Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школы человеческих отношений и поведенческих наук и их вклад в современную теорию управления.




Реакцией на недостатки классической школы явилось создание школы психологии и человеческих отношений. Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать более значимое влияние на эффективность работы предприятия, чем усилия его руководства по разработке оптимальной структуры, тщательному изучению функций, нормированию труда и т. д.

Осознание человеческого фактора в качестве основного элемента эффективной организации было обязано и достижениям в психологии. Школа человеческих отношений дала первый пример эффективного взаимодействия управления с другими науками, успехи и достижения которых давали мощный стимул развития управления.

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга, создавшего первую в мире школу промышленных психологов. Он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности.

Повышенный интерес к психологическим аспектам менеджмента отмечается и в работах Мэри Паркер Фоллетт (1868–1933), которая изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Она выдвинула идею гармонизации труда и капитала посредством правильной мотивации и учета интересов всех сторон. Основной заслугой Фоллетт является то, что она попыталась объединить в единое целое три школы в менеджменте (школу научного управления, административную и школу человеческих отношений), тем самым определив менеджмент как «обеспечение работы с помощью двух лиц». Она же впервые показала не только отрицательные, но и положительные последствия конфликта в коллективе.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880–1949), который провел ряд научно-исследовательских мероприятий, получивших название «хортонские эксперименты». Принято считать, что это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.

Изучая влияние различных факторов на производительность труда, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. «Хортонские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду; подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации.

Идеи школы человеческих отношений нашли свое развитие в работах представителей поведенческого подхода. Примерно с конца 50-х гг. ХХ в. школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом.

Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор, разработавший теорию «Х» и «У», в которой выделяет два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам.

Для организации типа «Х» характерно следующее: средний индивид стремится увильнуть от труда, не желает работать, проявлять активность, инициативность, избегает ответственности. Поэтому его нужно постоянно направлять, контролировать.

Суть теории «У» заключается в том, что люди не являются от природы пассивными, они становятся таковыми в результате работы в организации, поэтому для проявления и развития активности работников должны создаваться условия, позволяющие проявить инициативу, дающие возможность производительно трудиться.

Макгрегор пришел к выводу, что управление типа «У» гораздо более эффективно, что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно достигает и своих личных целей.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...