Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют ещё раз, И тогда они встанут и будут смотреть.
Сура 39 «Толпы», аят 68
103 Ат-Тирмизи сказал о нём: «Хороший достоверный хадис».
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 250 Первый трубный глас назван в Священном Коране «сотрясающим», а второй — «следующим за ним». Всевышний Аллах сказал: «В тот день сотрясётся все от сотрясающего гласа 104, вслед за чем последует ещё одно сотрясение 105 » (сура 79 «Исторгающие», аяты 6-7). А в другом месте Корана первый трубный глас назван «гласом», а о втором говорится как о дуновении в Рог. Всевышний сказал: «Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил» (сура 36 «Йа Син», аяты 49-51). Существуют хадисы, в которых ясно говорится о том, что трубных гласов будет два. Абу Хурайра 'Абдаллах ибн 'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха
Ибн Мас'уд
105 Раздастся второй трубный глас, после которого начнется Воскрешение. 106 Слова сподвижника, сообщение с сильным иснадом.
ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 251 Ayс ибн Аус ас-Сакафи Немалая часть учёных, в том числе Ибн Хаджар аль-Аскаляни [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369] и аль-Куртуби [Куртуби. Тазкира], придерживаются мнения, что трубных гласов будет два, как указывают на это аяты и хадисы. Другая часть учёных пришла к выводу о том, что трубных гласов будет три: после первого все живое парализует страх, после второго все живое погибнет, а после третьего произойдёт Воскрешение. Это мнение Ибн аль-'Араби [Маджму' аль-фатава], Ибн Таймийи [Фатх Аль-Бари; Куртуби. Тазкира], Ибн Касира [Ибн Касир. Фитан] и ас-Сафарини [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа]. Вот их доказательство: Всевышний Аллах упоминает в Коране трубный глас, после которого всё живое охватит ужас: «В тот день подуют в Рог, и примут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить» (сура 27 «Муравьи», аят 87). Кроме того, они приводят некоторые хадисы, в которых упоминается три трубных гласа, например, длинный хадис о Роге, приводимый ат-Табари, в котором говорится: «После этого он подует в Рог три раза. Это будет глас, вселяющий ужас, глас, который погубит все живое, и глас, после которого создания предстанут пред Господом миров» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369].
Что касается аята, приводимого сторонниками упомянутого мнения, то в нём не говорится прямо, что это будет третий трубный глас. Если Всевышний говорит об ужасе, который охватит все живое на небесах и на земле, когда раздастся трубный глас, это вовсе не указывает на существование ещё одного трубного гласа. Ведь и во время первого трубного гласа все живое испытает страх, прежде чем погибнуть, и во время второго трубного гласа люди испугаются, когда вдруг воскреснут из мёртвых. Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Различие между страхом и гибелью вовсе не означает, что они не могут сопутствовать друг другу во время первого трубного гласа» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369].
107 Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным. БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 252 А в книге «Ат-Тазкира = Напоминание» аль-Куртуби есть такие слова: «Трубный глас, вызывающий страх, — это и есть тот глас, после которого погибнет все живое, поскольку в данном случае одно предполагает другое: всех живых охватывает непередаваемый ужас, и они погибают» [Куртуби. Тазкира]. Что же до хадиса о Роге, то он слабый (да'иф)и путаный (мудтариб)108,как говорит великий учёный-хадисовед Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да помилует его Аллах), который передаёт, что аль-Байхаки также считал этот хадис слабым [Фатх Аль-Бари, т. И, с, 369]. А Ибн Хазм (да помилует его Аллах) сказал, что «в Судный день будет четыре трубных гласа: после первого погибнет всё живое, а после второго все воскреснут, поднимутся из могил и будут собраны для расчёта. После третьего трубного гласа всех охватит страх и они будут поражены. От него никто не умрёт, но все они впадут в состояние, подобное состоянию лишившегося чувств. А когда раздастся четвёртый глас, все они очнутся и придут в себя» [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 446]. Ибн Хаджар приводит эти слова Ибн Хазма и говорит далее: «Нигде нет ясного указания на то, что трубных гласа будет не два, а четыре, как утверждает он. На самом деле их будет всего два. А описываются они по-разному потому, что эти два трубных гласа оказывают разное влияние на тех, кто их слышит. Когда раздастся первый трубный глас, все живое умрёт, кроме тех, кого Аллах пожелал оставить, — эти не погибнут, но будут поражены и лишатся чувств. А когда раздастся второй трубный глас, умершие воскреснут, а те, кто не умирал, очнутся. А Аллах знает обо всём лучше» [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 446].
Те, кто не умрёт после первого трубного гласа Великий и Всемогущий Создатель сообщил нам о том, что некоторые из обитателей небес и земли не погибнут после первого трубного гласа: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39 «Толпы», аят 68).
108 То есть передаваемых в разных, противоречащих друг другу формах, причём их невозможно согласовать и невозможно предпочесть одни версии другим, так как все они равносильны.
ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 253 Среди учёных существуют разногласия по поводу того, кто именно станет этим исключением, о котором Всевышний сказал: «...кроме тех, кого Аллах пожелает оставить». 1. Ибн Хазм считал, что этим исключением станут все ангелы, потому что согласно его убеждениям ангел представляет собой дух, в котором нет духа, и потому ангелы вообще не могут умирать [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. Однако с этим последним утверждением можно поспорить. Ведь ангелы принадлежат к числу творений Всевышнего Аллаха. Они — его рабы, подвластные Ему создания, Он сотворил их, и Он способен умертвить их и оживить. В достоверном хадисе Пророка 2. Мукатиль и некоторые другие считали, что после трубного гласа останутся в живых Джибриль, Микаиль, Исрафиль и. Ангел смерти [Ибн аль-Каййим. Рух; Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. Некоторые учёные добавляют к ним ещё и ангелов, которые несут на себе Трон [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. При этом они опираются на хадисы, которые учёные не относят к числу достоверных [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371].
3. Имам Ахмад ибн Ханбаль (да помилует его Аллах) утверждал, чтоимеются в виду обитающие в Раю гурии и отроки. Ханбалит Ибн Исхак ибн Шакиля и ад-Даххак ибн Музахим добавили к ним ещё и стражей Ада, а также змей и скорпионов, обитающих в нём [И6н аль-Каййим. Рух; Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Что же касается исключения, то им являются гурии, обитающие в Раю, поскольку в Раю нет смерти» [Маджму' аль-фатава]. 4. Абу аль-'Аббас аль-Куртуби, автор книги «Аль-Муфхим иля шарх Муслим = Способствующие пониманию комментарии к "Сахиху" Муслима», утверждал, что этим исключением являются все умершие, поскольку они ничего не чувствуют и не могут быть поражены и умерщвлены [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 370]. Мнение Абу аль-'Аббаса верно, если под этим поражением понимать гибель, потому что человек умирает только один раз. Всевышний сказал: «Там они не вкусят смерти после первой смерти» (сура 44 «Дым», аят 56). Ибн аль-Каййим посвятил одну главу своей книги «Ар-Pyx = Дух» разъяснению того, что между учёными существуют разногласия относительно смерти души во время первого дуновения в Рог. При этом Ибн аль-Каййим делает заключение о том, что смерть души — это отделение её от тела и её выход из тела, и опровергает утверждение тех, кто настаивает на гибели и исчезновении души. Он говорит, что аяты и хадисы указывают на то, что после смерти человека душа продолжает существовать и переходит в барзах, где подвергается мучениям или испытывает блаженство [Ибн аль-Каййим. Рух]. Если же это поражение всего живого после первого трубного гласа объяснить как впадение в бессознательное состояние, лишение чувств, своеобразный обморок, то с душой (духом) это может произойти, и она уже не может стать исключением, о котором говорит Всевышний. Человек может увидеть или услышать нечто такое, что сильно потрясёт его и испугает, и он лишится чувств, как это произошло с Мусой, когда он увидел, как гора содрогнулась и сдвинулась со своего места: «...и Муса упал без чувств» (сура 7 «Ограды», аят 143). Об этом ясно говорится в некоторых хадисах.
109 Здесь и в следующей версии хадиса нет слов «в День Воскрешения», отсутствие которых очень важно. Если сопоставить этот хадис с аятом «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39 «Толпы», аят 68), то можно увидеть, что в хадисе говорится о том же поражении, что и в аяте. То есть оба этих текста указывают на поражение, которое произойдет после первого дуновения в Рог. Но из-за слов «в День Воскрешения», которые встречаются в некоторых версиях хадиса, некоторые ученые сказали, что поражение, о котором говорится в этом хадисе, это не то поражение, о котором говорится в аяте. Поэтому автор книги приводит различные версии хадиса, то есть с упоминанием о Дне Воскрешения и без него. ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 255 среди тех, для кого Аллах сделает исключение 110 » [Бухари. Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 441]. Аль-Бухари приводит этот хадис от Абу Хурайры в таком виде: «Я буду первым, кто поднимет голову после второго трубного гласа, и я увижу Мусу, держащегося за Трон. И я не знаю, оставался ли он в таком состоянии или же он просто успел прийти в себя после трубного гласа» [Бухари. Фатх Аль-Бари.т. 8, с. 551]. А вот ещё одна версия этого хадиса, приводимая в «Сахихе» аль-Бухари: «Люди будут поражены в Судный день, и я буду первым, кто очнётся, и я увижу Мусу, держащегося за Трон. И я не знаю, очнётся ли он до меня или же он из тех, кого Аллах сделал исключением» [Бухари. Фатх Аль-Бари, т, 11, с. 367]. В этом хадисе ясно говорится о том, что даже люди, которые уже умерли, будут поражены, и если Посланник Аллаха Некоторые учёные сказали, что после первого трубного гласа мученики впадут в состояние, подобное обмороку, тогда как на остальных умерших это не распространяется. Некоторые добавляют к мученикам ещё и пророков. Секрет этого раскрывает шейх Ахмад ибн 'Умар аль-Куртуби: «Мученики после своей мученической смерти остаются живыми и получают удел свой у Господа и радуются, а это — свойства живых людей в этом мире. И если таково положение мучеников, то пророки ещё больше заслуживают подобного. К тому же Пророк
