Административная школа управления и ее вклад в современную теорию управления.
На смену школе научного управления пришла административная (или классическая) школа. Возникновение административной школы, главным образом, связано с именем Анри Файоля, который создал «теорию администрации». Одной из основных целей административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, организация несомненно добьется успеха. Принципы управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Файоль сформулировал 14 основных принципов управления: 1) разделение труда (в его основе лежит специализация труда, повышающая квалификацию и уровень выполнения работы); 2) полномочия и ответственность (полномочия должны соответствовать ответственности); 3) дисциплина (предполагает выполнение достигнутых соглашений между фирмой и работником); 4) единоначалие (каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя); 5) единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей); 6) подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия, интересы государства должны быть выше интересов граждан); 7) вознаграждение (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей); 8) централизация (рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности); 9) скалярная цепь (иерархия) (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);
10) порядок (все должны знать свое место в организации); 11) справедливость (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму); 12) стабильность рабочего места для персонала (высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ведет к дополнительным издержкам, является следствием плохого управления); 13) инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи); 14) корпоративный дух (сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников). Считая предложенные им принципы универсальными, А. Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на следующих принципах: · функциональное разделение труда; · скалярная цепь команд; · единство распорядительства; · диапазон контроля. Административная школа менеджмента отличается игнорированием отдельного человека и его потребностей, за что ее представители часто подвергаются справедливой критике.
Читайте также: I. Нижний уровень блоков управления в инкубаториях Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|