек. Что же касается остальных, то их соберёт огонь, который останется вместе с ними там, где они остановятся на полуденный отдых, и там, где они будут ночевать, и там, где они встретят утро, и там, где их застанет вечер» [Бухари]. А Му'авия ибн Хайда передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, вы будете собраны пешими и едущими верхом, а некоторых будут тащить лицом вниз вот сюда» — и он указалрукой в сторону Шама [Ахмад; Тирмизи; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 2298]. Последними огонь пригонит к месту сбора двух пастухов из Музайны. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Люди покинут Медину, несмотря на то что она будет в своём наилучшем состоянии, и не станет появляться там никто, кроме посещающих её в поисках пропитания [зверей и птиц]. Последними же, кто будет собран, окажутся два пастуха из племени музайна, которые направятся в Медину, прикрикивая на своих овец, и обнаружат ее пустой, когда же они достигнут Саният-аль-Вада', то упадут замертво» [Бухари; Муслим; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 683]. Местом сбора, к которому огонь будет гнать людей, станет Шам. В книге ар-Руб'и «Фадаиль аш-Шам = Достоинства Шама» приводится такой хадис от Абу Зарра: «Щам — место сбора и Воскрешения» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 3620] 97. Некоторые учёные считают, что сбор этот будет уже в мире вечном. Аль-Куртуби передаёт, что такого мнения придерживался аль-Хуляйми и Абу Хамид аль-Газали [Куртуби. Тазкира; Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 379]. А аль-Хаттаби, ат-Тайиби, кади 'Ияд, аль-Куртуби, Ибн Касир иИбн Хаджар считали, что сбор этот будет в конце существования этого мира. Тогда выйдет огонь со дна Аденского залива и погонит людей в Шам [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 380-389; Куртуби. Тазкира]. Ибн Касир говорит об этих хадисах: «Хадисы эти указывают на то, что это будет сбор живущих в самом конце времён из других мест в Шам, который будет местом сбора. При этом будут три группы людей: обеспеченные и едущие верхом; те, кто то едет, то идёт пешком, сменяя друг друга на одном верблюде, как уже говорилось в двух "Сахихах": "Двое на одном верблюде, и трое на одном верблюде, и десять на одном верблюде",то есть они будут ехать по очереди, потому что верховых животных будет мало, как уже было сказано и как это разъясняется в другом хадисе; остальных пригонит огонь, который выйдет со дна Аденского залива и, окружив людей, словно подкова, погонит их к месту сбора, а тех, кто отстанет, он поглотит. Всё это указывает на то, что произойдёт это ещё в этом мире, в самом конце его существования — ведь еда, питьё, езда верхом и поглощение огнём отставших людей — всё это происходит в этом мире. Если бы это было уже после дуновения в Рог, возвещающего о Воскрешении, не осталось бы смерти и не осталось бы верховых животных, еды, питья и одежды — ведь это уже Судный день. Поэтому весьма удивительно то, что Абу Бакр аль-Байхаки, приведя большую часть этих хадисов, сказал, что всё это будет происходить
97 Этот хадис приводят Ахмад, Ибн Маджа, ар-Руб'и со слов Маймуны бинт Са'д
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 224 уже в Судный день. Он предпочёл эту версию тому, о чём мы сейчас сказали, а в качестве доказательства своей точки зрения привёл слова Всевышнего: "В тот день Мы соберём благочестивых перед Милостивым почтённой делегацией, а грешников погоним в Геенну, словно на водопой" (сура 19 "Марьям"», аяты 85-86). Как аль-Байхаки приводит хадис в качестве разъяснения для аята, когда в этом хадисе говорится: "и по двое на верблюде, и по десять на верблюде",что ясно указывает на острую нехватку верховых животных? Одно явно не согласуется с другим. А Аллах знает обо всём лучше. В аяте говорится о животных Рая, на которых верующие из мест, где Всевышний вершил над ними Суд, отправятся в Рай, и онибудут совсем не такими...» [Ибн Касир. Фитан].