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 256 Аль-Байхаки считал, что мученики и пророки после первого трубного гласа впадают в состояние, подобное обмороку. При этом о пророках он говорит следующее: «Я считаю, что они — живые у Господа своего, как и мученики, и когда раздастся первый трубный глас, они будут поражены, однако это не будет смертью в полном смысле этого слова. Они просто лишатся чувств. Пророк Если исходить из такого понимания данного вопроса, получается, что пророки и мученики не являются исключением, и они тоже будут поражены. Ибн 'Аббас, Абу Хурайра и Са'ид ибн Джубайр передают, что пророки и мученики входят в число тех, кого Аллах сделал исключением и на кого не распространится поражение [Ибн аль-Каййим. Рух]. Ибн Хаджар передаёт это от аль-Байхаки. Если под исключением понимать избавление их от смерти после первого трубного гласа, тогда это верно. Если же понимать под этим, что они не будут поражены, как это следует из хадиса о Мусе, тогда это неверно. Некоторые учёные считают, что мусульманину вообще не следует строить предположения относительно того, кто именно станет исключением, потому что нет аятов или достоверных хадисов, в которых уточняется это. Аль-Куртуби говорит: «Наш шейх, Абу аль-'Аббас, сказал: "Нет достоверных хадисов, в которых содержался бы ответ на этот вопрос, поэтому любые версии могут оказаться правильными"» [Куртуби. Тазкира]. Ибн Таймийя сказал: «Что касается исключения, то это гурии в Раю, так как в Раю нет смерти. Но это могут быть не только они, но и другие — их всех мы не можем назвать с уверенностью, ведь Аллах упомянул в Своей Книге об исключении, не разъяснив при этом, кто именно будет избавлен от поражения после первого трубного гласа... Сам Пророк
ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 257 пророков — Аллах не дал нам ответа на них, а ответ на подобные вопросы можно получить только из аята или достоверного хадиса. А Аллах знает обо всём лучше» [Маджму' аль-фатава]. Аль-Куртуби передаёт, что аль-Халими отвергал версию о том, что исключением, упомянутым в аяте, станут ангелы, несущие Трон, Джибриль, Микаиль и Ангел смерти, или гурии и отроки Рая, или Муса. Свою позицию он объяснил так: «Что касается ангелов — носителей Трона, то они не относятся к числу обитателей небес или земли, потому что Трон — над всеми небесами, так как же ангелы, несущие его, могут быть в небесах? Что же касается Джибриля, Микаиля и Ангела смерти, то они относятся к числу тех, кто стоит рядами вокруг Трона и возносит хвалу Всевышнему, а поскольку Трон над небесами, как они могут быть в небесах? Что же касается гурий и отроков Рая, то Рай, даже если учесть, что в нём много уровней и одни его части расположены выше других, всё равно находится выше небес и ниже Трона. И Рай сотворен для того, чтобы существовать вечно, и не может быть сомнений в том, что он отделён от всего того, что Аллах сделал тленным... А о Мусе можно сказать лишь то, что он уже умер, и после первого трубного гласа, конечно же, не умрёт ещё раз» [Куртуби. Тазкира]. Он также не согласился с утверждением о том, что упомянутым исключением станут все те, кто уже умер: «Об исключении можно говорить лишь в том случае, когда речь идёт о тех, кто может войти в общую массу, а о тех, кто в общую массу изначально не входит, в принципе нельзя говорить как об исключении. Те, кто умер ещё до трубного гласа, не являются объектом для поражения, поэтому нет оснований для того, чтобы считать их исключением» [Куртуби. Тазкира]. Он считал, что похожее на обморок состояние, в которое впадёт Муса, — это не поражение, в результате которого погибнут люди, а то состояние, в котором они будут пребывать, когда воскреснут. Аль-Куртуби говорит: «Наш шейх Ахмад ибн 'Умар скатил: "Хадис Пророка
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 258 Кади 'Ияд сказал: "Возможно, что под этим поражением подразумевается страх, который охватит людей сразу после Воскрешения, когда расколются небеса и земля, и аяты с хадисами говорят о разном111. А Аллах знает обо всём лучше"» [Куртуби. Тазкира]. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) был убеждён, что поражение, о котором говорил Посланник Аллаха А Аллах знает обо всём лучше.
111 То есть в аяте, в котором упоминается поражение, речь идёт о том, что после первого трубного гласа все умрут, а в хадисах под поражением подразумевается страх, который охватит людей сразу после Воскрешения, то есть речь идёт уже не о смерти, а об особом состоянии, в которое воскресшие впадут и которое охарактеризовано как «поражение».
Глава 3. Воскрешение
Чтотакое воскрешение? Под Воскрешением понимается возвращение телу человека первоначального вида и оживление его. Когда Всевышний Аллах пожелает воскресить Своих рабов, Он велит Исрафилю
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|