БОЛЬШОЕВОСКРЕШЕНИЕ
Вступление Хвала Аллаху, Который может всё и для Которого нет ничего невозможного, Который знает все о Своих творениях и властвует над ними. Он сотворил рабов Своих из небытия и в него возвратит их вновь, после чего ещё раз вернёт их к жизни, когда пожелает. Мир и благословения Его избранному рабу и посланнику, обладателю великого заступничества и почётного положения, а также его семье, его сподвижникам и всем тем, кто достойно следовал их путём, до самого Судного дня. Это вторая книга дилогии «Судный день». В ней мы продолжим наш рассказ о том, что происходит с человеком после смерти. Темой данной книги являются события, которые будут происходить непосредственно в Судный день. Книга состоит из вступления и четырнадцати глав. Вступление даёт читателю общее представление о том, что же такое Судный день, или День Воскрешения. В первой главе перечислены названия Судного дня, даётся подробный комментарий к наиболее известным из этих имён и объясняется, почему у этого Дня столько названий. Во второй главе описывается гибель всего живого после дуновения в Рог, а также рассказывается о Роге, ангеле, который в этот Рог подует, и о том дне, когда это произойдёт. Кроме того, в этой главе упоминается о том, сколько раз ангел подует в Рог, и о тех, кто не погибнет после трубного гласа, когда погибнут творения. Третья глава посвящена описанию Воскрешения и состояния, в котором будут пребывать люди, когда оно начнётся. В четвёртой главе подробно описывается место, в котором будут собраны люди после Воскрешения.
ВСТУПЛЕНИЕ 227 В пятой главе приводятся доказательства того, что Воскрешение действительно будет, а также исчерпывающие ответы на возражениятех, кто не верит в Воскрешение. Шестая глава посвящена тому, что говорили о Судном дне и Воскрешении пророки и посланники (а все они непременно упоминали об этом, когда призывали и увещевали свои народы), также в ней приводятся цитаты о Судном дне из других Писаний. В седьмой главе рассказывается об ужасах Дня Воскрешения и приводятся аяты и хадисы, в которых говорится о сотрясении земли, уничтожении гор, превращении морей в бушующее пламя, движении небес и их раскалывании, скручивании солнца, исчезновении луны, рассеивании звезды и других великих и страшных событиях этого Дня. В восьмой главе описывается положение людей в Судный день и разъясняется, что в этот День будет три группы людей: неверующие и многобожники; верующие-грешники; праведные и богобоязненные верующие. При рассказе о неверующих упоминается унижение, которому они подвергнутся, их взаимные обвинения и препирательства, тщетность всех их дел и безнадёжность их положения. При рассказе о грешниках упоминаются некоторые грехи, за которые они понесут наказание в этот великий и страшный День. О праведных же верующих говорится, что они будут избавлены от ужаса, который охватит всех остальных в День Воскрешения, а также упоминаются некоторые благие дела, которые служат причиной избавления человека от этого ужаса и спасают его от Огня. В девятой главе речь идёт о великом заступничестве и достойном положении, которое будет занимать в Судный день Пророк и которое даровано ему одному и никому более. Он один имеет право ходатайствовать пред Господом о том, чтобы Он избавил людей от ужасов сбора и предстояния. После этого заступничества Всевышний Аллах разделит Своих рабов на две группы, и обитатели Рая отправятся в Рай, а обитатели Огня — в Огонь. Десятая глава посвящена описанию расчёта и воздаяния. Эта глава достаточно объёмна. В ней рассказывается о том, что такое расчёт, как и где он будет происходить, кто будет подвергнут расчёту, о чём именно будут спрашивать людей, а также о том, за какие дела рабы Всевышнего будут рассчитаны в первую очередь. В этой главе разъясняется, что расчёт будет трёх видов: обсуждение; показ; порицание и упрёки.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 228 В одиннадцатой главе рассказывается о том, как все живые существа, включая людей, будут сводить счёты друг с другом и как посредством этого будут устранены взаимные обиды и восстановлена справедливость. Двенадцатая глава посвящена описанию Весов и разъяснению убеждений приверженцев Сунны относительно них. В этой главе также рассказывается о том, что именно будет взвешиваться на этих Весах и какие дела окажутся наиболее тяжёлыми на них в Судный день. В тринадцатой главе приводятся десять хадисов, в которых говорится о водоёме Пророка ,огромных размерах этого водоёма, кристальной чистоте и сладости его воды, а также о тех, кто будет пить из этого водоёма, и о тех, кого от него отгонят. В четырнадцатой главе рассказывается о том, как обитателей Рая соберут и отправят в Рай, а обитателей Огня — в Огонь, а также о мосте Сырат и убеждениях приверженцев Сунны относительно него. Прошу Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он сделал нас одними из преуспевших и спасённых в этот День, простил нам наши грехи и проступки, возвысил наши степени в Раю и укрыл нас в Своей тени в День, когда не будет иной тени, кроме Его тени... Поистине, Он — Слышащий, Близкий, Отвечающий на мольбы. И мир и благословения Аллаха Его рабу и посланнику Мухаммаду и его семье и сподвижникам.
Профессор 'Умар Сулейман аль-Ашкар
Придёт день, в который Живой и Вечносущий уничтожит жизнь ивсё живое. Всевышний Аллах сказал: «Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обла ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|